Философия ответы на вопросы. 28.10 ответы на вопросы. Основной предмет онтологии. Понятие бытия. Как онтология связывает философию и науку в собственном смысле слова
Скачать 55.95 Kb.
|
1 2 Рене ДекартНе отрицается существование Бога. Философы того времени еще придерживались теологической теории происхождения мира, и религия занимала значимое место в обществе. Самосознание обеспечивается Богом. Бенедикт СпинозаСпиноза считал, что взаимоотношения между людьми – это рациональная необходимость. Готфрид Вильгельм ЛейбницЭтот мыслитель выделил два вида истины: разума; факта. Иммануил КантОн работал над объединением эмпиризма и рационализма. Его философия называется трансцендентальный идеализм В основе этого понятия стоит мысль о том, что человек в научной деятельности и познавательном процессе должен руководствоваться разумом, при помощи которого он может достигнуть истины. Все полученные данные должны быть проверены с помощью критического анализа, и не должны приниматься на веру. Мыслители, придерживающиеся этого направления, считают, что познает мир человек при помощи разума, а на основе опыта и чувственных ощущений познаваемы только бытовые понятия. Боле сложные термины, такие как Бог или свобода, познаются рационально. 17) Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственные ощущения источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого ощущения, либо сведено к нему; Ф. БеконЕго считают родоначальником эмпиризма. Источником познания Бэкон считал опыт, который подтверждает или опровергает конкретную информацию. Т. ГоббсОн был учеником Бэкона и одним из его самых преданных последователей. Гоббс придерживался теории, согласно которой человек рождается с очищенным сознанием. Дж. ЛоккЗнаменитым, Локка сделала его работа «Опыт о человеческом разуме». В идеях Локка прослеживаются 3 основных постулата: у человека нет врожденных идей; разум новорожденного чист; в разуме не может появиться того, что прежде не существовало в ощущениях. Источник познания по Локку – жизненный опыт, который формируется под воздействием окружающей среды. Опыт может быть внешним и внутренним. Внешний опыт человек получает непосредственно при контакте с окружающим миром, внутренний – результат его собственных размышлений. 19) Сенсуализм - философское направление, признающее ощущения единственным источником познания; Ученые, изучавшие сенсуализм, сходились во мнении по поводу следующих предположений: В разуме нет ничего — все начинается с ощущений и чувств. Накопленный с помощью ощущений эмоциональный потенциал впоследствии раскрывается в разуме. Врожденные чувственные навыки не признаются. Ум человека — чистый лист, на который, впоследствии, записывается опыт. Материальный мир — одновременно источник знания и его аспект. Разум выполняет промежуточную функцию между чувствами и идеями, выступая в роли классификатора и обоснователя. Самыми первыми учеными, которые изучали чувственность и эмоции, были Эпикур и Протагор. В 19 веке проблемами чувственного восприятия занимался Виктор Кузен — французский ученый философ. Этьенн Бонно де Кондильяк — французский философ, которому принадлежит разграничение ощущений на осязание и все остальные — обоняние, вкус, слух и зрение. Известен критикой Джона Локка за его попытку связать сенсуализм с рефлексией. По его мнению рефлексия — это не самостоятельное понятие, а результат переработки сознательных действий и размышлений. Джордж Беркли — представитель сенсуализма в Ирландии 18 века. Его приверженность сенсуализму развивалась под влиянием протеста к реализму и материализму. Основным источником размышлений являлся Джон Локк. Девид Юм — представитель шотландского просвещения. Считается, что он был первооткрывателем науки психологии еще до ее официального появления. Разумное обоснование вещей без чувственного опыта, Юм считал бесполезным. Новые знания появляются в результате многократного повторения вещей и взаимодействия с ними. Эрнст Мах — австрийский физик, который исследовал слух и зрение, пытался донести утверждение, что вещи и их свойства — мнимые явления, которые никак не соотносятся друг с другом. Впоследствии, его учение стало отправной точкой возникновения таких учений, как бихевиоризм, неореализм, нейтральный монизм. 20) Детерминизм - учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности; Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности. В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов. Приверженцем однозначного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. От его идей отталкивались сторонники и противники модели организации мира. Поддерживали и дополняли его концепцию Л.И. Мечников, Э. Хантингтон и другие. Классификацию форм причинности определил Марио Бунге. Активно развивали идею о причинности и следствии физики: Максвелл, Лагранж, В.А.Фок. Детерминизм и индетерминизм — два полностью противоположных философских движения в области роли и места причинности. Последователи детерминизма уверены в объективном характере причинности. Сторонники индетерминизма, напротив, полностью отрицают объективную причинность, да и причинность в общем. 23) Идеализм (франц. idéalisme, от греч. idéa — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Позже Дидро дал определение понятию идеалистов. Французский деятель называл таких философов слепыми, признающими только собственное бытие, существование мира ощущений. Кант воспринимал направление теорией существования предметов в пространстве отдельно от человека. Мыслитель не принимал материальный вид течения. Немецкий классик был автором трансцендентного (формального) идеализма, который противостоял предыдущему. Основываясь на невозможности происхождения вещей вне нашего сознания, Кант утверждал, что ничто не способно существовать вне человеческого разума. 1800 год стал открытием Шеллингом теории распространения формального принципа до масштаба системы знаний в целом. Гегель полагал, что сущность учения сводится к непризнанию конечного неоспоримо действительным. Ученый полагал, что уважающая себя мыслительная наука подчиняется принципам конкретно этой направленности. По Марксу динамическая действительность развивалась только идеалистическими действиями, но образно. Материализм отражал созерцание, отсутствие действий. Энгельс в 1886 году утверждал, что сторонники теории первоначала духа над природой, невольно стали основателями идеалистической концепции. Противники, признающие главенство природы, становятся адептами материализма. Изданная в 1957-1965 годах в СССР «История философии», объясняла: «Основными этапами развития отрасли науки является противоборство пары ведущих течений, где одно отражает прорывные идеи общества, а другое сводится к консервативным, реакционным взглядам». История использования термина приобрела широкое распространение в XIX и начале XX века особенно в странах Европы. Сторонники Канта мнили себя идеалистами, представители британской школы абсолютного идеализма стали последователями Гегеля. Понять идеализм становится возможным если направить свои стремления к реализации абсолютной истины в повседневной действительности. 26) Позитивизм (Positivismus) философский — со времени Конта означает направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т. е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им своё исследование и изложение, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. 29) Феноменология — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Феноменология – учение о феноменах; Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта. Учение возникло благодаря идеям Декарта, Лейбница, Беркли, Канта Гуссерль 35) Трансцендентализм — философско-литературное течение, сформированное в конце 1820—1830-х годов в Новой Англии (США) [1][2][3] представителями радикальной интеллигенции бостонского «Трансцендентального клуба». Манифестом-эссе движения стал текст Ральфа Уолдо Эмерсона «Природа» (англ. Nature, 1836)[4]. Кроме Эмерсона к трансцендентализму относятся Г. Д. Торо, А. Б. Олкотт, М. Фуллер, Т. Паркер, Дж. Рипли, О. Фрозингем, Э. Пибоди, Ф. Хедж, У. Г. Чаннинг, С. Х. Уитман, Н. Готорн. Трансценденталисты объединились вокруг журнала «The Dial», просуществовавшего 4 года (1840—1844). 36) Трансцендента́льное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — выходящее за пределы чувственного опыта. Это понятие имеет долгую историю и употребляется в разном смысле разными философами. Наиболее распространено то значение, которое ему придал И. Кант. Он описывал этим словом то, что предшествует чувственному опыту и делает опыт возможным (например, пространство и время). Однако то, что принципиально недоступно опытному познанию (Бог, бессмертие души и т. п.), не считается, по Канту, трансцендентальным.[⇨] Вне воззрений Канта это слово употреблялось для обозначения предельно общих философских категорий бытия, таких как сущее, единое, истинное, благое и т. д. 37) В критицизме И. Канта феномен - явление, постигаемое в чувственном мире. Ноумен - такой конструкт, который сложился под влиянием чувств в разуме человека. 38) Коммуникация (от лат. communicatio -сообщение, передача) -передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). 40) Крити́ческий реализм — в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века. Уже из этого определения легко видеть крайнюю размытость, нечёткость этого термина. Главное, с позиции теоретиков критического реализма (точнее тех, кто провозглашал эту теорию) - чтобы критиковалось капиталистическое общество. Сложно рядом поставить, например, Бальзака и Чехова, основываясь лишь на "критике капитализма". Сам этот термин использовался преимущественно в социалистических государствах (СССР и его сателлиты). 1 2 |