Работа. миропонимание и научное достижение натурфилософии античности. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности
Скачать 18.42 Kb.
|
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАНАША КОЗЫБАЕВА" Реферат По дисциплине: «Основы естествознания» На тему: «Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности» Выполнила студентка группы ПМНО-20 очной формы обучения Педагогического факультета Акулина Е.М. Руководитель: Магистр естественных наук в области географии Рудер В.П. Петропавловск 2021 г. Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир – живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого, когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Одним из выдающихся достижений античной цивилизации стала натурфилософия (философия природы, целостное учение об окружающем мире) – первая историческая форма научного знания. Натурфилософия (философия природы) стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений В ранней древнегреческой натурфилософии господствовала идея о некоторых исходных первоначалах, лежащих в базе мироздания. К таким первоначалам, из которых якобы создается весь окружающий мир, относили либо так называемые четыре ʼʼстихииʼʼ (воду, воздух, огонь, землю), либо мифическое первовещество (к примеру, ʼʼалейронʼʼ, придуманный древнегреческим натурфилософом Анаксимандром).. Как уже отмечалось, в рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н. э.) предлагал, например, в качестве такого первоначала огонь. При этом Гераклит считал, что «все обменивается на огонь и огонь - на все, подобно тому как золото на товары, а товары на золото Подобным образом понимали основу мироздания и представители милетской школы. Ее основатель Фалес Милесский (примерно 625-547 гг. до н. э.) полагал, что началом всего существующего является вода. Все возникает из воды и, в конце концов, обращается в воду, - учил он. Ученик Фалеса Анакашен (около 585-524 гг. до н. э.) признавал за основу всего воздух, обладающий способностью разрежаться и уплотняться. Различной степенью его разрежения и уплотнения он объяснял возникновение всех тел окружающего мира. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - облаками, водой и землей. Движение воздуха, порождающее многообразный мир, происходит вечно. Другой ученик Фалеса Анакашандр (610-546 гг. до н. э.) пошел несколько иным путем. Он отказался принять за первооснову мира какую-либо из вышеупомянутых четырех «стихий» (т. е. воду, воздух, огонь, землю), ибо считал, что не может быть первоосновой какое-либо состояние материи в ее конкретной, чувственно воспринимаемой форме. Первоосновой мироздания он считал качественно неопределенное мифическое первовещество, которому он дал наименование «апейрон» (в переводе - беспредельное, неопределенное). Анаксимандр полагал, что «апейрон» первоначально представлял собой неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которой в конце концов произошло все многообразие мира. Заметим, что идея первоначал как царства «стихий» было характерной чертой античной натурфилософии. Начало развития философии было положено в Древней Греции в 5-4 вв. до н.э. Она возникла и развивалась в соответствии с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, звезд, животных, растений и человека. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но в мифах вопрос стоит: кто родил сущее? а у философов Греции: из чего все произошло? Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано - она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Представления древних греков о мире, его возникновении, развитии и строении получили название натурфилософских. Натурфилософия - философия природы. Совокупность философских попыток толковать и объяснять природу, рассматривая ее с точки зрения единства и целостности. Цель натурфилософских размышлений - в выяснении устойчивых, регулярных начал природных явлений, познании связей и закономерностей природного мира, объединении общего знания о нем, определении важнейших естественнонаучных понятий. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности. Рождаясь из космогонии, сохраняя в себе мифологические черты, античная натурфилософия возникает фактически до появления собственно философии в ее классической форме и может быть названа исторически первой формой философии. Ее родоначальницей является ионийская философия 6-5 вв. до н.э.. Греческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. В дальнейшем многие вопросы натурфилософии получают уже естественнонаучный характер и именуются физикой, физиологией или учением о природе. Само понятие «натурфилософия» впервые встречается у Сенеки (стоицизм, 1 в. н.э.) Состояние развития современной натурфилософии в большей степени зависит от соответствующего состояния естественных наук. Пройдя сложный исторический путь от мифологической космогонии до современной научно обоснованной космологии, в настоящее время натурфилософия рассматривается как критика и теория познания естественных наук и нередко именуется философией естествознания. Таким образом, в натурфилософском миропонимании прослеживается попытка вывести теоретически обобщённое, абстрагированное от природного начала. И в этом плане значение “любомудрия” первых философов природы для всей последующей античной мысли трудно переоценить. |