Реферат. Тема. Мысль народная
Скачать 16.06 Kb.
|
Тема: «Мысль народная». Война 1812 г. не случайно получила название Отечественной. Народный характер этой войны ярче всего проявился в партизанском движении, которое сыграло стратегическую роль в победе России. Отвечая на упреки в "войне не по правилам", Кутузов говорил, что таковы чувства народа. В письме к маршалу Бертье, он писал: «Трудно остановить народ, ожесточенный всем, что он видел; народ, который в продолжение стольких лет не знал войны на своей территории; народ, готовый жертвовать собой для Родины...». Деятельность, направленная на привлечения народных масс к активному участию в войне, исходила из интересов России, правильно отражала объективные условия войны и учитывала те широкие возможности, которые проявились в национально-освободительной войне. В романе Толстой показал качества, свойственные нашему народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой — силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках. Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным — милосердие (т.IV, ч.4, гл.6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т.IV, ч.4, гл.9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них» (т.IV, ч.4, гл.13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл.6). Тема: «Кутузов и Наполеон в романе» Вместе с армией и народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Армия оккупантов вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а их командующий – идеей мирового господства, культом своей личности, манией величия. “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны… Цель каждого из этих людей…состояла в том, чтобы удержать приобретенное” (т.3, ч.3, гл.26.) 2. Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен и будет изгнан. Ставка Наполеона на самые низменные инстинкты солдат его разноплеменной армии: приобрести имение в России, награбить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь. 3. Кутузов показан Толстым не пассивным, а активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска. “…Он (Кутузов) все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает, ничего вредного не позволит…, а главное, - думал князь Андрей, - почему веришь ему, - это то, что он русский…” (т.3, ч.2, гл16.) 4. Кутузов обращается к преследующим врага русским солдатам со словами: “пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно”. 5. В самые тяжелые дни для России Кутузов с солдатами, с народом. “Последней степенью подлости” называет Толстой бегство императора от геройской армии” (т.4, ч.3, гл.18.) 6. Портрет Кутузова - простота, естественность, правдивость. Портрет Наполеона – фальшь, высокомерие, насмешка. Отрицание величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны. Именно поэтому Наполеону противопоставляется истинно народный полководец Кутузов. Вывод: Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа-эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армией грабителей, мародеров и убийц. |