Детские казахские обряды.. детские казахские обряды. Мкоу Путьильичёвская сош Палласовский муниципальный район
Скачать 2.7 Mb.
|
МКОУ «Путьильичёвская СОШ» Палласовский муниципальный район Районный праздник «Пасхальная радость» «Семейные традиции как одна из форм исторической памяти» Казахские детские обряды п. Путь Ильича 2019 Цель: выявление особенностей и ценности старинных детских обрядов и традиций казахов Задачи:
Для казахов рождение ребенка всегда было самым большим и радостным, несравнимым ни с каким – либо другим, событием. Обитатели степи считали, что Всевышний сделал для их семьи священный дар. Суюнше – подарок за радостную весть Того, кто принес эту хорошую весть (суюнше), родные и близкие молодых родителей одаривали подарками. Отдавали иногда самое ценное из того, что имелось в доме или хозяйстве (деньги, ювелирные украшения, музыкальные инструменты, скот, скакунов-иноходцев, соколов – охотников, и т.д.) Родители новорожденного и родные приносили в жертву барашка и благодарили Аллаха за ниспосланное им счастье. Собирали дома гостей и угощали традиционными национальными блюдами (бешбармаком, куурдаком, баурсаками, сладостями и пр.) Кыркынан шыгару (выведение из сорока дней) Когда исполнялось сорок дней от роду, ребенка купали в соленой воде. После купания поливали младенца сорока ложками ритуальной освящённой воды. В чашу предварительно клали монеты и серебряные украшения – подарок женщинам, которые участвовали в этом священнодействии. В этот же день ребенку в первый раз стригли волосы и ногти. В этом участвовали раньше тоже только женщины. После ритуального состригания волос и ноготков, женщинам преподносились подарки. Ходом всего этого праздника руководят бабушка новорождённого малыша и киндик – шеше (вторая мать, а по-русски крёстная мать) Во время праздника проводится ещё обряд – «Имянаречение» В большую комнату, полную гостей, бабушка выносит своего внука (внучку), показывает всем и от имени малыша здоровается с присутствующими. Гости приносят младенцу дары. Мулла (священнослужитель) становится у изголовья малыша, поворачивается лицом на восток и читает специальную молитву «Азан шакыру», то есть призывает в свидетели Аллаха и всех присутствующих, потом, опустившись на колени, символически «кричит» по три раза в ушки ребенка выбранное родителями имя. Обряд Бесикке - салу (укладывание в колыбель). Сейчас, конечно, об этом обряде знают далеко не многие, т.к. он несколько видоизменился: киндик - шеше не накрывает малыша семью вещами, просто готовит ему приданое и коляску. При изготовлении люльки использовали натуральное сырье: древесину и кожу. Люльку выкрашивали в яркий цвет, наносили рисунки – символы, привязывали на перекладину различные амулеты – обереги: яркие бусины, камни из священных мест и т. д. Подушки, одеяльца, перевязочные ремни выполняли из разноцветной красивой ткани, чтобы уберечь ребенка от нехорошего взгляда. Этот обряд также доверяли киндик-шеше. Она укладывала младенца в люльку и, сопровождая действия песней, накрывала семью вещами: специальным одеялом, халатом, головным убором и штанишками, шубой и сверху клали узду и нагайку. Тисау кесу (разрезание пут). Из старинных детских обрядов по сей день существует этот обряд. Ребенку, начинающему ходить, перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала или многодетная, энергичная, подвижная женщина, или удачливый трудолюбивый мужчина. Родители выбирали для такого действа того, на кого хотели, чтобы «в пути» (т.е. в жизни) были похожи их доченька или сын. Разрезанный шнур затем сжигали. В настоящее время возрождается у молодого поколения интерес к прошлому. Люди хотят знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды из поколения в поколение. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится историей. И чем дальше идёт время, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия является одной из актуальных задач. |