Твардовский. 8 кл Твардовский. мне нужно наглотаться воздуха времени
Скачать 35.96 Kb.
|
Судьба страны в поэме А.Т. Твардовского «ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ» 8 класс Дата: 28.03.22 Тема: «МНЕ НУЖНО НАГЛОТАТЬСЯ ВОЗДУХА ВРЕМЕНИ». Ход урока Вступление Учитель: Я думаю, нет человека, которого не интересовала бы судьба нашей страны. Вы многое знаете об этом из предыдущих курсов по литературе и истории. А как же представлена судьба страны в поэме А.Т. Твардовского «ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ»? Что станет предметом нашего разговора исходя из темы и эпиграфа к ней?
I. Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку. Сообщить тему и цели урока. Создать эмоциональный фон для восприятия поэмы. Учащиеся должны проинтерпретировать эпиграф ко всей теме и к уроку.
II. Слово учителя. В прошедшем учебном году мы знакомились с биографией А.Т. Твардовского. Говорили о его жизненном и творческом пути, о замысле и значении поэмы «Василий Теркин», анализировали стихотворения «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…», «Я убит подо Ржевом». Вспомним основные вехи жизни и творчества А.Т. Твардовского. Учащиеся называют основные этапы в жизни и творчестве А.Т. Твардовского – одной из самых ярких и противоречивых фигур в русской советской литературе. Вывод: Первые послевоенные годы были очень трудными для Твардовского. Прошел две войны (Финскую и Великую Отечественную). Вынес нападки критиков за книгу «Родина и чужбина» в 1948 году. Пережил снятие с поста главного редактора журнала «Новый мир» в 1953 году за «неправильную линию в области литературы», «за идейно порочную» поэму «Теркин на том свете», характеризовавшуюся как «пасквиль на советскую действительность». Выдержал оскорбительное клеймо «кулацкий сынок», висевшее на нем до 1956 года. Всё это вызвало крайнюю усталость писателя. Вся жизнь Твардовского – постоянный и мучительный путь к правде, «как ни была горька» эта правда. «Трудный мой год, – записывает поэт 20 сентября 1954 года. – Подводя грустные итоги, можно отметить, что я понес поражение «по всем трем» линиям: журнал, поэма, личное дело в райкоме. Целый этап жизни окончился решительно, и нужно начинать другой, а душевных сил мало» [3]. Сегодня мы постараемся выяснить, как складывалась история поэмы «За далью – даль», каков был замысел поэта и его реализация, рассмотрим жанр поэмы. Для этого поговорим об авторе и проанализируем главы поэмы: «В дороге», «Две дали», «Литературный разговор», «С самим собой». Формирование новых знаний, умений, навыков III. Слово учителя об истории поэмы “За далью – даль» и ее значении. А.Т. Твардовский остро переживал наступивший творческий кризис и понимал, что преодолеть его можно только освежив поэтическую мысль, что необходимо восстановить духовные силы. Решить эту проблему, по его мнению, можно лишь отправившись в путешествие по стране. Поездки, дорогу поэт воспринимал как спасительное средство:
В период с 1948 по 1959 годы Твардовский совершил поездки на Урал, не раз отправлялся в Сибирь, на Дальний Восток, к Тихому океану. Впечатления от этих разных путешествий по стране и составили сюжетную линию «путевого дневника», послужившего основой для выхода в свет поэмы «За далью – даль». Мысль о поэме, пришла Твардовскому в 1949 году. Поэт вспоминал: «Как-то раз при переезде через Амур возле Комсомольска-на-Амуре я впервые подумал, что мог бы написать поэму со свободным, ничем не стесненным и ничем не ограниченным сюжетом, в которую втоптал бы все свои нынешние, прежние и, возможно, будущие впечатления от поездок. Мысль эта мелькнула у меня как раз на мосту через Амур, и я даже схватил какие-то строчки, которые потом и легли в стихотворение «Мост» [12]. Много и трудно работал Твардовский над книгой, в которой видел выход из творческих затруднений. Новые дали вставали перед ним и перед советской поэзией вообще. Сложилась, наконец, долгожданная песня о послевоенном мирном труде, о светлой дали будущего Родины. IV. Словарная работа. Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах [10]. Конъюнктурщик – беспринципный человек, действующий в зависимости от сложившейся в данный момент обстановки, от стечения обстоятельств [10]. Пасквиль – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками [10]. V. Исследование текста произведения по проблеме «Духовное и творческое возрождение героя». Глава 1. «За далью – даль». Каков он, лирический герой поэмы? Что мы узнаем о нем из первой главы? Какое значение это имеет? Откуда и куда отправляется лирический герой? С какой целью он это делает? Чем герой поэмы близок автору? Чтение вслух частей поэмы. Комментирование Вывод: Первая глава, «За далью – даль», дала название всей поэме. Лирический герой поэмы с радостным волнением перед дальней дорогой отправляется в путешествие по стране. Он едет из Москвы на Дальний Восток, с гордостью наблюдая и оценивая трудовой подвиг народа-созидателя. Он пассажир. Все мы пассажиры в поезде времени. Только не все осознают, куда и зачем они едут. Лирический герой поэмы не просто путешественник-созерцатель, он осознает себя живым участником дел живых. С радостью и гордостью он понимает, что в том, что создается, есть и часть его жизни, жизни его отца и жизни многих, которые шли к победе и ушли в бессмертие:
Чем герой поэмы близок автору? Чтение вслух частей поэмы. Комментирование. Вывод: А. Турков пишет: «За далью – даль» – «исповедь сына века»[14]. Лирический герой стремится к путешествию по стране:
О себе же Твардовский говорил: «Я хорошо знаю, что мне по природе моей необходима свежесть впечатлений, невыдуманность картин, ситуаций, встречи с новыми людьми. Иначе начинаю забуксовывать, и обвялые, залежавшиеся впечатления лишь раздражают, а не тянут вперед. Даже Москва мне начинает казаться провинцией, хотя я отлично понимаю, что и в ней идет большая жизнь. Но одного ума мало, и новый бросок вперед я могу совершить, если вырвусь за ее пределы» [13]. Он любил ездить по стране, однако, в некоторые места отправлялся охотнее, словно заранее ожидая от этих поездок свершения всех своих намерений и желаний. Его особенно интересовало то, что он уже знал, но хотел увидеть это в новых, неизвестных ему условиях. Писателя волновала новая, неизвестная ему русская жизнь с ее неведомыми для него проявлениями, о которых он слышал, но при этом хотел и увидеть. Имел представление, но желал убедиться в нем. Даже знал, но хотел еще больше знать. Глава 2. «В дороге». Из второй главы поэмы цитируем:
Что за «особый резон», позвавший героя в дорогу? В чем суть второй главы? Какую роль выполняет образ дороги в поэме? Работа с текстом главы. Обсуждение. Вывод: «Особый резон», позвавший героя в дорогу. В начале главы Твардовский говорит о нем прямо, говорит как о беде: «Одна беда ему страшна». Ему – самому поэту, и все, что дальше говорится об этой беде, глубоко автобиографично:
Здесь мы видим характерную для Твардовского победную усмешку, чуть ли не торжествующую самоиронию. Но, так или иначе, трудное осталось позади, работа снова началась, поэма движется и теперь можно рассказать о всем, что было пережито «В дороге» – глава о горьких минутах творческой жизни поэта, который сравнивает себя с «тем солдатом, что от полка / Отстал случайно на походе». Это своеобразное путешествие в современность, прошлое и будущее, где дорога берет на себя функцию сюжета и является стержнем композиции произведения. Она ведет, объединяет воедино лирическое повествование:
Лирическому герою, отправившемуся в дальний путь по главной дороге страны, Родина открывает свою силу и свои богатства, золотые россыпи человеческих характеров и поэзию просторов. Великая Волга, вобравшая семь тысяч рек, Урал, «опорный край державы, ее добытчик и кузнец», необъятные края Сибири, где впору «раздаться вширь пяти Европам со всею музыкой своей», покоренные могучие реки, огни новостроек, труд народа, дали и дали до самого океана… А путешествие в далях пространства как нельзя лучше способствует путешествию во времени:
Так возникает произведение, удивительно емкое, масштабное, вбирающее наиболее значительные события жизни нашего государства 50-х годов [3]. Глава 6. «Литературный разговор». С кем ведется «литературный разговор»? Что более всего волнует героя поэмы? К чему призывает лирический герой? Работа с текстом главы. Комментирование. Вывод: Глава «Литературный разговор» занимает значительное место в поэме и имеет большое значение для понимания эстетики Твардовского. В ней приводится разговор с умным, понимающим читателем, а именно такого читателя, который все понимает, всегда ясно видел и представлял поэт. Для него он и писал с полной откровенностью ума и сердца. Здесь эпические картины перемежаются с чисто лирическими строфами, а политическая публицистика – с сатирой. Автор полемически выступает против бюрократов, литературных конъюнктурщиков и лакировщиков, призывает к борьбе с литературной халтурой. Глава 8. «С самим собой». Какое значение имеет глава для общего понимания смысла поэмы? В каких строчках этой главы есть ответ на поставленный вопрос? Выразительное чтение фрагментов главы. Обсуждение. Вывод: Положительный герой поэмы является «простым смертным» (он может пойти на базар за клюквой, заснуть над книжкой…). В нем проявляется живость, обаяние, естественность, все то, что характерно пассажиру поезда дальнего следования, с его дорожным «бытом и обиходом», с быстро завязывающимися разговорами в купе, с получением удовольствия от представившейся возможности дремать под мерный стук колес. Герой откровенно и убежденно говорит о своем счастливом предназначении, о жизни, посвященной великой цели. Свои монологи он начинает словами из написанного ранее стихотворения «Нет, жизнь меня не обделила»:
Это признание героя выстрадано и поэтому правдиво. Чисто лирическая глава, в которой показательна мысль о том, что поэт должен «жить и быть с народом», о страхе остаться в одиночестве. Глава отличается значительностью и глубиной мысли, чувства, возникающего у героя в воспоминаниях о собственной жизни. Здесь явно видна его автобиографичность, обнажается характер самого поэта, его отношение к жизни и поэзии, а поэзия у него неотделима от жизни. Подводится своеобразный итог жизни. VI. Стадия рефлексии. Учитель: Неужели ситуация, в которой оказывается лирический герой в начале поэмы, является уникальной? Есть ли ответ на этот вопрос в следующих высказываниях героя: «Я в эту бросился дорогу…» / «и хвать писать - / Пропал запал!» / «…нам дорога – лучший быт: / Она трясет и бьет, / А лечит. / И старит нас, / А молодит». Ответы учащихся. Учитель: Алексей Кондратович пишет: «мгновение – не сущий пустяк, а событие, как бы венчающее большую внутреннюю работу к приступу, началу самой работы над произведением. Работу огромную, до времени потаенную, невидимую и даже не всегда сознаваемую самим поэтом» [3]. Прокомментируйте слова А. Кондратовича. Как связано это высказывание с автором поэмы? Ответы учащихся. Комментарии учителя: От ощущения душевного и творческого кризиса, некой убыли сил, усталости, когда поэта одолевает горькое и мучительное чувство бессилия, а то и отвращение к слову, к самой работе не застрахован ни один настоящий художник. Это становится неотвязной мукой, из которой был-таки выход. И Твардовский точно сказал о нем во второй главе поэмы:
Лирический герой «бросился в дорогу»! Он уверен, что только в ней и спасение, выход. Это не сюжетный ход поэмы, не мотив или предлог для путешествия. Ясно, что в тот момент, когда поэт писал, это происходило с ним самим. «Я в эту бросился дорогу, я знал, она поможет мне» – уже испытанный Твардовским способ выхода из кризиса, прибавки новых сил. Твардовскому понадобилось время, прежде чем осуществить замысел нового крупного произведения, прежде чем к нему пришла уверенность: «есть тема, не выдуманная от желания писать стихи, а та, от которой деваться некуда, если не одолеть ее; есть сердце, не огражденное мелочным себялюбием от других сердец, а открыто обращенное к ним; есть, наконец, желание думать и додумывать для себя до конца, до полной уверенности то, что кажется уже достаточно обдуманным другими, готовым (готового ничего нет в области мысли), – все с самого начала проверить» [13]. Учитель: Литературные критики по-разному относятся к жанру поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль». Как вы думаете, почему автор не назвал свое произведение книгой? Твардовский не назвал поэму «За далью – даль» книгой, как это было с «Василием Теркиным», или «лирической хроникой», как это случилось с «Домом у дороги». Подзаголовок «Из путевого дневника» значился лишь в первых публикациях поэмы, а затем был автором снят, хотя в самом ее тексте и встречаются определения «дорожная тетрадь», «дневник дорожный», «мой дневник», на страницах которого был отражен общий контур сюжета:
Сам Твардовский считает свою поэму «лирической летописью этих годов».
В поэме «За далью – даль» нет главы «О себе», как в «Василии Теркине», однако, автор искренне поверяет читателю всю сложность своей писательской судьбы, определяет ответственность своего долга – долга художника. Не случайно его поэму называли «исповедью сына века». VII. Домашнее задание: Перечитать 5, 7, 10, 11, 12 главы поэмы «За далью – даль»; Главы 3 и 4 проанализировать самостоятельно, определить стихотворный размер; Ответить на вопрос № 6 стр. 128 учебника. Учитель: Сегодня на уроке была проделана большая и очень важная работа. Мы побывали рассказчиками, слушателями, читателями и критиками, постарались проникнуть в духовный мир поэта. Если же у кого-то не все получилось, не огорчайтесь. Вернитесь вновь к поэме. Это очень глубокое по отношению к теме произведение. Читайте и перечитывайте, и вы обязательно добьетесь положительных результатов! Всем спасибо за активную работу на уроке. Дальнейших вам успехов! |