Главная страница

1вопрос. Много общих черт было присуще при всем их разнообразии и нормативным системам, праву средневековых стран Востока


Скачать 67.42 Kb.
НазваниеМного общих черт было присуще при всем их разнообразии и нормативным системам, праву средневековых стран Востока
Дата14.04.2021
Размер67.42 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файла1вопрос.rtf
ТипДокументы
#194616

Много общих черт было присуще при всем их разнообразии и нормативным системам, праву средневековых стран Востока.

Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения.

В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была и их тесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а также внутренняя нерасчленность религиозных, нравственных и правовых предписаний. Дхарма в Индии, санкционируемая и обеспечиваемая принудительной силой государства, была одновременно нормой морали, выполнение которой освящалось авторитетом религии. Индийской дхарме в основном соответствовали японские гири, предписывающие индивидам нормы поведения на все случаи жизни.

Феодализм средневекового Востока невозможно понять без учета его специфических черт, которые были связаны со стойкой многоукладностью, с глубоким влиянием традиций. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер эволюции средневековых стран Востока[1].

Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока, следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху Средневековья европейского уровня позднего феодализма, в недрах которого начиналось становление капиталистических отношений. По сравнению со средневековыми европейскими странами здесь резко отставало развитие промышленности, товарно-денежных, рыночных отношений. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладное^ многих средневековых восточных обществ, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.

Большое влияние на весь ход исторического развития стран Востока оказало широкое распространение государственной собственности на землю, которая сочеталась с другой формой собственности — общинной — и с частным землевладением общинников-крестьян.

Отличным было и положение средневековых восточных городов. Низкий уровень общественного разделения труда в странах Востока находил выражение в том, что города здесь не стали организующей и направляющей силой общественного прогресса. Они жили за счет перераспределения ренты-налога, поскольку прибавочный продукт, концентрировавшийся в руках отдельных социальных групп, не становился капиталом. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих кругов.

В Арабском халифате, Делийском султанате и Могольской Индии, как и во всех мусульманских государствах, Коран был основным источником права. Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые могли лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов. "Неизменяемым" считалось и основанное на "священных ведах" право дхармашастр у индусов. Правители здесь не имели законодательных полномочий и могли лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов. Именно здесь возникло и стало развивать мусульманское право, ставшее одной из мировых правовых систем.

В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основой самого указа являлась конфуцианская традиция, отобранные конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в догму образцы поведения, нормы конфуцианской морали (ли).

Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни.


написать администратору сайта