Главная страница
Навигация по странице:

  • Космоцентризм

  • Антропоцентризм

  • Социоцентризм

  • СРО 2 Арнольд. Многообразие способов философствования. Философия и фальсафа


    Скачать 36.28 Kb.
    НазваниеМногообразие способов философствования. Философия и фальсафа
    Дата24.12.2022
    Размер36.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРО 2 Арнольд.docx
    ТипРеферат
    #861848

    северо-казахстанский университет

    РЕФЕРАТ

    На тему «Многообразие способов философствования. Философия и фальсафа»




    студенки 2 курса группы ПД-21 Арнольд Ангелины





    Введение

    Философия всегда играла особую роль в формировании и становлении мировоззренческой культуры человечества, что связано с многовековым опытом критического и рефлексивного осмысления глубинных ценностей и жизненных ориентиров. Философы всех времен и эпох брались за прояснение проблем человеческого существования, каждый раз заново задавая вопрос о том, что такое человек, как он должен жить и какова его ориентация.

    Каждая великая историческая эпоха знает свой исторический тип философствования и свой характерный тип философа. Что касается типов философствования, то в современной литературе существуют различные подходы к их классификации. Некоторые исследователи выделяют следующие типы:

    • созерцательный

    • спекулятивный

    • активный

    • современный

    Другие философы, в том числе представители уральской школы, называют основные типы философствования, распространенные в разное время:

    • космоцентризм

    • теоцентризм

    • антропоцентризм

    • рационализм

    • социоцентризм

    Космоцентризм

    Космоцентризм — это тип мировоззрения, который ставит космос, природу, в центр построения мировоззренческой системы.

    Особенностью греческой философии, особенно в ранний период ее развития, было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не зря первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phusis — природа). Человек рассматривался как часть мира, природы, космоса.

    В этот период были осмыслены интересные идеи о бытии, первооснове, движении, познании, которые определили основные направления философской мысли на достаточно долгий последующий период.

    Космос включает в себя землю, человека и небесные светила. Он замкнут, имеет сферическую форму, и в нем происходит постоянный круговорот — все возникает, течет и изменяется. Никто не знает, откуда он берется и куда возвращается.

    Следует отметить важность первых космоцентрических философских концепций, ведь самое сложное — это начало чего-то фундаментального. Зарождение европейской философии, у истоков которой стояли греки, стало революцией в интеллектуальной и философской культуре, которая повлияла на все последующие события в истории.

    Они первыми осознали фундаментальную проблему, задали вопрос о происхождении и провели различие между сенсорной и когнитивной реальностью.

    Космоцентрические идеи:

    • Космос — это живое, воплощенное, разумное и прекрасное существо;

    • Человек — это маленький космос/микрокосм, похожий на большой космос/макрокосм;

    • В древние времена не существовало понятия личности, человек обязан был развивать и тело, и разум;

    • Развитие разума означало большой интерес к учебе и нравственности;

    • И мир, и люди прекрасны, поэтому люди обязаны создавать прекрасное;

    • В космосе существуют вечные законы, в человеческой жизни они проявляются как судьба, которую нельзя изменить.

    Теоцентризм

    Теоцентризм -теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и высшее благо, является источником всего бытия и блага. Процесс подражания и уподобления Богу рассматривается как высшая цель и основное предназначение человеческой жизни, а поклонение и служение Богу — как основа нравственности.

    В средние века теоцентризм становится основной формой философствования. Утверждается идея о том, что природа и человек являются творением Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог — человек — природа», «вера и знание», «назначение человека», «надежда и упование».

    Средневековье с теоцентризмом как способом философствования занимает длительный период: от распада Западной Римской империи до эпохи Возрождения, то есть целое тысячелетие. Он разделился на два периода:

    1. Раннее средневековье с пятого по одиннадцатый век;

    2. Зрелое Средневековье с XI по XIV век.

    Особенность средневековой философской мысли заключалась в ее тесной связи с религией. Церковная догма была отправной точкой и основой философской мысли. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

    Идея реального существования сверхъестественного начала (Бога) заставляет взглянуть на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности с особой точки зрения. В центре этого средневекового мировоззрения находится идея творения.

    Христианская философия стремится понять внутренние механизмы оценки личности — совесть, религиозный мотив, самосознание. Направленность человеческой жизни на спасение души — это новая ценность, проповедуемая христианством.

    Антропоцентризм

    Антропоцентризм — это вера в то, что человек является центром Вселенной и целью всех событий в мире.

    В эпоху Возрождения происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму, то есть фокус смещается с Бога на человека. В этот период возрождаются идеалы античности, распространяются и развиваются идеи гуманизма и, прежде всего, идея самоценности земной жизни человека, учение о целостности индивидуального духовно-физического существования человека и его органической связи со Вселенной.

    Мыслители этого периода провозглашали свободу человека, человеческой личности, выступали против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение, счастье и удовлетворение земных потребностей. Человек был объявлен не только важнейшим объектом философского созерцания, но и центральным звеном в цепи космического бытия. Взгляды и творчество мыслителей этого периода характеризуются антисхоластической направленностью, созданием нового пантеистического мировоззрения (отождествление Бога с природой).

    Социоцентризм

    Социоцентризм — это концепция, согласно которой общество имеет приоритет в отношениях «общество-человек».

    Социоцентризм — это мировоззрение, в котором общество находится в центре вселенной и понимается как продукт человеческого взаимодействия.

    Общество понимается как сфера, в которой создаются все условия человеческого существования. Вне общества нет человека, а вне взаимодействия людей нет общества. Соответственно, устанавливается парадигма: все находится в обществе, от общества и через общество.

    Социоцентризм имеет две модификации (направления), в зависимости от того, как интерпретируется смысл и цель общества:

    • Марксизм, который рассматривает общество как продукт взаимодействия людей, обусловленный необходимостью защищаться от внешних угроз (сил природы и агрессии со стороны других человеческих сообществ).

    • Учение Эмиля Дюркгейма об обществе как продукте человеческого взаимодействия, как результате органической солидарности людей, стимулируемой внутренними факторами человеческого существования.

    Рационализм

    Рационализм (от лат. ratio — причина) — метод, согласно которому разум является основой человеческого знания и действия. Хотя интеллектуального критерия истины придерживались многие философы, рационализм не является характеристикой какой-либо конкретной философии, и существует целый ряд взглядов на место разума в познании, от умеренных, в которых разум рассматривается как основное средство достижения истины наряду с другими знаниями, до радикальных, в которых разум рассматривается как единственный значимый критерий.

    Интуиция и дедукция из того, что интуитивно постигается, — это основной путь, который ведет к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от величайших общих философских предложений к более конкретным предложениям конкретных наук.

    Заключение

    Типы философствования постепенно меняются и переходят от одного к другому. И, возможно, в ближайшем будущем появятся новые.

    В заключение вводится термин «исторический тип философствования» для выражения исторически изменяющегося характера процесса, акта философского творчества и его обусловленности объективными факторами интеллектуального производства в целом. Многообразие взглядов не уводит от истины, а, наоборот, приближает нас к ней, так как позволяет каждому самостоятельно сделать выбор собственной позиции, сравнить ее с опытом предшественников.


    написать администратору сайта