Главная страница
Навигация по странице:

  • Модест Петрович Мусоргский

  • Опера «Борис Годунов»

  • Музыкально-теоретический анализ.

  • Вокально-хоровой анализ.

  • Дирижерские трудности.

  • аннотация Расходилась разгулялась. аннотация расходилась разгулялась. Модест Петрович Мусоргский


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеМодест Петрович Мусоргский
    Анкораннотация Расходилась разгулялась
    Дата17.11.2021
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлааннотация расходилась разгулялась.docx
    ТипДокументы
    #274915

    Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке

    Аннотация

    «Расходилась, разгулялась»

    Из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского

    Выполнила: Зайцева Кристина,

    Студентка 3 курса колледжа, 832 гр.

    Класс преподавателя

    Байковой Елены Николаевны.

    Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в родовом имении в селе Карево Псковской губернии. Его отец Петр Мусоргский был потомком древнего княжеского рода, который происходил от Рюрика, мать Юлия Чирикова — дворянкой, дочерью губернского секретаря. Она давала будущему композитору первые уроки музыки, учила его играть на фортепиано.

    В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в училище (гимназию) Петришуле. В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки. Окончив школу в 1856 году, Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку (в эти годы познакомился с А. С. Даргомыжским), потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

    Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки.

    Игре на фортепиано Мусоргский учился (с 1849) у А. А. Герке и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях. В 1852 г. в Санкт-Петербурге вышла первая публикация композитора — фортепианная полька «Подпрапорщик».

    Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил её (один хор был исполнен в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., а также издан посмертно в числе других произведений композитора). Следующие большие замыслы — оперы по роману Флобера «Сала́мбо» (другое название — «Ливиец») и на сюжет «Женитьбы» Гоголя — также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях.

    Следующий крупный замысел — оперу «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина — Мусоргский довёл до конца. В октябре 1870 г. окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров. 10 февраля 1871 г. репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин; по сообщению Э. Направника (который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента». Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения. 

     1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. При жизни Мусоргского «Хованщина» не издавалась и не ставилась.

    Для «Сорочинской ярмарки» Мусоргский сочинил два первых акта, а также для третьего акта несколько сцен: Сон Парубка (где использовал музыку симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ранее для неосуществленной коллективной работы — оперы-балета «Млада»), Думку Параси и Гопак.

    В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки»

    Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие — в пристрастии к алкоголю. 

    Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда был помещён 13 февраля после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

    Оперы:

    «Саламбо» (1863-1866, не окончена), «Женитьба» (1-е д., 1868), «Борис Годунов» (1869; 2-я ред. 1872), «Хованщина» (1872-80), «Сорочинская ярмарка» (1874-80)

    Для оркестра:

    Скерцо B-dur (1858), Интермеццо (1867), «Ночь на Лысой горе» (1867), Марш «Взятие Карса» (1880)

    Для фортепиано:

    Картинки с выставки (1874)

    Для хора и оркестра:

    Хор из трагедии Софокла "Царь Эдип" (1860), «Поражение Сеннахериба» (1867)

    Для хора, солистов и фортепиано:

    «Иисус Навин» (1877)

    Для голоса с фортепиано:

    Сборник «Юные годы» (1857-1865)

    Вокальные циклы:
    «Детская» (1868-72)
    «Без солнца» (1874)
    «Песни и пляски смерти» (1875-77)

    Песни и романсы:
    на сл. Н. А. Некрасова («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке»)
    Т. Г. Шевченко («Гопак», «На Днепре»)
    А. В. Кольцова («По над Доном сад цветёт», «Пирушка»)
    А. К. Толстого («Рассевается, расступается»)
    Голенищева-Кутузова (баллада «Забытый»)
    А. Н. Плещеева (Листья шумели уныло)
    на собственные тексты («Светик Савишна», «Сиротка», «Семинарист», «Классик»)

    Записи и обработки народных песен, в т. ч. для мужского хора:

    «Скажи, девица милая», «Ты взойди, взойди, солнце красное», «Уж ты воля, воля моя», «У ворот, ворот батюшкиных» (1880) и др.

    Опера «Борис Годунов»

    Опера Модеста Мусоргского в четырёх действиях с прологом. Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина. Первая редакция завершена в 1869 году, первая постановка оперы осуществлена в 1874 году.

    Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868 года, используя для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Тема — период правления царя Бориса Годунова, c 1598 по 1605 год, непосредственно перед началом «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц.

    Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, ввёл «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавил эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция (1872) также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января (8 февраля1874 года на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара.

    В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию.

    Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора — первоначальная (1869) и основная (1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), сводная редакция П. А. Ламма—Б. В. Асафьева (1928) и редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича (1940). Кроме того, сцена у собора Василия Блаженного (отсутствующая в обеих редакциях Римского-Корсакова) существует в инструментовке М. Ипполитова-Иванова. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение. В современных постановках часто используются и авторские редакции, которые по мнению музыковедов точнее соответствуют характеру повествования и персонажам.

    В операх Мусоргского огромное место занимают хоры. Эти хоры отражают главные этапы развития действия. Для них характерна монументальность формы и обращение к различным жанрам. Образы народа часто показаны в развитии.

    Данный хор является кульминацией «Сцены под Кромами» и кульминацией развития образа народа. Хор очень ярок и отражает всю силу и мощь русского народа. Здесь народ предстает перед слушателями страшной силой, которая готова на все. Основными в развитии драматургической линии сцены являются три хоровых раздела: хоровой речитатив «Вали сюда, на пень садись…», хор «Не сокол летит по поднебесью» и хор «Расходилась, разгулялась». По сравнению с прологом, в мелодии образа народа больше не лежат интонации плача, а господствует удаль и буйство.

    Музыкально-теоретический анализ.

    Хор написан в трехчастной форме с динамической репризой и большой развернутой кодой, при этом сохраняется принцип сквозного драматургического развития. В небольшом оркестровом вступлении звучат хроматические фигурации, словно создавая то бурление и волнение, которое вот-вот вырвется наружу в хоровом звучании. Первую тему хора начинают петь басы в тональности fis-moll. Далее тему подхватывают тенора и точно повторяют ее в тональности h-moll. Она развивается секвенционно. Эта тема написана в характере молодецкой песни с четкой и характерной ритмикой и удалыми «взлетами» мелодии.



    Это придает образу стремительность и мощь. Тематический материал развивается полифонически, проходя через голоса в соотношении тоника-доминанта. Полифонический прием письма создает ощущение твердости и силы, нарастания и утверждения могучего образа. Скачок на сексту во втором такте темы хора (и в аналогичных местах) придает особую выразительность. Благодаря ему музыка становится более удалой и размашистой.



    Хор и оркестр находятся в полном единстве, то сливаются в унисоне, то снова расходятся в стремительном полифоническом движении.

    Оркестровое сопровождение способствует бурному развитию. Частые динамические всплески, беспокойные фигурации, в основу которых положен короткий призывный мотив главной темы.

    Средняя часть отличается особым задором. Она построена как ряд вариаций на тему русской плясовой песни «Заиграй, моя волынка». Мусоргский придал этой веселой мелодии больше острых акцентов и неожиданных модуляций, благодаря чему она стала размашистой и сильной. В отличии от первой части, вторую начинает женский хор. Оркестровое сопровождение дублирует главную тему, усиливая ее звучание.

    Первую вариацию («Ты не выдай молодцев») исполняет трехголосный женский хор, тема проводится не полностью, звучат лишь две первых ее фразы и тему подхватывает мужской хор, а женский держит залигованную на два такта половинную ноту («Ой, ты сила бедовая»).



    Новая вариация («Ой, силушка, бедовая») проходит сначала у неполного смешанного хора (сопрано, альты, тенора) в аккордовой фактуре, а в конце происходят «переклички» у верхних и нижних голосов женского и мужского хоров в виде хода: D-T-D, 1 раз в тональности e-moll, а 2 раз в параллельной тональности – G-dur. Данная тема повторяется 2 раза. Она очень задористая, придает ощущение целостности и единства народа.



    Через небольшой, волнительный и крещендированный оркестровый переход, мы приходим к репризе. Тема проходит только в мужском хоре, как и в первой части сначала у басов, потом передается тенорам. Также тема дублируется солистами, бродячими монахами Варлаамом и Мисаилом. Унисонное звучание мужской группы хора и солистов поддержано мощной звучностью басовых инструментов оркестра. Здесь тема проходит крупнее, вместо четвертей в начале темы теперь половинные, а вместо восьмых - четверти.

    Наивысшая точка развития достигается в коде данного раздела, это кульминация хора. Драматическому насыщению способствует ладогармонические средства: резкие тональные сдвиги, альтерированные аккорды. Хор начинается с октавного унисона всех партий и солистов. Далее следует приглушенное и зловещее звучание басовой партии (рр), тема которой плавно переходит к партии теноров, но уже на кварту выше. Данный квартовый ход дает чувство подтянутости и напряжения.

    Далее в 47 цифре женский и мужской хоры перекликаются между собой короткими хлесткими фразами, как бы перебивая друг друга. Здесь народ вспоминает о муках, которые он перенес по вине царя и бояр.



    Стремительно растет динамика хора и оркестра. Слышны отдельные выкрики: «Смерть! Смерть Борису!» Мощный унисон всего хора на fff, в энергичном и волевом кадансе звучит как неизбежный, решительный и единодушный приговор «Смерть ему!».

    Размер данного хора переменный. Первая часть проходит в размере 4/4, вторая «Ой, ты сила силушка» - 2/4 и реприза возвращается в первоначальный размер – 4/4.

    Темп – Vivo. Живо.

    Динамика в основном яркая, шумная, на f, ff и fff, но в коде репризы после насыщенного ff и небольшой ферматы вдруг вводится такой динамический оттенок, как рр. Этот момент произведения вызывает тревогу и волнение у слушателя.

    Вокально-хоровой анализ.

    При работе над данным хором особую сложность может составлять сочетание полифонического и гомофонно-гармонического вида фактуры.

    Тип хора: смешанный хор

    Вид хора: четырехголосный

    Divisi встречается во второй части в партии партиях сопрано и альтов



    Диапазон:

    Сопрано:



    Альты:



    Тенора:



    Басы:



    В хоре много скачков на кварту и на сексту. Данные скачки нужно постараться спеть в головном регистре.

    Тесситура средняя. Соответствует положению вокальных партий и приводит к свободному и красивому звучанию голосов.

    Дикция должна быть четкой и понятной, чтобы передать удалой характер данной сцены.

    Динамический оттенок f подразумевает постоянное развитие и постоянный всплеск эмоций. Такие нюансы как f, ff, fff требуют от певцов крепкого дыхания. Данную динамику очень трудно исполнять хористам, т.к. голосовой аппарат может перенапрячься и пение может перейти с правильной позиции на связки, что приведет к усталости и зажиму голосового аппарата.

    Так как данный хор предназначен для профессионального состава, унисонные моменты не представляют особой трудности, но им должно быть уделено определенное внимание, чтобы они не звучали грубо и небрежно.

    В пении часто используется штрих marcato и акценты, важно поработать над четким ритмическим ансамблем.

    Дирижерские трудности.

    В данном произведении дирижерский жест должен быть четким. Ауфтакты к новым проведениям темы должны быть четкими и понятными для каждой партии, т.к. мелодия достаточно часто переходит из одной партии в другую. Оркестр подчиняется движению правой руки. В средней части произведения жест должен быть более лёгким, по сравнению с крайними частями. Здесь схема меняется на трехдольную, один такт – одна доля. В репризе особое внимание уделяется солистам, Варлааму и Мисаилу. нужно показать ауфтакт сразу трем группам: хору, оркестру и солистам. В 45 цифре хор поет в нехарактерной динамике для данного хора-рр, но в очень характерном настроении сцены – зловещем. Постепенно динамику рр нужно привести к fff.

    Таким образом, подводя итог я могу сказать, что хор «Расходилась, разгулялась» относится к наиболее интересным, масштабным, красочным и показывающим мощь российского народа произведениям отечественной музыки.


    написать администратору сайта