Модульные сетки. Модульная сетка и ее роль в создании многополосной продукции
Скачать 1.28 Mb.
|
3. Функции модульных систем при проектировании многополосных изданий Функции модульных систем при проектировании многополосных изданий — это придание композиционного единства разворотам, это упрощение процесса вёрстки по линиям, это обеспечение соблюдения правил типографики. Иными словами сетки играют важную роль и в создании композиции, и в поддержании функциональной целостности набора. В первый период развития модульных систем, связанный с технологией металлического набора, линии сетки определялись физическими границами литер и клише, а не оптическими осями. Расчёт параметров сетки по принципу металлического набора описан Й. Мюллер-Брокманом. К основным недостаткам можно отнести возможные изменения исходных параметров, концептуально определённых дизайнером. Так, формат полосы и её положение на странице издания в ходе расчётов обязательно претерпят изменение, но останутся неизменными кегль и интерлиньяж набора, заданный в целых значениях пункта. Цифровые технологии позволили связать невидимые линии, создаваемые набором (линии х-высоты и базовые линии) и динамические оси скольжения взгляда, задаваемые композиционным построением разворота. Совпадение этих линий есть одно из условий получения визуальной гармонии на странице и развороте. Сетка является структурным мостиком между композицией, по сути, творческой волей дизайнера, и набором. Цифровой метод опирается на геометрическое представление полосы и аппроксимацию параметров набора для получения заданной конфигурации. Другими словами, путём плавного изменения кегля и интерлиньяжа текстовые строки «вставляются» в область набора. Основой для цифрового или геометрического метода расчётов является точный формат полосы и её местоположение на странице; приблизительное значение кегля наборного шрифта и интерлиньяжа. Частным случаем цифрового метода расчётов является так называемый метод текстовых строк. Колонная сетка, построенная на основании нескольких колонок и разделённая множеством линий, соответствующих х-высоте и основанию шрифта, выполняется на основе цифрового алгоритма. Сравнительный анализ применения на практике указанных алгоритмов проектирования модульных систем показал, что наиболее современным является цифровой метод. Он в достаточной степени учитывает специфику текстового набора, 22 позволяет оставлять неизменными форматы и пропорции полосы и отдельных областей печати. Эта позиция представляется наиболее обоснованной, имеющей в основе главенство творческого начала в дизайне над техническим исполнением, т. к. композиционные решения остаются неизменными, а ревизии подлежит область набора. Сама по себе готовая модульная сетка дизайнерами может использоваться по-разному. Макеты изданий, созданные по одним и тем же линиям, но разными дизайнерами, могут иметь кардинальные отличия. Правила модульного позиционирования отвечают за формирование для полосы действительных иллюстраций из исходных, определяют позицию области текстового набора. Эти правила формирования и подготовки материала к набору дают возможность его использования в виде готовых решений, они вытекают из самой сути сетки. Так, иллюстративный материал закрепляется на полосе в одной из вершин модуля и прилегает как минимум к трём его граням. Такое условие позволяет юстироваться соседним иллюстрациям и своими формами подчеркивать структуру всей страницы. Что касается текстового набора, то его границы совпадают с линиями сетки и определяются слева и справа форматом строки, сверху — линией х-высоты, а снизу — базовой линией шрифта. Правила модульного позиционирования лежат, в основе подготовки отдельных и разнородных частей для дальнейшего объединения в общее. От условий их применения в вёрстке будет зависеть весь графический облик издания. Современные дизайнеры используют различные варианты- позиционирования иллюстраций с помощью сеток. Модульный способ, вытекающий из конструкции макета, — иллюстрация располагается чётко на линиях сетки. Центробежный способ — следование абрису полосы или другого значащего поля макроструктуры, ограниченного активными линиями. Центростремительный способ предлагает следовать не внешним или диктующим линиям, а внутренним. Вёрстка по принципу верхних углов основана на совпадении верхней граница иллюстрации с х-высотой наборного шрифта или верхней горизонталью модульной-сетки. Флаговый способ вёрстки предусматривает «прикрепление» иллюстрации к вертикали сетки. Наиболее соответствуют модульному проектированию способы, выявляющие контрформу набора, как повторяющийся элемент структуры издания, дополняющий модульную форму. Это модульный, центростремительный способ и способ вёрстки по принципу верхних углов. 3.1. Современная практика применения модульных систем на основе цифровых технологий Функции модульных систем при проектировании многополосных изданий — это придание композиционного единства разворотам, это упрощение процесса вёрстки по линиям, это обеспечение соблюдения правил типографики. Иными словами сетки играют важную роль и в создании композиции, и в поддержании функциональной целостности набора. В первый период развития модульных систем, связанный с технологией металлического набора, линии сетки определялись физическими границами литер и клише, а не оптическими осями. Расчёт параметров сетки по принципу металлического набора описан Й. Мюллер-Брокманом. К основным недостаткам можно отнести возможные изменения исходных параметров, концептуально определённых дизайнером. Так, формат полосы и её положение на странице издания в ходе расчётов обязательно претерпят изменение, но зато останутся неизменными кегль и интерлиньяж набора, заданный в целых значениях пункта. Цифровые технологии позволили связать невидимые линии, создаваемые набором (линии х-высоты и базовые линии) и динамические оси скольжения взгляда, задаваемые композиционным построением разворота. Совпадение этих линий есть одно из условий получения визуальной гармонии на странице и развороте. Сетка является структурным мостиком между композицией, по сути, творческой волей дизайнера, и техническим набором. Цифровой метод опирается на геометрическое представление полосы и аппроксимацию параметров набора для получения заданной конфигурации. Другими словами, путём плавного изменения кегля и интерлиньяжа текстовые строки «вставляются» в область набора. Основой для цифрового или геометрического метода расчётов является точный формат полосы и её местоположение на странице; приблизительное значение кегля наборного шрифта и интерлиньяжа. Частным случаем цифрового метода расчётов является т. н. метод текстовых строк. Расчёт колонной сетки, построенной на основании нескольких колонок, разделённых множеством линий, соответствующих базовой и х-высоте шрифта, выполняется по цифровому методу. Сравнительный анализ применения на практике указанных алгоритмов проектирования модульных систем показал, что наиболее современным является цифровой метод. Он в достаточной степени учитывает специфику текстового набора, позволяет оставлять неизменными форматы и пропорции полосы и отдельных областей печати. Эта позиция представляется наиболее обоснованной, имеющей в основе главенство творческого начала в дизайне над техническим исполнением, т. к. композиционные решения остаются неизменными, а ревизии подлежит область набора. 3.3. Порядок применения сеток в процессе проектирования Модульное проектирование многополосных изданий после выработки концепции дизайна и математического расчёта сетки вступает в фазу их применения. Сама по себе готовая модульная сетка дизайнерами может использоваться по-разному. Макеты изданий, созданные по одним и тем же линиям, но разными дизайнерами, могут иметь кардинальные отличия. Правила модульного позиционирования отвечают за формирование для полосы действительных иллюстраций из исходных, определяют позицию области текстового набора. Эти правила формирования и подготовки материала к набору дают возможность его использования в виде готовых решений, они вытекают из самой сути сетки. Так, иллюстративный материал закрепляется на полосе в одной из вершин модуля и прилегает как минимум к трём его граням. Такое условие позволяет юстироваться соседним иллюстрациям и своими формами подчеркивать структуру всей страницы. Что касается текстового набора, то его границы совпадают с линиями сетки и определяются слева и справа форматом строки, сверху — линией х-высоты, а снизу — базовой линией шрифта. Правила модульного позиционирования лежат в основе подготовки отдельных и разнородных частей для дальнейшего объединения в общее. От условий их применения в вёрстке будет зависеть весь графический облик издания. Современные дизайнеры используют различные варианты позиционирования иллюстраций с помощью сеток. Модульный способ, вытекающий из конструкции макета, — иллюстрация располагается чётко на линиях сетки. Другими словами, вся графика специально подготавливается «в формат» одного или группы модулей. Или модульная сетка построена на пропорциях однотипного иллюстративного материала. Центробежный способ — следование абрису полосы или другого значащего поля макроструктуры, ограниченного активными линиями. Иллюстрации на странице стремятся к границам полей или диктующим линиям, подчёркивая полосу набора или отдельную область макроструктуры. Центростремительный способ предлагает следовать не внешним или диктующим линиям, а внутренним. В результате можно сделать акцент на пробельных интервалах сетки, выделить соседствующие средники и пустые строки, т. е. контрформу. Вёрстка по принципу верхних углов основана на совпадении верхней граница иллюстрации с х-высотой наборного шрифта или верхней горизонталью модульной сетки. Часто используется совместно с сеткой, рассчитанной методом текстовых строк. Флаговый способ вёрстки предусматривает «прикрепление» иллюстрации к вертикали сетки. В таком случае верхняя и нижняя граница изображения регулируются горизонталями сетки. Наиболее соответствуют модульному проектированию способы, выявляющие контрформу набора, как повторяющийся элемент структуры издания, дополняющий модульную форму. Это модульный, центростремительный способ и вёрстка по принципу верхних углов. Существует несколько причин отступления от следования конструкции сетки в модульном проектировании. Первая — превалирование норм типографики над правилами построения по сетке, т. е. подтверждается императив законов набора при вёрстке издания. Небольшая коррекция в пользу монолитного абзаца может привести к изменению, например, ширины колонки вспомогательного текста для подписей, легенд, комментариев. Вторая причина заключается в сохранении композиционной целостности разворота: всё-таки дизайнер — не только математик и конструктор, но и художник, творец. И, наконец, сознательное нарушение модульного построения полосы. В качестве примера можно привести решительные действия В. Вайнгарда и В. Кунца по созданию визуальных связей, основанных на деконструкции модульных сеток. Современный дизайнер должен находить оптимальные и одновременно эстетические решения в процессе проектирования многополосных изданий, оценивать свою собственную работу не только через призму геометрических соответствий. Использование модульной сетки в качестве инструмента дизайнера позволяет формировать композиционную устойчивость издания с многовариантностью его вёрстки и одновременным творческим самоограничением дизайнера; заложить правила набора в структуру сетки, что позволит увеличить сокращение трудозатрат набора и улучшить экономичность дизайна. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании проведённого исследования в соответствии с его целью и задачами сформулированы следующие выводы: 1. Развитие модульных сеток имеет три основных этапа: становление принципов использования (1940-е гг.), развитие и распространение в период международного стиля (1950-1970-е гг.), применение в период постмодернизма (19802000-е гг.). Источником возникновения модульных сеток является функциональная типографика, основы которой были заложены в теоретических и практических работах конструктивистов России, мастеров Баухауза в Германии, дизайнеров группы Стиль в Голландии, а также математическая строгость и аскетизм абстрактного «конкретного» искусства швейцарских дизайнеров в 1930-х гг. 2. Классификация сеток, основанная на закономерностях формирования типологических признаков по: 1) критерию степени деления и четырём оппозициям: 2) интервальные — без интервальные, 3) симметричные — асимметричные, 4) элементарные — сложносоставные, 5) равномерные — прогрессивные, — расширяет границы возможности реализации творческой концепции издания с помощью модульных систем. 3. Использование алгоритма расчёта сетки, основанного на цифровых технологиях, минимизирует временные затраты на первоначальных этапах проектирования многополосного издания, сохраняет приоритет творческой концепции и функциональности над используемой технологией. Применение сетки в процессе проектирования имеет многовариантный характер и основано на выполнении единых правил. Наиболее соответствуют логике модульных систем способы позиционирования материала, выявляющие контрформу набора. Список литературы и источников 1. Адамов Е. Б., Кричевский В. Г. Оформление справочных изданий. — М. : Книга, 1981. — 112 с. — (Серия «Библиотека оформителя книги»). 2. Адамов Е. Б. Размышления о пространственной (трёхмерной) модульной сетке // КАК № 2, 1997, —С. 81-88 3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Рудольф Арнхейм. — Стер. изд. — М. : Архитектура-С, 2007. — 391 с. 4. Аронов В. Р. Макс Билл — художник, педагог, критик // Творческие направления в современном зарубежном дизайне. — М. : 1990. — С. 101-115. — (Техническая эстетика : труды ВНИИТЭ ; вып. 60). 5. Аронов В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. — М.: ВНИИТЭ, 1992. — 122 с. 6. Аронов В. Р. 100 дизайнеров Запада / В. Аронов, А. Иконников, А. Дижур и др. — М. : ВНИИТЭ, 1992. —216 с. 7. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике / Роберт Брингхерст : пер. с англ. — М. : Изд. Д. Аронов, 2006. — 432 с. 8. Ващук О. Швейцарская школа графического дизайна как явление проектной культуры XX в. / автореферат диссертации. — СПб.: 2008 — 32 с. 9. Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: Уч. Пособие. — М.: Техносфера, 2005. — 416 с. 10. Воронова Б. Г. Кацусика Хокусай. Графика : Кн. в 2 т. / Беата Воронова. — М.: Искусство, 1975. — 104 е., 192 с. 11. Герчук Ю. Я. Художественные миры книги / Ю. Я. Герчук. — М.: Книга, 1989. — 239 с. 12. Гидион 3. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня. — 3-е изд. — М. : Стройиздат, 1984. — 455 с., ил. 13. Гиленсон П. Г. Справочник художественного и технического редакторов. — М. : Книга, 1988. —526 с. 14. Голлербах Э. Ф. Проблемы конструктивизма в их отношении к искусству. — В кн.: Чер-нихов Я. Г. Конструкция архитектурных и машинных форм. Репр. изд. — М. : АВАТАР, 2008, —С. 18 15. Девшивили Д. В. Зарождение интернационального стиля в графическом дизайне // Ракурсы. Сб. статей. Вып. 4. — М. : Государственный институт искусствознания, 2002. — С.309-321 16. Девишвили Д. В. Интернациональный стиль и современный графический дизайн / диссертация . кандидата искусствоведения / 17.00.06 Москва, 2004. — 178 с. 17. Иттен И. Искусство формы. Пер. с нем. и пред. Л. Монаховой. — М. : Изд. Д. Аронов, 2001.—136 с. Сайты http://www.i-type.ru/vneshbook.html http://dpk-press.ru/formaty-pechatnyx-izdanij/ https://www.ixbt.com/video4/games-wd2-geforce.shtml http://maximsoldatkin.com/modulnaya-setka-960-grid-i-vertikalnye-pravila-v-veb-dizajne/ https://webformula.pro/article/urok-tipografiki-interlinyazh-kyerning/ https://www.paratype.ru/help/term/terms.asp?code=207 http://www.onebook.ru/design/formats.php https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0 https://godesigner.ru/posts/view/175/ http://minixpress.ru/prepress.php https://forum.rudtp.ru/threads/sdacha-v-tipografiju.9519/ http://minixpress.ru/text_ttt.php http://printing.web-3.ru/definitions/press/ |