Главная страница

гран. бр.. Можете ли объяснить смысл названия произведения


Скачать 62.88 Kb.
НазваниеМожете ли объяснить смысл названия произведения
Дата07.01.2023
Размер62.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлагран. бр..docx
ТипДокументы
#875501

  1. В день своих именин, 17 сентября (это день мучениц Веры, Надежды,Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина получает в подарок гранатовый браслет. Этот эпизод, описанный лишь в V главе повести, можно считать завязкой сюжета произведения. Немаловажную роль играют в произведении предметно - бытовые детали. Какие подарки получила Вера в день своего рождения? (Муж подарил прекрасные серьги из   грушевидных жемчужин. Анна − маленькую записную книжку в удивительном   переплёте, Желтков − гранатовый браслет).

  2. Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне? (Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному,   поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича  прошли, он с уважением относится к своей жене и «вложил» в свой подарок   только некоторое количество «презренного металла». А Желтков «препроводил    в своём скромном верноподданническом подношении» самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана с его покойной матушкой).

  3. Можете ли объяснить смысл названия произведения? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя. Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону). 

  4.  В рассказе все герои говорят о любви. Приведите цитаты из текста. (Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”  Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…” Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

  5.  Чье же мнение можно считать верным? С кем согласен автор? (Куприн считает, что  истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека. По-настоящему   серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. Он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.)

  6. Писатель еще раз доказывает, что простой человек без званий и титулов способен на глубокое искреннее чувство. Его портретная характеристика появляется только в 10-й главе.  (“Он был очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?... Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застёгивая и расстёгивая пуговицы. Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился, как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мёртвого» . Желтков признаёт, что «неудобным клином   врезался» в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она  существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек. . Куприн считает Желткова не «маленьким  человеком», а великим страдальцем. Его величие в огромной любви, ради которой он отдал свою жизнь).

  7. Все произведение проникнуто музыкой Бетховена. Какова роль этого произведения в рассказе? В чём, по – вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в темеLarqoAppassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённое с темой истинной любви и истинной жизни? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью.  Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение" Музыка рассказывает княгине вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывет подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности).

Просмотр эпизода фильма. Вера Николаевна у Желткова.

- Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».)

(Обратили внимание на деталь: Она принесла розу – символ любви, смерти, совершенства мироздания. В повести розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков.Как соотносятся образы Желткова и Аносова? ( Генерал разделяет подлинность чувств телеграфиста: любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и на поле брани)

2 вопрос. Почему Желтков «заставил» любимую женщину послушать вторую сонату Бетховена?Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Почему героиня заплакала?

В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

Музыка рассказала Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Она переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою жизнь

Примечание.Звучит Вторая симфония Бетховена – учащийся читает финальную главку, напоминающую «молитву» «Да святится имя Твое»

(гл. ХIII, стр.410-411.«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть…Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое».

…Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки… Я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

… В предсмертный печальный час я молюсь только тебе… В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

…ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. ...в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе.

Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе».)

(В. Н. постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Возможно, она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». А может, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство.)

Викторина

  1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
    2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
    3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
    4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
    5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
    6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
    7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
    8. Его должность ? (Предводитель дворянства.)
    9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
    10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
    11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
    12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
    13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
    14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
    15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
    16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
    17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
    18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
    19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
    20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
    21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
    22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
    23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
    24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
    25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?



  • Душевное состояние Веры пересекается и с пейзажем. Героиня повести появляется на фоне осенних цветов. (Чтение отрывка из 2-й главы)

Появление княгини в саду очень символично. Из всех цветов выделены и помещены в центр фрагмента георгины, пионы и астры — союз “зато” противопоставляет их левкоям и розам, цветущим не так “пышно”, а “холодно” и “высокомерно”, слово “остальные” в начале следующего предложения опять выделяет их из ряда — уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них — не только пора умирания, но и время начала “будущей жизни”.

Описание сада связывает Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Душа её пребывает в состоянии дрёмы.

  • Какова тема рассказа? ( Тема любви.)

Всё начинается с любви…

Твердят: « Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!

Р.Рождественский

О любви слагали мифы и легенды, стихи и песни, любимых изображали на картинах. Без любовных историй нет ни одного произведения (вспомним хотя бы «Грозу», романы «Обломов», «Отцы и дети», «Война и мир»). Некоторые из вас тоже пишут о любви. С творчеством студентов вашей группы вы уже познакомились (оформлена раскладушка «Мои стихи о любви»).

Каждый человек на вопрос о любви отвечает по-своему.

Вот ваши ответы

Судя по вашим ответам, тема любви вам интересна.

Своё толкование любви и у А. Куприна. Писатель обратился к теме любви в то время, когда современная Куприну литература опошлила её.

Послушаем, почему А. Куприн обращается к теме любви.

Просмотр фрагмента фильма

Гранатовый браслет – символ любви Желткова. Определим ещё одно значение этого символа.

Тревога ощущается в рассказе с самого начала. Уже в названии заявлен красный цвет – цвет крови. Эпиграф рассказа – название сонаты Бетховена. Музыка этой сонаты трагичная.

Но вот на именинах Вера Николаевна, которому, посвящена большая часть рассказа (2 – 9 гл.), кажется всё идёт обычно, спокойно.

  • Чем занимаются гости?

На именинах играют в покер, слушают музыку, развлекаются сатирическими рассказами князя Василия Львовича. Но тревожное настроение усиливается. Середина сентября, клумбы с цветами опустели и имели «беспорядочный вид», деревья роняли жёлтые листья (грустно, когда всё увядает, умирает); на именинах оказалось 13 гостей, и Вера подумала: «Вот это нехорошо!», к вечеру вдруг появилась багровая полоска догорающего заката. И вот получение Верой браслета с пятью выделяющимися на нём красными гранатами.

Продолжение выступления студентки

 «Точно кровь!» – с неожиданной тревогой подумала Вера». Подарок Жеткова всколыхнул обычную, размеренную жизнь. Вера чувствует, что что-то случится. Вероятно, гранатовый браслет уже передал ей дар предвидения (в выступлении было сказано об этой особенности браслета).

Основным средством характеристики героев в рассказе является их отношение к чувству Желткова и гранатовому браслету.

  • Каково отношение Николая Николаевича, Василия Львовича, генерала Аносова к чувству Желткова и гранатовому браслету? (гл. 9)

Николай Николаевич взбешён. Он раздражённо говорит князю Василию: «Я давно настаивал прекратить эти дурацкие письма». Браслет называет идиотским, требует не только вернуть браслет, но и принять меры, обратиться к жандармскому полковнику, чтобы не «попасть в глупое положение». У него нет желания попять другого, он груб в сцене визита к Желткову, угрожает, кичится своим положением: «… мы примем меры, которые нам позволят наше положение, знакомства». (Груб, высокомерен, бесчувствен, всё в этой истории видится оскорбительным и подозрительным). Не все, к сожалению, способны понять чувства другого человека.

В начале произведения князь Василий рассказывает о любви ещё незнакомого ему Желткова как анекдотический случай, показывает гостям юмористический альбом с историей любви телеграфиста к княгине. Интересно, что первое упоминание о любви Желткова к Вере нарочито снижено, карикатурно. Ни Вера, ни князь Василий, ни гости не принимают всерьёз этого «влюблённого Г.С.Ж.»: да и как телеграфист(!) может быть влюблён?

Решая, как поступить с гранатовым браслетом, князь Василий Львович более снисходителен к незнакомому юноше, посмевшему преподнести подарок его жене. Он против обращения жандармскому полковнику. Но тоже боится слухов: «Пойдут слухи, сплетни…Мы все достаточно хорошо знаем наш город. Все живут точно в стеклянных банках…Лучше я сам пойду к этому юноше… Вручу ему браслет и прочитаю хорошенькую строгую нотацию».

  • Но осуществил ли князь Василий свои намерения? Почему?

Но даже князь Шеин способен оценить благородство души и силу любви этого худощавого телеграфиста, когда увидел и услышал его: «… но вот я чувствую, что присутствую при какой-то трагедии души и не могу здесь паясничать». Именно поэтому он разрешит написать последнее письмо Вере. «… Он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают», - так скажет князь Шеин своей жене после смерти «докучливого» влюблённого (гл.11).

Пожалуй, только старый генерал Аносов сразу отнёсся к любви Желткова всерьёз. И Веру он настраивает отнестись к любви таинственного Г.С.Ж тоже серьёзно. Мы уже читали раздумья генерала о любви Желткова: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

За всю свою жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но продолжает верить в возвышенную любовь и передаёт свою уверенность Вере Николаевне.

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (глава 12).

Просмотр фрагмента фильма («Вера в комнате умершего Желткова»)

  • Какое настроение передаёт музыка в этой сцене? (Грустное, тревожное).

В этот трагический момент Желтков и Вера впервые оказались вдвоём.

Обратите внимание, как режиссёр фильма выделяет красную розу. Красная роза – это тоже деталь-символ. В финале рассказа «Олеся» упомянуты коралловые бусы, в «Суламифи» - красный цвет – символ любви.

(«Вот анфракс, священный камень…Погляди, как он красен, как кровь, как, вечерняя заря, как распустившийся цвет граната… Это камень любви, гнева и крови».)

  • Почему Вера приносит именно красную розу?

(Поняла, что Желтков любил по-настоящему)

Момент прощания Веры с Желтковым – поворотный момент в жизни Веры.

Прочитайте, каким видится Вере Желтков, кого он ей напоминает?

Умерший Желтков приобретает «глубокую важность, «… как будто бы он перед смертью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь» Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

  • В чём смысл сравнения героя с Пушкиным и Наполеоном?

Пушкин и Наполеон – великие люди. Талант любви Желткова также велик. Куприн приравнивает талант любви к талантам признанных гениев.

  • В начале рассказа мы читаем: Вера «холодна», «царственно спокойна». Такой ли мы видим Веру в этой сцене?

Вера неожиданно заплакала.

  • Почему? Как вы думаете?

Душа Веры словно пробуждается. Теперь её нельзя назвать холодной. Она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется один раз в тысячу лет». Вера узнала, какая она – настоящая любовь. Теперь для неё Желтков не безумец, а великий человек.

Огромна роль музыки в рассказе.

Реализация выполнения индивидуального задания по теме:

«Роль музыки в рассказе «Гранатовый браслет» (см. тезисы в приложении).

Желтков хотел жить любя, и он попытался соединить две судьбы, продлить жизнь и любовь даже после смерти музыкой бетховенской сонаты. Вера слушает сонату Бетховена, и в её проснувшейся душе слагаются куплеты.

Чтение фрагмента текста под музыку Бетховена

Эти слова звучат как стихи. Многие фрагменты рассказа, согласитесь, очень поэтичны.

Вам понятно, что в этих куплетах – судьба Желткова.

  • Как вы думаете, что Вера чувствует в этот момент? (горечь, сочувствие к Желткову и восхищение им, счастье от того, что её жизнь пересекла настоящая любовь)

III.Выводы. Закрепление

1. Для героев рассказа чувство Желткова – любовь или сумасшествие?

2. Любовь, Желткова, по замыслу автора, настоящая. В чём состоит сила настоящей любви? (Вспомните, что мы говорили об отношении Василия Львовича и Веры к Желткову).

Любовь способна изменить человека. Меняется князь Шеин, Вера да и Желтков тоже.

Идея рассказа – настоящая любовь существует, она изменяет, возвышает человека.

3.Что вы сумели понять на занятии?

4.Изменились ваши впечатления от рассказа после нашего урока?

5.Что вам больше всего понравилось в ходе занятия?

6.«Любовь должна быть трагедией», - говорит Аносов. И эту мысль утверждает автор.

Согласны вы с автором?

Обратимся к эпиграфу: « Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, силе и власти его» Так говорил Куприн. Подлинный героизм в прозе Куприна определяется чистотой и силой чувств и способностью к поступку, подтверждающему эти чувства. В этом смысле героичен Георгий Желтков.

В рассказе А.Куприна много деталей-символов. Главные из них – гранатовый браслет, Аппассионата, красная роза.

Поговорим о символе - гранатовый браслет. Этот символ помогает понять силу чувств Желткова. В его письме читаем: «Этот браслет принадлежал ещё моей пробабке…его носила моя покойная матушка». Значит, своей любимой бедный чиновник дарит самое дорогое – семейную реликвию.

Вера же видит в подарке лишь украшение не очень высокого качества. Вот каким видит браслет княгиня: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый старинными, плохо отшлифованными гранатами». Понимает ли в этот момент Вера Николаевна, что значит для Желткова браслет. Нет. Понимает ли силу его чувств? Нет, в начале рассказа героиня не понимает, что гранатовый браслет – символ любви Желткова.

Сам Желтков в письме указывал на символический смысл зеленого (редкого) граната: «По старинному преданию…он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».

Подарив Вере браслет, Желтков лишается защиты. И мы ещё раз убеждаемся, что прежде всего герой думает о любимой (вспомним: браслет сообщает женщинам дар предвидения и отгоняет тяжелые мысли).

Символ гранатовый браслет выполняет ещё и другую функцию.

И вот посреди вечера Вера получает подарок Желткова. Это самый напряженный момент описания именин. Вера, видит на браслете пять красных гранатов. «Точно кровь!», - с неожиданной тревогой подумала Вера.

Гранатовый браслет усиливает тревогу. Подарок Желткова всколыхнул обычную, размеренную жизнь. Вера чувствует, что что-то случится. Вероятно, гранатовый браслет уже передал ей способность предвидения.

Гранат — камень насколько древний, настолько и овеянный легендами. Гранат издавна считался символом любви, верности, преданности и мужества. Таким камнем в знак искренних и настоящих чувств обменивались влюбленные, которым самоцвет придавал силы и веры в непоколебимость вечной любви. Источник: https://akamni.ru/kamni/granat

Раздел

Тема маленького человека

ФИО педагога

Комарова Т. Ю.

Дата

20.12.2022

Класс  9 «Д»

Количество присутствующих: 18 (из них учащийся с ООП –2)

Количество отсутствующих:

Тема урока 

Именины в семье Шеиных. Символика подарка. (По рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Цели обучения:


9.2.4.1– анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами;

9.2.8.1 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии, анафоры, градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм).

Цели урока:


– анализируют важные для определения конфликта эпизоды рассказа, объясняют их связь с другими эпизодами;

- анализируют литературный прием – символ, как способ авторской характеристики героев.


ООП (1 группа, 1 учащийся – ЗПР - ***); 1 учащийся – слабовидящий - *** (индивидуальный текст);

слабоуспевающие ученики - *:

– осуществляет анализ важных для определения конфликта эпизодов рассказа, объясняет их связь с другими эпизодами при поддержке учителя;

- анализирует литературный прием – символ, как способ авторской характеристики героев при помощи частично подобранных учителем ключевых слов.


Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

1.Организационный момент. 1мин.

2.Актуализация знаний.
5 мин


Повторение прочитанного
5 мин















Приветствуют друг друга, желают успехов на уроке.

- Сегодня у нас необычный урок и я желаю вам успехов и хочу, чтобы он вам запомнился.

1.Просмотр фрагмента фильма (3 мин. 35 с.). Вводная беседа.

- Что вы видите?

- Как называется произведение и кто автор? Как зовут главную героиню рассказа? О каком семейном торжестве идет речь в рассказе?

Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизоды рассказа, связанные с именинами Веры Николаевны, попробуем объяснить, как они связаны с другими эпизодами, и рассмотрим такой способ авторской характеристики героев, как символ. Запишите число и тему урока.
Задание 1. ГР

«Самый внимательный читатель».

Задание на соответствие. На партах разложены карточки с вопросами и ответами.
взаимопроверка в парах


Приветствуют друг друга, желают успехов на уроке.

Отвечают на вопросы
Записывают число и тему урока.







https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B3%D1%80%D0%B0


(Приложение №1)


Приложение 2


Слайд

Таблица у каждой группы

https://www.youtube.com/watch?v=gB88JnCpfno&list=RDgB88JnCpfno&start_radio=1&ab_channel=MrAllaman15




Изучение нового материала

3 мин.

3 мин.

8 мин

4.Закрепление пройденного
6 мин

5 мин

Слово учителя.

Итак в день своих именин (?)(это день мучениц Веры, Надежды,Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина получает в подарок (?). Этот эпизод, описанный лишь в V главе повести, можно считать завязкой сюжета произведения. Немаловажную роль играют в произведении предметно - бытовые детали. Какие подарки получила Вера в день своего рождения? (Муж подарил прекрасные серьги из   грушевидных жемчужин. Анна − маленькую записную книжку в удивительном   переплёте, Желтков − гранатовый браслет).

Кажется, что на именинах всё идет обычно, спокойно. Но в этой сюжетной части Куприн продолжает усиливать тревожное настроение. Сколько гостей насчитала Вера? Как она к этому отнеслась? Число 13 символично?

Словарная работа. Приложение №2

ГР Задание 2. - по данному вам эпизоду рассказа попробуйте охарактеризовать героя по подарку-символу.

Заполнить таблицу «Подарок», используя текст произведения.

Герой

Подарок

Описание

Символика










1 гр. – Василий Львович Шеин; 2 гр. – Анна – сестра Веры; 3 гр. – Желтков; 4 гр. – Вера Николаевна Шеина.

Проверка.


Работа с текстом. Давайте перечитаем эпизод, рассказывающий о браслете и его значении.

В чем его ценность и символичность? Как к этому относится Вера Николаевна? Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом).

- Что значит для Желткова этот гранатовый браслет? (Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Какую магическую силу он имеет?(зачитать)

  • Очень символичны подарки мужа и Желткова. Муж подарил серьги - два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби, а Желтков – красный гранатовый браслет с зеленым гранатом посредине – вещь, замкнутую в кольцо, что является воплощением гармонии; гранат, по преданию, приносит своему обладателю радость и веселье, а зеленый гранат имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам, а мужчин охраняет от насильственной смерти. И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет себя”.

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно.

Примечание.Звучит Вторая симфония Бетховена – учащийся читает финальную главку, напоминающую «молитву» «Да святится имя Твое».
Задание 3. ИР. Составьте синквейн «Гранатовый браслет» под звучание сонаты Бетховена.

Зачитываются по одному синквейну от каждой группы.


Подбирают ответы к вопросам
учащиеся комментируют ошибки друг друга, называют правильные ответы

ООП: частично выполненное задание

***Учащиеся с ООП выполняют задание при поддержке группы.

Выступление спикеров групп

Читают эпизод

Составляют синквейн.

Учащиеся с ООП (слабоуспевающие) выполняют задание частично выполненное

Дескрипторы:

(10 вопросов)

-соотносит ответы с вопросами правильно (или допускает 1 ошибку)– 2б; - допускает 2-3 ошибки - 1 б.

ООП

(5 вопросов):

-соотносит ответы с вопросами правильно– 2б; - допускает 1 ошибку - 1 б.
Дескрипторы:

Заполоняет таблицу:

-называет подарок -1б;

-дает описание– 1б;

определяет символику – 1б;

- дает характеристику главному герою- 1б

(4 б)
***- - при поддержке

-называет подарок -1б;

-дает описание– 1б;

определяет символику – 1б;

- дает характеристику главному герою- 1б

(4 б)

Дескрипторы:

- составляет синквейн – 4строки – 4 балла.

Учащиеся с ООП (слабоуспевающие) выполняют задание частично выполненное


.









Конец урока

Итог урока

3 мин

Оценивание. 2 мин

Рефлексия

3 мин.

Домашнее задание:

1 мин.


Подведение итогов.

- Какие основные темы поднимает Куприн в своем произведении? Темы: высокой и безответной любви, «маленького человека».

Вы сказали, что рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь.

- А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этом рассказе?

 (Страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделённая, безответная.)

Вот об этом мы будем говорить на следующем уроке. Учитель дарит каждому красную розу.
«Одним предложением»

Что удалось?

- Над чем ещё нужно поработать?
Дифференцированное домашнее задание.

  1. Подобрать цитаты, характеризующие внутренние качества княгини Веры.

  2. Ответить на вопросы на стр. 224-225 (Желтков, Вера)





Подводят итоги, отвечают нва вопросы

Записывают д/з


Общий балл за урок – 10














Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.

Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?

Символично имя главной героини – Вера. Символична дата - 17 сентября по старому стилю, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, день именин Веры. Символичны подарки, которые дарят Вере.

Прекрасные серьги «из грушевидных жемчужин», подаренные мужем, не вызывают у неё неприятных ассоциаций, даже веселят Веру, однако мы знаем, что в художественной литературе жемчуг является символом, предвестником тревоги, слёз. Будет нелишним провести параллель из других произведений литературы, уже знакомых школьникам. Например, «Слово о полку Игореве». Трагические известия о беде, случившейся с Игорем, Святославу приносит вещий сон, в котором князя осыпают крупным белым жемчугом. А в рассказе Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье" богатый подарок отца пугает и его дочь, и гостей и воспринимается всеми как предвестник несчастий, слёз.

Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.

В самих сестрах словно отражается весь мир – строгий, респектабельный запад и чувственный, иррациональный восток. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца. <…> Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».

Это устоявшийся, разумно обустроенный, благополучный и благонадёжный мир с давно и прочно сложившимися традициями, не знающий любви и не подозревающий о своём незнании: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза. <…> Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

У Веры с мужем сложились ровные и надёжные отношения партнёрства, товарищества. Своё благополучие она принимает за любовь. Анне отсутствие настоящей любви заменяет восторженная жизнерадостность и чувство обожания, которое она вызывает у мужчин. Романтические чувства в обществе, собравшемся на именины Веры, воспринимаются как повод для шутки, и гости с удовольствием слушают истории князя Василия Львовича, в которых правда мешается с вымыслом и герои в порыве чувств совершают безумные поступки, не свойственные им в реальной жизни. Не менее нелепым и смешным представляется «бедный телеграфист», влюблённый в Веру на расстоянии. Выходит, чувства в этом представительном, почтенном обществе – предмет осмеяния, поскольку нарушают мерный, спокойный ход жизни.

И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.

Единственный герой повести, испытывающий это ставшее уже полумифическим чувство, тайный поклонник Веры, которого до времени никто не видел и не знал его имени. Если не учитывать символику этого образа и рассматривать его только на событийном, фактическом уровне, история Желткова мало чем отличается от двух нелепых и жалких романтических историй, рассказанных Вере старым генералом. В рассказах этих влюблённые юноши гибли в рабской привязанности к даме сердца, глупо, неблагородно, бессмысленно. Любовь «телеграфиста» и трагический её финал при всей красивости и возвышенности, на поверхностный взгляд, такие же, однако в них читатель угадывает некую тайну, способную объяснить и оправдать всё.

На символическом уровне в простоватой, смешной фамилии Желтков угадывается пасхальный мотив (яйцо – символ Воскресения). Символичен портрет молодого человека, в нём нет реалистичных мужских черт, это, скорее, иконописный лик, проступающий из лучей света: «Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами». Ангельский лик и возраст Христа: «Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Комната с круглыми окнами, похожими на пароходные иллюминаторы, напоминающая «кают-компанию грузового парохода» вызывает ассоциацию с ковчегом (в христианстве корабль символизирует церковь, место, где спасаются). В письмах, которые он адресует Вере, нет корыстных притязаний, ему необходимо сообщить ей о любви. Он словно специально послан в этот мир с вестью о любви. К слову, шуточное прозвище «телеграфист» тоже содержит намёк на ту роль, которая ему отведена: передать важные известия. «Телеграфист» не говорит ничего от себя, он транслятор, вестник. В подарке Желткова, гранатовом браслете, овеянном древними поверьями и преданиями, объединены цветовая символика и символика камня: красные гранаты – любовь и жертвенность, зелёный – надежда. Семь-восемь лет, на протяжении которых Желтков «преследует княгиню Веру Николаевну» говорят об истечении срока, отпущенного ему. Семь – число полноты, завершенности, за семь дней создан мир, и по прошествии семи лет должен появиться какой-то результат. Семь лет Желтков любит Веру без надежды. Символика числа восемь двойственная: оно может означать бесконечность, вечность или смерть.

Таким образом, Желтков – вестник, посланный в этот мир, чтобы пробудить в нём любовь, дать надежду на неё, но людские сердца остаются глухи, мир живёт по своим законам, по правилам, и любовь оказывается вне этих правил. Угрозы «принять меры», пожаловаться властям вызывают у Желткова смех, потому что любовь закону неподвластна, она проходит по другому «ведомству», чего не может понять прокурор Николай Николаевич, брат Веры. Поэтому он и Василий Львович, Верин муж, люди в принципе не жестокие, но придерживающиеся во всём строгих рамок, светских приличий, как библейские фарисеи, требуют «казнить» любовь. Лучшие представители аристократического общества не кричат: «Распни!», и тем не менее, они предугадывают, предполагают «трагический исход» и соглашаются с ним. Смерть Желткова – это не каприз отвергнутого влюблённого, не попытка кому-то что-то доказать, это искупительная жертва, которой он спасает мир от нелюбви. Он умирает, чтобы родилась любовь. Христианские мотивы страдания, жертвенности, смерти и воскресения особенно сильно звучат в конце произведения: «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: „Да святится имя Твое“. Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь».

В своём последнем письме к Вере Николаевне Желтков говорит о любви как о громадном счастье, которое Богу было угодно послать ему, как о награде. После прочтения Вера пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами. Слезами оживает, оттаивает сердце холодной, гордой женщины. По пушкинской формуле начинает воскресать, преображаться её душа: «и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Одну большую красную розу приносит Вера покойному Желткову, и в этом подарке, который она кладёт почему-то под шею умершему, звучат те же мотивы любви и страдания, что и в кроваво-красном гранате. Не любви к нему, Желткову, но любви как новому для Веры состоянию, самой способности любить.

В финале повести притча о любви переходит в молитву, её усиливает символика звуков: «В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Музыка Бетховена оживляет слова молитвы, дарит утешение, пророчит рождение Любви и Преображение Любовью.

Это преображение можно пронаблюдать через знаки, в которых финал повести смыкается с началом. Вместо легкомысленной безделушки, пустого блокнота, переделанного из старинного молитвенника, в финале звучит живое слово молитвы, пробуждающее и наполняющее всё новым смыслом. Жемчужные серьги «грушевидной формы», а лучше сказать, формы капель, «сбываются» потоком слёз, которыми умывается, обновляется душа Веры Николаевны. День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в который Вера праздновала свои именины, в самом деле напомнил о почти утраченных чувствах любви и веры, дал надежду и открыл путь к новым, высшим смыслам, божественной премудрости - Софии. Да и сама Вера преображается, «воскрешается» к новой жизни. Вместо строгой и аристократичной светской дамы с красотой античной статуи, вся жизнь которой, включая взаимоотношения с людьми и благотворительность, диктовалась видным положением в обществе, мы видим растроганную женщину блестящими от слез глазами, взволнованную, трепетную, живую. Этим преображением объясняется звучащая в финале фраза: «Он меня простил теперь. Все хорошо».


написать администратору сайта