Главная страница
Навигация по странице:

  • Ступа

  • Культура империи Великих Моголов

  • Роль религии в Древнем Египте

  • Особенности религии Древнего Египта

  • Религиозные представления Древнего Египта

  • История религии Древнего Египта

  • Религия и мифология Древнего Египта

  • Искусство и религия Древнего Египта

  • история 2. Можно выделить следующие этапы культурного развития Индии


    Скачать 32.55 Kb.
    НазваниеМожно выделить следующие этапы культурного развития Индии
    Дата26.01.2023
    Размер32.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория 2.docx
    ТипДокументы
    #906757

    1. Этапы культурного развития Индии

    Современное название «Индия» появилось только в XIX в. Культурное развитие страны началось в 4 тыс. до н. э. По уровню развития земледелия, скотоводства, ремесла, письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия не уступала цивилизациям, существовавшим в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата. Колумб, отправившийся в западном направлении открывать новый морской путь в Индию, «открыл» Индию в другой части света. При этом настоящую Индию и ее культуру это предохранило на долгие десятилетия от возможного вторжения европейцев. Когда европейцы впервые познакомились с достижениями древнеиндийской культуры, их буквально потряс мир высокой духовности. В XV в. в Европе ее называли «страной чудес».

    Культура Индии самобытна и уникальна. Щедрая природа обеспечила условия для ее уникального развития. Изолированность от внешнего мира и защищенность способствовали тому, что народ Индии не испытывал необходимости тратить много сил на борьбу за существование и люди могли себе позволить жизнь более возвышенную, чем суетливое накопительство.

    Можно выделить следующие этапы культурного развития Индии:

    1.  Хараппская культура и Мохенджо-Даро (3-2 тыс. до н. э.).

    2.  Культура Маурьев (IV—II вв. до н. э.).

    3.  Кушано-Гуптский период (I в. н. э.- VI в. н. э.).

    4.  Раннеисламская культура (XI-XVI вв.).

    5.  Культура империи Великих Моголов (XVI-XVHI вв.).

    Хараппская культура

    В 20-х гг. XX в. была открыта древняя культура в долине реки Инд. Ученые относят ее возникновение к 3 тыс. до н. э. По масштабу распространения Хараппская цивилизация являлась одной из самых крупных в Древнем Востоке. О ее уровне развития говорят строгая планировка городов, наличие письменности, ремесел и изобразительного искусства. В хараппском искусстве возник впервые мотив танца (была найдена статуэтка девушки-танцовщицы), столь популярный в индийской культуре. О религии древних хараппцев известно очень мало.

    Многочисленные археологические находки говорят о достаточно высоком уровне хараппской культуры для того времени. Население Хараппы умело обрабатывать металлы, занималось земледелием, знало множество ремесел. Найдены каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи, палицы, топоры, серпы, вилы и пр.), ювелирные и другие изделия (украшения, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты). Обнаружены игровые комплексы типа шахмат (4 вида войск) и шашек, изделия гончарных мастеров. Письменность Хараппы и Мохенджо-Даро насчитывала около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. На линейке, найденной при раскопках, обнаружена десятизначная система счисления. История сохранила такие художественные памятники эпохи: пещерные рисунки с изображением охотничьих сцен.

    Культура Маурьев

    В 321 г. До н.э. в Индии возникло первое объединенное государство-империя Маурьев. Город окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Большинство архитектурных сооружений были выполнены из дерева. В строительстве и архитектуре камень стали применять во времена правления царя Ашоки (268-232 гг. до н.э.). Среди культовых сооружений получили распространение: ступа, стамбха и пещерный храм.

    Ступа (с санскр. – куча земли, камней) – буддийский храм в форме полусферы.

    Стамбха – в буддийском искусстве – мемориальный монолитный каменный столб, увенчанный лотосовидной капителью с символическими скульптурными изображениями.

    В годы правления Ашоки было построено 80 тыс. ступ.

    Кроме ступ в буддийской архитектуре существовали и искусственные пещеры-храмы. Самые знаменитые находятся в Аджанте (здесь их насчитывают около 27).

    Показателем высокой культуры Древней Индии является появление учебников грамматики санскритского языка.

    Кушано-Гуптский период

    Долгое время Индия не страдала от иноземных вторжений. В эту эпоху страна переживала расцвет науки, философии, литературы. Индия славилась буддийскими университетами в Таксиле, Наланде, Аджанте.

    В этот период достигла значительного развития материальная культура. Совершенствуется земледелие: вводятся классификация почв, севооборот, широко используются удобрения, осваиваются новые сельскохозяйственные культуры , распространяются шелководство, искусственное орошение и пр.

    Заметных успехов добились ремесленники в изготовлении оружия и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. Крупные успехи были достигнуты в строительстве зданий из камня. Традиционными становятся пещерные храмы, для сооружения которых использовались сложные расчеты. Создание таких храмов требовало огромных затрат человеческого труда, большого искусства в монументальной и художественной обработке камня. О богатстве и роскоши искусства Гуптов свидетельствует изобилие скульптуры, резьба и росписи внутри пещер и на фасадах храмов Аджанты. Эта держава стала последним рабовладельческим государством в этой части Индии. Здесь уже наряду с трудом рабов использовался труд крестьян-общинников, которым сдавались земельные участки на условиях выплаты части урожая. В процессе завершения разложения первобытного строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой общественным положением, правами и обязанностями.

    Появление варн предохранило народности от взаимного уничтожения. Каждому члену общества с рождения предписывалось занимать строго определенное место и исполнять строго определенные обязанности.

    В гуптской художественной культуре буддийское творчество переживало свой последний расцвет, надолго уступив место изображению богов индуизма.

    Раннеисламский период

    Впервые мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии еще в VIII в. Спустя пять веков удалось покорить почти всю страну. Период раннеисламского владычества в Индии начался с нашествия мусульман в XI в. Завоеватели безжалостно уничтожали святыни «неверных» - индуистские и буддийские храмы. В XII-XIII вв. в индийской национальной архитектуре и изобразительном искусстве внедряются новые типы зданий: мечети, минареты, мавзолеи, медресе, утверждается плоский узорчатый орнамент взамен объемной архитектуре. Запрет ислама изображать живые существа нанес тяжелый урон индийской культуре и живописи. Лишь с середины XV в. наблюдается синтез мусульманского и индусского стилей.

    Культура империи Великих Моголов

    Начало Могольской империи, просуществовавшей в Индии почти 200 лет (XVI-XVIII вв.), положил правитель Кабула – Бабур (1483-1530). Централизованное государство на севере Индии создал Акбар (1556-1605). Он вошел в историю не только как талантливый организатор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя находили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское. При преемнике Акбара Шах-Джахане (1627-1658) архитекторы обратились к их синтезу, вырабатывая государственный стиль. Выдающимся памятником архитектуры Индии этого период является мавзолей Тадж-Махал в Агре (сер. XVII в.), построенный Шах-Джаханом в память о любимой жене. Здесь в одном произведении искусства соединились 2 культуры. Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры, поскольку оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.

    2. Культура древнего Китая
    Китайская культура не только одна из самых древних мировых культур, но в то же время и одна из самых уникальных. Начинает она свое развитие приблизительно с 3-го века до нашей эры уже как культура древнего государства и активно развивается по сей день. Зачатки культуры древнего Китая возникли раньше, чем эта культура стала восприниматься как наследие древнего государства, примерно за 2-3 века до процесса формирования империи.
    Религия древнего Китая
    Изначально китайская религия была неким культом фетишизма, это происходило приблизительно в 2 веке до нашей эры. Далее, уже спустя век, верования свелись к тотемистическим и были тесно связаны с мистикой и всевозможными магическими ритуалами. Все тотемы были связаны с природными явлениями, да и сами религиозные представления в первую очередь превозносили природу. Поклонялись не только горам, земле и различным явлениям, например, молнии и дождю, но и существовали разные животные-тотемы. Одним из самых могущественных анималистических покровителей считался медведь.
    Существовал и культ предков – их почитали, обращались к ним с просьбами и, конечно же, главы семьи выстраивали храмы для почитания всех предков своего рода.

    Письменность и литература
    Письменность в древнем Китае можно назвать оригинальной, отличной от других цивилизаций. В первую очередь при таких оценках речь идет об иероглифике, являющейся самой древней формой письменности, если не считать наскальные рисунки. 
    Изначально все тексты писались палочками, которые вытачивали из бамбука. Все тексты были запечатлены на деревянных дощечках. Это был первый этап развития письменности. Позднее на смену этим инструментам письма пришли другие, более прогрессивные. Они значительно повысили скорость письма, а также повысили удобство написания символов. К таковым относятся кисть и ткань, в основном шелковая. Тогда же были изобретены и чернила. Еще позже на смену полотнам ткани пришла бумага – чисто китайское изобретение. Тогда письменность и стала развиваться активнее всего.
    Что же касается литературы, дошло очень много древних текстов. У китайцев были как сакральные книги, предназначенные для просвещенного в религиозных и обрядовых вопросах, так и философские и исторические труды. Популярна и так называемая «Книга песен», содержащая около трехсот песенных текстов того времени.

    Архитектура, скульптура и живопись
    Китайская архитектура с древних времен считалась прогрессивной. Когда многие народы возводили лишь примитивные жилища или строения из глины и камни в один этаж, китайская архитектура поражала – в стране было огромное количество многоэтажных зданий.

    Живопись в древнем Китае была тоже прогрессивна, если сравнивать ее с живописью стран, существовавших в то время. Картины обычно рисовались на шелке, а позже уже на бумаге. Для рисования использовали тушь и кисти.
    Активно развивалась и скульптура, оттачивались умения народа в производстве керамики. До наших дней дошло множество ваз и небольших статуэток, делали их в основном из поделочных камней, либо слоновой кости. Посуду и украшения уже ближе к новой эре стали делать из фарфора – еще одного чисто китайского изобретения, державшегося в секрете.

    Наука в древнем Китае
    Наука развивалась не менее стремительно, чем другие области культуры страны. Были важные астрономические открытия, создавалась собственная медицина, отличная от других культур. Развивалась также математика, геометрия. Китайцы уже в древности знали основные свойства фигур, считали дробные числа, а еще ввели понятие об отрицательных числах. Известна была и арифметическая прогрессия.
    1 век до нашей эры знаменателен в китайской науке тем, что тогда был написан величайший математический трактат, объясняющий предмет математики в двухстах главах. Ученые смогли рассчитать и точную продолжительность года. В древнем Китае были созданы и карты звезд и светил, описывающие их местоположение в небе, а также их движение. Но самым гениальным китайским изобретением считается компас – этого предмета не было на тот момент нигде, и именно китайцы его создали первыми.


    3 Культура древнего Египта
    Египет, как и любая другая велика, а на момент ее рассвета мировая держава, развивался в несколько этапов. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, касающееся не только архитектуры, но и письменности, литературы и даже математики, астрономии и медицины
    Архитектура и искусство
    Древнеегипетские памятники архитектуры до сих пор таят в себе множество загадок, неразрешимых до сегодняшних дней. Известные во всем мире храмы, скульптуры и пирамиды делают египтян одними из величайших строителей и архитекторов всей истории человечества. Монументальные гробницы фараонов или пирамиды являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившимся.
    Кроме пирамид, особое внимание заслуживают древнеегипетские храмы. Храмы представляют собой сложные комплексы из огромных помещений и просторных дворов. Размеры храмов впечатляют. На фоне гигантских зданий пальмы представляются небольшими тростинками, а территория, отведенная под храмовый комплекс, сопоставима с размерами крупных поселений. К примеру, на верхушке одной колоны может уместиться 100 человек. В храмах находилось бесчисленное количество статуй, статуэток с изображением сфинксов, богов, царствующих фараонов и прочего. Они выполнялись как из камня, так и из бронзы.
    Еще одним свидетельством мастерства египетских архитекторов являются дворцы фараонов. Они не уступали по своим размерам пирамидам и храмам.

    Письменность и язык
    Язык и письменность древнего Египта развивались на протяжении всего существования народа и государства. Письменность прошла долгий этап формирования, а благодаря тому, что египтяне писали на камне, путь формирования языка можно проследить.
    Считается, что возникла письменность в Египте в IV тысячелетии до н. э. Она появилась на основе рисуночного письма. Ближе к II веку до н. э. рисунки стали упрощаться и получили название иероглифы. К этому моменту насчитывалось не более 700 широко употребляемых иероглифов. Они изображались не только на камнях. Еще материалами для их написания являлись папирус, глиняные черепки и деревянные дощечки.
    Постепенно были выделены 21 простой знак. Они передавали согласные звуки и представляли собой привычный современному человеку алфавит. На основе этих знаков начала развиваться письменность соседних государств. Однако само египетское письмо не изменилось. Писцы предпочитали традиционный способ письма.

    Литература
    Развитая письменность способствовала сохранению и обогащению египетской литературы, самой древней в мире. Благодаря иероглифической письменности произведения могли иметь разноплановый контекст. Устное народное творчество дошло до нас в виде нескольких песен, например, песня погонщика скота, притч или поговорок.
    В IV тысячелетии начали формироваться некоторые литературные жанр, например, биографии вельмож, дидактические тексты или поэтические произведения. Позже с развитием литературы создаются произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы, например «Рассказ Синухета».
    Огромное внимание в египетской литературе уделено дидактическому жанру. Эти произведения напоминают пророчества. Одним из древнейших произведений дидактического жанра является «Поучение Птахотепа». Тексты мудрецов, которые предостерегали народ от несоблюдения правил предписанных богами, также можно отнести к этому жанру.
    Некоторые народные сказки подвергались тщательной обработке, превращаясь в настоящие шедевры. Многие из них оказали значительное влияние на мировую литературу. К этим сказкам относятся «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о правде и кривде» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».

    4. Основы древней религии Египта

    Древний Египет — могущественная цивилизация древности, она до сих пор привлекает исследователей своей загадочностью и величием. У древних египтян было особое отношение к религии, что оставило огромный отпечаток на их культуре и быте.
    Роль религии в Древнем Египте

    Повседневная жизнь жителей Египта тесно переплеталась с верованиями и религиозными традициями. Древние египтяне верили, что культы имели возможность непосредственно влиять на их судьбу. В ту эпоху даже небольшим мелочам придавали роковой смысл, и расценивали их как важные знаки, посланные свыше. Храм считался обителью небесных святил, в честь которых организовывались торжества, и совершались жертвоприношения. В каждом доме имелся алтарь, перед которым произносили молитвы богам-покровителям и поклонялись предкам.

    Особенности религии Древнего Египта

    Характерной чертой древнеегипетской религии являлось особое отношение к загробному миру, как вечному продолжению земного существования. Фараоны могли с самого раннего возраста скрупулезно готовиться к жизни после смерти. Это подтверждают грандиозные захоронения, в которых умершему оставляли множество необходимых и драгоценных предметов. Главным священным писанием в Древнем Египте была Книга Мертвых, описывающая загробную жизнь и суд Осириса над душой после смерти.

    Религиозные представления Древнего Египта

    Наместником бога в материальном мире считался фараон, его называли сыном солнечного культа Ра. Солнце для египтян было символом бессмертия и возрождения. Как солнечный диск, дарящий жизнь, заходил за горизонт вечером и затем заново рождался утром, так и цари обеспечивали гарантию благополучия, света и процветания для всей страны. По древнеегипетским верованиям человек состоял из духовной и материальной оболочки. Сохранность тела обеспечивала бессмертное существование. Именно поэтому было важно сохранить не только душу, но и телесную оболочку после смерти. Отсюда и произошла традиция мумифицирования и строительства пирамид.
    История религии Древнего Египта

    Начало формирования древнеегипетской религии относят к VI-IV веку до н.э. В тот период Египет был неоднороден и состоял из отдельных племен, у каждого из которых был свой пантеон религиозных культов. С течением времени разрозненные области египетской земли объединялись, поэтому предпринимались попытки соединить культы богов. У каждой династии был свой главный культ. Так в период третьей династии, когда столица Египта была в Мемфисе, главным божеством признавали Гора. А в эпоху Среднего и Нового царства верховным богом считали фиванского Амона.

    Религия и мифология Древнего Египта

    Боги в Древнем Египте изображались людьми с частями тел животных: головой, туловищем, хвостом. Наиболее почитались бык, баран, змея, крокодил, кошка, лев, шакал и ибис. Именно с этими священными животными ассоциировались великие боги. Древнеегипетская мифология включает в себя множество легенд о создании мира, о рождении и деяниях божеств. Самыми любимыми богами египтян были покровителями земледелия, солнца, воды, домашнего очага и благополучия — Осирис, Ра, Исида, Бастет, Гор, Хапи.

    Искусство и религия Древнего Египта

    К искусству в Древнем Египте было особое отношение, оно отражало веру и религиозные традиции египтян. Они считали, что искусство — это продление жизни на земле, бессмертие. Поэтому работу художника, архитектора или скульптора почитали как священное действо. Деятели древнеегипетского искусства были уважаемыми и знаменитыми людьми в обществе, их работа хорошо оплачивалась.


    написать администратору сайта