Главная страница
Навигация по странице:

  • Дефицитарный

  • Основные положения Маслоу относительно природы человека

  • Сильная Умерен — ная Слабая Средняя Слабая Умерен — ная Сильная Свобода +Рациональность +Холизм

  • Рациональность — иррациональность.

  • Холизм —элементализм.

  • Конституционализм — инвайронментализм.

  • Изменяемость — неизменность.

  • Субъективность — объективность.

  • Проактивность — реактивность.

  • Гомеостаз —гетеростаз.

  • теории. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Зиглер Хьелл. Монография бестселлер видных американских исследователей Л


    Скачать 4.02 Mb.
    НазваниеМонография бестселлер видных американских исследователей Л
    Анкортеории
    Дата13.01.2023
    Размер4.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Зиглер Хьелл.pdf
    ТипМонография
    #885628
    страница61 из 74
    1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   74
    Таблица 10–2. Примеры метапатологий по Маслоу
    Недоверие, цинизм, скептицизм
    Ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя
    Вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность
    Дезинтеграция
    Утрата чувства собственного «Я» и индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным
    Безнадежность, нежелание чего — либо добиваться
    Гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм

    Мрачность, депрессия, угрюмость, отсутствие интереса к жизни,
    параноидное отсутствие чувства юмора
    Перекладывание ответственности на других
    Бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни
    (Источник: адаптировано из Maslow, 1971.)
    Маслоу предположил, что многочисленные симптомы, связанные с накопительским и ориентированным на потребление, но несамодостаточным стилем жизни, свидетельствуют о метапатологиях. Это такие симптомы, как неспособность глубоко любить кого — нибудь;
    стремление жить только сегодняшним днем; нежелание видеть что — либо ценное и достойное в жизни; неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования; неэтичное поведение. Человек, страдающий метапатологией, часто не замечает этого. Он может смутно чувствовать, что чего — то не хватает в жизни, но не знать, чего именно. Маслоу даже предположил, что нарушения в когнитивном функционировании можно понять как депривацию метапотребностей (то есть как выражение метапатологий). Отрицание истины (метапотребности), например, может сделать человека подозрительным и боящимся других. Клинические психологи традиционно называют такого человека параноидным. Здоровое чувство любопытства может тоже ослабеть, если человек лишается когнитивных метапотребностей или отрицает их. Некоторых людей совершенно не интересует, что происходит в мире: события за рубежом,
    научные открытия, новые стили в живописи и музыке и прогноз погоды на завтра. Даже великие тайны жизни они могут игнорировать или принимать как само собой разумеющееся. Метамотивированные люди, с другой стороны, очень заинтересованы в том, что происходит в мире и постоянно поражаются новым открытиям. Они не принимают тайны жизни как само собой разумеющееся.
    И наконец, Маслоу размышлял о том, что метапатологии могут быть ответственны за искажение ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают, что правильно и что неправильно (например,
    пьянство, наркотики, война) потому, что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и справедливости. Слишком часто,
    добавлял он, это приводит к оскудению социальных чувств, неуважению к правам других и равнодушию к таким этическим ценностям, как благородство и сострадание.
    Дефицитарный
    образ
    и
    метаобраз
    жизни:
    путь
    к
    совершенствованию
    Возможно, вас заинтересует, что такое жить в сфере
    метапотребностей, метажизни или жизни бытия. К счастью, Маслоу
    (Maslow, 1968,1987) предложил нам логически последовательную картину своего видения наивысших достижений человеческого опыта, сравнивая дефицитарную жизнь (Д — жизнь) и бытийную, или метажизнь (Б —
    жизнь).
    Д — жизнь — это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования окружения. Это стиль жизни,
    ориентированный на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Выражение «живи сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить» выражает позицию Д — ориентированного человека.
    Маслоу отмечал, что Д — жизнь превращает человека в обыкновенного респондента, «…просто реагирующего на стимулы, на поощрения и наказания, на чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на рутинные каждодневные события» (Maslow, 1968, р. 61).
    К этому мы добавили бы, что Д — жизнь характеризуется рутиной и однообразием, отказом относиться к чему — либо серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Рассмотрим, например,
    события, которые происходят в жизни многих работающих взрослых сегодня. Они выполняют монотонную работу с восьми утра до пяти вечера,
    приходят домой к своим семьям, обедают, кладут детей спать и весь вечер смотрят телевизор. Маслоу заявил бы, что люди, которые живут так,
    скучны, пусты и живы только наполовину, потому что их жизнь сконцентрирована на поддержании своего положения. Ничто не вдохновляет их. Счастье для них состоит в том, что они испытывают ощущение безопасности и удовлетворения.
    Они предпочитают безопасность умеренных и не требующих много сил достижений истинно честолюбивым целям, которые потребовали бы от них полностью раскрыть себя. Фактически, им не удалось переступить порог самоактуализации.
    Маслоу полагал, что совершенно другой стиль жизни сопровождает метаобраз жизни, или Б — жизнь. Б — жизнь можно определить как усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу.
    Маслоу отмечал, что во время этих эпизодов метаобраза жизни человек бывает более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний (Maslow, 1968). Б — образ жизни включает в себя наиболее счастливые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Нет нужды говорить, что такие моменты редки в жизни среднего человека, и поэтому, когда они наступают, их нелегко распознать. Для большинства из нас их уносит потоком памяти как нечто неважное в огромное хранилище
    тех прошлых событий, на которые мы едва обращаем внимание.
    Маслоу отмечал, что образ жизни в Б — реальности часто сопровождается таким качеством, как отсутствие стремлений,
    потребностей или желаний — как будто человек переступил границы обычных потребностей и стремлений в жизни. Другими словами, Б —
    образ жизни по сравнению с Д — образом характеризуется отсутствием побуждений, целей, усилий, как состояние завершения и достижения цели.
    Человек больше ничего не делает, ни чтобы избежать боли или дискомфорта, ни чтобы продвигаться к будущей цели. «Он только есть.
    Радость достигнута, что означает временный конец стремления к радости»
    (Maslow, 1966, р. 103).
    Концепция Маслоу о вершинном переживании также подходит к жизни метамотивированных людей. Вообще вершинные переживания —
    моменты, во время которых человек чувствует великий экстаз,
    благоговение, восторг. Самоактуализирующийся человек стремится описать эти переживания, и они часто бывают главной причиной важных перемен в его жизни. В самом прямом смысле вершинные переживания отражают цепочку Б — ценностей в той степени, в какой человек чувствует себя преображенным такими переживаниями. Маслоу настаивал на том,
    что вершинные переживания являются частью нашей жизни. Однако только метамотивированные люди, вероятно, оценят и получат пользу от этих переживаний, потому что они не боятся их никоим образом.
    Теперь давайте рассмотрим исходные положения
    Маслоу относительно природы человека.

    Основные положения Маслоу относительно
    природы человека
    Как отмечалось ранее, гуманистическая психология развилась в значительной степени из протеста против образа человека,
    превалирующего в традициях психоанализа и бихевиоризма. Ключевое отличие этих других направлений от гуманистической теории предстает наиболее очевидно при рассмотрении основных положений каждого из них. Тщательное изучение основных положений Маслоу (рис. 10–2),
    особенно при сравнении с положениями Фрейда и Скиннера, должно пролить свет на эти различия.
    Сильная
    Умерен
    — ная
    Слабая Средняя Слабая
    Умерен
    — ная
    Сильная
    Свобода
    +
    Рациональность
    +
    Холизм
    +
    Конституционализм
    +
    Изменяемость
    +
    Субъективность
    +
    Проактивность
    +
    Гомеостаз
    Познаваемость
    Рис. 10–2. Позиция Маслоу по основным положениям, касающимся природы человека.
    Свобода — детерминизм. Хотя Маслоу сомневался в одобрении идеи абсолютной свободы, высказываемой многими выдающимися экзистенциалистами, он, конечно, близок к их взглядам. Для него человек в корне свободен и ответствен за решение, какой образ жизни выбрать. Эта личная свобода особенно отчетливо проявляется в том, что человек решает,
    каков его потенциал и как он будет стремиться актуализировать его.
    С точки зрения Маслоу, чем старше человек и чем выше он поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее. Например, ребенок раннего возраста не является истинно свободным, так как у него доминируют физиологические потребности; он в действительности не «решает», когда
    есть, спать или очистить кишечник. Но его потенциал уже заложен в нем.
    Когда человек взрослеет, он движется вверх в иерархии потребностей и постепенно создает свою индивидуальность. Фактически он начинает формировать того человека, каким он хочет стать. Чем выше он находится на лестнице потребностей, тем свободнее он от влияния Д — мотивации и,
    следовательно, более свободен в создании своей судьбы. Приверженность
    Маслоу положению свободы очень сильна.
    Рациональность — иррациональность. Рассматривая позицию
    Маслоу относительно рациональности, важно помнить, что он считал изучение животных совершенно необязательным для познания психологии человека. Одной из важных причин такого отрицания является то, что животные, находящиеся на более низком филогенетическом уровне,
    никогда не оценивают сознательно прошлый опыт, не думают о настоящих событиях, не рассматривают гипотетические возможности и не решаются в результате сознательно на какое — то действие. А люди каждодневно делают это. Следовательно, с точки зрения Маслоу, разумность является основной чертой человека.
    Хотя Маслоу принимал во внимание иррациональность, видя ее в противоречиях между потребностями, в компульсивных и
    непоследовательных действиях, поведение человека для него в большой степени регулируется рациональными силами. Одним из доказательств такой убежденности Маслоу является то, что он рассматривал осознанные самоотчеты людей об их субъективном опыте в качестве достоверных данных для изучения личности. Ни один персонолог не поддерживает
    «интроспективный метод исследования», если он не верит в то, что человек, с которым он работает, достаточно рационален и сознателен в понимании причин своего поведения. В то же время, однако, Маслоу
    (Maslow, 1970) признавал использование проективных методик (например,
    тест тематической апперцепции и тест Роршаха), которые разработаны для раскрытия бессознательных, иррациональных аспектов личности. Но иррациональные процессы не доминируют в жизни большинства людей.
    Основной акцент в своей гуманистической теории Маслоу сделал на описании человека, рационально принимающего решения и стремящегося актуализировать свой потенциал. Его приверженность рациональности безоговорочно сильна.
    Холизмэлементализм. Трудно представить теоретика личности,
    более приверженного положению холизма, чем Абрахам Маслоу. Как отмечалось ранее, один из основных принципов гуманистической психологии — «индивид как единое целое». Даже среди коллег,
    гуманистических психологов, он выделяется тем, какое значение приобретает холизм в его теории (Maddi, Costa, 1972).
    Мы уже цитировали Маслоу относительно того, что «Именно Джон
    Смит хочет есть, а не желудок Джона Смита» (Maslow, 1987, р. 3). Но Джон
    Смит также хочет безопасности, самоуважения и, помимо прочего,
    самоактуализации. Все аспекты личности переплетены в объяснении,
    даваемом Маслоу состояниям человека. Индивид как целое является единственно подходящей целью для психологического исследования.
    Приверженность Маслоу положению холизма стремится к максимально возможной.
    Конституционализм — инвайронментализм. Может показаться, что акцент на свободе, очевидный в теории Маслоу, уменьшает применимость данного положения. Если люди в большой степени свободны в формировании самих себя и творчески определяют свою судьбу, то ни конституция, ни окружение не играют значительной роли в выстраивании поведения человека. Маслоу, однако, приписывал большее значение конституции. Физиологические потребности, явно конституциональные по происхождению, являются основой для всей модели иерархии потребностей при рассмотрении мотивации человека. Кажется даже, что он использует эту концепцию больше для утверждения биологической общности человечества, чем для объяснения индивидуальных различий.
    Маслоу предположил, что все потребности человека инстинктоидны или наследственно детерминированы.
    Он использовал термин
    инстинктоидный, чтобы подчеркнуть биологическую и генетическую основу потребностей, общих для всех представителей вида homo sapiens. И
    в то же время он утверждал, что люди не обладают инстинктами подобно животным: «У людей больше нет инстинктов в животном смысле, властных безошибочных внутренних голосов, которые говорят им недвусмысленно,
    что делать, когда, где, как и с кем. Все, что у нас осталось — это пережитки инстинкта» (Maslow, 1968, р. 191). Далее он предположил, что потребности высшего уровня слабы и легко тормозятся или изменяются в результате страха, неблагоприятных культурных условий и неправильного научения.
    Иначе говоря, несмотря на то, что инстинктоидные потребности свойственны человеку, их можно изменить или даже преодолеть под влиянием мощных сил окружения. Тем не менее, с точки зрения Маслоу,
    природа человека является врожденным качеством, а не приобретенным.
    Дальнейшие следы конституционализма можно найти в концепции метапотребности и самоактуализации, разработанной Маслоу. Они уже обсуждались выше, с использованием таких терминов, как «врожденное
    стремление», «инстинктивный» и «присущий человеку». Действительно,
    Маслоу рассматривал стремление актуализировать потенциал как неотъемлемую составляющую того, чем является человек, а не как то, что он приобретает. Этот побудительный мотив — врожденный. Маслоу не признавал влияния раннего окружения на развитие личности, но, по —
    видимому, придавал значение этому фактору только когда он был невероятно разрушительной силой, вызывающей последующее эмоциональное расстройство. Но тем не менее, хотя Маслоу не отрицал того, что на личность оказывают влияние силы окружения, он особо подчеркивал биологические потребности, общие для всего вида. С нашей точки зрения, теория Маслоу отражает умеренную приверженность конституционализму.
    Изменяемость — неизменность. Понимание взаимоотношений между свободой и мотивацией роста существенно для оценки позиции
    Маслоу по этому положению. Напомним, что, по Маслоу, люди способны сами формировать свою жизнь. Также в его теории центральное место занимает положение о том, что индивиды всегда стремятся к личностному росту — концепция самоактуализации является вершиной пирамиды иерархии потребностей. Свобода и мотивация роста взаимодействуют в гуманистической теории, подразумевая постоянные изменения в личности индивидуума. То есть по мере того, как человек поднимается в иерархии потребностей, он становится все более свободен в выборе направлений личностного роста. Когда человек следует этим выбранным направлениям,
    он обязательно меняется. Следовательно, в теории Маслоу люди обладают способностью решать, какими они хотят стать; так как их рост может идти в различных направлениях, личность непременно меняется.
    В гуманистической теории изменение личности лучше всего рассматривать как движение к актуализации потенциала. Даже если какие
    — то из потенций являются врожденными, то в какой степени человек актуализирует их, а также как он решает делать это, всегда является только делом личного выбора. Следовательно, по мере движения от Д — мотивов к Б — мотивам люди постоянно делают выбор направления своей жизни и непрерывно изменяются в этом процессе. В этом смысле приверженность
    Маслоу положению изменяемости действительно сильна.
    Субъективность

    объективность.
    Экзистенциальное,
    феноменологическое, «здесь — и–сейчас» направление в теории Маслоу является доказательством его верности положению субъективности. Хотя
    Маслоу не ставил субъективность так высоко, как его гуманистически настроенный коллега Карл Роджерс, он определенно полагал, что
    субъективный опыт человека дает основные факты для психологической науки. Людей нельзя понять без ссылки на их личный мир; для персонолога субъективный опыт более важен, чем наблюдаемое поведение.
    Хотя Маслоу исходил из того, что иерархический набор потребностей является общим для человечества, он все же утверждал, что для каждого человека уникальным является то, как он выражает эти потребности
    (Maslow, 1964). Например, хотя и Руфь, и Бетти имеют потребность в самоуважении, каждая субъективно по — своему будет переживать и искать пути удовлетворения этой потребности. Одна может упрочить свое положение в качестве матери, с тем, чтобы другие признали ее выдающиеся материнские качества, а другая может добиться самоуважения, делая карьеру — вне дома. И наконец, следует отметить, что часть слова «само» в ключевом выражении Маслоу «самоактуализация»
    берет свои корни из положения субъективности. Гуманистическая психология склоняется к идее, что каждый человек постоянно стремится актуализировать уникального себя, которого только он сам может субъективно оценить.
    Проактивность — реактивность. Хотя Маслоу полагал, что потребности человека являются врожденными, он также признавал роль ситуационных переменных. А именно, он указывал, что на поведение человека влияет и мотивация (врожденные потребности), и социальное и физическое окружение. «Здоровая теория мотивации, — писал Маслоу, —
    должна всегда принимать во внимание ситуацию» (Maslow, 1987, р. 11).
    Однако он также предостерегал против «слишком большой поглощенности внешними обстоятельствами, культурой, окружением или ситуацией»
    (Maslow, 1987, р. 10). Утверждение Маслоу, что поведение является результатом взаимодействия между потребностями и окружением,
    указывает на промежуточную позицию по положению проактивность —
    реактивность.
    Гомеостазгетеростаз. Маслоу сильно склоняется к положению гетеростаза: образ человека, идущего к все более высоким вершинам личностного роста является неотъемлемой частью его теории. Тем не менее, Маслоу признавал наличие двух категорий мотивации человека: тип
    Д и тип Б. Очевидно, что дефицитарные мотивы имеют гомеостатическую основу. Следовательно, человек не все время стремится к росту — часть его жизни обязательно включает уменьшение напряжения.
    Но Маслоу не достиг видного положения в психологии из — за того,
    как он объяснял Д — мотивы. Другие психологи, особенно те, которые занимались животными, тщательно изучали их, а Маслоу рассматривал Д

    — мотивы как почти неотъемлемое теоретическое зло, которое следует признавать и учитывать, стремясь к тому, чтобы стать полноценно функционирующим человеком. А этого можно достичь, поднявшись над Д
    — уровнем функционирования и работая в направлении роста и самореализации. С точки зрения Маслоу, человек сосредоточен на том,
    чтобы стать тем, чем позволяет стать его потенциал. Основная мысль его теории состоит в том, что человек поднимается над теми мотивами,
    которые образуют связь с остальным животным миром, и ищет личного совершенствования. Такая концепция личности не может существовать без прочной основы в виде положения гетеростаза.
    1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   74


    написать администратору сайта