общество. реферат обществ. Мораль как регулятор социального поведения
Скачать 22.93 Kb.
|
РЕФЕРАТ по обществознанию на тему «Мораль как регулятор социального поведения» Мораль - это форма общественного сознания, регулирующая отношения между людьми и опирающаяся на самосознание человека и силу общественного мнения. Термин «мораль» по содержанию есть латинский аналог термина «этика». В латинском языке это слово соответствует древнегреческому «этос» с прямой ссылкой на Аристотеля, которыйобразовал прилагательное «моральный» для обозначения этики. В русском языке есть самобытный термин «нрав», являющийся эквивалентом латинского слова «мораль». В социальных науках термины «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы. Наука о морали (нравственности), о должном отношении между людьми называется этикой. Сущность моральной регуляции раскрывается через следующие черты. 1. По способу своего существования мораль - это система норм, принципов, правил, которыми руководствуются люди в своём обычном поведении. Эти принципы носят оценочно-предписывающий характер. То есть мораль всегда одобряет или порицает поступки людей. Например, нормально, т.е. в рамках норм, и хорошо быть добрым, честным, трудолюбивым, бескорыстным. Ненормально и плохо быть злобным, лживым, ленивым, жадным. Одобряя или порицая, мораль предписывает как себя вести, чтобы считаться культурным человеком. 2. В центре внимания морали стоит соотношение должного и сущего. То есть мораль постоянно сравнивает наличное поведение (сущее) с идеалом, образцом, достижение которого сделает мир прекраснее и гармоничнее. К таким идеалам относятся, прежде всего, Добро, Достоинство, Справедливость, которые, в полной мере, никогда не присутствуют в обыденной жизни. 3. В процессе воспитания моральные нормы становятся привычкой и действуют изнутри человеческого сознания. В простых ситуациях культурный человек соблюдает эти нормы без лишних раздумий (помочь слабому, уступить место больному, защитить ребенка и т.п.). Но привычки бывает не достаточно в противоречивых ситуациях. Например, стоит ли напоминать человеку о его физических недостатках при объяснении его неудач? Прямота требует одного решения, милосердие - другого. Необходимо размышлять. А если размышлять некогда? Тогда приходится полагаться на опыт и интуицию. Здесь решение приходит на основе прошлых размышлений и привычек. 4. Мораль, в отличие от других регуляторов поведения, распространяется на все сферы жизни и на все виды отношений между людьми, например, дружить с кем-то или не дружить. Поэтому мораль более подвижна и часто охватывает такие области отношений, под которые ещё не подведена юридическая база. Нравственность присутствует везде, где можно усмотреть общение. Прежде всего - это отношения между людьми, в том числе, отношение к самому себе. Человек может видеть душу, а, следовательно, равного себе существа в общении в любом предмете. Тогда и на эти предметы распространяется его мораль. А некоторые люди к другим людям относятся как к бездушным предметам. Такое поведение считается безнравственным. Мораль закономерно возникает и функционирует там, где возникает необходимость согласования личных и общественных интересов. В систему моральной регуляции включают нормы, ценности, высшие ценности, идеалы и принципы. Нормы - это предписанные правила поведения, которые человек должен выполнять. Они, как правило, составляют некий моральный кодекс. Однако в абсолютном большинстве случаев моральный кодекс складывается не из предписаний, а из запретов. То есть мораль, прежде всего, запрещает зло, вред другому человеку. Нормы указывают границы, за которыми поведение перестает быть моральным. Ценности - это свойства морального поведения, духовные блага. Высшие духовные ценности - это Добро, Достоинство, Справедливость и др. Таким образом, ценности выстраиваются в некую иерархию. Поэтому людям нередко приходится жертвовать одними ценностями ради других (например, благоразумием ради свободы, достоинством ради справедливости). Обычно система ценностей имеет форму усеченной пирамиды: чем выше ценности, тем их меньше. Если же на вершине всего одна ценность, т.е. пирамида остроконечная, то перед нами - фанатизм. Моральный идеал - это личность, воплощающая в своем поведении высшие ценности. Идеалы человек помещает в свое личное будущее или находит живой пример в окружающем мире или среди известных личностей прошлого. Принцип - это основополагающие идеи, обосновывающие реальные моральные нормы. Ценности и идеалы усваиваются человеком, прежде всего, на эмоциональном уровне. А формулирование принципов требует рационального осмысления и осторожного применения. Принципиальность может быть не всегда хороша. Она может задеть чувства других людей (например, строгое следование честности и прямоте заставляет сказать тяжело больному, что он обречен, а инвалиду сказать, что он - неполноценный человек). Иногда правда, точная информация помогает избавиться от иллюзий, а иногда она лишь угнетает и обессиливает. Жёсткое следование принципам высокой морали называется «ригоризм». Хорошо, если человек требователен к себе больше, чем к другим. Если же наоборот, то это - ханжа. Категории морали Категории морали в своей совокупности можно рассматривать как систему идей, обосновывающих правила поведения. Основополагающими являются категории «добро» и «зло». От их содержания зависит понимание всех других этических ценностей. Однако проявление добра столь многообразно, что чёткое определение дать трудно. Самое общее определение таково. Добро - явление, которое оценивается положительно, позволяя человеку и обществу жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства. К понятию «добро» очень близко понятие «благо», их обычно употребляют как синонимы. Понятие «добро» имеет два родственных понятия: «доброта» и «добродетель». Доброта - это свойство человека, несущего другим людям добро в виде любви, помощи, благоволения. Добрый человек не бывает агрессивным и никогда не навязывает своих услуг силой. Доброта проявляется в практической жизни, поэтому нельзя быть «добрым в душе», но жестоким и грубым в поведении. Добродетели выражают разные грани, стороны «добра». Это конкретные похвальные человеческие свойства, которые ценятся в данном обществе. В разных культурах, в разных слоях общества добродетели разные. Они рассматриваются как свойства, необходимые для выживания и процветания этого общества. В одних обществах ценится гордость, честь, достоинство, в других - смирение, в одних ценится щедрость, в других - бережливость и т.д. И такие свойства называют высшими ценностями. Во всех культурах носителями добродетелей выступают народные герои и святые. Зло - то, что разрушает жизнь и благополучие человека, ведет к отчуждению людей друг от друга. В практической жизни человека зло можно разделить на три вида: 1) природное зло (стихийные бедствия, эпидемии, обычные болезни и т.п.); 2) социальное зло (войны, революции, социальные кризисы, терроризм и т.д.); 3) нравственное зло (происходит по воле отдельного человека, по его выбору.) Нравственное зло делят на два вида: враждебность и распущенность. Враждебность- зло активное, стремящееся к разрушению чужой жизни и благополучия. Это сознательное стремление нанести другому человеку вред, ущерб, страдание. Распущенность- это неумение справиться со своими инстинктами и страстями. Распущенный человек не благоволит к другим. Эгоизм вытесняет заботу о другом человеке. Он раб собственных желаний, какими бы грубыми с точки зрения культуры и вредными для собственного здоровья они не были. Ведь потакать своим слабостям легче, чем бороться с ними, чем проявлять терпение и сдержанность. В обыденной жизни распущенные люди не так опасны как враждебные. Однако жажда удовлетворения инстинктов ведёт к обману, коварству, злобности, а часто и к агрессивности для получения желаемого предмета или состояния. Другими важнейшими моральными категориями являются: Совесть- самооценка личностью своих мыслей, чувств, поступков с точки зрения высших ценностей морали. Совесть диктует нам поступки не зависимо, а главное, в отсутствии внешнего контроля. Бессовестный человек - это безнравственный человек, поскольку не имеет нравственных ориентиров. Стыд- это переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом других людей. В стыде кроется страх человека перед возможным неодобрением, насмешкой или презрением со стороны общества за падение ниже принятого морального уровня. Особенно стыдятся чужих и вышестоящих. Ведь свои и равные способны войти в наше положение, понять нас и простить. Стыд есть гнев на себя за то, что упал в глазах другого человека. Гордость - это удовлетворение ценностью и совершенством, как самого себя, так и того, с чем себя отождествляешь. Гордость сверх меры называется гордыней, т.е. это гордость беспочвенная. Ее еще называют высокомерием (высоко себя мерить), кичливостью, чванством, заносчивостью. Противоположным понятием являются скромность. Это отказ от особого положения и отсутствие претензии на необычность своих черт. Но это не значит, что скромный человек лишен чувства собственного достоинства (гордости), он просто не стремится заявлять об этом громогласно. Смирение - это отсутствие умиления собственными добродетелями, т.е. гордыни; это осознание недостаточности собственного совершенства. Честь - это осознание человеком своего общественного значения. Достоинство - это самооценка личности, осознание своего соответствия моральному образцу. Содержание категорий морали выступает основой для нравственной оценки, как отдельных личностей, так и общностей. Эта оценка является необходимым условием духовной жизни людей и представляет собой одобрение или осуждение поведения субъекта с точки зрения нравственных ценностей. Нравственное поведение - это всегда результат морального выбора свободной личности, его добровольное решение обеспечивать другим людям духовные блага, следовать общественным нормам, даже там, где отношения не отрегулированы правом. Взаимодействие морали и права в Взаимодействие морали и права в обществе - это сложный многогранный процесс. Они выступают дополняющими друг друга средствами социального регулирования, которые поддерживают и обогащают друг друга. Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что исполнение правовых норм во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Право должно содействовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Нравственные воззрения являются той основой, на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, уголовные преступления). Однако следует отметить, что, выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов: 1. Моральный закон исполняется человеком добровольно, он сам прилагает его к себе, тогда как закон правовой, юридический принудителен, обязателен даже при условии неприятия и незнания его человеком, независимо от отношения отдельных людей к нему. 2. Моральные нормы формируются в самой практике массового поведения, зачастую стихийно, право формируется, утверждается и проводится в жизнь специальными органами. 3. Мораль содержится в неформальном общественном сознании. Право представлено в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. 4. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости. Нормы права оценивают отношения с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. 5. Мораль регулирует все сферы жизни общества. Право регулирует только некоторые сферы жизни общества. |