Морфология культуры. культурология1. Морфология культуры. Нормы и ценности культуры. Заполните таблицу
Скачать 280.24 Kb.
|
Морфология культуры. Нормы и ценности культуры. 1. Заполните таблицу. Вид культуры Определение. Характеристика Примеры артефактов Материальная культура Совокупность всех матери- альных ценностей — пред- метов, устройств, сооруже- ний, т.е. искусственно со- творенный человеком предметный мир. Связана с производством и освоени- ем предметов и явлений материального мира, с из- менением физической при- роды человека Материально-технические средства труда, культурно-бытовые сооруже- ния, производственный опыт, тех- ника, промышленные и сельскохо- зяйственные технологии, изготов- ленные людьми продукты, жилые, производственные ,складские поме- щения, автомобильные и железные дороги, бытовая техника, одежда, мебель Духовная культура Совокупность идей и представлений, отражаю- щих окружающую дей- ствительность,идеалы, по- буждения и цели человека (общественное ииндивиду- альное сознание); интел- лектуальную и эмоцио- нальную, творческую и эстетическую деятельность людей по созданию духов- ных ценностей (духовное производство) и ее ре- зультаты Добытые знания, научные откры- тия, изобретения, наука, искусство, религия, мораль, политика, идеи, ценности, образы, теории, традиции 2. Приведите пример «перехода» предметов материальной культуры в разряд духовной культуры и наоборот. Духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам. 3. Обычаи, законы, этикет, кодекс, мораль. Расположите их в порядке нарастания обязательности их выполнения и ужесточения наказания за нарушения. Закон, кодекс, обычаи, мораль, этикет 4. О каких ценностях римской культуры говорит лозунг «Хлеба и зрелищ!»? Актуален ли этот лозунг для современной культуры? Мотивируйте свой ответ. «Хлеба и зрелищ!» — крылатое выражение, которое описывает при- митивные желания древнеримского простонародья. Автор этих слов — поэт Ювенал. Он критиковал плебеев, которым достаточно получать от государ- ства бесплатную пищу и развлечения, но у которых нет никаких высоких устремлений. В переносном смысле это выражение — упрек и невзыскатель- ному народу, который думает лишь о еде да развлечениях, и политикам- популистам, которые подкупают население подачками. Выражение "хлеба и зрелищ" не только стало таким популярным и жизненным, что дошло до нас через века, но и по-прежнему актуально. Только сейчас это происходит немного по-другому. В новостях на первом месте - происшествия на дороге, преступления, несчастные случаи. Новостям политики отводят несколько минут. Еще меньше - новостям культуры и событиям за рубежом. Ну, и чем в итоге заняты мозги наших людей? О какой пище для интеллекта может быть речь? Все правильно. Серой массой, которая не ориентируется что происходит в его стране - управлять легче. 5. Приведите пример следующих видов ценностей: Витальные: пища, вода, жилище Религиозные: Божественным откровение Социальные: представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни Моральные: бескорыстие, верность, добро, долг, дружба, любовь, порядочность, справедливость, честность Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония Какие ценности в современной культуре можно считать первичными, а какие – вторичными. Почему? Понятия ценностных приоритетов, в том числе и поиск смысла жизни, неминуемо приводят человека к проблеме иерархии ценностей. В основании сложной ценностной структуры находятся фундаментальные и высшие ценности, детерминируемые социальной сущностью человека, его духовной природой. Общечеловеческие ценности, к которым относится и сам человек, его жизнь и счастье, в большинстве своём являются непреходящими, их актуальность и значимость определяются социальной всеобщностью и необходимостью. Общечеловеческие ценности служат ориентирами для формирования оперативных или периферийных ценностей, ценностных систем социальных слоев, классов, групп. Электронная культура, бурно развивающаяся в условиях современной эпохи, перевела человека на новый «уровень», породив сферу электронных ресурсов, виртуальности, нового пространства-времени, языка, форм общения. Новые технологии создали особый мир, в котором уже сформировалось целое поколение, неспособное жить и общаться без подключения к всемирной сети, без виртуальных сообществ, компьютерных игр и т.д. Вхождение в эту культуру обусловило качественно новые условия, в которых происходит современный развитие современного человека, его телесности, сознания, жизненного мира, связей с социумом и другой личностью. Например, если раньше в качестве институтов социализации человека рассматривались семья, религия, коллектив (образовательный, профессиональный), то сегодня СМИ стоят на первом месте. Именно они формируют мировоззрение подрастающего поколения, их ценностные ориентации, идентификационные образы, стили и адаптационные стратегии, фиксирующиеся в общественном сознании в качестве базовых. 6. Выполните упражнение, перейдя по ссылке, прикрепленной ниже. Задание: предложенные нормы (на карточках) переместить к тому типу, к которому они относятся. После выполнения прикрепите скрин итогового сообщения на проверку преподавателю. практическое задание |