Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Интегративная и дезинтегративная функции культуры

  • 3. Коммуникативная функция Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации

  • 4. Функция социализации Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, сред­ства и способы. Под социализацией

  • 5. Компенсаторная и игровая функции Ряд культурологов в качестве самостоятельной функ­ции культуры называют компенсаторную и игровую функции

  • Игровая функция культуры

  • Предметом культурной антропологии

  • Отношения между природой и культурой взаимозависимы

  • Лекция 1. Лекция 1. Морфология культуры. Морфология культуры Понятие культуры


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеМорфология культуры Понятие культуры
    АнкорЛекция 1
    Дата09.12.2022
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаЛекция 1. Морфология культуры.pptx
    ТипДокументы
    #835895

    Морфология культуры

    1.Понятие культуры

    2. Сущность и функции культуры

    3. Различные трактовки понятия «культура»

    4. Пространство и время культуры

    5. Различные теоретические подходы


    Понятие «культура» — центральное в культурологии. Этот термин впервые появился в латинском языке. Поэты и ученые Древнего Рима употребляли его в своих трактатах и письмах в значении «возделывать» что-то, «обрабатывать» что-то, улучшать.
    • Еще в 1964 г. американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли.

    Общие признаки культуры (по Креберу и Клакхону)

    1) Культура – это то, что отличает человека от животных, и то, что свойственно человеку и человеческому обществу; культура – явление общественное.

    2)                 Культура - это то, что не передается биологически, а предполагает передачу значимой для людей информации посредством обучения. Она является формой трансляции социального опыта.

    3)                 Культура передаётся при помощи знаков, символических форм и систем (языка, произведений искусства, орудий труда), связана с идеями.          Люди сознательно создают и воспринимают феномены культуры.

    Один смысл этого слова — общезначимый опыт жизнедеятельности людей.

    Другой — совокупность всех явлений, в которых воплощен и закреплен этот социально значимый опыт.

    Первое понятие выражает сущность культуры, второе — ее внешнее проявление. Эти два понятия культуры вообще неразрывно связаны, но никогда полностью не совпадают.

    2 подхода к культуре

    1.Аксиологический - акцентирует внимание на достоинствах  человека, на том, что  способствует его культурному развитию.

    2.Антропологический – означает, что культура – это мир человека. Мир человека включает в себя все стороны человеческого бытия, всё, что отличает жизнь человека, человеческого общества от жизни природы.

    Функции культуры

    • 1. адаптивная функция;
    • 2. интегративная функция;
    • 3. коммуникативная функция;
    • 4. функция социализации;
    • 5. компенсаторная и игровая функции.

    1. Адаптивная функция

    Культура обеспечива­ет адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания.

    В конечном счете, вся созданная че­ловеком материальная культура, социальная организация, си­стема экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.

    2. Интегративная и дезинтегративная функции культуры

    На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.

    3. Коммуникативная функция

    Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы об­щения, поскольку именно культура дает им средства обще­ния — знаковые системы, оценки.

    4. Функция социализации

    Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, сред­ства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социально­го опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствую­щих данному обществу, социальной группе. В ходе социали­зации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

    5. Компенсаторная и игровая функции

    Ряд культурологов в качестве самостоятельной функ­ции культуры называют компенсаторную и игровую функции.

    Формами компенсации являются досуговая деятельность, ту­ризм, общение с природой и другие формы отвлечения чело­века от участия в тех или иных видах материальной или ду­ховной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой ком­пенсации являются праздники, во время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.

    Игровая функция культуры проявляется не только в раз­нообразных видах спорта или развлечениях. Элементы игры постоянно используются в таких сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спро­сом во всяком обществе. Развлекательные игры носят харак­тер забавы, преследуя цель отвлечения участников и зрите­лей от насущных проблем и дать им компенсацию за нереа­лизованные устремления в жизни.

    Ф. Боас

    Стал основоположником культурной антропологии в США - комплексного изучения феномена человека в его культурном и историческом многообразии, осуществляемого с опорой на данные биологии, лингвистики, археологии и других областей знания. 
    • Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры. Более конкретно основные предметные области культурной антропологии можно сформулировать следующим образом:
    • взаимодействие культуры и природы;
    • взаимодействие культуры и общества;
    • взаимодействие культуры и личности;
    • взаимодействие между культурами.

    Отношения между природой и культурой взаимозависимы, природа влияет на культуру, и в свою очередь культура воздействует на природу. Между природой и культурой находится человек, на которого оказывают влияние и природа, и культура и который в свою очередь воздействует на них.

    Культура и общество находятся в постоянной, устойчивой взаимосвязи и постоянном взаимодействии. Культура – непосредственный атрибут общества, общество является одновременно продуктом развития культуры, творцом и двигателем ее развития.

    Мотивируя свои поступки, человек опирается на приобретенный в процессе жизнедеятельности социальный и культурный опыт, ориентируется (осознанно или на подсознательном уровне) на свои потребности, как природные (биологические) так и социальные и культурные. То есть культура выступает одним из регуляторов общественных отношений и поведения людей в обществе.

    Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

    Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

    При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

    При рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

    Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.

    Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

    Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.

    Важное значение во взаимодействии культур имеет структура взаимодействия, т.е. те содержательные направления и конкретные формы взаимного обмена, через которые оно осуществляется. Одной из наиболее древних и широко распространенных форм взаимодействия выступает обмен хозяйственными технологиями, специалистами-профессионалами; устойчивым видом взаимодействия являются межгосударственные отношения, полититические, правовые связи. Под влиянием взаимодействия культур могут происходить изменения в языке, художественной или религиозной практике взаимодействующих народов, а также в их обычаях. Следует учитывать и то, на каком уровне осуществляется взаимодействие: на уровне государства, через профессионально-корпоративные отношения, обществ, организаций или через обыденную, повседневную жизнь широких групп населения.

    Л. Уайт

    американский антрополог, первым употребивший в 1949 году термин "культурология". Он дал методологическое обоснование и определил границы культурологии. Уайт указывает, что человеку свойственна уникальная способность к символизации – способность придавать вещам, явлениям, процессам значение, смысл. Благодаря этому они могут выступать не только как объекты, но и как символы, носители вложенного в них смысла.

    Морфология культуры

    это учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, структурирующих культуры по разным основаниям.


    Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов:

    генетическое - порождение и становление культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации);

    историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени;

    структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;

    технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.

    Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия.

    К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз.

    В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.

    МИФ

    Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.

    РЕЛИГИЯ

    Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем. Религия оперирует в основном коллективными представлениями, что определяет ее главное свойство - сплочение и связь единоверцев. В первобытной культуре религия проявлялась в формах анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Исторически религия развивалась от языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия и созданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам). Религия устанавливает градации ценностей, придавая им святость и безусловность, или, наоборот, греховность и падшесть, а потому важным становится требование постоянного морального совершенствования человека.

    ИСКУССТВО

    Параллельно с мифом и религией в культуре существует искусство. В искусстве человек, прежде всего, тяготеет не к выражению чувственной оболочки бытия, а к надматериальным духовным сущностям, являющимся нам в форме искусства. Искусство не есть отражение жизни, но ее преображение. Это создание новой реальности, не сводимой до конца к эмпирической действительности. Искусство является единственным морфом культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений.

    НАУКА

    Наука - самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности получаемых знаний на основе рационалистических методов. Первоначально, наука существовала как эмпирическое знание, возникшее из необходимости понимания и освоения окружающего мира. Наука лишена оценочного, субъективного начала, опираясь, прежде всего, на объективное знание. В отличие от остальных форм культуры наука развивается, исходя из принципа прогресса, что на современном этапе приводит к постепенному переходу науки из сферы культуры в сферу цивилизации.
    Характеризуя это единство, М.М. Бахтин в 1930-е гг. ввел в культурологию и философию понятие хронотопа, которое подчеркивает, что пространство и время культуры всегда связаны с субъективными переживаниями, меняющимися в разных исторических эпохах и культурных ситуациях. 

    Хроното́п (от др.-греч. χρόνος «время» и τόπος «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат»

    Человек может чувствовать, как останавливается время и сжимается пространство, и как оно же способно мелькать и расширяться.

    Бахтин вводит понятие «большого времени» истории мировой культуры, которое способно выводить из далекого прошлого разные события, сюжеты, ценности и биографии и восстанавливать, «воскрешать» их жизненный смысл и значение, тем самым сближая историю и современность.

    Культура является творением человека, хотя ее источни­ком, материалом и местом действия является природа. Без разумной деятельности человека природа человека ограни­чена только способами восприятия и инстинктами.


    написать администратору сайта