Главная страница

политология. 195А-политическая культура. Московский институт экономики, политики и права (нчоу во миэпп)


Скачать 141 Kb.
НазваниеМосковский институт экономики, политики и права (нчоу во миэпп)
Анкорполитология
Дата23.04.2023
Размер141 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла195А-политическая культура.doc
ТипКурсовая
#1083187

Негосударственное частное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский институт экономики, политики и права»

(НЧОУ ВО «МИЭПП»)

Кафедра (полное название кафедры)

(Фамилия, имя отчество студента)

Курсовая работа по дисциплине: Теория государства и права
«Политическая культура российских граждан»

студента (номер) группы, (номер) курса

(название формы обучения: очной, очно-заочной, заочной) формы обучения

Научный руководитель:

(ученая степень, должность или ученое звание) (фамилия и инициалы)

Дата сдачи: ______________

Дата рецензирования: _________

Москва 2016

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

1 Теоретический анализ понятия политическая культура 5

1.1Понятие политической культуры как части правовой культуры 5

1.2 Элементы политической культуры 10

2 Анализ политической культуры российских граждан 15

2.1 Политическая культура России и ее особенности 15

2.1 Политическая культура российской молодежи 18

Заключение 24

Список использованных источников 26



Введение


Политическая культура является составной частью общей культуры человечества. Ее можно отнести к явлению духовной жизни государства, оказывающему сильное влияние на политическую жизнь общества и позволяющему судить об уровне его политической зрелости. Процесс формирования политической культуры протекает столетиями; политическая культура - это результат познания реальных политических процессов и выводов по их итогам.

Ввиду своего географического положения - между Европой и Азией - Россия стала точкой, в которой пересекаются два социокультурных типа: европейский и азиатский (первый тип концентрирует внимание на отдельной личности и ее интересах, второй – на интересах общества и государства). В российском обществе взаимодействие данных социокультурных типов протекает не только в форме взаимообогащения, но и в виде перманентного противостояния и конфликтов. Наиболее явственно данный конфликт выражается в противоречивом характере политической культуры. Возникшая ее двойственность и противоречивость четко проявляются в противоборстве западной модели развития и российского самобытного пути.

Актуальность и значимость данного исследования продиктована необходимостью изучения относительно нового направления политических наук - политической культуры российского общества. Политические ориентации, установки, опыт, правила поведения - все это составляющие политической культуры. На наш взгляд, от уровня развития политической культуры зависит характер политических преобразований и их темпы, а также развитие разнообразных сфер общественно-политической жизни. Например, политическая культура может влиять на работу7 политических институтов, определять связь гражданского общества и государства, влиять на процесс выборов и их результаты.

Несмотря на достаточную степень разработанности проблемы - общее развитие политической культуры - ощущается недостаток специализированных работ по комплексному анализу современной политической культуры в Российской Федерации, при этом методология создания таких работ также недостаточно разработана.

Тем не менее, в политической науке давно сформировалась традиция изучения политической культуры, которая восходит к трудам Платона, Аристотеля, Ш. Л. Монескье, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера, А. Тойнби и других представителей философии. После введения в научный обиход термина «политическая культура» исследование в данном поле стали регулярно проводить политологи: Р. Арон, С. Верба, М. Дюверже, Д. Истон, Л. Пай, В. Розенбаум, С. Хантингтон, П. Шаран, Р. Эстер и другие.

Целью курсовой работы является анализ подходов к определению политической культуры, определение ее места в обществе и характеристика политической культуры российских граждан.

1 Теоретический анализ понятия политическая культура

    1. Понятие политической культуры как части правовой культуры


В одном из своих интервью Президент Российской Федерации отметил, что в стране значительно повысился уровень политической культуры. Все процессы, происходящие в государстве, всегда отражаются в умах и в отношении к ним граждан данной страны. Политические процессы не являются исключением.

В широком смысле правовая культура представляет собой часть культуры в целостном ее понимании, сам же термин «правовая культура» неразрывно связан с областью науки теории и философии права, а также такими юридическими категориями как правовое сознание и правовое поведение.

В научной среде для определения термина «правовая культура» существует различное количество подходов, но самыми основными и заслуживающими внимания являются антропологический (деятельностный), ценностно-качественный, информационно-семиотический и социологический подходы.

Сторонники антропологического подхода В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук, А. В. Поляков, И. Л. Честнов и другие полагают, что термин «правовая культура» включает в себя все то, что создано человеком в правовой сфере, т.е. само право, правовая наука и юридическая практика. В данном подходе правовая наука является правовой реальностью в жизнедеятельности общества и содержит в себе установленные ценности, ориентиры, на которые стоит опираться при решении различных юридических коллизий. Другие сторонники данного подхода Н.Л. Гранат и В.В. Панасюк рассматривают правовую культуру не только как результат, но и как способ правовой деятельности, полагая, что правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения, а применительно к личности выражается в ее менталитете.1

Наиболее актуальным в исследовательской среде является ценностно-качественный подход, его сторонники А.А. Алексеев, Р.А. Ромашов, Е.Г. Шукшина. По мнению А.А. Алексеева «правовая культура – это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права».2 Автор дает общее определение данного термина, сторонники ценностно-качественного подхода считают базовой ценностью правовой культуры ее установку на обеспечение баланса сил и интересов в обществе для совершенствования и развития общественных отношений в нем.

Сторонники информационно-семиотического подхода Е.В. Клейменова, К.А. Моралева определяют термин «правовая культура» как единство всей имеющейся «правовой информации (совокупности регуляторов, ценностей и знаний в области правовой действительности), которая накапливается, сохраняется и передается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых систем»3. Исходя из вышесказанного определения, можно сделать вывод о том, что данный подход несколько формализует понятие о правовой культуре и сводит ее до уровня набора определенной информации о праве в обществе, но при этом не представляет ее как комплексную часть общественной культуры в целостном ее понимании.

В социологическом подходе правовая культура рассматривается в более широком аспекте: она представляет собой систему определенных ценностей, которые отображаются в уровне уважения к праву в обществе и качестве правовой действительности. А. П. Семитко дает определение правовой культуры как «качественного состояния правовой жизни общества»4.

В. П. Сальников рассматривает правовую культуру как специфическое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества, являющиеся неотъемлемым компонентом цивилизованности правового государства. О.Ю. Казурова, А.К. Куликова подходят к понятию «правовая культура» исходя из методологии социологии как науки, рассматривая его как характеристику уровня развития правовых явлений на определенном этапе развития общества и как качественную характеристику восприятия права и правового поведения отдельной личности.5 Можно сделать вывод, что в широком понимании при социологическом подходе под правовой культурой понимается качественное состояние правовой жизни как отдельной личности, так и общества.

Таким образом, правовая культура представляет собой достаточно сложное и многогранное явление общественной жизни, сочетающее в себе определенные ценностные нормы, состояние права и уровень отношения к нему в обществе, что обусловлено политическими, экономическими и социологическими процессами в обществе.

Политическая культура наравне с правовой является важной частью жизни общества и государства. Одни ученые рассматривают политическую культуру как составляющую единицу общей культуры страны. Другие же говорят о системе, включающей в себя как политическую, так и социальную культуру государства. Тем не менее, нельзя недооценивать роль политической культуры в целом.

В рамках правовой и политической культуры имеют место когнитивно-познавательные компоненты, эмоционально- ценностные и деятельностно-практические.

Можно сказать, что познание права и политических процессов, умение разбираться и использовать правовые нормы и институты политической системы, распространение в обществе образцов правового законопослушного поведения – это цели как правовой, так и политической культуры. С одной лишь оговоркой: политическая культура эта часть общей правовой культуры государства, общества, личности, основанная на правовых нормах и объединенная с правовой культурой единой правовой системой, в которой обе они сосуществуют и, соответственно, единым понятийно-категориальным аппаратом, сложившимся исторически.

Становление и формирование политической культуры современного российского государства началось в 862 году. Именно призвание варягов на Русь спровоцировало формирование таких важных политических институтов как княжеская власть, вече, наместничество. По мере становления Киевского княжества, а в последствие и Московского государства политические институты претерпевают значительные изменения вплоть до их упразднения. Невозможно утверждать то же самое относительно политической культуры, которая формируется и совершенствуется, идя в ногу со временем.

В целом, политическую культуру любого государства составляют ее отдельные элементы: политические партии, идеология государства, форма правления, выборы, оппозиция, политические действия. Существование активного и пассивного избирательного права также дает возможность удостовериться в том, что сами граждане являются неотъемлемой частью политического устройства страны. Политологи считают, что сюда же следует отнести политические традиции и обычаи государства. Все эти элементы призваны удовлетворять различные потребности граждан. Наличие таких составляющих позволяет говорить нам о политической культуре общества.

Т. Парсонс относился к группе ученых, рассматривающих политическую культуру как составную часть культуры в целом. Помимо этого, он утверждал, что политическая культура и культура общая выполняют тождественные функции, а именно: целеполагания и интеграции.6 Сюда же помимо вышеперечисленных следует отнести функции социализации и гуманизации личности, рационализации управления и руководства общественными процессами, мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности.

Интересной представляется точка зрения Г. Алмонда. Он утверждает, что существуют две группы функций политической культуры. Так называемые функции «ввода» - воздействие общества на политику, то есть политическая социализация и привлечение людей к участию в политики. И функции «вывода» - влияние политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.7

Возвращаясь к вопросу о том, какое же место занимает политическая культура в жизни общества следует отметить следующее. Изучение политической культуры и ее роли является центром научной мысли многих ученых-правоведов не одно десятилетие. В связи с этим сформировались несколько подходов. Одни ученые считают, что ее следует рассматривать как часть культуры в целом. Мнение других основано на понимании политической культуры как результата особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, то есть отношений, связанных с властью, государством, управлением делами. Третий подход состоит в рассмотрении политической культуры как комплекса действий, то есть активности субъектов государства как участников политической жизни. Все эти три подхода дают нам многоаспектное представление о том, что такое политическая культура.

Следует также отметить, что политике свойственно проникать в различные сферы жизни, будь то социальная, культурная или экономическая. Взаимодействуя со всеми ними, она впитывает в себя атмосферу царящих в стране событий и изменений. Поскольку именно граждане занимают одно из главенствующих положений в политической среде, то они являются непосредственными участниками, формирующими политическую культуру государства. Подтверждением этого может служить статья 3 Конституции РФ, которая гласит, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Помимо этого, статья 13 содержит в себе положения о наличии «политического и идеологического многообразия, многопартийности». Статья 32 указывает на «право участия граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Таким образом, главный закон государства – Конституция, наделяет граждан равными политическими правами, что позволяет утверждать о наличии политической культуры в стране.

Подводя итог, можно сказать следующее. Политическая культура любого государства уникальна, так как имеет свое особое ценностное ядро, которое составляют ее элементы. Именно благодаря этим элементам можно наблюдать систему функционирования и развития политической и правовой культуры общества. Следует отметить, что многие авторы придерживаются тезиса о том, что политическая культура представляет собой часть неотъемлемой системы общества. Подтверждением вышеизложенного является точка зрения К.С. Гаджиева, по мнению которого компоненты, «составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами, установками и т.д. Фундаментальные компоненты общенациональной культуры оказывают большое влияние на формирование системы политических убеждений и политической культуры в целом».8

1.2 Элементы политической культуры


Как было отмечено ранее, политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых политических знаний, установок, ориентаций и моделей поведения социальных субъектов, обеспечивающих воспроизводство и развитие политической системы общества на основе преемственности.

Структура политической культуры имеет многоуровневый характер и включает в себя:

- Личность, социальные группы, общество

- Политические интересы, знания, и убеждения

- Ценностные ориентации, суждения, сознание, оценки

- Политически нормы, традиции, образцы

- Навыки и способы политической деятельности9.

Важное место в политической культуре занимают следующие компоненты: 1. Политические стереотипы, 2. Мифы, 3. Символы

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Под политическим стереотипом понимаются упрощенные, деформированные, ценностно-ориентированные представления о политических объектах.

Политический стереотип отличается от остальных компонентов политической культуры следующим:

1) Персонификация событий (то есть те или иные явления связаны с деятельностью конкретного лица);

2) Сильное эмоциональное восприятие и интерпретация событий (обычно или очень негативное, или очень позитивное по отношению к чему-либо);

3) иррациональность (то есть явления, которые не совпадают со стереотипом, обычно не рассматриваются вообще или вовсе отвергаются);

4) устойчивость (обычно стереотип долговечен и не изменяется под влиянием даже очень сильных факторов).

Стереотипы имеют свойство заменять знания о политических объектах, при этом значительно упрощается процесс принятия решении, ориентации в противоречивом мире. Стереотипы так же могут способствовать формированию политической идентичности, которая разделяет мир на «мы»-«свои»-«чужие» и «друзья»-«враги».

Под политическим мифом понимается статичный образ, который опирается на верования и позволяет упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего.

Характерными особенностями любого мифа, в том числе и политического, являются:

1) полиморфность (это одинаковые наборы символов, которые могут присутствовать в разных мифах, а одинаковая тема в мифах может иметь отличительную направленность и разное эмоциональную окрашенность);

2) ограниченность (в мифе используется ограниченное число символов, но возможно множество их различных комбинаций);

3) отвлеченность (миф и эмпирическая действительность не соотносятся);

4) фундаментальность веры (мифы не нужно доказывать и проверять, независимо от их правдивости);

5) статичность (миф живет в своем собственном временном пространстве и не соотносится с историческом и социальным временем).

Под политическим символом понимается знак, который выполняет коммуникативную функцию между народом и властью.

Согласно концепции Т. Парсонса, под культурой понимается упорядоченная система символов. Тогда в целом политическая культуры это система символов, которая имеет свой порядок и выполняет коммуникативную функцию.

Политический символ должен имеет исходное значение для множества индивидов, а его смысл должен быть понятен определенному кругу людей, как минимум на уровне интуиции.

Политическими символами являются флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, ритуалы. В свою очередь к политическим ритуалам относятся демонстрации, митинги, торжественные собрания10

Таким образом, подводя итог теоретическому анализу политической культуры, представляется возможным сделать следующий вывод.

Понятие политической культуры относится к такому явлению духовной жизни народа, оказывающее серьезное воздействие на самые разные стороны его общественно-политической жизни, и на основании, которого можно иметь представление об уровне политической зрелости.

Формируясь на протяжении многих десятилетий политическая культура стала результатом познания объективных политических процессов.

Большую роль следует отвести целенаправленной деятельности общества, различных институтов власти, борьбе с субъективизмом и догматизмом. Принципиальные теоретическое познание должно быть в основе политической деятельности людей, в особенности, в деятельности политических лидеров.

Необходимо подчеркнуть, что политическая культура является составная часть общей культуры, комплексный показатель политического опыта, уровня политических познаний и эмоций, образцов поведения и деятельности политических субъектов, характеристика политического образа жизни страны, нации, социальной группы индивидов.

Важной особенностью политической культуры является, то, что она представляет не саму политическую сферу, а ее понимание и объяснение. Очень часто, в политике реальную значимость получают не столько определенная деятельность государственных органов власти, но и то, как они воспринимаются обществом, и каким образом это подают.

Политическая культура, в некотором смысле, выполняет роль посредника, между политической сферой и социально – общественными, и культурными нормами политического процесса.

Широкую известность в политической науке получила типология политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Сопоставив и изучив составные элементы и формы деятельности политических систем в государствах Западной Европы и США, исследователи выделили три основных типа политической культуры:

1.Патриархальный, который основан на полном отсутствии интереса к политической жизни общества.

2.Подданический, характеризуется наличием интереса со стороны граждан к политическим институтам, но уровень личной активности граждан остается низким.

3.Активистский, который довольно ярко указывает на заинтересованность граждан в участии в политической жизни страны, при всем этом, уровень личной активности граждан также остается высоким.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что под политической культурой понимается форма, которая освоена человеком за счет опыта прошлого, чаще позитивного наследия, оставленное ему предшествующими поколениями.


2 Анализ политической культуры российских граждан

2.1 Политическая культура России и ее особенности


Особенностью современного этапа политической культуры российского общества не столько в многообразии субкультур, сколько в том, что существенное их число охвачено скрытой или явной борьбой, столкновением. Основными линиями в этом противостоянии выступают демократизм авторитаризм, социализм-капитализм, централизм-регионализм, глобализация-изоляционализм, анархизм-этатизм и т.д.

Значительное разнообразие таких линий четко свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформ и социально - политическую стабильность в государстве.

В качестве основных характеристик черт политической культуры российского общества, исследователи выделяют следующие:

- ценности коммунитаризма (восходящие еще к общинному коллективизму, и преобладанием приоритета групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности:

- проявление безразличия к участию в политической жизни;

- неизменный поиск «спасителя отечества», который сумеет вывести страну из сложных, социально - экономических условий;

- недоверчивое отношение к представительным институтам власти,

- преобладание, в большей степени, подданнической политической культуры, по отношению к органам государственной власти.

- в определенной степени, присутствие правового нигилизма.

Для России важное значение в формировании ее политической культуры имеют следующие факторы: политические традиции (скорее авторитарные, чем демократические); геополитическое положение (территория, которую необходимо было осваивать и защищать); политическая и социальная структура общества (более присущая традиционным обществам); характер общественных отношений, а также особенности национальной психологии. К институтам, которые оказали большое влияние на складывание имеющегося в России типа политической культуры, в первую очередь относятся государство и церковь11.

Усилению роли государства в жизни российского общества объективно способствовали сложные природно-климатические условия и постоянная угроза со стороны внешних врагов, вследствие этого российскому обществу приходилось постоянно напрягать все силы в борьбе за выживание.

Соперничество с сильными соседями требовало также активного освоения тех технических и организационных достижений, которые имелись у них и у противников и могли обеспечить способность к борьбе. Как более молодая цивилизация, к тому же задержанная в своем развитии монголо-татарским нашествием, Россия все время была вынуждена подтягиваться до передового уровня.

Под давлением необходимости ее власти сознательно и целенаправленно, а в ряде случаев даже насильственно, внедряли новшества12.

В России в итоге сформировалась устойчивая социокультурная система, которой присущ режим власти с гипертрофированной ролью центрального аппарата и соответствующей зависимостью общества от него. На протяжении многих веков в нашей стране не государство вырастало из гражданского общества естественным путем, а общество развивалось под жесткой опекой государства13.

В формировании русского государства и завоевании им новых земель, стран и народов важную роль сыграла православная церковь. Она давала русским духовную опору, чтобы противостоять мусульманскому Востоку и католическому Западу, которые на тех или иных исторических этапах представляли угрозу их государственному и религиозному существованию. В целом, хотя религиозные принципы и не преобладали над политическими, религия достаточно часто использовалась для обоснования власти российских монархов.

Также православие является стержнем русского национального характера.

Оно воспитывало в нем уважение к другим людям, достоинство и смирение. Поэтому русские готовы были у всех учиться. Россия училась у варягов, у византийцев, у татар, немцев и французов. И это не просто подражание, иначе Россия не имела бы великой культуры.

Безусловно, влияние православной церкви, предопределяя тенденцию в развитии культуры общества, вовсе не обеспечивало поголовную святость и духовность граждан. Более того, многие русские мыслители отмечали соседство православных традиции с языческими, природными стихийными элементами в сознании и поведении русских людей14.

Сдвиги, происходящие во всех сферах жизни российского общества в настоящее время, оказывают своеобразное влияние на процесс формирования политической культуры будущей России. При этом могут, как сохраняться какие-либо из перечисленных выше, так и появляться новые ее черты. Направление дальнейшей эволюции политической культуры России связано с разрешением проблемы – приемлемого сочетания своего и заимствованного, нахождения оптимальных способов политического развития, при которых отсутствует угроза дестабилизации политической системы, падения уровня жизни населения и наряду с этим создаются возможности для обеспечения устойчивого развития общества.

Последний, в свою очередь, может осуществляться лишь на основе обратного влияния политической культуры развитой свободы общества, с присущими ей сознательностью и ответственностью, активностью политического поведения граждан и властвующей элиты.

В настоящее время, политическая культура современного российского .общества находится в состоянии своего становления, испытывая при этом серьезное влияние со стороны множества геополитических и исторических факторов.15

События, которые происходят сегодня в нашей стране, дают возможность предположить, что в современной России формируется гражданская культура, которая будет носить смешанный, более или менее сбалансированный характер эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

2.1 Политическая культура российской молодежи


В современном обществе именно молодежь является наиболее активной частью общества. «Международная комиссия по гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен наряду с новыми государствами, общественными движениями, современной технологией, транснациональной кооперацией и т. п. в качестве реальной и значительной силы перемен определяет молодежь.

В документах ООН отмечается, что по мере роста численности молодежи она становится наиболее мощным фактором в формировании общества. Предполагается, что к концу столетия лица в возрасте до 30 лет будут составлять почти 60% населения земного шара, а люди до 25 лет-около 50%.

В любом случае с молодежью придется считаться как с силой, которая будет определять политические, экономические и социальные структуры общества и которая уже выступает в качестве фактора развития духовной культуры современного общества. .Однако роль молодежи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть».

В 2016 году на базе отделения социологии Французского университетского колледжа МГУ им. М. В. Ломоносова было проведено социологическое исследование социально-политической активности современной российской молодежи. На наш взгляд, полученные результаты исследования представляют интерес и дают представление о политической культуре студенческой молодежи в стране. В этой связи, считаем актуальным привести результаты указанного исследования в данной работе.

Наиболее общим в отношении молодежи к политике выступает наличие или отсутствие соответствующего интереса к обсуждению политических событий. На вопрос «Обсуждали ли Вы за последний месяц политические события с членами Вашей семьи или с друзьями, однокурсниками?» ответы распределились таким образом: 95% участников опроса ответили положительно, 5%-не обсуждали политические события за последний месяц.

Наблюдается высокая частота обсуждения среди тех респондентов, кто ответил «да» на указанный вопрос. 66% респондентов отметили, что раз в неделю и чаще обсуждают политические события с членами своей семьи или с друзьями, однокурсниками.16

В формировании политического сознания молодёжи ведущую роль играют средства массовой коммуникации. На этом основании был выявлен основной коммуникативный канал, влияющий на политическое сознание студентов, - телевизионные программы. 79% респондентов указали, что смотрели по телевизору телепередачи, посвященные политическим событиям.

Следующий по популярности источник информации-Интернет (65%). Печатные периодические издания находятся на 3-м месте (51%). Радио у современного студенчества не имеет должного политического авторитета (31%).

Наиболее популярными каналами являются: Первый канал- 64%, «Россия 1»-49% и НТВ-40%. Что касается анализа политических телепередач, то больше всего студенты смотрели новостные передачи (43%), «К барьеру» (13%), «Поединок» (12%).

Большинство респондентов читали за последний месяц статьи, посвященные политическим событиям, в газете «Московский комсомолец»- 16%, «Русский репортер» -15% и «КоммерсантЪ» -14%.

Рейтинг радиостанций следующий: «Эхо Москвы»-30%, «БизнесFM», «Радио Маяк»- 9%.

Наиболее популярными интернет-сайтами, освещающими политические события, оказались, по мнению большинства, сайты газет - 42%, сайты социальных сетей и блогов - 34%, сайты политических журналов. телеканалов и сайты, посвященные выборам в Государственную думу и Президента РФ, сайт партий и кандидатов, баллотировавшихся на пост президента РФ, - 8%.

Интересно было выявить отношение молодежи к более устойчивым типам политических направлений. Несмотря на то что вариант ответа «Я не придерживаюсь никаких политических взглядов» (26%) пользуется популярностью среди студентов, в целом стоит отметить сдвиг идеологических приоритетов молодежи в пользу демократических (31%) и либеральных (18%) ценностей. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что нынешняя молодежь стала в целом гораздо менее идеологизированна, менее традиционна; индивидуализированна и демократически настроена.17

Также была определена значимость политических ценностей для студентов. Наиболее значимыми оказались ценности свободы личности (46%), социальной справедливости (43%), национальной безопасности и порядка (42%). Студентам также предлагались на выбор высказывания, касающиеся свободы личности и равенства, 55% участников опроса отметили, что при возможности выбора «я решил (а) бы, что важнее свобода -личности», т. е. каждый человек может жить и проявлять себя свободно, 25% не согласились ни с одним из высказываний.

Довольно интересными оказались ответы на вопрос, касающийся оценки наличия в современном российском обществе политических ценностей. В полной мере присутствуют такие политические ценности, как социальная справедливость (30%), равенство (28%) и порядок (23%).

Среди молодёжных организаций наибольшей популярностью пользуются «Наши» (67%) и «Молодая гвардия Единой России» (61%). Затем рейтинг заметно падает: «Левый фронт» - 38%, «Россия молодая» - 32%, «Союз коммунистической молодёжи» - 22%, «Мы» - 17%, «Евразийский союз молодёжи» - 12%, «Народно-демократический союз молодёжи» - 11%. Практически вне поля зрения студентов остаётся такая организация, как «Новые люди».18

При дальнейшем рассмотрении выяснилось, что, несмотря на интеpec к политике, в политических организациях состоит очень незначительный процент респондентов (4%). Это говорит о неучастии молодежи в организациях, способствующих их политической социализации, что можно объяснить либо низкой эффективностью и неудовлетворительной деятельностью данных объединений, либо пассивностью и незаинтересованностью студентов.

Еще одним этапом исследования был анализ поведенческого аспекта, куда можно включить анализ политических мотивов в поведении, участие в различных формах политической жизни.

Противоречивость политического сознания молодежи особенно ярко проявляется в ее участии в выборах, митингах и демонстрациях.

В выборах в Государственную думу РФ 4 декабря 2011 г. принимали участие больше половины респондентов (60%), из них за «Единую Россию» проголосовали 21%, за КПРФ - 22%, за ЛДПР-11%, «Справедливую Россию»- 12%, «Яблоко» - 15%, за партии «Правое дело» и «Патриоты России» - по 1%, 3% -испортили бюллетени, 14% - не дали ответ.19

Среди причин участия в выборах наиболее популярными оказались: гражданский долг/возможность проявить свою гражданскую позицию -47%, желание повлиять на положение в стране-10%, желание голосовать против правящей партии, т.е. «Единой России», -8%. Голосование остальных определялось самыми разными мотивами.

Анализируя результаты опроса, можно с уверенностью сказать, что большая часть молодежи проявляет свою гражданскую сознательность, и это определенно положительный факт. Можно говорить о том, что большинство идут голосовать потому, что так требует его долг как гражданина. но при этом молодежь голосует не за тех кандидатов, которых она бы хотела видеть в избирательных списках. а за тех, кого им предлагают.

В политическом сознании молодежи необходимо выделить отказ от традиционных политических ценностей и индивидуализацию, ориентацию в большей степени на либерально-демократические ценности. Прежде всего, на наш взгляд, это связано со слабым знанием политических явлений, идеологий, событий в стране и др.

Состояние политической культуры молодежи в достаточно высокой степени фрагментарно. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят характер острого антагонизма и не приводят к сверх политизированности.

Политическая культура молодёжи- важная составная часть политической культуры общества в целом. поскольку молодёжь - это та грань, которая стоит между правосознательным населением, обладающим сложившимися представлениями о политической культуре, и людьми, не имеющими о ней даже первичных знаний.

Для вовлечения молодёжи в политическую деятельность, формирования у неё активной гражданской позиции необходимо совершенствование системы государственной молодёжной политики, решение основных проблем развития российского общества. Кроме того, необходимо принятие мер воспитательного характера, в результате которых должен сформироваться новый механизм мотивационных установок, стимулирующий включение молодёжи в общественно-значимую деятельность, способную сформировать в ней ответственность за общество, государство, взять на себя «бремя» власти и управления страной.

Заключение


Подводя итог проведенному исследованию, представляется возможным сделать следующие выводы.

Политическая культура общества того или иного государства прямым образом влияет на проводимую внутреннюю и внешнюю политику и определяющей настоящее и будущее государства. Важным вопросом при формировании будущего является формирование и передача из поколения в поколение кодов политической культуры, которая в настоящий момент находится вне системного исследования в политологии. В этой связи исследование предметной области сделано на основе системного подхода.

Под политической культурой мы понимаем совокупность мировоззренческих компонентов (политических ценностей, ориентаций, установок, навыков, стилей, традиций массового политического поведения), институциональных особенностей сложившейся политической системы и деятельностных политических проявлений факторов. Факторы, влияющие на формирование политической культуры:

- Политические особенности режима в стране;

- Психологические особенности социальной группы;

- Экономическое положение социальной группы;

- Территориально-урбанистический (город или сельская территория);

- Этнические особенности;

- Геополитическая обстановка и участие страны в международных отношениях;

- Культурные особенности страны в целом и отдельных территорий в частности (традиции, обычаи, религиозный компонент);

- Идеологические установки (либеральные, консервативные, социал-демократические и др.);

- Половозрастной состав, которые имеют различные мотивации и возможность участия;

- Информационно-коммуникативный фактор.

Рассматривая политическую культуру России, можно утверждать о том, что в ней преобладает подданническое поведение в отношении к власти и патернализм по отношению к государству и власти, фрагментарность и отсутствие цельности отечественной политической культуры а также существенны архетипические черты, такие как одновременное бесконфликтное сочетание различных стадий развития цивилизаций и причудливых форм различных идей.

В качестве основных характеристик черт политической культуры российского общества, исследователи выделяют следующие:

- ценности коммунитаризма (восходящие еще к общинному коллективизму, и преобладанием приоритета групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности:

- проявление безразличия к участию в политической жизни;

- неизменный поиск «спасителя отечества», который сумеет вывести страну из сложных, социально - экономических условий;

- недоверчивое отношение к представительным институтам власти,

- преобладание, в большей степени, подданнической политической культуры, по отношению к органам государственной власти.

- в определенной степени, присутствие правового нигилизма.

В настоящее время, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая при этом серьезное влияние со стороны множества геополитических и исторических факторов.

События, которые происходят сегодня в нашей стране, дают возможность предположить, что в современной России формируется гражданская культура, которая будет носить смешанный, более или менее сбалансированный характер эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

Список использованных источников


  1. Алиева В.Р., Назаров Р.Р. Политическая культура: понятие, сущность, структура // Актуальные проблемы современной науки. - 2016.  - № 3 (88). - С. 159-162.

  2. Алиханова С.А. Влияние политических партий на молодежную политическую культуру // Приоритетные направления развития современной науки: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией М.И. Абакарова. 2018. - С. 62-69.

  3. Додин С.А. К вопросу о политической культуре // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской с международным участием научной конференции. 2018. - С. 314-317.

  4. Зайцева Т.О. Политическая культура студентов // Альманах мировой науки. - 2016.  - № 3-3 (6). - С. 8-9.

  5. Игумнова А.Т. Политическая культура: понятие, признаки и особенности формирования // Молодежь в мире науки: материалы IV внутривузовской студенческой научно-практической конференции. 2017. - С. 10-11.

  6. Ирхин Ю.В. Политическая культура: современные проблемы анализа // Социально-гуманитарные знания. - 2016. -  № 3. - С. 93-107.

  7. Исмайылов Н.И.О., Юсифова С.Ф.К. Политическая культура как составная часть обшей культуры // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2016. - № 61. - С. 20-26.

  8. Караткевич А.Г. Ценности свободы и демократии в политической культуре российского общества // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. - 2016.  - № 6. - С. 38-44.

  9. Коблева З.Х Нравственно - правовое воспитание в условиях формирования современного гражданского общества. Социально - политические и культурные аспекты жизни регионального социума. Сборник статей. Вып.7. Майкоп,.2017. - С.62

  10. Коблева З.Х. Политическая культура: основные характеристики // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 238.

  11. Корнильцева Е.Г., Кузнецов А.Ю. Политическая культура как основа демократии // Инновации в современном мире: цели, приоритеты, решения: Материалы Международного научно-практического форума. 2016. - С. 162-166.

  12. Мадаминов А.А. Влияние СМИ на политическую культуру молодёжи // Вопросы науки и образования. - 2018.  - № 7 (19). - С. 290-291.

  13. Миллер С.В. К вопросу о политической культуре в Российской Федерации: теоретико - правовые аспекты // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2018. - № 10. - С. 376-379.

  14. Работяжев Н.В. Политическая культура России: мифы и реальность // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60. - № 5. - С. 114-120.

  15. Ратеев В.В. Политическая культура современной России // Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.Р. Балынской. 2017. - С. 106-110.

  16. Сулейманов Т.Ф., Янаев Р.Р. Политическая культура и национальный менталитет // Научный обозреватель. - 2016. -  № 3. - С. 38-45.

  17. Сушко В.А. Политическая культура российской молодёжи // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2016.  - № 2 (313). - С. 84-92.

  18. Фролова О.С., Генералова С.В. Политическая культура современной России // Молодой ученый. - 2017. - №23.

  19. Хуртова Р.И. Политическая культура России // Вестник научных конференций. - 2016.  - № 2-4 (6). - С. 115-117.

  20. Чекмарев Э.В. Влияние политической модернизации на социальное становление и развитие политической культуры молодых людей в регионах России // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2012. Т. 12. № 2. С. 87 – 90.

1 Гранат Н.Л., Панасюк В.В. Правосознание и правовая культура // Юрист. – 1998. – № 11/12. – С. 2-8.

2 Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2002. – С. 235

3 Клейменова Е.В., Моралева К.А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 50-56.

4 Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс. Свердловск, 1990. С. 28.

5 Куликова А.В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности // Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Выпуск 1 (5). – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, – 2006. - С. 212-218.

6 Парсонс, Т. Система современных обществ: моногр. / Т. Парсонс. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 270 с.

7 Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Политическая культура и политическая социализация // Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. М., 2002. - 156–186 с.

8 Политическая культура: теория и национальные модели: сб. ст. / отв. ред. К.С. Гаджиев. – М.: Интерпракс, 1994. – 352 с.

9 Фролова О.С., Генералова С.В. Политическая культура современной России // Молодой ученый. - 2017. - №23.

10 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Составные элементы политической культуры. - М., 2008.

11 Зимин В.А. Идеологическая функциональность структурирования политической культуры в современной России // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2013. Т. 13. № 1. С. 69 – 74.

12 Дорофеев В.И. Проблемы стабильности и политической культуры современного российского общества // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2012. Т. 12. № 4. С. 84 – 89.

13 Богданов А.В. Традиция и модернизация как политические ценности и факторы эволюции политической культуры в России // Молодёжная политическая наука в Саратове. Ежегодник научных статей по проблемам политической теории и практики студентов, аспирантов и соискателей саратовских вузов. Изд. Центр «Наука». 2012. № 3. С. 46-55.

14 Чекмарев Э.В. Влияние политической модернизации на социальное становление и развитие политической культуры молодых людей в регионах России // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2012. Т. 12. № 2. С. 87 – 90.

15 Коблева З.Х Нравственно - правовое воспитание в условиях формирования современного гражданского общества. Социально - политические и культурные аспекты жизни регионального социума. Сборник статей. Вып.7. Майкоп,.2017. - С.62

16 Сушко В.А. Политическая культура российской молодёжи // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2016.  - № 2 (313). - С. 84-92

17 Сушко В.А. Политическая культура российской молодёжи // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2016.  - № 2 (313). - С. 84-92

18 Сушко В.А. Политическая культура российской молодёжи // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2016.  - № 2 (313). - С. 84-92

19 Сушко В.А. Политическая культура российской молодёжи // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2016.  - № 2 (313). - С. 84-92



написать администратору сайта