Главная страница
Навигация по странице:

  • Кастовая система

  • Практическая работа по социологии. Москва 2019 Вопросы Анархистская концепция П. А. Кропоткина


    Скачать 44.74 Kb.
    НазваниеМосква 2019 Вопросы Анархистская концепция П. А. Кропоткина
    АнкорПрактическая работа по социологии
    Дата26.10.2021
    Размер44.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа по социологии.docx
    ТипДокументы
    #256555
    страница2 из 3
    1   2   3

    Социальное неравенство можно представить в виде шкалы, где на одном полюсе — богатые, люди, владеющие максимальным количеством дефицитных ресурсов, на другом — бедные, соответственно с минимальным доступом к общественным благам. Различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на получаемый доход не способен удовлетворить даже базовые потребности (в пище, одежде, жилище) либо удовлетворить их в объеме, обеспечивающем лишь биологическую выживаемость. Невозможность поддерживать принятые в обществе «приличные» жизненные стандарты рассматривают как относительную бедность.

    Бедность — это не только экономическое и социальное состояние людей, но и особый образ, стиль жизни, передающийся из поколения в поколение и ограничивающий возможности для нормального цивилизованного развития. В России для характеристики масштаба бедности, которая определяется удельным весом части населения страны, находящейся у официально зафиксированной черты, или порога бедности. Обычно используется показатель прожиточного минимума. Учитывая, что в настоящее время около 30% российского населения проживает у черты или за чертой бедности. Важной задачей государства является снижение масштабов бедности.

    Для измерения неравенства П. Сорокин ввел два параметра:

    • высота стратификации - величина социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;

    • профиль стратификации - соотношение численности социальных позиций, занимаемых в иерархии ценностей статусного слоя (страты).

    Следует отметить, что существует следующая закономерность: чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. Так. в развитых обществах профиль стратификации приближается к ромбовидной форме за счет многочисленного среднего класса, а в отсталых — к пирамидальной, или «конусной». Российский профиль стратификации, скорее, напоминает треугольник с выступающим вертикально острым углом.

    Важным эмпирическим показателем социального неравенства служит децильный коэффициент, под которым понимают отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых низкооплачиваемых групп. Так, в высокоразвитых индустриальных странах он составляет 4-7, где даже приближение этого коэффициента к 8 рассматривается как показатель грядущих социальных потрясений.

    В целом, несмотря на различия во взглядах разных социологических школ и направлений, можно отметить, что социальное неравенство выполняет позитивную функцию в обществе, поскольку служит стимулом прогресса общественного развития.

    Под системой социальной стратификации принято понимать совокупность способов, поддерживающих в том или ином обществе неравномерность этого распределения. В социологии выделяют четыре основных исторических типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, в которых социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Четвертый тип принадлежит к открытому обществу, где переходы из низших слоев в высшие вполне реальны.

    1. Рабство — форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Это единственная в истории форма социальных отношений, при которой один человек является собственностью другого, лишен всяких прав и свобод.

    2. Кастовая система - стратификационная система, которая предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Своим членством в данной системе человек обязан исключительно рождению. Классическим примером кастовой системы является Индия, где существовала детальная регламентация для каждой касты. Так. согласно канонам данной системы принадлежность к той или иной касте передавалась по наследству, и потому возможности перехода из одной касты в другую были запрещены.

    3. Сословная система — стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определенной стратой. При этом права и обязанности каждой страты определялись законом и освящались религией. Членство в сословии в основном передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

    Сословная организация европейского феодального общества подразделялась на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность осуществлялась не столько между, сколько внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, слоев, профессий.

    4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.

    Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга.
    3) Студенческая семья.


    Семья -- социальная ячейка общества, ее стабильность и полноценность зависят не только от супругов, но и от характера общественных отношений, материального благосостояния, от непосредственной социальной среды (коллектива, друзей, родственников и т. д.) и даже от общественного мнения. Характер взаимоотношения общества и семьи предопределяется, прежде всего, содержанием всех общественных отношений. Безусловно, наше общество заинтересовано в полноценной, прочной семье, так как оно нуждается в нравственно и физически здоровых гражданах.

    Современная молодая семья переживает своеобразный переходный период. Изменяются старые, традиционные нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношений между родителями и детьми. Любая полноценная семья призвана выполнять свои основные социальные функции: репродуктивную (деторождение), хозяйственно-бытовую, воспитательную, эмоционально-психологическую.

    Студенческая семья - это определенный социальный феномен. От обычной молодой семьи ее отличает то, что оба супруга - студенты, и, соответственно имеют общие интересы и привычки. Часто у них общий режим дня и они почти все время проводят вместе. Любовь, общность интересов и привычек -- стержень студенческой семьи.

    Специфика студенческого брака заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа -- это составляющие духовности студенческого брака. Социолог Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание "светлых пятен" наряду с другими составляющими способствуют поддержанию высокого эмоционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке. В гомогенном студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

    Студенчество - многочисленный отряд молодежи. В Украине сеть вузов I-IV уровня аккредитации на данный период времени обеспечивает обучение 249 студентов на 10 тысяч населения. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что в последнее время доля семейнных студентов возрастает. Этот процесс соответствует общей тенденции омоложения брака, кинетика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в брак вступают более 80% женщин и около 70% мужчин (20 лет назад соответственно 70% и 60%). Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы. Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: выделяются места в общежитии, выдаются денежные пособия, создаются по возможности условия для совмещения учебы и воспитания детей. Все это в определенной мере облегчает жизнь студенческих семей. Изменяется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов. Проводившееся в 1988 г. исследование проблем студенческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина показало, что целесообразным создавать семью в студенческие годы считают 35,9% студентов. Считают, что нецелесообразно - 26,6%. Состояли в браке 15,2% опрошенных. Ответы эти говорят о том, что треть студентов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

    Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

    Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. Потребность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студентов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испытывает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

    Сторонники студенческого брака приводят свои аргументы. Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

    В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. Есть другие факторы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - первична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту зачисления абитуриентов в высшее учебное заведение. Только благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и профессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний, умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нужных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учились в заочных школах при вузе, регулярно участвовали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики будущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

    Понятно, что для становления студента как специалиста нужны соответствующие предпосылки, основными индикаторами которых могут быть профессиональная направленность и соответствующая довузовская подготовка молодежи. Обычно под профессиональной направленностью подразумевают положительное отношение, интерес к профессии, склонность заниматься ею. В понятие направленности также включают потребности, эмоции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеждения. Если довузовская подготовка отвечает требованиям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реализации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, способностей, навыков, отвечающих требованиям избранной профессии. Успех освоения профессии будет зависеть от того, насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утрачены для общества как квалифицированные специалисты. В процессе учебы под влиянием различных факторов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое значение имеет психолого-педагогическая атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

    Однако приходится констатировать, что сегодня содержанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования

    Серьезные претензии студенты предъявляют и к преподавателям учебных заведений. Многие из опрошенных отмечали некомпетентность, неграмотность некоторых преподавателем, их профессиональное несоответствие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, превращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское образование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремонность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отношение к тем, кто имеет влиятельных родственников. В таких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что повысить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, разумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при распределении на работу в зависимости от качества полученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной техникой, хорошими учебниками и научной литературой.

    Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими благами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный специалист вправе рассчитывать на соответствующее вознаграждение со стороны общества.

    У семейных студентов мы предполагали выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом мы исходили из того, что семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах студентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семейных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Предположение, что семейная жизнь отрицательно сказывается на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несемейных студентов обнаружить не удалось. Было получено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу опрошенных):

    В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимулирующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако существует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - наличие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % замужних студенток отмечают, что семейные дела, сложности, связанные с уходом за ребенком (если им заниматься добросовестно), отнимают много сил, времени и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как среди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в отсев по неуспеваемости попадают чаще всего те студентки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

    Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.

    Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Однако последняя заметно мешает учебе женщин из семей анархического типа, где есть ребенок. Как правило, эти женщины оказываются в неблагоприятных условиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «семейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Среди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего также являются «анархисты». Неорганизованность семейной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дискомфорта очень сложно достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятельности наблюдаются в семьях демократического типа (напомним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».
    1   2   3


    написать администратору сайта