социология. С.И. Поюченко. Москва 2021 к семинарскому занятию 6 Вопросы Специфика природного и социального в человеке. Понятие личности
Скачать 28.05 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ Группа ММ20П161 Студент С.И. Поюченко МОСКВА 2021 К семинарскому занятию №6 Вопросы: Специфика природного и социального в человеке. Понятие личности. Природное (биологическое) и социальное в человеке
Понятие личность - вводится для выделения социальной сущности чело-века и индивида. В первоначальном значении слова личность обозначало маску, роль, исполняемую актером в древнегреческом театре, а отсюда, очевидно, произошло и слово «личина». В социологии личность – это относительно устойчивая и целостная сис-тема социальных качеств, которые приобретаются и развиваются в процессе взаимодействия с другими людьми и реализуются в социальной жизни. 4. Ролевая концепция личности. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает Никах ограничений. Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины. Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место и в соответствии с ним выполняет определённые функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать в своём поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу. Социальные роли различаются по степени из важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания её стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство. 5. Социализация личности: этапы, факторы, механизмы (мотивационный, диспозиционный, памяти). Этапы социализации личности По мнению Дж. Г. Мида, социализация включает несколько стадий, связанных с формированием “Я”: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей референтной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа “обобщенного другого”). В концепции З.Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и, прежде всего, сексуальными влечениями. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. Известный французский ученый Ж.Пиаже исследует социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями. До 2 лет - сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира). 2-7 лет - предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений). 7-11 лет - стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами). 12-15 лет - стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни). В настоящее время выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: a) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; b) изменение себя, «стать как все»; c) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. 6. Первичная и вторичная социализация.
14. Одномерный человек в концепции Г.Маркузе. Г.Маркузе в своем знаменитом труде "Одномерный человек" писал, что возникновение индустриальной цивилизации означает появление царства сытой, комфортабельной, демократической несвободы. Общество навязывает свой контроль над личностью, при этом апеллирует к идеям справедливости и равенства. Государство (ведомое элитой) через СМИ формирует одномерное видение мира и создает одномерного человека. Это делается так: развитие производства ведет к росту потребления. У человека возникает огромный выбор из тысяч предметов. Любой каприз за ваши деньги! Есть все. Одновременно технологическое развитие отождествляется в духовным. Пролетариат перестает быть революционным классом. Ему уже есть что терять, и вообще - он сыт, обут, одет, имеет все необходимое. Необходимость тотального отрицания «единого индустриального общества» актуализировала перед франкфуртцами вопрос поиска сил, которые могли бы его осуществить, - «субъекта революционного (исторического) процесса». Несправедливые отношения господства и подчинения можно устранить с помощью радикальной критики (оружие критики), путем морального осуждения эксплуатации и угнетения и их идеологии. Эта «революция в сознании» должна освободить людей от угнетающих их ложных представлений, от одномерного сознания. В результате данной «интеллектуальной революции» (революции в человеке) должен произойти индивидуальный бунт каждого, «великий отказ» участвовать в игре «потребительского общества». Поэтому носителем революционной идеологии и исполнителем революции (субъект революции) являются те, кто обладает «двумерным» мышлением, способным критически оценивать действительность, противостоять манипулированию сознанием и не стать рабом одномерного сознания. Это прежде всего новый класс - интеллигенция и служащие, обладающие интеллектуальным и культурным потенциалом. Ведущая роль принадлежит гуманитарной интеллигенции и она является реальной силой, способной осуществить революционное изменение общества. К интеллигенции примыкает студенчество и городские слои населения, которым также свойственно критическое мышление. Кроме них революционной силой являются также нищие массы третьего мира (люмпенизированные), ущемленные национальные и религиозные меньшинства (не пролетарский протест). В итоге «одномерный человек» из «спящей массы» (рабочий класс), интегрированный в это общество, не способен ни выработать, ни воспринять революционное сознание как непременное условие и предпосылку социальной революции. Рабочие в случае серьезного кризиса рискуют потерять больше, чем только свои цели. Поэтому они во всех высокоразвитых странах представляют главную силу консерватизма. Мы можем различать истинные и ложные потребности. «Ложными» являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Утоляя их, индивид может чувствовать значительное удовлетворение, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно (и у данного, и у других индивидов) сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. Результат — эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат именно к этой категории ложных потребностей. (Одномерный человек. Герберт Маркузе) |