Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Коран и Сунна

  • 2.2. Иджма и кияс

  • Глава 3. Мусульманское право в современном мире 3.1. Мусульманская и европейская правовые системы

  • 3.2. Тенденции развития мусульманского права

  • Список использованной литературы

  • Документ курс. Мусульманская правовая система


    Скачать 53.39 Kb.
    НазваниеМусульманская правовая система
    Дата03.10.2022
    Размер53.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент курс.docx
    ТипКурсовая
    #711304
    страница2 из 2
    1   2
    Глава 2. Источники мусульманского права

    2.1. Коран и Сунна

    В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм: 1) юридические предписания Корана и Cунны – собрание юридически значимых преданий о поступках, высказываниях и молчании пророка Мухаммеда; 2) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников – единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов («иджма»), умозаключения по аналогии («кияс»).

    В качестве основополагающих норм считаются нормы первой группы, особенно те, которые записаны в Коране.

    Первым по значению источником мусульманского права признается Коран – священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, состоящая из 114 сур (глав), расчлененных на 6219 стихов (аятов), не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты датируются периодом с 610 по 631 гг. и представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впоследствии в одно произведение. Лишь незначительная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих. Правовые нормы содержатся главным образом в 2, 4 и 5 сурах. Например, во многих аятах (2, 3, 5, 7, 19, 20, 23, 32, 38, 39) четвертой суры («Женщина») предписаны соответствующие нормы брачной и семейной жизни, а в аятах (33, 34, 94, 95) затрагиваются вопросы преступления и наказания[6].

    Коран насыщен и другими аналогичными по своему характеру нормами и предписаниями. И почти все они императивны и обширны в пределах толкования. Следовательно, они содержат огромные возможности для проявления, в первую очередь, (в установленных религиозных рамках) правовой инициативы.

    Несмотря на религиозно-правовой характер указанных сур и аятов, Коран нельзя назвать юридическим кодексом в современном понимании. Никто из мусульманских юристов не воспринимает Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права. И следует подчеркнуть, что содержащиеся в его разных сурах критерии «чистоты» и «греховности» способствовали разработке в целом оригинальной шариатной законодательной системы, призванной регулировать отношения в семье и обществе, имущественное и уголовное право, фискальную, налоговую и финансовую систему.

    Вторым по значимости источником права после Корана является Сунна – собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Пророка Мухаммеда. Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX) и имела целью изложить примеры из жизни Мухаммеда для руководства верующими своих действий. Со временем свод хадисов был канонизирован и собран в шести сборниках, приспособленных к судебной практике и потребностям законоведения (IX в.). В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др.

    Таким образом, Коран и Сунна – источники, на основе положений которых были установлены нормы Шариата и фикха.

    2.2. Иджма и кияс

    Иджма – третий источник мусульманского права, с помощью которого искались ответы на вопросы, не разрешенные Кораном и Сунной. По форме это сборник хадисов, т.е. рассказов о жизни, образе мыслей и поведении Пророка, его поступках. Иджма представляет собой согласованное заключение древних юристов (муджтахидов), как знатоков ислама, об обязанностях правоверного, данное на основе толкования Корана и Сунны. Только будучи записанными в иджму, нормы права, независимо от их происхождения, подлежали применению.

    С усилением роли юристов мусульманско-правовая доктрина сосредоточила усилия на разработке методологической и общетеоретической основ права.

    В иджме появилась догма о непогрешимости и единстве мусульманского общества. Выражена она от имени Аллаха двумя положениями: 1) «Моя община никогда не примет ошибочное решение»; 2) «То, что мусульмане считают справедливым, справедливо и в глазах Аллаха»[7].

    Утверждалось, что право устанавливается не большинством или всеми верующими, а только единством мыслей компетентных, официально уполномоченных лиц. Мнение знатоков ислама, выраженное в норме или принципе и базирующееся на соединении традиции, обычая и практики, приобретало юридическую силу. В этом состояло большое практическое значение иджмы.

    В современных условиях иджма – своего рода догма мусульманского права: при разрешении дела современный судья правовую основу ищет не в Коране, а в положениях, освященных иджмой.

    Кияс – решение по аналогии. Правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет большее значение, чем другие источники. Суждение по аналогии – это способ толкования случаев из жизни Пророка, его высказываний или молчания, которые можно применить к разрешению вновь возникающих конкретных ситуаций. При помощи суждения по аналогии, исходя из нормативных предписаний Корана и Сунны, предлагалось решение для данного конкретного случая, т.е. толкование и применение права. Таким образом, мусульманское право основано на принципе авторитета.

    В мусульманском праве, о чём свидетельствуют его источники, установлены не все конкретные правила, а общие рамки поведения, ориентиры, принципы, на основе которых можно сформулировать решение по любому делу. Содержание и формы мусульманского права являются неопределенными. Исламские юристы считают это достоинством. В неопределенности содержания норм они усматривают возможность решать дело, основываясь на общих принципах Шариата и используя разные источники либо их комбинации.

    Кияс способствовал как восполнению пробелов в нормативных предписаниях Корана и Сунны, так и устранению имеющихся в них значительных противоречий.

    Иджма и кияс явились результатом деятельности суннитских и шиитских правовых школ, оказавших сильное влияние на эволюцию мусульманского права.

    Глава 3. Мусульманское право в современном мире

    3.1. Мусульманская и европейская правовые системы

    Если рассмотреть мусульманскую и европейскую правовые системы, то, несомненно, мы увидим, что система мусульманского права отличается от европейской правовой системы своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Остановимся на некоторых отличиях.

    Во-первых, если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом.

    Во-вторых, по содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от норм европейского права. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

    В-третьих, мусульманское право, в отличие от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит: 1) теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; 2) то, что Шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны.

    В-четвертых, структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским).

    Однако хотелось бы заметить, что существуют не только отличия мусульманской правовой системы от европейской правовой системы, но и непосредственное их взаимодействие, которое выражено в следующем.

    Во-первых, кодификация фикха или включение мусульманско-правовых принципов, норм и отдельных институтов в основанное на заимствовании европейских правовых образцов законодательства.

    Во-вторых, для Шариата всегда было характерно взаимодействие и сосуществование с другими правовыми системами. Он никогда не был единственным действующим правом в мусульманском мире. Например, в арабских странах наряду с Шариатом на протяжении веков применялись иные правовые нормы – правила немусульманских конфессий по брачно-семейным вопросам, акты государственных органов (часто отходившие от Шариата), иностранное право (в том числе в силу режима капитуляций), местные обычаи, которым придавалось правовое значение.

    В-третьих, в целом взаимодействие указанных двух культур происходит в нескольких основных формах: параллельное регулирование сходных вопросов в отношении мусульман и немусульман (право «личного статуса»); включение мусульманско-правовых норм, принципов и институтов в законодательство, ориентирующееся на европейские образцы, и наоборот; синтез исламских и европейских правовых институтов в виде принятия оригинальных законодательных актов, которые не могут быть однозначно отнесены ни к мусульманской, ни к европейской правовым системам.

    Конечно, исламская и европейская правовые культуры не только позитивно взаимодействуют, но и конкурируют друг с другом. Это проявляется на уровне применения и толкования законодательства, построенного по определенной правовой модели, юристами с иной правовой культурой, а также на уровне правосознания. В частности, профессиональное правосознание в большинстве арабских стран, очевидно, тяготеет к европейской правовой культуре, а массовое продолжает в целом ориентироваться на традиционные исламские ценности. Конфликт может проявляться в неприятии немусульманами законодательства, основанного на Шариате, на том основании, что оно ассоциируется с исламом-религией, а не с правом в собственном смысле, правовой культурой ислама.

    3.2. Тенденции развития мусульманского права

    Современное мусульманское право претерпевает значительные изменения, которые связаны с его: 1) вестернизацией, т. е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германской или англосаксонской правовым семьям; 2) кодификацией мусульманского права (так, практически во всех современных мусульманских странах приняты и действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы); 3) ограничением или упразднением деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений Шариата.

    Под влиянием правовых систем развитых стран мусульманская правовая система эволюционирует. Получает развитие законотворческая деятельность, принимаются кодексы, совершенствуется деятельность судов. Наметилась общая тенденция гуманизации мусульманского права. В 1981 г. принята Всеобщая исламская декларация прав человека, содержащая каталог прав человека. Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве как исключительно совокупности обязанностей мусульман. Декларация провозглашает и гарантирует права на жизнь, на свободу, на равенство и недопущение никакой дискриминации, на справедливость, на справедливый судебный процесс, на защиту против превышения власти, на защиту от пыток, на защиту чести и репутации, на право убежища, на защиту права немусульманских меньшинств, на обязательное участие в управлении делами общества, на свободу совести, мысли и слова, на свободу вероисповедания, собраний, на гарантированный экономический порядок, на защиту собственности, на статус и звание трудящихся, на социальное обеспечение, на создание семьи. Гарантированы права замужней женщины: право жить в доме, где живет ее муж; получать средства, необходимые для поддержания уровня жизни не ниже ее супруга; право расторжения брака (хулы); право наследования; право на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем конфиденциального характера той информации, которой он может располагать на ее счет и распространение которой могло бы причинить вред ее интересам и др. Гарантированы право на образование, на личную жизнь, на свободу перемещения и места жительства.

    В то же время в современных условиях фактор исламского фундаментализма, официальное признание ислама государственной религией (Пакистан, Иран и др.) одновременно означает возрастающее влияние традиционного мусульманского права на законодательство, судебную систему, юридическую практику в целом.

    Итак, главной тенденцией развития мусульманского права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

    И, несмотря на то, что мусульманское право, неоднократно испытывало да и испытывает европейское юридическое влияние по сей день, оно остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.

    Заключение

    На основании вышесказанного и используемых мною источников можно сделать заключение, которое заключается в следующем.

    Во-первых, в соответствии с догмами ислама, действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. И мусульмане должны жить в соответствии с этим правом, а, адаптируясь к современным условиям, ни в кое случае не имеют право на то, чтобы изменять дарованное Творцом всего сущего.

    Во-вторых, мусульманское право не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без мусульманского права, и именно это единство заставляет миллионы людей-мусульман (несмотря на то в какой стране они находятся) беспрекословно выполнять предписанные им нормы, порою далеко не соответствующие таким общеизвестным принципам как гуманизм, нравственность, сострадание.

    В-третьих, к источникам мусульманского права относятся Коран, Сунна и мусульманско-правовая доктрина, основанная на «рациональных» источниках или логических приемах толкования. Это, прежде всего, единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов), и кияс – суждение по аналогии.

    В-четвертых, с момента возникновения мусульманского права его доктринальная и нормативная основа настолько усложнилась и претерпела существенные изменения, что Шариат стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением. Примером к сказанному могут служить существенные изменения, произошедшие в XIX в. положении Шариата: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

    В-пятых, число людей, исповедующих и проживающих на территории России (учитывая то, что это многонациональная страна), с каждым годом возрастает. Следовательно, исламский фактор должен стать важной составной частью межгосударственных отношений России с мусульманскими странами в целях укрепления её безопасности и защиты национальных интересов.

    В-шестых, проанализировав многие факты, можно сказать о взаимосвязи и взаимовлиянии мусульманского и европейского права. После вестернизации, кодификации и упразднения мусульманского права в XIX – XX веках в нем произошли следующие изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

    Таким образом, мусульманское право имеет две характерные и взаимообусловленные особенности религиозное происхождение и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, его мусульманский характер не вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм. Мусульманского право сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической, международной точек зрения.

    В данной курсовой работе: раскрыта природа мусульманского права, представлена характеристика основных источников Шариата и его трактовка в современном мире.

    Список использованной литературы

    1. Братановский С. Н. Теория государства и права; Приор-издат - Москва, 2014. - 174 c.

    2. Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ - Москва, 2014. - 168 c.

    3. Енгибарян Р. В. Теория государства и права : учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России, Междунар. ин-т упр. - М., 2007. - 575 с.

    4. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма - Москва, 2011. - 442 c.

    5. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп. - Москва, 2013. - 616 c.

    6. Крачковский И. Ю. Коран. Изд: М. СП ИКПА., 1990. – 513 стр.

    7. Крашенинникова И.А и Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009 , – с. 544-545

    8. Крымский А.Е. История мусульманства. – М.: Кучково поле, 2003. – 464 с.

    9. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2т.: т. 1 – 528 стр., т. 2 – 496 стр. 3-е изд., испр. – М.: ТОН-Остожье, 2000.

    10. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. – М.: Юрист, 2003. – 448 стр.

    11. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М.: Проспект, 2007. – 315 стр.

    12. Всеобщая исламская декларация прав человека от 19.09.2981 г.

    13. Конституция Исламской республики Иран от 3.12.1979 г.

    14. Конституция Пакистана от 12.04.1973 г.

    15. Махарамов Я.А. Наказание по мусульманскому уголовному праву: понятие, цели, виды: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Махарамов Яхья Алянович; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.].- Москва, 2009

    16. Малько А. В., Матузов Н. И. Общая теория государства и права: Учебник. Изд. Юрист, М., 2002 – 776 стр.

    17. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2004. – 640 стр.

    18. Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. – 704 стр.

    19. Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов, М.: Колос, 2003. – 544 с.

    20. Черниловский Е. В. Всеобщая история государства и права: Учебник. Изд. Новый юрист, М., 1995. – 405 стр.

    Электронные ресурсы

    1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

    2. http://www.disserr.com/contents/360182.html

    3. http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats/avtoref151.htm

    4. http://www.disserr.com/contents/360182.html






















    1   2


    написать администратору сайта