Главная страница
Навигация по странице:

  • Духовная музыка Средневековья представлена следующими жанрами

  • Светская музыка Средневековья

  • Труверы, трубадуры и миннезингеры, играющие куртуазную рыцарскую музыку, создали свои оригинальные жанры

  • Задание по теме

  • конспект. Конспект. Музыка эпохи Средневековья период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с v по xiv века н э


    Скачать 2.08 Mb.
    НазваниеМузыка эпохи Средневековья период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с v по xiv века н э
    Анкорконспект
    Дата11.04.2022
    Размер2.08 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект.docx
    ТипДокументы
    #462894

    Музыка эпохи Средневековья — период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по XIV века н.э.
    Музыкальное искусство Средневековья развивалось более 1000 лет. Это напряженный и противоречивый этап эволюции музыкального мышления - от одноголосия к сложнейшей полифонии. В эпоху Средневековья усовершенствовались многие европейские музыкальные инструменты, сформировались жанры как церковной, так и светской музыки, сложились известные музыкальные школы Европы: нидерландская, французская, немецкая, итальянская, испанская.




    В Средние века было два основных направления в развитии музыки: духовная музыка и светская, развлекательная.


    При этом светская музыка порицалась религией, считалась "дьявольским наваждением".

    Музыкальное воспитание, его содержание и направленность в эту эпоху определялось полностью идеологией, связанной с распространением т укреплением христианства. Оно стало обязательной религией в средневековой Европе, подчинило себе философию, этику, педагогику и искусство. На смену культа наслаждения, чувственной красоты, характерному для античности, пришел христианский аскетизм – сознательное ограничение и подавление чувственных желаний и потребностей. В это время отношение к искусству определялось догмами церкви. Красота, как прелесть осуждалась, считалась обманом, скрывающим истину. Музыке отводилась роль вспомогательного средства для более глубокого освоения религиозных истин. Роль искусства заключалась в усилении эмоционально- нравственного эффекта при богослужении, поэтом музыка стала приобретать прикладное, а не фундаментальное значение. Музыка была важным средством эстетизации церковных обрядов, наделения их эмоциональным смыслом, художественностью. Главной задачей музыки было воспитание религиозной нравственности.

    Идеалом духовной музыки был простой по форме и содержанию мотив, лишенный чувственной окраски. Образцом такой музыки стал григорианский хорал: строгий ритм, плавное движение мелодии – это создавало душевный настрой людям, пришедшим в церковь. В основе церковной музыки положены молитвы, псалмы. Слово – главное в духовной музыке.

    Одним из наиболее значительных реформаторов в области муз. образования Средневековья был Гвидо Аретинский. Он многое сделал для музыкального искусства. Отметим важное для любителей музыки: он ввел в употребление слоговые названия ступеней- ut re mi fa sol la , составленный из начальных звуков гимна св. Иоанну. Со временем название нота ut было переименована на ноту до и добавлена нота си.



    Источником духовной музыки Средневековья была монастырская среда. Песнопения разучивались в певческих школах на слух и распространялись в церковной среде. В виду появления большого многообразия напевов католическая церковь решила канонизировать и регламентировать песнопения, отражающие единство христианской доктрины.



    Таким образом, появился хорал, ставший олицетворением церковной музыкальной традиции. На его основе сложились и другие жанры, созданные специально для определенных праздников, богослужений.

    Духовная музыка Средневековья представлена следующими жанрами





    • Месса – основной жанр средневекового богослужения, ежедневная служба в обряде Римской католической церкви. Состоит из проприума, песнопения которого изменяются в зависимости от церковного календаря, и неизменной части – ординариума

     



    • Мистерия - литургическая драма с развернутым сценическим действием, костюмами. Исполнялось вне стен церкви. В них григорианские хоралы чередовались с неканонизированными мелодиями-тропами. Литургии исполнялись хором, партии персонажей (Марии, Евангелиста) - солистами, иногда появлялись некоторые подобия костюмов



    Светская музыка Средневековья


    Светская музыка Средневековья была, в основном, музыкой бродячих музыкантов и отличалась свободой, индивидуализированностью и эмоциональностью. Также светская музыка была частью рыцарской культуры феодалов.


    Исполняли светскую музыку мимы, жонглеры, трубадуры или труверы, менестрели (во Франции), миннезингеры,шпильманы (в германских странах), хоглары (в Испании). Эти артисты должны были не только уметь петь, играть и танцевать, но и уметь показывать цирковые представления, фокусы, театральные сцены, и должны были другими способами всячески развлекать публику.
    Труверы, трубадуры и миннезингеры, играющие куртуазную рыцарскую музыку, создали свои оригинальные жанры:

    • «Ткацкие» и «майские» песни

    •  Рондо – форма на основе повторяющегося рефрена

    •  Баллада – текстомузыкальная песенная форма

    •  Виреле – старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом

    •  Героический эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»)

    •  Песни крестоносцев (песни Палестины)

    •  Канцона (у миннезингеров назывались – альба) – любовная, лирическая песня

    «Палестинская песня» (рондо) - В. фон дер Фогельвейде

    Благодаря тому, что музыка была одной из наук и преподавалась в Университетах, феодалы и знатные люди, получившие образование, могли применять свои знания и в искусстве. Таким образом, музыка развивалась и в придворной среде. В противовес христианскому аскетизму, рыцарская музыка воспевала чувственную любовь и идеал Прекрасной Дамы. Среди знати как музыканты были известны — Гийом VII (граф Пуатье), Гийом IX (герцог Аквитании), Жан Бриенский (король Иерусалима), Пьер Моклэр (герцог Бретани), Тибо IV Шампанский (король Наварры).



    Средневековый период внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры не только духовной, но и светской. На протяжении нескольких веков музыка активно развивалась.





     ВЫВОД: Музыкальная культура Средневековья, несмотря на относительную ограниченность средств, представляла более высокую ступень по сравнению с музыкой Древнего мира и содержала предпосылки для пышного расцвета музыкального искусства в эпоху Ренессанса.
    Задание по теме: Проанализировав лекцию и дополнительные материалы из практического занятия, создайте презентацию и конспект к ней.

    Раскройте воспитательную функцию музыкального искусства во времена средневековья на примере унисонного (одноголосного) пения как музыкального символа эпохи. В этой связи прокомментируйте изречение Василия Кесарийского, видевшего в псалмах «союз дружбы, единение разобщенных, примирение враждующих». – Рассмотрите разницу между светским и духовным направлениями в музыке этого периода, какое из них было приоритетным. – Почему хорал был главным жанром в эпоху средневековья, приведите примеры хоралов той эпохи в своей презентации. – Если месса – основной вид (жанр) средневекового богослужения (как и сейчас), ответьте, как называется основная служба является главной в православной церкви.


    написать администратору сайта