Музыка первой половины 20в.. Музыка первой половины XX века в поиске ясности и простоты (копи. Музыка первой половины xx века в поиске ясности и простоты
Скачать 20.94 Kb.
|
Музыка первой половины XX века в поиске ясности и простоты Музыка первой половины XX века, модернизм, индустриальная музыка, Музыкальная культура Америки, модернизм, Э. Варез, Ч. Айвз. Искусство XX века представляет собой культурный феномен, синтезируя накопленный опыт ушедших эпох с новыми художественными принципами. Существенные исторические события, рост темпа жизни и технологический прогресс наложили свой отпечаток на взгляды композиторов первой половины XX века, определили необходимость поиска новых выразительных средств, выявили потребность музыкальных новаций и реформ. Мир утомленный социально-политическими переменами как никогда нуждался в простоте заключенной, в том числе, и в музыкальном искусстве. Как верно замечает И. В. Нестьев: «Время резко обострило контрасты художественных устремлений» [4, с. 5]. Первая половина двадцатого столетия знаменована особенными подходами к творчеству: прошлое и современное, традиционное и новое сплетаются в музыкальном и художественным искусстве, взаимодействуя совершенно неожиданным образом. Если прежде музыкальная культура шла по пути своего планомерного и поэтапного развития, то XX век отмечен яркими новаторскими идеями. Как пишет Н. А. Гаврилова: «В XX веке в мировой культуре происходит переход от последовательного к симультанному сосуществованию различных течений» [2, с.454]. Не последняя роль в данном направлении принадлежит творчеству американских композиторов-модернистов, таких как Дж. Антейл, Э. Варез и Г. Кауэлл. Мы предпримем попытку проанализировать композиторские искания не с точки зрения музыкального языка, а с позиции художественного воплощения авторами простых и ясных явлений окружающего их мира. Как писал Э. Варез, использовавший самые современные приемы композиторского письма: «слишком большой акцент делается на том, что можно назвать грамматикой музыки» [3, с. 164]. Композиторы осуществляли попытки преподнести слушателю простые и ясные явления средствами музыки. Так, Дж. Антейл, помимо использования самого очевидного, при этом неожиданного приема – молчания (в партитуре «Механического балета») в своем творчестве стремился подчеркнуть роль урбанизации современного мира – передать в музыке звуки взлетающего самолета, шумы движущихся машин, используя для этой цели сочетание в фортепианных произведениях ритмических блоков и индустриальных ритмов («Аэропланная соната», «Смерть машин» и др.). Индустриальные мотивы, в совершенно иной форме, обнаруживаются и в творчестве Э. Вареза – в своем произведении «Пустыни» композитор использовал электронные интерлюдии с записями шумов завода. Г. Кауэлл также проявлял интерес к урбанистическим темам, свидетельство тому – названия его произведений («Завод» и др.). Модернисты широко применяли в своем творчестве диссонансные гармонии, кластеры, сонорику, стремясь, тем не менее, к ясности, «чистоте» звука. Не случайно И. Стравинский писал о творчестве Вареза: «Мало кто из композиторов посвятил себя с такой преданностью идеалу "чистого звука" и мало кто был так чувствителен ко всей сумме его свойств» [2, с. 459]. Рассуждения о поисках композиторами ясности и простоты в музыке были бы неполными без упоминания представителя «американской пятерки», Ч. Айвза. Многоплановое музыкальное мышление Ч. Айвза позволило ему объединить в своих композициях принципы полимелодики, линеарного поликонтрапункта, элементов алеаторики и полиритмии, находить новые неожиданные гармонические сочетания. Выразительные средства в творчестве композитора оказываются подчинены художественному замыслу. По замечанию Алекса Росса: «Как Берг и Барток, Айвз метался между фольклорной простотой и диссонансом» [5, с. 93]. Действительно, в раннем творчестве Ч. Айвза отчетливо прослеживается связь с традициями бытовых и духовных жанров. Ясность и простота предстают в творчестве композитора в самих его художественных целях – стремлении воплотить в музыке американскую действительность, «несущих специфически американское содержание, доступных широкой американской аудитории» [1, с. 34]. Первая половина XX века для музыкальной культуры Америки – время поисков новых выразительных средств, новых возможностей проявления национальной самобытности в музыке. Время воплощения в сложных музыкальных гармониях ясных и близких каждому чувств и явлений. Литература: Акопян Л.О. Музыка XX века : энциклопедический словарь. – Москва : Практика, 2010. – 855 с. История зарубежной музыки. XX век. Отв. ред. Н. А. Гаврилова. М., Музыка, 2005. – 574 с. Манулкина О.Б. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века [Текст] / Ольга Манулкина. – Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. – 777, 5 с. Нестьев И.В. Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. М., Изд-во "Музыка", 1975. – 255 с. Росс А. Дальше – шум. Слушая ХХ век : пер. с англ. М. Калужского и А. Гиндиной. М., Изд-во АСТ : Corpus, 2014. – 558 с. |