8 практическая. проект с изменениями от 23.04.2022-1. Музыкальные жанры и стили в современной популярной музыке
Скачать 64.19 Kb.
|
Муниципально-образовательный Лицей № 56 Итоговый индивидуальный проект на тему: «Музыкальные жанры и стили в современной популярной музыке» Выполнила: ученица 10 «А» класса Пурисова Ангелина Руководитель: г.Саратов 2022 Оглавление Введение…………………………………………………..……………………….....3 1. Основная часть …………………………………………………………………....6 1.1 История возникновения музыки……………………………………………......6 1.2 Понятие стиля в музыке…………………………………………...……….…..7 1.3 Многообразие музыкальных стилей современной музыки……………..…….9 2.Практическая часть………………………………………………………………. 2.1.Социальный опрос 2.2. Подготовка плей-листа с популярной музыкой разных музыкальных стилей Заключение …………………………………………………………………..……..15 Введение Музыка существует испокон веков. Ее история уходит далеко в древность. С древнейших времен музыка оказывала огромное влияние на развитие человека, его культуру, быт и до сих пор является неотъемлемой частью каждого из нас, вне зависимости от возраста. С самого рождения она учит нас чувствовать, сопереживать, понимать, размышлять, правильно выражать свои эмоции и мысли, оказывает исцеляющее воздействие, благотворно влияет на внутренний мир и всестороннее развитие, повышает уровень культуры общения. В каждую эпоху музыкальное искусство возрождало все новые и новые стили, жанры, учитывая инструментальные возможности… Развитие музыки происходит одновременно с техническим прогрессом. И сегодня для композиторов и исполнителей открыты новые возможности для самовыражения, перспективы для карьерного роста. Множество стилей, жанров, которые впитала в себя музыкальная культура за всю историю развития, по-прежнему находят отклики в сердце каждого человека разных поколений. И в современном мире условия исполнения и восприятия музыки практически не имеют границ. Ее слушают или исполняют не только дома или в учреждениях культуры, но и в других общественных местах, в транспорте, на улице и т.д. Большая часть ценителей музыки в современном мире это самое молодое поколение. Безусловно, современная популярная музыка выделяется среди других стилей, например, классической. Тем не менее, классическая музыка в свое время была как раз музыкой популярной. И сейчас знание современных музыкальных стилей остается одной из главных составляющих развития культурного общества. Современное музыкальное искусство и разнообразие музыкальных стилей и жанров – это результат диалога межкультурных связей разных стран. Тема проекта «Музыкальные стили и жанры в современной популярной музыке» актуальна, так как знания в области музыкальной культуры необходимы каждому человеку. Цель проекта: изучение музыкальных стилей и жанров современной популярной музыки. Задачи проекта: Узнать историю возникновения музыки. Выяснить значение термина «музыкальный стиль». Изучить, как много существует разнообразных музыкальных стилей и жанров в музыке. Определить особенности музыкальных стилей в современной музыке. Подготовить плей-лист с популярной музыкой для ознакомления старшего поколения с современными музыкальными стилями. Проектный продукт: плей-лист на разных музыкальных площадках с музыкой различных стилей. 1.Основная часть 1.1.История возникновения музыки Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Люди каменного века изготовили свои первые музыкальные инструменты (колотушки, различные трубы из морских раковин или костей и рогов животных), тогда люди сложили первые тематики ладов, интервалов. В эпоху Средневековья (V-XIII вв.) римско-католическая церковь оказала огромное воздействие на все сферы общественного развития. Постепенно в странах Западной Европы сложился особый церковный стиль, основу которого составлял григорианский хорал (при папе Григории I). Не смотря на то, что церковь строго охраняла свои традиции, она не смогла противостоять проникновению новых мелодий народно-песенного склада. Период, когда возникли первые произведения западной классической музыки, обозначается примерно между 1000 – 1400 годами н.э. Этот период соответствует Высокому Средневековью и Возрождению. В искусстве XVII в. в странах Западной Европы сложились новые эстетические стили и течения. Основными из них стали – классицизм и барокко. Главным заказчиком музыкальных произведений становится знатное общество. Композиторы сочиняли произведения, приуроченные к конкретным событиям и для исполнения перед широкой аудиторией. Они считали, что музыка оказывает облагораживающее действие на общество. На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанры, особенно опера (создатель французской национальной оперы - Жан-Батист Люлли, французский композитор, дирижер, скрипач). В XVII веке начался расцвет скрипичного исполнительского искусства, а также распространение клавесина. В Италии возникли династии скрипичных мастеров: Амати, Страдивари, Гварнери. Появились новые инструментальные циклические жанры (сюита, кончерто гроссо, соната, симфония, а «отцом симфонии» считался композитор Йозеф Гайдн). В этот период нашли свое воплощение такие композиторы как: Антонио Вивальди (автор всем известного цикла «Времена года»), Иоганн Себастьян Бах и его лучшие сочинения для органа, Георг Фридрих Гендель, писавший музыку для королевского дома Великобритании. Во второй половине XVIII века в Австрии складывается направление «Венская классическая школа», в которую входили Й.Гайдн, Л.Бетховен, К.Глюк, В.Моцарт. Классическая симфония достигает своего рассвета. В русской же музыке XVIII века возникают новые жанры, все еще связанные с церковным ритуалом, с религиозными текстами. Подобно представителям романтизма (XIX в.) в других видах искусства, музыканты-романтики большое внимание уделяли чувствам и восприятию музыки, делая из нее инструмент для выражения своих переживаний. Эта эпоха охватила многие европейские страны. Лирика и тема любви, синтез искусств – становится важнейшей образной сферой творчества. На рубеже XIX – XX вв. пути развития искусства стали противоречивыми. На протяжении 90-х гг. XIX в. развивается жанр оперы – оперный веризм (от итал. – истинный, правдивый) в Италии. Главное этого направления – стремление к изображению реальной жизни. Конец XIX века это период музыкального импрессионизма, неоклассицизма. В мелодии вновь присутствует ясность, прозрачность гармонии, простота форм искусства XVII – XVIII вв. В конце XIX в. в русской музыке опера уходит на второй план, уступая место симфонической и камерной (П.И.Чайковский, С.Рахманинов, А.Глазунов); камерно-инструментальной, фортепианной и балетной музыке. Во втором десятилетии XX в. складывается творчество И.Стравинского, С.Прокофьева, Д. Шостаковича. Советский симфонизм продолжает и развивает традиции мирового симфонизма, Достигает расцвета жанр инструментального концерта (фортепианные и скрипичные концерты С.Прокофьева, Д.Шостаковича, С.Рахманинова). Появляется интерес к кантатно-ораториальному жанру (кантата «Александр Невский» С.Прокофьева, созданная на основе музыки к кинофильму). В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. определяющей темой музыкального искусства стала героическая борьба советского народа. Обновление жанра симфонии происходит во многом благодаря введению в симфоническую музыку вокала и поэтического слова (Д.Шостакович), а также ее сближению с инструментальным концертом или камерно-инструментальным ансамблем. Так развивается жанр концерта для оркестра (Р.Щедрин «Звоны»). Для музыки конца XX в. характерны углубленное осмысление действительности, обращение к актуальным проблемам современной жизни (войны и мира, защита человеческой духовности). В театральной и программно-симфонической музыке композиторы часто обращаются к отечественной истории, классической литературе, возрастает роль музыки в спектакле и кино. В истории человечества на XX век приходится немыслимый взрыв прогресса во всех сферах деятельности. И музыка не стала исключением. Век же двадцать первый только в самом начале, и делать выводы о том, каково будет его музыкальное сопровождение, предстоит нашим потомкам. Выделить один единственный музыкальный стиль для ХХ века просто невозможно. Мир менялся стремительно, и композиторы пытались отразить эти изменения как можно более полно. 1.2.Понятие стиля в музыке Что есть стиль? Понятие стиля возникло в конце эпохи Возрождения (конец XVI в.). Как известно, слово «стиль» происходит от греческого «стилос». Это палочка для письма с заостренным концом на восковых дощечках. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, чтобы стереть написанное. Древнеримский поэт Гораций советовал «почаще перевёртывать стиль», т.е. стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова «стиль» – манера письма, способ изложения нот, слог. Узнаваемый почерк (стиль) и послужил прототипом для понятия более высоких уровней – индивидуальности авторского слова, творческой манеры. Термин «стиль» имеет несколько значений (толковый словарь Ушакова). Одно из них – это совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь художника, эпохи и нации. Архитектурные стили. Готический стиль. Музыкальные стили 19 века. Русский стиль в архитектуре. Стиль модерн. Что же такое музыкальный стиль? Это, то, что позволяет в музыке определять её создателя (музыкальный почерк). По музыкальным темам, по композиции, по конкретной структуре музыкальной ткани и интонационной организации мы отличим одну фортепианную сонату Бетховена от другой, или симфонию от концерта. Но во всех этих совершенно разных по жанру, форме, образному строю произведениях слух угадывает и нечто общее – почерк, манеру, интонацию того единственного мастера. Музыкальный стиль – это отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную общность (наследие композитора, школы, эпохи, народа и т.д.), которое позволяет непосредственно узнавать, определять их происхождение и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему. Во всех разновидностях стиля (в музыке – это авторский стиль, исполнительский стиль, фортепианный стиль, жанровый стиль, стиль эпохи, национальный и т.п.) непременно предполагается единое происхождение. Совокупность музыкальных явлений – произведений, фольклорных творений, исполнительских интерпретаций и т.п. – необходимым образом соотносится с породившим эти явления источником – творчеством конкретного композитора, определённой эпохи, культуры, нации. Если в двух музыкально-звуковых текстах восприятие отмечает единство стиля, то это говорит об их едином творческом, историко-культурном происхождении. Итак, можно сказать, что стиль – это почерк, т.е. отличительные характерные черты, проявляющиеся в произведении, в его организации, в отборе средств музыкального языка. В музыке различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного композитора в широком смысле этого слова. Существует различия между понятиями «стиль», «жанр» и «направление». «Музыкальный жанр» - французское слово, которое определяет тип произведения, в зависимости от назначения, формы (романс, песня, опера, ария, соната и т.д.) «Музыкальный стиль» - приемы и элементы, которые позволяют достигнуть конечного результата в виде песни, арии. Разнообразие стилей возникает благодаря манере игры на инструментах, вокальная манера исполнения. На стилевые признаки влияет исторические события или другие тенденции определенной эпохи. «Музыкальное направление» - обобщающий термин. Он не используется в профессиональном мире музыки. Термин применяется для отображения принадлежности произведений авторов к единой категории. Направление предполагает объединение стиля и жанра. 1.3. Многообразие музыкальных стилей и жанров в современной популярной музыке. На сегодняшний день существует несколько десятков жанров, а еще больше поджанров в музыке. Познакомимся с наиболее широко используемыми стилями современной музыки. Эти стили определены по жанровому признаку. Электроника Электронная музыка оперирует звуками, которые способны издавать электронные и электромеханические музыкальные инструменты, а также звуками, возникающими при помощи электрических/электронных устройств и различного рода преобразователей (магнитофоны, генераторы, компьютерные звуковые карты, звукосниматели и тому подобные), которые в строгом смысле не являются музыкальными инструментами. Как правило, в таких композициях есть несколько строчек, которые повторяются в определенной последовательности. Главная идея электроники – это создание уникальных танцевальных ритмов. Текст в них – это дело второстепенное. Обусловлено это тем, что создается музыка для вечеринок и тусовок молодежи. Очень распространен такой вид произведений, как ремикс — танцевальная обработка хита из рока, классики, народных песен и др. Ощущения в электронной музыке для многих являются решающим фактором в пользу выбора того или иного стиля. По мнению фанатов, электроника уводит в себя, дает ощущение размытости границ, позволяет черпать из музыки то, что нужно конкретному человеку в конкретный момент времени. Представители: Жан–Мишель Жарр, Space, Moby, Kraftwerk, YellowMagicOrchestra, Клаус Шульце, Demo, Филипп Горбачев , Антон Маскелиаде. 2. Поп-музыка Поп-музыка – это тот вид музыки, который будет существовать всегда и будет находиться на пике своей популярности постоянно, лишь меняя популярность конкретного автора, в зависимости от тенденций конкретного периода времени. Произведения поп-музыки чаще всего имеют коммерческий характер и распространяются с целью повысить гонорары. Поп-стандартом можно назвать лирическую по духу песню, с двумя куплетами и припевами в структуре, исполняемая под живые инструменты с упором на клавишные, медленного или среднего темпа, с богатой мелодической структурой и вокалистом в центральном плане. Текст песен в поп-музыке должен быть простым и знакомым каждому. Например, песни о несчастной любви, расставании и других личных переживаниях. Исполнителей поп-музыки множество: они всегда на слуху и на виду. Более популярного жанра для веселого времяпрепровождения не существует. Представители: Ariana Grande, Adele, Lana DelRey, Imagine Dragons, Рукивверх, Артур Пирожков, Алёна Швец, Егор Крид, DaBro, КлаваКока, Градусы, Пицца (Pizza), Дора, Тима Белорусских, Niletto, Сергей Лазарев. 3.Рок-музыка Рок – широкий жанр популярной музыки, появившийся в далеком XIX в. в Соединенных Штатах. Начало положено с использованием рок-н-ролла, а развитие продолжается по сей день. Музыкальное направление обладает наибольшим числом поджанров. Слово rock (в переводе с англ. — «качать», «укачивать», «качаться»), обозначает характерные для рок-н-ролла ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake. Чаще всего (но не обязательно) рок исполняется с использованием электрогитар и ударных. Для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения. Однако сами по себе эти элементы ещё не делают музыку роком, а потому принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Представители: Нервы, Земфира, Сплин, Звери, Кино, Nirvana, Кисс, Джизус, Pink Floyd, AC/DC, The Rolling Stones, Мэрилин Мэнсон, Ozzy Osbourne, Алиса, Ария, Пикник. 4.K-pop K-pop — музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза[4]. Появившись изначально как музыкальный жанр, K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников во всём мире. K-pop — не только музыка. Жанр перерос в популярную среди молодёжи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям. Благодаря Интернету и доступности цифрового контента K-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой. Представители: BTS, BLACKPINK, EXO, TXT, TWICE 5. РЭП РЭП- это исполнение словесного речитатива под ритмичную музыку. Рэпер читает текст под бит, который также может сопровождаться электронной музыкой. Тематика текстов абсолютно любая, как и основной посыл. Существует несколько видов рифмования. Наиболее сложными считаются так называемые "квадратные рифмы" (то есть двойные). Поток двойных рифм с мощным эмоциональным посылом называется "панчлайном". Он часто используются во время батлов - словесных состязаний между двумя рэперами. Стиль речитатива называют "флоу" (от английского flow - стелить). Конечно, сегодня читают реп не только о трудной жизни, криминале, гетто, бедности, проблемах и так далее. Сегодня РЭП может быть не только жестким, но и мягким. Многие мужчины исполнители читают РЭП своим возлюбленным, пишут мелодичные композиции о жизни, о любви, о расставаниях и так далее. Представители: 50 Cent, Баста, Тимати, Скриптонит, Децл, MiyaGi &Эндшпиль, Eminem, Pharaoh, Face, Boulevard Depo, Big Baby Tape, XXX Tentacion. 6.Хип-хоп В 80-х годах в США в афроамериканской среде зародился новый стиль в музыке – хип-хоп. Два элемента: РЭП (четко рифмованный ритмический речитатив) и ритм который задаёт ди-джей (в основном партии баса и синтезатора) – являются основой жанра. В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством стилей внутри жанра. Изначально к хип-хопу относились только музыка и танцы, но затем «география» хип-хопа расширилась. Социальный протест – вот что такое хип-хоп представлял из себя поначалу. Протест против всего, что не устраивало молодое поколение. Впрочем, подобные нотки сохраняются в этой культуре и поныне, другое дело, что она превратилась в модный (а значит и коммерческий) стиль уже в начале нашего столетия. Представители: KanyeWest, Rihanna, ЛСП, Mnogoznaal, Guf, Snoop Dogg, OutKast, Дискотека Авария, Егор Крид. Практическая часть Чтобы выяснить, какую музыку слушают окружающие меня люди, я провела социальный опрос среди своих сверстников. В опросе приняли участие 50 человек (в возрасте от 12 до 25 лет). Участникам опроса был предложен вопрос: - Музыку, каких стилей (жанров) ты слушаешь? Анализируя результаты второго вопроса выяснилось, что самым востребованным для прослушивания оказался РЭП, его выбрали 21 человек (42%), на втором месте оказался хип-хоп – 10 человек (20 %), на третьем месте поп-музыка, ее выбрали 7 человек (14 %), на четвертом месте, рок-музыка – 6 человека (12%) и на пятом месте, К-поп – 4 человека (8%) и электромузыка – 2 человека (4 %). 2.2. Подготовка плей-листа с популярной музыкой разных музыкальных стилей Заключение В заключении могу сказать, что нужно слушать музыку и научиться жить в гармонии с ней. В наше время огромное разнообразие жанров музыки, поэтому каждый найдет, ту музыку, которая ему будет по душе. Очень часто, любимые песни помогают восстановить душевное равновесие, отвлечься от повседневной жизни. Музыка кратчайший и наиболее легкий путь к счастью и радости! Работая по теме проекта, я убедилась, что современное музыкальное искусство представлено различными стилями благодаря общению, а также развитию техники. В 21 веке изменения в современной музыке происходят так быстро, что не успеваешь следить за музыкальными новинками. В ходе работы было изучено множество источников информации. Я узнала насколько широко понятие «музыкальный стиль», выяснила как много разнообразных музыкальных стилей и жанров существует в современной музыке. Подготовила презентацию на тему «Музыка XXI века» с музыкальным приложением для использования на уроке и во внеурочной деятельности. Таким образом, цель достигнута, задачи решены. Работа над проектом оказалась увлекательным занятием, так как я узнала много нового и готова поделиться со своими сверстниками. Список литературы https://poisk-ru.ru/s33781t7.html https://music-education.ru/kakie-byvayut-stili-muzyki/ https://music-education.ru/kakie-stili-est-v-sovremennoy-muzyk/ https://sub-cult.ru/musicnews/muzstat https://open.spotify.com https://music.yandex.ru/home https://www.last.fm/ru/tag/russian+hip-hop/artists https://www.last.fm/ru/tag/electronic/artists https://psihdocs.ru/sovremennaya-populyarnaya-muzika-lyubimie-ispolniteli.html |