Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 4. Причины романтизма (запишем) Слайд 5.

  • Романтический герой

  • Слайд 6. Истоки романтизма в России В России романтизм появился несколько позднее, чем на Западе. Его появление связано с двумя важными событиями в истории государства

  • Быт и бытие русского романтизма

  • Слайд 11.

  • Слайд 12. Рефераты по особенностям развития романизма в России Слайд 14. Течения романтизма Романтизм прогрессивный

  • Романтизм консервативный

  • Слайд 15. Основные черты романизма

  • Слайд 18. Зарождение русской литературной критики

  • Романтизм. Лекция Романизм. Слайд Причины романтизма (запишем)


    Скачать 25.78 Kb.
    НазваниеСлайд Причины романтизма (запишем)
    АнкорРомантизм
    Дата10.09.2022
    Размер25.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция Романизм.docx
    ТипДокументы
    #670599

    Слайд 2,3

    Впервые термин упоминается в 1650 г.. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню-романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово "романтический" как синоним "живописный", "оригинальный" появилось в 1654 Его принял француз Бальданепарже.

    Позже, в начале XVIII в., Это слово использовалось уже многими писателями и поэтами.

    Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха - время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека. Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство! Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе. Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.

    Слайд 4. Причины романтизма (запишем)

    Слайд 5.

    Входя в антитезу "классицизма" - "романтизма", направление предполагало противоположность классических требований правил для романтической свободы от правил. Центром художественной системы романтизма является личность, главным конфликтом которой является личность и общество.

    Романтический герой - это сложный и страстный человек, чей внутренний мир очень глубок и безграничен. Романтиков интересовали все страсти высокие и низкие, которые были противопоставлены друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая жадность, честолюбие, зависть. Низменная материалистическая практика романтизма была противопоставлена духовной жизни, особенно религии, искусству и философии. Интерес к сильным и ярким эмоциям, ко всем страстям, тайным движениям души - черты романтизма.

    Можно говорить о романтике как об особом типе личности, то есть человеке с сильными страстями и высокими устремлениями, несовместимыми с обыденным миром. Такие черты характера сопровождаются исключительными обстоятельствами. Художественная литература, народная музыка, поэзия и сказки становятся привлекательными для романтиков. Романтизм характеризуется утверждением свободы, суверенности личности, повышенным интересом к личности, уникальности человека, культом личности.

    Слайд 6. Истоки романтизма в России

    В России романтизм появился несколько позднее, чем на Западе. Его появление связано с двумя важными событиями в истории государства:

    Отечественной войной 1812г., восстанием декабристов 1825г., оказавшими влияние на весь ход художественного развития России и определившими круг тем и вопросов, волновавших русских романтиков. Но при всей самобытности русского романтизма развитие его неотделимо от общего движения европейской романтической литературы.

    В 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма - например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).

    Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 - 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Особенности русского романтизма. Это часть европейского романтизма. В России не было резкого перехода, разрыва с просвещением. В России – просветительский романтизм . Идеи гуманности, разумного мироустройства – спасительные идеи для русской лит-ры.

    Быт и бытие русского романтизма. Это эпоха расцвета литературных кружков, обществ – обсуждение эстетических вопросов. Расцвет издательского дела, огромное кол-во журналов. Рождение нового эстетического и художественного сознания. Формирование нового литературного языка. Причина – петровские реформы. Необходимо было приблизить русский язык к европейскому. Реформы начал Карамзин. Основные общества – «Беседа» и «Арзамас».

    Слайд 11.Литературные общества и кружки.

    Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)

    Основная отличительная особенность – преимущественное развитие поэзии, лирики. Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.

    Первые кружки возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе. В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор А.С.Шишков, лидер того литературного направления, которые было определено Ю.Н.Тыняновым, как «архаисты. Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Г.Р.Державин, И.А.Крылов, драматург А.А.Шаховской, переводчик Илиады Н.И.Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер. Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.

    Многие декабристы (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете.

    Слайд 12. Рефераты по особенностям развития романизма в России

    Слайд 14.Течения романтизма

    Романтизм прогрессивный устремлен в будущее, полон освободительных идей, связан с борьбой за свободу и счастье людей. Представители этого направления в романтизме: Байрон (Англия), В. Гюго (Франция), Шиллер и Гейне (Германия), поэты-декабристы (Россия).

    Романтизм консервативный обращен к старине с ее бытом и преданиями, особенно к средневековью, (когда верили во все чудесное) или предавались грезам о каком-то загробном мире. Консервативные романтики уводили читателя от общественной борьбы в мир воображения. Представитель Жуковский (Россия).

    Слайд 15. Основные черты романизма

    Главной характеристикой романтизма является преобладание чувства над разумом. Из реальности автор переносит читателя в идеальный мир или сам томится по нему. Отсюда еще один признак – двоемирие, создающееся по принципу «романтической антитезы».

    Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.

    Отображение эмоций человека через природу является ещё одной особенностью романтизма. Если говорить о своеобразии в изображении человека, то часто он предстает перед читателем одиноким, нетипичным. Появляется мотив «лишнего человека», бунтаря, разочаровавшегося в цивилизации и сражающегося против стихии.

    Слайд 18. Зарождение русской литературной критики

    Литерату́рная кри́тика — область литературного творчества на грани искусства и науки о литературе.

    Критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.

    XVIII век

    Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 году в сатире «О воспитании. Литературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин, предпочитавший жанр монографической рецензии. Характерные черты литературной полемики XVIII века:

    -лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностям языка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова и Сумарокова);

    -нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма);

    -вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).

    XIX век

    Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор.. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.

    Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.

    Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.


    написать администратору сайта