Н. А. Теория государства и права учебное пособие
Скачать 2.77 Mb.
|
Тема 16. Правосознание и юридическая культура. Правовоспитание1. Понятие правосознания, его структура. Право и правосознание. 2. Основания классификаций и виды правосознания. 3. Понятие и элементы правовой культуры. Правовоспитание. 4. Правовой романтизм и правовой нигилизм. 16.1. Понятие правосознания, его структура. Право и правосознаниеСубъекты права в той или иной мере выражают свое отношение к праву и правовым явлениям (действующие нормы, принятые нормативные правовые акты, судебное решение, комментарий юридического факта и т.п.). Это отношение разное, его эмоциональная составляющая также зависит от многих обстоятельств. В самом обобщенном виде, правосознание - это отношение к праву физического лица, группы лиц, коллектива. Однако это отношение зиждется на знании правовых норм и явлений. Итак, правосознание - это система идей, взглядов, представлений и чувств с позиции справедливости, целесообразности, эффективности и господствующих правовых ценностей на действие юридических норм и правовые явления и события. Правосознание включает два элемента - знание права и его оценка с точки зрения актуальности и адекватности существующей реальности, с учетом каких факторов оно должно строиться и развиваться. Безусловно, вырабатываемое к нему отношение связано с эмоциональной сферой - от его полного одобрения, глубокого уважения до полного неприятия. Важно обратить внимание на правовую информированность как необходимый элемент права. Оценка права и выработанное к нему отношение либо оценка конкретной нормы и юридического факта и т.д. предполагает минимальные правовые знания, хотя бы в отношении оцениваемого. Бесспорно, уровень и качество этих оценок зависят от многих обстоятельств (уровень юридической подготовки, место работы и др.). Право и правосознание. Право (в узком смысле) представляет социальное образование, выраженное в системе общеобязательных, формально-определенных норм. Правосознание есть отношение к нему, суждение и оценка того, каким оно видится субъекту, рассуждающему о нем. Однако это только одна сторона. Надо учитывать и то, что право есть продукт правосознания, его высшего уровня - правовой идеологии. Поэтому право и правосознание связаны между собой двояким образом - с одной стороны, правосознание есть оценка права и правовых явлений, с другой - право, есть элемент (часть) правосознания. Структура правосознания. Уровень правосознания и, соответственно, отношение к действующему праву различное. В этой связи в структуре правосознания принято выделять правовую психологию и правовую идеологию. Правовая психология - это отношение к праву на эмоциональном уровне, чувства, эмоции, переживания по отношению к праву, юридической практике и ко всему, что связано с действием юридических норм. В этой связи принято говорить о правовых эмоциях, складывающихся на основе оценок. Однако и правовые оценки не возникают сами по себе. В их основе лежат представления о соотношении справедливости и правовых норм, эффективности и неэффективности юридических правил для общества, их целесообразности, оптимальности правовых средств и правовых способов и др. Сопоставление и оценки могут порождать различные эмоции от "приветствования" права, юридических норм, правовых режимов, до их полного отрицания. Правовая идеология - самый высокий уровень правосознания, более высокая степень познания глубины права, закономерностей правового регулирования. Представляет собой систему идей и взглядов о праве действующем и желаемом. Однако эти оценки, представления и, наконец, системы идей также основаны на понимании в обществе справедливости, гуманизма, свободе, чести, достоинства, роли человека и природы в мире и др. Система ценностей имеет несколько уровней - ценности естественного (человеческого) уровней, социального, политического, экономического (жизнь; политическая свобода; демократия; плюрализм; законность и др.). На их основе вырабатываются идеи, начала правосознания, которые становятся принципами правовой системы общества и права. Общественное сознание, как известно, имеет разные формы; одной из его форм является правовое общественное сознание. Правосознание, его идеи и принципы есть форма общественного сознания, отражающая условия жизни самого общества, признанные в нем ценности. Следует подчеркнуть, что правовая идеология - часть социальной идеологии, неотъемлемый элемент системы социальной идеологии. В этой связи она тесно связана с политической идеологией, переплетается с ней. Отдельные авторы в советский период и в настоящее время считают правовую идеологию составной частью политической. Последняя закладывается в определенных слоях (классах, стратах и т.д.) общества, выразителями которой являются политические партии, политические объединения. В их программах, политических идеях, избирательных платформах выражаются как политические, так и правовые идеи, которые нередко взаимосвязаны (что закономерно и объяснимо). Отсюда очевидны и механизмы претворения в жизнь правовых идей, части правовой идеологии, закрепленной в качестве задачи и цели определенной группы людей. Партии представляют их политические интересы, а их программы есть выражение взглядов и интересов данной социальной прослойки. Безусловно, это порождает борьбу идей, конфликт между разделяемыми и неразделяемыми оппозицией ценностями (например, в обложении налогом такой-то деятельности; определении ставки налога на реализуемую продукцию; в толковании отдельных принципов избирательного права; амнистии и др.). 16.2. Основания классификаций и виды правосознанияПравосознание классифицируют, прежде всего, по субъектам: индивидуальное правосознание связывается с конкретным человеком, его правовыми эмоциями и устоявшимися взглядами. Оно складывается с учетом различных обстоятельств (образование, образ жизни, культура, принадлежность к профессии и т.д.); групповое (коллективное) правосознание отражает правовые настроение и взгляды определенной устойчивой группы людей. Общность интересов, порождаемых, например, совместной профессиональной деятельностью и качеством полученного образования, несомненно сказываются на представлениях о праве и правовых явлениях. Речь идет о единообразном, унифицированном понимании смысла и роли права, действии конкретных норм и др. В этой связи нередко говорят об индивидуальном правовом сознании профессионалов (судей, адвокатов, юрисконсультов), непрофессионалов (педагогов, врачей и др.); общественное правосознание характеризует отношение общества к праву, правовым ценностям. Оно существует в социальной практике как достаточно самостоятельное явление и влияет на коллективное и индивидуальное правосознание. В зависимости от уровня понимания права, правовой действительности правосознание можно подразделить на обыденное и теоретическое правовое сознание. Обыденным правосознанием обладают лица, не имеющие юридической подготовки. Теоретическое правосознание связывают с юристами-практиками, учеными-правоведами. Формами выражения теоретического правосознания являются правовые учения, концепции, отражающие государственные и правовые реалии. Считается, что именно правовое научное сознание способно проникнуть в глубины правовых явлений, проанализировать связи между правовыми и другими явлениями действительности. 16.3. Понятие и элементы правовой культуры. ПравовоспитаниеПравосознание тесно связано с понятием правовая (юридическая) культура, которая является частью общей культуры. В самом широком смысле культура - это общественное сознание (нематериальная культура) и материальные блага (материальная культура). Многие философы считают, что культура - это все, что создано умственным и физическим трудом. Есть более узкий подход к пониманию культуры - это состояние общества, сориентированного на апробированные общественной практикой ценности, которым подчинено его бытие, образование, трудовая деятельность, нравственность, религиозное мировоззрение, наука, искусство и др. В этом плане можно рассматривать и правовую культуру. В широком смысле правовая культура - это все, что создано человечеством в правовой сфере: а) право, его нормы; б) источники права; в) правосознание; г) юридическая наука; д) юридическая практика. В узком смысле правовая культура - это знание правовых норм, уважительное отношение к правовым ценностям, непреходящими среди которых являются конституция, судебная власть и др. Уровень, качество правовой культуры измеряется: - состоянием правосознания, т.е. степень знания права, качество отношения к нему; - состоянием законодательной базы, его совершенством и в технико-юридических измерениях, и содержательном отношении; - состоянием и качеством работы судебной системы; правоохранительных органов; - уровнем законности и стабильности правопорядка; - развитием самой правовой культуры. Правовые воспитание - система средств целенаправленного воздействия на личность с целью обогащения его юридическими знаниями, выработки цивилизованного правового мировоззрения и уважительного отношения к праву. Правовое воспитание может иметь государственный характер, строиться и развиваться на основе, например, президентской или правительственной программы, финансироваться за счет федерального бюджета, с "подключением" бюджетных средств субъектов Федерации и одобрением затрат на эти мероприятия бюджетов муниципалитетов (это в случае, если речь идет о федеративном государстве). Правовоспитание может и должно осуществляться в трудовых коллективах, образовательных учреждениях и т.д. К этому должны привлекаться опытные специалисты. Средствами правового воспитания могут быть СМИ, специальная (и недорогая) юридическая литература и др. К сожалению, по общему признанию в современном российском обществе всему этому пока должного внимания не уделяется. 16.4. Правовой романтизм и правовой нигилизмПравовой романтизм проявляется во взглядах и предложениях о возможности с помощью правовых средств решать любые социально-экономические и политические проблемы. К сожалению, юридический романтизм свойственен и практической юриспруденции. Например, правотворчеству, где вряд ли состоятельны законодательные инициативы по принятию региональных законов, регулирующих количество употребляемой человеком пищи, утверждение при помощи нормативного правового акта правил ношения женщинами одежды в государственных учреждениях и т.д. Отдельные законодательные инициативы в законотворчестве "романтичны" не сами по себе, не в силу неосуществимости идеи как таковой, а вследствие отсутствия бюджетных средств. Например, обеспечить всех многодетных семей индивидуальным домом. Юридический нигилизм, его крайняя форма - отрицание возможностей государства и права, вообще неверие в их силу и даже оценка их с позиции общественного зла (Л.И. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.). Так называемый умеренный юридический нигилизм - недоверие правовым средствам в решении экономических, социальных и других задач. Вопросы для самоконтроля1. Понятие правосознание, его структурные компоненты. 2. Соотношения права и правосознания. 3. Основания классификаций и виды правосознания. 4. Правовая психология. 5. Правовая идеология. 6. Понятие правовой культуры, ее роль в обществе. 7. Уровни (формы) правовой культуры. 8. Понятие и способы правового воспитания. Правовая культура и правовоспитание. 9. Правовой романтизм в общественной и юридической практике. 10. Юридический нигилизм и его формы. Список литературы1. Барсуков А.Ю. Правовой прогресс как юридическая категория. Саратов, 2006. 2. Бондарев А.С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь, 2006. 3. Бондарев А.С. Юридическая ответственность и безответственность - стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права. Санкт-Петербург, 2008. 4. Бондарев А.С. Современные формы, средства и методы воспитания правовой культуры россиян. Пермь, 2009. 5. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. Том 2. Ярославль, 2006. 6. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. N 2. 7. Молчанов Р.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. 1991. N 1. 8. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990. 9. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996. 10. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. 11. Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. М., 2007. 12. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1998. N 8. |