Главная страница
Навигация по странице:

  • Неважно, какая карта лежит сверху. Важно, сколько тузов у вас в колоде. Жизнь символа

  • Срабатывание символа

  • Слово — это основной инструмент работы с подсознанием.

  • Инвентаризация души

  • Пока вы не поставите штамп, шаблон не сработает.

  • Миры, в которых мы живем

  • Шереметьев Константин – Полноприводной мозг. Н. Иванова Шереметьев К. П


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеН. Иванова Шереметьев К. П
    АнкорШереметьев Константин – Полноприводной мозг.doc
    Дата14.07.2018
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШереметьев Константин – Полноприводной мозг.doc
    ТипЗадача
    #21464
    страница6 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Появление символа

    Ранним весенним утром вы зашли в лес. Вас окружает буйство зелени, ароматы трав, пение птиц. Вам легко дышится и приятно шагается по мягкой травке. Сквозь кроны деревьев пробиваются золотые солнечные лучи. И вы заметили, что с ближайшей ветки на вас с любопытством смотрит рыжая белка.

    Вам очень хорошо, и вы хотите запомнить это состояние. Для этого достаточно назвать эту картину: «Утро с белкой». И потом стоит только произнести это сочетание, как вы снова погрузитесь в воспоминание. А можно поставить на рабочем столе маленькую фигурку белки. И простой кусок пластмассы будет мысленно возвращать вас туда, где вам было так хорошо.

    Впечатление не хранится в памяти само по себе. Оно сразу выстраивается в целую систему знаков и символов и включается в плавный ритм мышления уже измененным.

    Это похоже на колоду карт. Каждое впечатление записывается на отдельную карту. Потом они тасу

    ются в порядке убывания яркости переживания. В нашем примере самым ярким впечатлением была белка. Поэтому карта с белкой лежит сверху.

    Верхняя карта колоды становится не только впечатлением, но и превращается в символ-ярлычок, за который вытягивается вся колода.

    Этот процесс символизации подсознания доставляет немало неприятностей людям искусства.

    Анатолий Папанов сыграл немало ролей, но верхней картой в подсознании людей всегда будет Волк из «Ну, погоди!». Сам Папанов возмущался этим и говорил: «Волк сожрал мою актерскую карьеру». Но бедный Волк здесь ни при чем. Это общее правило символизации подсознания: верхняя карта становится символом.

    Фаину Раневскую раздражала фраза «Муля, не нервируй меня!». Где бы она ни появлялась, она слышала эту фразу.

    Интервью с Александром Збруевым было озаглавлено «Я не Ганжа!». Так артисту хотелось уйти от постоянного упоминания этого персонажа.

    На вручении премии «Триумф» в Малом театре композитор Гия Канчели, чью симфоническую музыку исполняют лучшие оркестры мира, вышел на сцену, ожидая торжественного гимна. Но оркестр Малого театра заиграл «Чито-грито». У себя в номере обычно очень вежливый Канчели долго матерился. А зря.

    «Чито-грито» — это символ, позволяющий моментально вспомнить человека. Не более того. У многих великих людей есть свои символы: граф, пашущий землю;

    писатель, сжигающий вторую часть романа;

    поэт, называющий себя сукиным сыном.

    Все они имели в колоде козырные тузы: «Война и мир», «Мертвые души», «Евгений Онегин». Но у них есть и простые яркие карты, по которым их легко вспомнить.

    Неважно, какая карта лежит сверху. Важно, сколько тузов у вас в колоде.

    Жизнь символа

    Как только символ укоренился в подсознании, он начинает жить своей жизнью. Яркие грани становятся еще ярче, тусклые стираются окончательно. Вы легко можете представить себе цветок розы и его аромат. А вот как выглядят листья, стебель, плоды, а тем более корни этого кустарника, вы вряд ли вспомните. Хотя с ближайшим родственником розы — шиповником — все наоборот. Вкус и вид плодов мы помним, а вид и запах цветков — нет.

    Именно поэтому птиц на гербах по правилам геральдики положено изображать без ног. Почему? Представьте: едет рыцарь на боевом коне, весь в железе с головы до ног. И конь весь в железе от ушей до хвоста. А на груди у рыцаря орел на тонких лапках. Такой символ скорее вызовет жалость, а не страх.

    Символ не только вызывает нужное состояние, но может и изменять его в нужном направлении. Можно сказать, что белка на дереве — это символ живой природы. Одни чувства. А можно сказать, что это — символ Родины. Другие чувства.

    Как только белка переселится на герб, она начнет выполнять другие обязанности, олицетворяя не конкретное утро, а некоторый образ жизни, мыслей и даже жизненное предназначение. Вот как высоко забралась наша белка!

    Значки, гербы, логотипы — это все инструменты, позволяющие вызывать те или иные чувства. Их сила в том, что они влияют прямо на подсознание, минуя рассудок.

    Символы живут очень долго, часто переживая своих владельцев, а иногда и целые империи.

    Двуглавый орел появился еще в древнем государстве Шумер. Потом он стал символом Священной Римской империи. Когда Римская империя развалилась, орел перелетел в Византийскую империю. А когда и она рухнула, полетел на Русь и стал символом Российской империи. В 1917 году его согнали с насиженного места. Он полетал, полетал, а теперь вернулся и опять сидит.

    Срабатывание символа

    Зная, что символы запускают автоматическое поведение, можно легко понять самые разные людские проблемы.

    Откуда у людей избыточный вес? В эксперименте Низбета испытуемым предлагалось поесть. Они заходили в комнату, где стояли стол и холодильник.

    В первом варианте опыта на столе лежал один бутерброд. Испытуемым говорили, что они могут взять из холодильника столько еды, сколько нужно. Вторую группу на столе ждали три бутерброда. Условие было то же: хочешь еще — возьми в холодильнике.

    Эксперимент показал любопытное различие в поведении людей с разной массой тела. Люди с нормальным весом в обеих группах либо оставляли бутерброды несъеденными, либо брали еще из холодильника.

    А вот слишком полные люди вели себя на первый взгляд странно: они съедали все, что лежало на столе, но никогда не брали из холодильника еще.

    Как работает подсознание Почему? Потому что при виде еды у них автоматически запускается чувство голода. И они съедают все, что видят. За дверцей холодильника еду не видно, и автоматическая реакция «увидел — съел» не запускается.

    У тучных людей Громозека постоянно высматривает и вынюхивает вокруг что-нибудь съедобное. А найдя, тут же командует: «Сожри!» И человек не может сопротивляться, это бесполезно. Процесс пожирания неотвратим, как лавина.

    Вид еды становится кнопкой, которая меняет поведение человека. Показал ему жирное шоколадное пирожное — и делай с ним что хочешь.

    Срабатывание кнопки порождает в человеке неосознаваемое намерение что-либо сделать, и он тут же начинает его реализовывать. Ведь поведение полностью определяется подсознанием. Пока кнопка срабатывает автоматически, человека нельзя считать рационально мыслящим существом. Что толку, если он все понимает, но поделать ничего не может?

    Кстати, подсознательным механизмом объясняется и тот известный факт, что любая диета приводит к кратковременному уменьшению веса. Этот факт трудно объяснить рациональными причинами, ведь среди сотен разнообразных диет львиную долю составляют бессмысленные с точки зрения физиологии советы. Но они работают!

    Ларчик открывается просто. В то время когда человек осваивает новую диету, он сознательно контролирует процесс приема пищи. Поэтому он и ест столько, сколько нужно. А как только диета стала привычной, то он опять начинает слушаться подсознания, которое радостно кричит: «Вот оно, вкусное! Ешь давай!» И человек опять начинает расти вширь, как на дрожжах.

    Калейдоскоп настроений

    Зайдите на кухню. Посмотрите, что варится на плите, откройте холодильник, ощутите запахи, попробуйте на вкус. Как вы себя чувствуете?

    Это зависит от того, насколько вы голодны. Если только что поели, то все это не произведет никакого впечатления. А вот если не ели пару дней... Тогда произойдет совсем другое. Вам понравится не только вкус и запах пищи. Сама обстановка кухни, вид ножей, вилок, тарелок будет вам приятен, будет доставлять наслаждение. Ведь все это связано с едой.

    А теперь загляните на кухню шикарного ресторана. Здесь обилие поваров в белых колпаках и официантов с бабочками, блеск посуды и разнообразие продуктов произведет на вас совсем другое впечатление. Вам захочется чего-то изысканного, необычного, экзотического.

    Предметы на кухне или в ресторане имеют не только практическое значение. Они служат символами, создающими соответствующий настрой. Каждое помещение создает свое настроение.

    Энергичная атмосфера тренажерного зала — гантели, снаряды, стук железа, бодрая музыка — вызывает физический подъем. Хочется рвануть к ближайшему тренажеру и бодро взметнуть вверх стопку металлических болванок.

    Полумрак библиотеки, мягкий свет настольных ламп, тишина, шорох перелистываемых страниц вызывают желание углубиться в толстенный фолиант и узнать какую-нибудь тайну Вселенной.

    Настроение формируется внешними символами. Хотите научиться управлять настроением — научитесь понимать значение символов вокруг'себя.

    Подсознательная жизнь символов

    Появление символа достаточно просто. Переживания — это набор образов. Самый яркий образ переживания становится ярлычком, который вызывает в душе это переживание. Поэтому мы храним старые вещи, делаем фото на память, привозим сувениры из путешествий.

    Но жизнь символа внутри подсознания гораздо сложнее. Символы не просто сидят рядком на полках памяти. Они ходят, встречаются, обмениваются впечатлениями. Одни символы сильнее других, и они приказывают слабым символам во всем их слушаться.

    У вас было романтическое свидание на берегу реки. И теперь фото цветущего луга на берегу этой реки вновь вызывает романтические чувства... если только вы не разругались вдрызг и не расстались со своей пассией. Тогда то же самое фото будет вызывать только желание его порвать.

    Если вы всю поездку были в плохом настроении, то любые привезенные сувениры будут воскрешать в памяти только неприятные воспоминания.

    Символ похож на переключатель. Включили люстру — и комната озарилась ярким светом. А если включить ночник, то комната озарится розоватым полумраком.

    Представьте себе летний пляж. Палящий зной. Темно-синее море. Волейбол на песке. Визг и смех купающихся детей. Морской воздух. Обжигающий песок под ногами.

    А теперь поверните выключатель. Тот же пляж ночью. Тишина. Прохладный ветер. Легкий плеск волн. Уходящая за горизонт дорожка лунного света.

    Что вы сейчас сделали? Вы изменили свои воспоминания. Но в подсознании теперь будут храниться и реальцые воспоминания, и те, которые вы скон ** 81

    струировали. Воображаемые воспоминания действуют на подсознание так же, как реальные. Поэтому мы понимаем сказки и фантастику. Мы можем создавать новые миры и жить в них.

    Мы управляем образами с помощью слов. Слова могут вызывать приятные воспоминания, комбинировать их, стирать неприятные.

    Слово это основной инструмент работы с подсознанием.

    Мир слишком многообразен, чтобы его можно было воспринять сознанием. А подсознание не только воспринимает весь реальный мир, но и хранит в себе множество воображаемых миров.

    Если вам захочется, вы можете воплотить воображаемые образы в жизнь. Для этого нужно только рационально мыслить. Успешный человек — это человек, умеющий обращаться со своими образами.

    Инвентаризация души

    Возьмите амбарную книгу и спуститесь в подсознание. Вам нужен душевный порядок, а порядок начинается с учета. Но спустившись по лестнице и открыв тяжелую дверь, вы в ужасе отшатнетесь. Наверняка вы ожидали увидеть небольшую кладовку, а перед вами расстилается бездна. Множество миров живут в подсознании, и все они борются за ваше внимание.

    С детства вам рассказывали сказки о мире, и все они продолжают жить в вашем подсознании. Все так же спит волшебным сном царевна, ходит по цепи ученый кот, а русалка сидит на ветвях и думает: «Что я делаю на дереве? Я же водоплавающая!»

    Став постарше, вы узнали про капитана Немо, детей капитана Гранта и голову профессора Доуэля. И все они тоже поселились в катакомбах подсознания.

    Вы набирали жизненный опыт: первый раз увидели змею, пожарили яичницу, получили зарплату. Из ближайших пещер доносятся звуки: шипение змеи, шкворчание яичницы и шуршание купюр.

    И вот канцелярия выдала нам справку: «Жить может совершенно. Летний». Нет, не так: «Жить может. Совершеннолетний».

    А уж вы спланировали ваше распрекрасное будущее: какие законы вы примете, когда станете президентом, где будете хранить олимпийское золото и на что потратите Нобелевскую премию. И все это тоже хранится тут. И президентский лимузин, и баночка для медалей, и гора мороженого.

    Подземелья подсознания безграничны. Не будем долго ходить по ним, чтобы не заблудиться. Наша задача —инвентаризация. Итак, пишем. В подсознании находятся:

    шаблоны действий (чесаться, плавать, вышивать крестиком);

    образы-воспоминания реальных событий (экзамен, поцелуй, приз);

    воображаемые образы (ведьма, русалка, марсианка);

    символы-ярлычки для управления образами (опасно, вкусно, хотя бы разик); слова для управления ярлычками и конструирования новых образов («Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца— пламенный мотор».).

    Все это живет само по себе, определяя ваше настроение, самочувствие и довольство жизнью.

    Возьмем лешего. Неважно, живет он в лесу или нет. В пещерах подсознания он живет точно. И все определяет тот факт, влияет он на ваше поведение

    или нет. Если вы не идете в лес, потому что боитесь лешего, то вашим поведением управляет леший. А если скажете: «Какого лешего?!», то леший забьется в пещеру и будет испуганно выглядывать оттуда, а вы будете поступать так, как хотите.

    Наведение порядка

    Самое важное свойство подсознания — это существование связки: «штамп — шаблон». В любой ситуации подсознание сначала ставит штамп: «приветствие», «прощание», «светофор», «кошка дорогу перебежала». И тут же включается шаблон действия:

    сказать «Привет!»;

    сказать «Пока!»;

    красный — стоять, зеленый — бежать;

    ждать, пока другой прохожий не пройдет.

    Любое подсознательное действие — это «ш-ш», штамп — шаблон. Что бы ни случилось, внутри нас раздается шипение «ш-ш», и мы, как заезженная пластинка, выдаем одно и то же действие.

    Он сказал: «Привет!», у вас зашипело: «На его привет наш привет». И вы тоже сказали: «Привет!» Принимая решение ответить, вы не отвлекались ни на секунду, все сработало само по себе.

    В одинаковых условиях вы ведете себя одинаково. Пусть даже вам это неприятно, пусть даже во вред, пусть даже угрожает жизни. Но, заметив штамп, включается шаблон. «Ну, за здоровье!» — и очередная порция ядовитого зелья вливается в глотку.

    Лучший пример использования штампов — Эл-лочка-людоедка. Она создала тридцать штампов и использовала их во всех случаях жизни: «Хамите, парниша», «Знаменито», «Не учите меня жить!», «Хо-хр!» и т. д.

    На любую жизненную ситуацию можно поставить подобный штамп и больше ничего не делать. Штамповка отсекает мышление, поэтому штамповщиков обманывать проще всего. Остапу Бендеру осталось только подобрать для Эллочки подходящий штамп и обменять нужный ему стул на не нужное ему ситечко. Ситечко пошло под штамп «Знаменито!».

    Не осознавая связку «ш—ш», вы действуете как робот. Но ее можно разрушить, если специально погрузиться в миры подсознания и найти ее там.

    Сначала ее нужно заметить. Для этого необходимо перестать штамповать ситуации. Пока вы не поставите штамп, шаблон не сработает.

    Вот женщина никак не может наладить отношения с мужчинами. Потому что как только они начинают флиртовать, она ставит штамп «Домогательство!» и действует соответственно. Но если штамп не ставить, а внимательно посмотреть на мужчину? Послушать, что он говорит, как он это говорит, как смотрит, как вздыхает. И привычный шаблон «Не пошел бы ты...» уже не включится.

    Дальше действуем так:

    находим связку «штамп — шаблон»;

    меняем штамп с помощью смены образа;

    если нет подходящего образа — придумываем его.

    Допустим, вам не нравится отвечать как попугай: «Привет—привет». Порывшись в памяти, вы можете найти другой вариант: поясной поклон, реверанс, книксен. Не нравится? Придумайте свое приветствие: дернуть за ухо, подпрыгнуть, ударить в челюсть.

    Нестандартное приветствие обеспечит вам нестандартный день.

    Тоже не нравится? Ничего страшного. Здоровайтесь как эскимос — потритесь носом о нос своего начальника. Или придумайте, как здоровался бы'Соло-вей-разбойник, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. И вот уже сослуживцы прячутся по углам, только завидев вас издали. Шаблон поменяли — скука прошла. Серые казенные будни превратились в жизнь, полную приключений.

    Миры, в которых мы живем

    Наскучить может не только приветствие. Любая сторона жизни может стать занудной и однообразной. Подсознание только шипит на все. Уберите штамп и поменяйте шаблон. Найдите тот образ себя, который вам больше нравится. Если как следует поискать, то подходящий вариант всегда найдется.

    А искать есть где. Благодаря подсознанию мы живем сразу в трех мирах. Два мира находятся внутри нас: мир опыта и мир мечты. Вне нас — окружающий мир. Человек душевно здоров, когда все три мира гармонично сочетаются. Ему нравится жить, он с удовольствием мечтает и каждый день радуется своему успеху.

    Если мир мечты совсем сказочный, то в реальном мире его реализовать невозможно. Отсюда постоянные неудачи, поражения, разочарования. Человек впадает в депрессию, а в тяжелых случаях полностью переселяется в воображаемый мир. В реальном мире его переселяют в сумасшедший дом.

    Если мир опыта слишком хаотичен и непредсказуем, то человек похож на листок на ветру. Его постоянно бросает и вертит — то удача, то поражение. Внешний мир кажется ему рулеткой, он отказывает -

    Как работает подсознание ся что-либо предпринимать, считая себя игрушкой в руках обстоятельств. Хотя чаще всего он оказывается в руках хозяина рулетки.

    И наконец, если человек крепко ухватился за хвост удачи, но перестал мечтать, то энергия жизни иссякает и он начинает донашивать однообразную и скучную жизнь.

    Три мира человека составляют мировоззрение. У здорового человека:

    мир мечты — реален;

    мир опыта — чудесен;

    внешний мир — достоин того, чтобы в нем жить.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта