Главная страница
Навигация по странице:

  • Пространственное описание

  • 3. Дайте характеристику Лизе и Эрасту. Какова любовь Лизы Проследите, как меняются чувства Эраста Действительно ли он любит Лизу

  • 4. К каким сословиям относятся персонажи повести Как в тексте раскрывается тема социального неравенства

  • 5. Какую роль играют описания природы в развитии сюжета

  • ЗБ-РЛ-21 Чурилова А.В.. Н. М. Карамзин Бедная Лиза


    Скачать 63.5 Kb.
    НазваниеН. М. Карамзин Бедная Лиза
    Дата20.04.2022
    Размер63.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗБ-РЛ-21 Чурилова А.В..doc
    ТипДокументы
    #487398

    Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

    ВАРИАНТ 2

    1. Прочитайте пейзажную зарисовку в самом начале текста. Какие два противопоставленных пространства можно выделить в данном эпизоде? Охарактеризуйте оба пространства: Москву и природу. К какому пространству принадлежит Эраст, а к какому Лиза? Что является границей между этими пространствами (посмотрите, как добрался Эраст до Лизы в день признания в любви).

    «Пейзаж в художественном произведении — едва ли не главное

    средство, позволяющее выразить господствующее представление человека

    о мире и самом себе. Художественные образы природы всегда насыщены

    философским и нравственным смыслом — ведь они и есть та «картина

    мира», что определяет отношение человека ко всему вокруг. XVIII век как

    переходная эпоха в развитии русской литературы породил несколько типов

    литературного пейзажа, каждый из которых нашел свое место в

    художественно - эстетической ситуации той поры. Для классицизма характерной была условность закрепленность того или иного типа «идеального» пейзажа. Завоеванием сентиментализма можно назвать новый взгляд на окружающий человека мир. Писатели - сентименталисты стремятся уловить психологическое содержание пейзажа, передать с помощью образов природы нюансы состояния человеческой души»

    Пространственное описание:

    На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.

    «Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и её окрестностей, сделанного в пасторальном духе («молодые пастухи, сидя под тению дерев…») с добавлением романтической ноты («мрачные, готические башни», «сию ужасную громаду домов и церквей»).Описанные Карамзиным картины Москвы совершенно изменились сейчас. Москву уже невозможно охватить взглядом, по Москве-реке не плавают рыбачьи лодки. Данилов монастырь окружён домами, Воробьёвы горы увенчаны зданием МГУ, дворец в Коломенском давно разрушен. Исчезли дубовые рощи и поля. Немного грустно, что мы не можем увидеть Москву, описанную Карамзиным, но кто-то спустя двести лет будет печалиться о том, что не может увидеть Москву начала XXI века.Описание Москвы не только знакомит читателя с местом действия, но и вводит в соответствующую атмосферу — мечтательную, задушевную, немного таинственную, создаёт настрой, помогающий воспринять главные мысли автора. Вторая функция описания —- композиционная: в начале и в конце повести мы видим автора, посещающего Симонов монастырь, рядом с которым могила Лизы. Описания закольцовывают действие, придают повести цельность и законченность. ...Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си... нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.

    Природа:

    Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. К пространству природы принадлежит Лиза, а к пространству Москвы-Эраст.

    Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью - «чувствительной, доброй старушкой», от которой Лиза наследует свой главный талант - умение преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Лиза, «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала» . Но постепенно Лиза начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет естественной озабоченностью: ему нужно отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с неприятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Лиза топится в пруду.

    Чувствительность - так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят Лизу к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали.

    Мотив совращения чистой и непорочной девушки, в том или ином виде встречающийся во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» подчеркнуто социальное звучание. Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В мировой фольклорно-мифологической традиции герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами. В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек – человек природы - оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Лизы говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».

    В «Бедной Лизе» топографически конкретное пространство Москвы соединено с условным пространством литературной традиции. В точке пересечения стоит образ Лизы «Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Лиза принадлежит к персонажам с «пропиской», «...все чаще привлекает меня к стенам Си... нова монастыря - воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» - так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря. Парадоксом является отсутствие противоречия между христианской моралью и невинностью Лизы Ей «прощен» даже грех самоубийства. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Лизе, она была прежде всего падшей жертвой. Но по существу, Лиза была «канонизирована» сентиментальной культурой. Таким образом, героиня Карамзина стоит не только на пересечении вымысла и были, но и на пересечении двух религий: христианской и сентиментальной религии чувства.

    2. Охарактеризуйте образ повествователя. Зачем он приходит к могиле Лизы? Кому в этой истории он сочувствует? Найдите в тексте прямую оценку действий Эраста повествователем. Как он относится к его поступку? Прочитайте последний абзац повести, меняется ли в нем отношение повествователя к Эрасту? Как?

    Повествователь — современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрастом, который и рассказывает ему эту горестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настроенный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь — человек образованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать людям правильные характеристики.

    Повествование о судьбе героини начинается с описания Москвы и признания автора в том, что он часто приходит в "опустевший монастырь" , где погребена Лиза, и "внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных" .Данным приемом автор обозначает свое присутствие в повести, показывая, что любое оценочное суждение в тексте - его личное мнение. К Лизе автор относится с любовью и жалостью. Он пишет о ней как о редкой труженице, красавице, способной на бескорыстную всепоглощающую любовь. И сожалеет о её погубленной судьбе. "Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?" – так Карамзин пишет о своих чувствах в конце повести.

    Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает. Но и Эраст -не "коварный соблазнитель", он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Он столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего "пылкого воображения". Автор даёт молодым людям урок-предупреждение, которое звучит как афоризм: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”. Карамзин не обвиняет Эраста в гибели Лизы. Герой так же несчастен, как и Лиза. Его судьба решена. Автор надеется, что "Теперь, может быть, они уже примирились! "- на небесах".

    Эраст -не "коварный соблазнитель", он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Он столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего "пылкого воображения". Автор даёт молодым людям урок-предупреждение, которое звучит как афоризм: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”. Карамзин не обвиняет Эраста в гибели Лизы. Герой так же несчастен, как и Лиза. Его судьба решена. Автор надеется, что "Теперь, может быть, они уже примирились! "- на небесах".

    Но ближе к окончанию повести автор называет Эраста безрассудным и осуждает его за самообман. Эраст увлек Лизу, а в своих чувствах к ней не разобрался. Когда Лиза отдалась Эрасту, он почти потерял к ней интерес. После он солгал, что должен ехать на военную службу. Проиграв деньги, Эраст женится на богатой вдове, и Лиза мешает его планам. При расставании Эраст дает Лизе сто рублей, словно тот хочет откупиться. Однако автор не называет Эраста подлецом. Он подчеркивает, что, узнав о печальной судьбе Лизы, он был несчастлив и винил себя в ее смерти. Автор отчасти сочувствует Эрасту, хотя не отрицает того, что из-за него Лиза погибла.

    3. Дайте характеристику Лизе и Эрасту. Какова любовь Лизы? Проследите, как меняются чувства Эраста? Действительно ли он любит Лизу?

    Лиза – юная красивая девушка с розовыми щечками, с небесными глазами и чудесными светлыми волосами. Глаза настолько прекрасные, что никого не оставят равнодушным. Была в самом расцвете нежной молодости. Она не похожа на крестьянку. Лизу можно сравнить с легкой и воздушной барышней или дворянкой из высших слоев общества. Внутренний мир. Хрупкий внутренний мир крестьянки богат нежность, юношеской любовью, чувственностью и чуткостью.

    Эраст — богатый дворянин, владелец собственного имения, с изрядным разумом и добрым от природы сердцем, но при этом его можно охарактеризовать как слабого и ветреного. Он ведёт рассеянную светскую жизнь, проводя время только в развлечениях, но часто не находит их, скучает и жалуется на свою судьбу, пресыщенный прелестями света.

    Любовь Лизы платоническая (любовь-дружба) Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. А у героя иное представление о любви.

    Эраст показан пресыщенным и уставшим от жизни. Будучи богатым дворянином, Эраст ведет светскую жизнь, полную удовольствий и развлечений. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери. Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюблённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви. Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. Он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.

    4. К каким сословиям относятся персонажи повести? Как в тексте раскрывается тема социального неравенства?

    Лиза-крестьянка. Эраст-дворянин.

    В повести Карамзина «Бедная Лиза» поднимается очень серьезная тема – социальное неравенство главных героев. Это и приводит к основному конфликту между влюбленными людьми, ведь девушка Лиза бедна, а Эраст, проигравшись в военном походе в карты, вынужден жениться на богатой вдове. Таким образом, он решает поправить свое финансовое положение, а заодно и избавиться от наскучившей возлюбленной.

    Эраст – некогда состоятельный дворянин, решает, что сможет оставить светскую жизнь и ради Лизы. Он свято верит в свои наивные мечты и заставляет Лизу так же довериться ему. Однако, после близости произошедшей между молодыми людьми, Эраст охладел к девушке. Вмести с невинностью, Лиза лишилась интереса мужчины. Страсть и прежние мечты ушли в небытие, а любовь, оказалась лишь очередным наваждением молодого «обольстителя».Попытки откупиться от девушки, не увенчались успехом. Лиза сочла этот жест оскорбительным. Она не смогла простить себе «роковой ошибки» и покончила жизнь самоубийством, сбросившись в глубокое озеро.Почему же мужчина не женился на девушке, как обещал ранее? Неужели и здесь был холодный расчет? Почему он предпочел взять в жены старую, но богатую вдову? Да, это жестокая правда жизни. Бедной Лиза была не только из-за тяжелой судьбы, это касалось и ее материального положения. Она не была завидной невестой, так как они с матерью волочили «жалкое существование» и еле сводили «концы с концами». Этот факт стал решающим, так как прагматичный Эраст, не привыкший себе в чем либо отказывать, выбирает богатую жизнь. Он решает, что финансовая составляющая часть, важнее духовных и душевных «порывов». Лиза никогда бы не смогла понять его выбор. Девушка, не искавшая «легких» денег, ни за что не согласилась бы на сделку с совестью. Для нее светлое и прекрасное чувство любви, было бесценным. Между молодыми людьми всегда стояла социальная пропасть. Лиза была простой, безграмотной девушкой. Ей даже было стыдно из-за того, что она не умела читать и писать, ведь тогда бы она смогла получать и отправлять послания Эрасту, когда тот находился вдалеке от нее. Она даже не догадывалась, что мужчина специально покинул ее, в поиске «обретения» прежней гармонии в жизни. В случае с Лизой, наивность девушки, это не слабость, а лишь результат малого жизненного опыта. Сюда еще можно отнести незнание суровой реальности. Она не смогла справиться с предательством мужчины, да и не многие бы смогли. Девушка привыкла много работать, рассчитывать только на себя и свои силы, помогать больной маме. Ни одна женщина из окружения Эраста, не смогла бы больше таким похвастаться. Барышни, с которыми ранее общался мужчина до встречи с Лизой, были ухоженными, образованными, расчетливыми. Это не мешало им быть глупыми, а малограмотной Лизе отличаться смышленым складом ума. И все же разница в происхождение, воспитание и манеры общения, были очевидны. Это не давало молодым людям быть навеки вместе, как планировал Эраст. Он это понял намного позже, когда уже навсегда потерял бедную Лизу.

    5. Какую роль играют описания природы в развитии сюжета?

    В повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу… по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре» . Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

    Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…» Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. В эпизоде падения Лизы начинается гроза. И Лиза говорит, что ей страшно, что она боится, чтобы гром не убил ее как преступницу (а позднее будет другая гроза - из драмы Островского, и другая героиня – Катерина – будет страшиться небесного огня). Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.


    написать администратору сайта