Кинесика. Н. С. Хрущёв во время первого визита в сша приветствовал американцев жестом, который их напугал и был истолкован совершенно неверно. Поднятые над головой сжатые руки, означающие в нашей стране знак радостного прив
Скачать 20.41 Kb.
|
Кинесика — наука, изучающая совокупность жестов, мимики и пантомимики, которыми сопровождается процесс человеческого общения. Свои телодвижения люди контролируют не так сильно, как слова, поэтому наблюдение за выражением лица собеседника и его жестикуляцией даёт возможность получить дополнительную информацию. Нередко жестами и мимикой человек может выразить гораздо более важную информацию, чем та, которую он пытается донести словами. Средствами кинесики являются: Жесты Мимика Позы Окулесика Жесты — различные движения руками и головой. Жестикуляция во время разговора также как и мимика несёт в себе немало информации. Чем активнее беседа, тем интенсивнее становится жестикуляция её участников. Выделяют несколько основных видов жестов: Коммуникативные – жесты, которые люди используют для приветствия, прощания, привлечения внимания и пр. Модальные – с их помощью человек выражает своё отношение к собеседнику или ситуации (одобрение, неодобрение, удовлетворение, доверие или недоверие). Описательные – жесты, которые используются только в контексте определенного разговора. У представителей разных культур одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Вследствие этого между представителями разных культур часто возникает недопонимание. Например: Н.С. Хрущёв во время первого визита в США приветствовал американцев жестом, который их напугал и был истолкован совершенно неверно. Поднятые над головой сжатые руки, означающие в нашей стране знак радостного приветствия, в Америке понимают как триумфальный жест боксёра, одержавшего победу. Президент США Клинтон во время посещения Китая выступал перед студентами Пекинского университета. было много желающих задать вопросы. Клинтон протягивал руку с вытянутым указательным пальцем в сторону того, чья очередь задать вопрос. Это обидело аудиторию и было воспринято как чрезвычайно грубый жест — в Китае так считают скот, а к людям обращаются при помощи вытянутой руки ладонью вверх. Мимика — Произвольные и непроизвольные движения мышц лица. Мимика является важным элементом невербальной коммуникации. Движения лицевых мышц помогают человеку более полно доносить информацию до собеседника, демонстрировать своё настроение и отношение к теме разговора. С помощью мимики люди выражают основной набор эмоций – радость, грусть, гнев, страх, удивление, разочарование. Поскольку человек способен произвольно двигать лицевыми мышцами, он может сознательно усиливать или, наоборот, сдерживать проявление эмоций. Поэтому для более полного усвоения информации, необходимо учитывать слова, которые говорит собеседник и его мимику. Примеры трактовки мимики: Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует её фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование: чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении; кривая улыбка — знак контролируемой нервозности; улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться; улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства; улыбка без подъёма нижних век — неискренность; улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза. Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы: радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки; интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены; счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные; удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму; отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплёвывает; презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника; страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причём нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх; гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет; стыд: голова опущена, лицо отвёрнуто, взгляд отведён, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащённый, дыхание с перебоями; скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций. Таким образом, если мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнёра по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми. Позы, которые принимает человек во время общения, тоже могут рассказать о многом. Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника говорит о его истинном состоянии гораздо красноречивее, чем мимика и жесты. Так происходит потому, что людей с самого раннего возраста обучают владеть своими эмоциями и мимикой, а контролировать позу не учат. Поэтому именно положение тела, которое принимает собеседник во время разговора, лучше всего выдаёт его истинные чувства. В процессе общения, в зависимости от того, в какое русло повернула беседа, позы её участников могут существенно меняться. Это тоже важно учитывать при передаче деловой или личной информации. Выделяют следующие группы поз: Открытость или закрытость. Если человек расположен к общению, он улыбается, его поза расслаблена, ладони раскрыты, туловище повёрнуто к собеседнику. Если человек закрыт, он скрещивает руки и ноги, отклоняется от собеседника, сцепляет пальцы. Зависимость или доминирование. Человек, стремящийся к доминированию, может нависать над собеседником, похлопывать его по руке, плечу, смотреть сверху вниз. Зависимость выражается взглядом снизу вверх, опусканием головы. Гармония или противостояние. Гармония выражается в позе, которая соответствует позиции собеседника. Противостояние проявляется в виде сжатых кулаков, выставленного вперёд плеча, воинственно приподнятого подбородка, руках, расположенных на боках или на бёдрах. Окулесика — наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время коммуникации. Порой установленный зрительный контакт и улыбка, не сходящая с лица, не только не помогают завоевать доверие собеседника, но и пробуждают в нём подозрительность. Попытки казаться предельно честным и открытым привлекают к себе пристальное внимание, так как часто создают ощущение неискренности. В Северной Америке и Северной Европе прямой визуальный контакт демонстрирует открытость, интерес, доверие. В культурах этих стран высоко ценится прямой взгляд в лицо собеседника, который способствует убеждению. Однако прямой визуальный контакт должен быть недолгим, лишь одну или две секунды. Но афроамериканских детей с детства учат опускать глаза вниз, если с ними разговаривает старший по возрасту, тем самым выражая ему уважение. В Китае нет писаных правил по визуальному контакту, но издавна принято, что прямой взгляд — признак невоспитанности. То же самое и в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. В Японии прямой взгляд “глаза в глаза” считается чрезвычайно грубым и расценивается как вторжение в чужое пространство. |