|
Н. В. Гоголь. Невский проспект Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Невский проспект
Н. В. Гоголь. «Невский проспект»
Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
Петербургские повести -третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы Русского государства. Эта тема не являлась в 30 годы чем –то новым и неожиданным. Петербург как символ могущества России и её неувядаемой славы был воспет поэтами 18 и первой половины 19 века. Гоголя –сатирика больше интересовал образ жизни обитателей Петербурга, нежели внешний вид города: проспекты, дворцы, исторические памятники.
Сегодня на уроке мы продолжим тему «Образ Петербурга» и попробуем ответить на вопрос: «Каким же представлен Петербург в произведении Гоголя «Невский проспект»»
История создания повести «Невский проспект»
Повесть «Невский проспект»впервые была опубликована в сборнике «Арабески» (1835г) и получила высокую оценку В. Г. Белинского. Н. В. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед
Рождеством» и «Портретом»
Подумаем над вопросом: Почему произведение названо «Невский проспект»? Давайте вместе с Н. В. Гоголем прогуляемся по Невскому проспекту .
«Невский проспект» (1835)
Словарная работа
сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага, фризовая шинель, инвалидный солдат,
| ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка,
фагот, опиум, ключница
| капуцин,
Как вы понимаете смысл этой фразы?
« Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется?»
Чины в России начала XIX века
титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, губернский секретарь, коллежский секретарь, повытчик, камергер, действительный статский советник, поручик, прапорщик, юнкер.
Композиция повести
реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга;
пространство вымышленной действительности, в котором разворачиваются истории Пирогова и Пискарева; 3. мифологический уровень восприятия Невского проспекта, а значит, и Петербурга.
Описание Невского проспекта Начало повести: “+” Конец повести: “ – ”
Нет ничего лучше Невского проспекта! Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Да и кому же он не приятен? Всемогущий Невский проспект! О, не верьте этому Невскому проспекту! …стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Н ![group 10438](475419_html_985063a217362e57.gif) ичуть не бывало… Совсем нет… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. …сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде. Время в повести Поразмышляем!
Почему для обозначения людей использованы неодушевленные существительные?
Как называется средство выразительности, которое при этом использует Н.В. Гоголь?
Повторим термины Синекдоха – это разновидность метонимии:
обозначение целого через его часть, употребление единственного числа вместо множественного.
Например:
А в двери тулупы, бушлаты, шинели.
(В.Маяковский)
Понятие ДЕТАЛЬ
Деталь - в переводе с французского detail - «мелкая составная часть чеголибо (напр., машины)»; «подробность», «частность»;
во французском языке одно из значений - «мелочь», «розничная, мелочная торговля»;
ср. detailler - «разрезать на куски»,
«продать в розницу»; также детализировать».
Повторим термины
Деталь художественная – это подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.
Классификация детали
Виды деталей
№
п/п
| Вид детали
| Пример
| 1
| Портретная
| шедшего молодого человека во фраке и плаще художник петербургский, поручик Пирогов
| 2
| Пейзажная
| Но дыхание занялось в его груди, все в нем обратилось в неопределенный трепет, все чувства его горели, и все перед ним окунулось каким-то туманом.
| 3
| Вещная
| …сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного
солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы
| Работа с текстом повести 19
СЮЖЕТНАЯ СХЕМА, ПОЛОЖЕННАЯ В ОСНОВУ ЭПИЗОДОВ
показывая комнату Пискарёва, он изобразил «всякий художественный вздор: гипсовые руки и ноги…
изломанные живописные станки, опрокинутую палитру».
Небрежно брошенный плащ, пыльное окно без занавесей с видом на крыши
соседних домов, безвольно опущенная
рука художника — всё это подчёркивает
отчаяние,
Пискарев Что является идеалом для Пискарева?
Что поразило его в облике незнакомки? Кем на самом деле оказалась эта девушка?
Почему Пискарев отказывался в это верить?
Какова роль снов Пискарева?
Почему он совершает самоубийство?
22
Пирогов К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его часто можно встретить?
В чем заключалось смелое предприятие Пирогова?
Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем?
Как отреагировал Пирогов на оскорбление?
Сравним
Пискарев Пирогов
-
Романтик Мечтатель Добрый Застенчивый Робкий Чувствительный Скромный
| Примитивные потребности Бездуховность Пошлость мыслей и поступков Расчетливый Наглый
| Н е имеет чувства собственного достоинства Комический образ
Выводы
«Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте! Всё не то, чем кажется.»
Выводы Мотив трагического столкновения прекрасной мечты и грубой действительности раскрыт Гоголем в «Невском проспекте».
Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту Ирония
внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику.
Описание проспекта дано в реалистическом плане. Наряду с этим включаются фантастика и мотив демона.
Анализ эпизода художественного произведения. План:
установить границы эпизода; определить основное содержание эпизода и участвующих в нём персонажей;
проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков; рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет; проследить логику развития авторской мысли; отметить художественные средства, которые создают эмоциональную атмосферу эпизода; показать роль этого эпизода в произведении, то, как он связан с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.
|
|
|