Главная страница

Методические рекомендации. Критики Розанова. Н. я абрамович русский критик либерального толка, известный публицист и прозаик, публиковавший свое творчество в множестве влиятельных журналов с 1900х годов


Скачать 16.33 Kb.
НазваниеН. я абрамович русский критик либерального толка, известный публицист и прозаик, публиковавший свое творчество в множестве влиятельных журналов с 1900х годов
АнкорМетодические рекомендации
Дата09.06.2020
Размер16.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКритики Розанова.docx
ТипДокументы
#129114

Н.Я Абрамович — русский критик либерального толка, известный публицист и прозаик, публиковавший свое творчество в множестве влиятельных журналов с 1900-х годов. Прежде всего фокусировал внимание на внутренних идейных и философских предпосылках, формирующих направление творчества Розанова. Рассматривая развитие политических взглядов Розанова, критиковал его за смену позиций по вопросам монархии и религии, отказ от прежних идеалов. (В.В. Розанов. Г-н Н.Я. Абрамович об "Улице современной литературы")

А.Ю Айхенвальд — видный литературный деятель первой четверти XX в., чаще всего упоминаемый в контексте русского культурного ренессанса. Сторонник последовательного индивидуализма, использующий имманентный подход в своих трудах. Критиковал Розанова за непоследовательность суждений и иррациональные идеи, но делал это в рамках развития спора о Белинском. (Коган П. Айхенвальд Юлий Исаевич // Литературная энциклопедия : в 11 т. — [М.])

Н.П Ашешов — оппозиционный редактор и журналист, писавший преимущественно в фрондирующем направлении. В 1914 году демократическое общество во главе с Гиппиус подвергло Розанова серьезной критике, состоящей из реализации коварных личных мотивов и унижения человеческого достоинства. Этот период нашел свое отражение в анекдотах и многочисленных статьях о Розанове, составленных Ашешовым. В целом, мы снова возвращаемся к развитию политической и социальной мысли Розанова, динамично развивающейся, но не способной угодить теоретикам новой власти. (Роман Ключник. Вторая террористическая война в России 1901-1906 гг.)

Д.С Мережковский — религиозный философ, представитель Серебряного века, вошедший в историю как один из основателей русского символизма. Изначально между Мережковским и Розановым возникают приятельские отношения, ведь они входили в состав уполномоченных членов-учредителей «Религиозно-Философских собраний в Санкт-Петербурге». Назревающий конфликт был настолько серьезен, что каждый из авторов написал развернутую критику в адрес друг друга, подвергая сомнению идеи, литературный образ, творческое наследие. Конкретно Мережковский подробно рассматривает эротизм в работах Розанова, считая его не уместным. Акцентуация на литературной и личностной неполноценности, выявление противоречий между идеями и образами — все это лишь маленькая часть объемной критики, написанной Мережковским. Религиозная, политическая и философская направленность Розанова характеризуется как путь «революционера поневоле», человека, осознающего свое ничтожество.

(В.В. Розанов Мережковский против "Вех", Мережковский Д. С.: pro et contra / Сост., вступ. ст., коммент., библиогр. А. Н. Николюкина.)

А.В Луначарский — русский революционер, открыто придерживающийся коммунистических взглядов. Критик, искусствовед, первый нарком просвещения РСФСР. Посвятил Розанову этюд, в котором предпринял попытку выявить «мещанскую подоплеку антихристианской философии этого господина». Луначарский ярко выделяет нравственные и духовные противоречия в позиции Розанова, рассматривая его как идеолога мещанства. Главным инструментом для осуществления вышеуказанной критики является социалистическое мировоззрение, тесно переплетающееся с собственным взглядом на религию. (Тьма. — В кн.: Литературный распад. Кн. 1. Спб. 1908, с. 153–178.)

В.П Буренин — поэт-сатирик, драматург, критик в театральном и литературном направлении. В 1895 издал публицистический труд «Критические очерки. Литературное юродство и кликушество», целью которого являлась последовательная рационализация отечественной литературы, исключение из нее элементов религиозного безумства и намеренной глупости. На основе некоторых выдержек из творчества Розанова, Буренин обвиняет автора в неосновательности его рассуждений, отсутствии понимания банальных вещей и чрезмерном искажении реальности посредством заведомо неверных интерпретаций. (Буренин, Виктор Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).

П.Б Струве — общественный и политический деятель, редактор газет и журналов, экономист, публицист. Становление политических взглядов Струве в значительной степени повлияло на его критическую методологию, с помощью которой он осуществлял критику Розанова. Будучи сторонником левой политической доктрины, к октябрьской революции отнесся резко отрицательно и стал поддерживать Добровольческую армию. В январе 1921 года вышел в отставку и вернулся в Париж, возобновив литературно-политический журнал «Русская мысль». Как и множество предыдущих авторов, запустивших процесс критического разбора взглядов Розанова, Струве абсолютизирует роль фактологии и логической целостности в литературных трудах философского толка, отмечая беспочвенность Розанова в этой области: "фактов не знает и не любит", "в области фактов (...) он - гомерический неряха и выдумщик".

А.В Пешехонов — русский экономист и политический деятель. Был народным учителем, затем статистиком при тверском и орловском земствах. Придерживался левых взглядов, входит в число русской интеллигенции, высланной за границу вместе с другими оппозиционно настроенными представителями. Пытался разоблачать политическое двурушничество Розанова, прибегнув для этого к помощи Струве. Подбирал крайне общую аргументацию для своей критики, добавляя к резкой смене политических взглядов Розанова религиозное предательство. Пешехонов считал, что защита иудаизма и борьба с христианством в его работах противоречит первичным взглядам философа. (А. В. Пешехонов // Политическая история России в партиях и лицах / сост. В. В. Шелохаев. — М.Терра, 1994.)



написать администратору сайта