Ответы на вопросы по ТГП. На вопросы к ига по дисциплине теории государства и права
Скачать 383.02 Kb.
|
4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции.К представителям материалистической теории обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Появление государства и права тесно связано с развитием экономических отношений, социальной власти, нравственных и иных правил, семьи и много другого, что неотъемлемо от человеческой жизни, переплетается с ней, образует ее условия и является необходимой основой. 1. В первобытном обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство дакоросов являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Организационной формой являлся род, основанный на кровнородственных отношениях его членов. Система управления строилась следующим образом: вождь; совет старейшин; собрание членов рода. Характерные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характер. В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности. Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. 2. Переход от присваивающей экономики к производящей - появление собственности, государства, правовых норм, политики, моногамного брака и др. связано с глобальным изменением, происшедшим и в развитии экономики. По мнению Ф. Энгельса, появлению государства предшествовало три стадии крупного общественного разделения труда. Первое крупное разделение труда - выделение скотоводства (кроме того, скот приобретает функцию денег). Появляется необходимость привлекать дополнительную рабочую силу, которую можно было получить в ходе войн. Первое крупное общественное разделение труда стало основанием и первого крупного разделения общества на классы - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Второе крупное разделение труда связано с отделением ремесла от земледелия. Возникает товарное производство - производство, результатом которого становится товар (металл, зерно, орудие и др.). Третье связано с формированием особого слоя купцов, профессионально занятых в сфере обмена товаров. Для этого периода характерны появление металлических денег и чеканной монеты, возникновение частной собственности на землю, ростовщичество. Появление частной собственности и семьи усиливает эксплуатацию, соплеменники и рабы становятся средством эксплуатации. Имущественное неравенство возрастает, а принцип равенства в имущественном положении и распределении материальных благ, характерный для периода родовой общины, вытесняется. Формы возникновения государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Сторонники одной точки зрения выделяют 2 формы: Восточный (азиатский) путь возникновения государства присущ странам Древнего Востока, Африки и др. Здесь значительное влияние на возникновение государства оказали географическое положение, неблагоприятные климатические условия, необходимость строительства крупных ирригационных сооружений и их эксплуатация, что способствовало объединению людей и появлению управляющего слоя общества. Частная собственность в формировании такого типа государства существенной роли не играла. Западный (европейский) путь возникновения государства характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность и как следствие - существовало классовое разделение людей. Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности. К экономическим и политическим условиям появления государства можно отнести: - крупное общественное разделение труда и появление постоянных производств (скотоводство, земледелие); - углубляющую специализацию труда (земледелие, скотоводство, ремесло, товарообмен); - появление частной собственности; - необходимость охраны частной собственности от внешних захватчиков, "внутренних" троглодитов и сволочей; - необходимость охранять границы территории; - обеспечение постоянного управления обществом, постоянное контактирование с населением в лице правителей соседних территорий; - защита интересов собственников за пределами территории производства. К социальным предпосылкам - выполнение так называемых общих дел - строительство и обеспечение функционирования дорог, морских и речных портов и причалов, почты, ирригационных сооружений; борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д. Государство и право тесно взаимосвязаны, их возникновение и развитие идет параллельно, дополняя друг друга. Праву, его нормам предшествуют функционирование специальных правил догосударственной формации. Теории происхождения государства многообразны. Это множество связано с конкретно-историческими условиями их возникновения, с господствующим в обществе мировоззрением. 1. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). Государство рассматривается как результат исторического развития семьи (разросшаяся семья); монарх - "отец" по отношению к подданным, хранитель данных богом норм права; власть монарха в государстве - это естественное продолжение власти отца (патриарха) в семье. 2. Теологическая (Ф. Аквинский, Лебюфф, Эйве; официальная доктрина Ватикана). Данная теория также была в числе исторически первых, так как исторически первым было религиозное воззрение о том, что государство создано Богом, а право есть проявление божественной воли, практическая власть Бога на земле. 3. Договорная (естественно-правовая теория) (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). Государство, право есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. Одни из них использовали эту теорию для обоснования абсолютной монархии (Т. Гоббс), другие — для защиты конституционной монархии (Д. Локк), третьи выражали интересы революционной буржуазии, стремившейся к свержению феодализма (Ж.-Ж. Руссо). 4. Насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Государство - результат насилия, завоевания одних племен другими; насилие необходимо как для удержания в узде покоренных, так и для их защиты от произвола со стороны других племен с помощью специального аппарата принуждения - государства. Поскольку для человека насилие, состояние войны - естественное состояние, постольку и государство как олицетворение силы для людей вечно. |