Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-экономическое и политическое положение Франции.

  • Законы Учредительного собрания.

  • Казнь короля и установление республики

  • Якобинская диктатура, Термидорианский переворот и установление Консульства

  • Реферат по истории. Начало и причины революции во Франции в конце xvii века


    Скачать 87.3 Kb.
    НазваниеНачало и причины революции во Франции в конце xvii века
    АнкорРеферат по истории
    Дата08.06.2020
    Размер87.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по истории.docx
    ТипКонтрольная работа
    #128914
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Аналитика конституции 1895г. Основные положения
    Конституция 1795 года (или, как ее официально именовали, Конституция III года республики) знаменует собой окончание термидорианского периода Французской революции и переход к Директории. Это последнее крупное деяние Национального Конвента и итог его работы. По замыслу своих создателей, она должна была закончить Революцию, явиться венцом всех шести лет революционных бурь, дать стране прочное, а не временное и революционное, правительство, спокойствие, процветание и стабильность.
    История обсуждения и принятия Конституции 1795 года не привлекала особенно пристального внимания историков, хотя она дает немало интересного материала для понимания политики правительства и взаимоотношений власти и общества в этот непростой для Франции период. Несмотря на то, что Конституцию III года составлял и обсуждал Конвент, ее обсуждали и в обществе, а утверждал ее все же народ на специально организованном референдуме, за которым последовали выборы в новые органы власти.
    После переворота 9 термидора, свергнувшего Робеспьера и его соратников, стало очевидно, что их победившие противники, которых обычно называют термидорианцами, не имели никакого заранее продуманного плана политических реформ. Они ослабили власть Великих Комитетов Конвента, отменили максимум, прекратили гонения против церкви, начали демонтаж системы террора. Однако продолжала действовать система временного революционного правительства, во многом сохранялась революционная фразеология, а значит, можно было думать, что революция продолжается. Свергнув якобинцев, Франция так и не получила долгожданной стабильности: политические репрессии и развал в экономике усугубляли положение тяжелое населения в голодную зиму 1794-1795 годов.
    В этих условиях и общественное мнение, и депутаты Конвента начинали видеть выход не в разрозненных мероприятиях, направленных против наследия якобинцев, а в окончании революции и создании нового государственного устройства. Однако закончить революцию для большинства современников означало дать стране конституцию. Помимо этого, необходимо также учесть, что изначальной и самой главной миссией Конвента и было принятие конституции. Как известно, разработанная депутатами Конституция 1793 года была одобрена всенародным голосованием, но не вводилась в действие в условиях войны, когда действовала система "революционного" то есть внеконституционного правления. С начала 1795 года, когда победы на фронтах и переговоры с лидерами вандейского мятежа повели дело к миру по всем направлениям, на бездействие и, по существу, отсутствие конституции уже нельзя было не обращать внимания. Эта проблема постоянно всплывала в речах депутатов: большинство из них понимало, что надо положить конец тому временному состоянию, в котором находилось управление страной. Начиная с ноября 1794 года в Конвенте постоянно раздавались предложения решить конституционную проблему. Понимая, что многие статьи якобинской конституции не соответствуют изменившимся условиям, некоторые депутаты предлагали дополнить ее так называемыми "органическими законами", то есть отдельно принимаемыми законодательными актами, которые бы позволили ввести конституцию в действие, подкорректировав ее. Однако комиссия, избранная для этой цели 14 жерминаля (3 апреля 1795 года), так и не рискнула взять на себя выработку дополнений к тексту основного закона, обрисовав в итоге своей деятельности лишь общий проект реформ, касающихся всех сторон жизни государства . Реальная же работа над текстом конституции началась лишь после того, как во второй половине того же месяца Конвент создал новую комиссию с той же целью. Она состояла из 11 человек и получила название Комиссии одиннадцати. К сожалению, до сего дня ход работы Комиссии малоизвестен. Ее протоколов не сохранилось, а воспоминания нередко противоречивы.
    Хотела ли новая комиссия первоначально удовлетвориться лишь внесением корректив в уже существующую конституцию 1793 года? Вопрос остается открытым. Члены Комиссии Ларевельер-Лепо и Тибодо утверждают в своих мемуарах, что с первых же дней и практически единогласно было решено подготовить совершенно новый текст конституции. Их свидетельства были бы более чем вескими, если бы они не были сделаны много позже описываемых событий.
    Социально-экономическое и политическое положение Франции.
    Несмотря на сохранение внешнего блеска и великолепия французской монархии в XVIII веке, в стране нарастал глубокий кризис феодально-абсолютистского строя. Одним из проявлений этого кризиса было паразитическое существование дворянства, проводившего жизнь в придворных увеселениях и празднествах. Расточительстве двора не знало предела. Придворный штат короля достиг 14-15 тыс. человек и ежегодно поглощал 40-50 млн. ливров.
    Международное положение Франции ухудшалось. Хотя французские войска овладели Лотарингией в 1735 году, а правительство добилось от Генуэзской республики уступки Корсики, Франция потеряла Канаду в соперничестве с Англией за колониальные владения и утратила свое влияние в Индии. В ходе Семилетней войны (1756-1763) французская армия была разгромлена войсками прусского короля Фридриха II. Былая военная мощь Франции таяла на глазах.
    В стране существовала абсолютная монархия. Власть короля ничем и никем не была ограничена/Сохранялось средневековое деление общества на три сословия. Первым было духовенство, вторым - дворянство. Оба они были привилегированными, хотя составляли всего 4% из 25 миллионов населения страны. Они не платили налогов, занимали высшие государственные должности. В третье сословие, которое несло на себе всю тяжесть уплаты налогов, входили не только крестьяне, ремесленники, наемные рабочие, но и купцы, владельцы мануфактур, банкиры. Зажиточные буржуа, обладая экономическим могуществом, стремились к политической власти в стране.
    Королевская власть и оба привилегированных сословия - дворянство и духовенство—упорно противились каким бы то ни было реформам. Они цепко держались за свои привилегии, упиваясь роскошью и богатством. Если в Англии многие дворяне занимались торговлей и промышленной деятельностью, применяли наемный труд, то во Франции лишь незначительная часть дворян занималась предпринимательством и была готова идти на некоторые уступки в пользу третьего сословия. В то же время развитие рыночных отношений на протяжении всего XVIII века разрушало архаичные барьеры между сословиями, социально-экономическую и политическую системы французского абсолютизма.
    Законы Учредительного собрания.
    Учредительное собрание приняло целый ряд законов экономического, социального и административного характера, которые существенно преобразовали государство и общество. Уже в 1789 году Собрание упразднило прежнее средневековое хаотическое деление страны на провинции и губернаторства и разделило ее на 83 департамента с предоставлением им широкого самоуправления. Во главе департаментов должны были стоять выборные исполнительные коллегии (директории), избиравшиеся на основе имущественного ценза.
    Избирательным правом обладали лишь те, кто платил налог в размере не менее трехдневной заработной платы. Среди 25 млн. жителей Франции таких граждан насчитывалось не более 4,3 млн. человек. Сохранялись не отмененные августовскими законами повинности крестьян. Помимо непосильного выкупа крестьяне должны были еще уплатить большие налоги.
    В то же время Собрание старалось удовлетворить требования собственников и производителей. По всей стране была разрешена свободная торговля хлебом, отменены внутренние таможенные сборы и цехи. Ввозные пошлины немного увеличились. Вводилась единая система налогообложения, ликвидировалось большинство феодальных пережитков. Эти меры содействовали развитию торговли и промышленности.
    Учредительное собрание объявило церковные земли национальным имуществом. Был введен декрет о введении так называемого гражданского устройства церкви. Священники в будущем подлежали переводу на жалованье с отменой десятинной платы от прихожан. Декреты 1790 года вводили гражданский брак и гражданскую регистрацию актов рождения.
    Принятые Учредительным собранием законы объективно способствовали совершенствованию управления государством, открывали широкие возможности для развития торговли и предпринимательства.

    Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье.
    Эпохой Просвещения или Веком разума принято называть период истории Европы с 1650 года по 1750 год, во время которого произошли радикальные изменения в философии и мировоззрении европейцев. Главным центром этих перемен стала Франция. Эта эпоха связана с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Г.М. Мабли, К.А. Гельвеция, П.А. Гольбаха, Ж.Л.Д' Аламбера и др.
    Философия Просвещения была весьма многогранна. В ее основе лежала оптимистическая вера в могущество разума, понимаемого как рациональное мышление, и в неограниченные возможности прогресса. Просвещение было сугубо интеллектуальным движением, основанным на постоянном стремлении к знаниям.
    Этой эпохе были свойственны особое уважение к науке и живой интерес к народам, животному и растительному миру самых отдаленных уголков Земли, многие представители которых только-только стали известны европейцам.
    Одним из важнейших достижений эпохи Просвещения стала огромная «Энциклопедия», которая, по замыслу, должна была включать в себя все знания, накопленные человечеством к этому времени. Главными организаторами этого издания быля Дидро и математик Д'Алам-бер. В статьях «Энциклопедии» подвергались критике церковь, остатки крепостничества, произвол королевской власти. Она содержала множество статей, написанных различными учеными и философами. Вера в то, что люди могут самостоятельно познавать окружающий мир, неизбежно вела к отрицанию высших авторитетов. Этим просветители бросали серьезный вызов церкви, которая ясно осознала угрозу своим интересам, хотя большинство ведущих философов оставались убежденными христианами. Некоторые видные ученые за свои взгляды попадали в тюрьму. Труды других, например, Декарта, были запрещены.
    Подлинным титаном эпохи Просвещения был Вольтер.
    Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) — французский писатель и философ-просветитель. Иностранный почетный член Петербургской Академии наук (1746). Имя Вольтера является синонимом эпохи Просвещения. Он был подлинным гением своего времени. С одинаковым блеском Вольтер проявил себя в литературе, публицистике, истории и философии. Великий мыслитель дебютировал в 1717 году тра­гедией «Эдип». Подобно Монтескье, Вольтер был очарован Англией. Его «Философские письма», опубликованные в 1734 году, явились своеобразным итогом трехлетнего пребывания Вольтера в Англии. Он противопоставлял английские порядки, английскую философию, науку и литературу французским. Вольтер неоднократно подвергался гонениям властей. В молодости он узнал казематы Бастилии, позже предпочел не испытывать судьбу, и последнее десятилетие жизни провел в положении изгнанника на самой границе Франции, в Фернейском поместье. В столицу Вольтер вернулся лишь в 1778 году. Но уже спустя три месяца Париж, недавно восторженно встретивший гения, оплакивал его. Вскоре после прибытия в столицу Вольтер умер.
    Перу Вольтера принадлежит множество разнообразных сочинений - философских и политических трактатов, исторических трудов, поэм, пьес, романов, повестей. Блестящий и легкий стиль, неистощимое остроумие и логичность изложения содействовали успеху его произведений. Широкую известность приобрел его «Философский словарь», а также книги: «Опыт о духе и нравах народов», «Век Людовика XIV». Вольтер был сторонником конституционной монархии, ограничения власти короля, он выступал за уничтожение привилегий духовенства и дворянства. Вольтер беспощадно высмеивал церковное мракобесие и осуждал преследования гугенотов. Он выступал против фанатизма и религиозной нетерпимости церкви.
    Вольтер, вместе с тем, допускал существование Бога, но лишь как разумного первоначала мира, считая, что все в природе происходит согласно естественным законам. Однако Вольтер никогда не был атеистом. Он сказал: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать». Религию Вольтер считал гарантом порядка в обществе. Выдающийся мыслитель никогда не призывал к революции, однако вся его деятельность объективно способствовала разрушению устоев абсолютизма.
    Не менее значительной была личность Шарля Монтескье, одного из известнейших деятелей эпохи Просвещения.
    Монтескье Шарль Лун (1689—1755) — французский просветитель, правовед, философ, писатель. Лишь небольшая часть Франции знала Монтескье как барона де ла Бреда де Секонда, который был сначала советником, а затем президентом бордоского парламента. Он различал три формы государственного управления: деспотию, основой которой является страх; монархию, основанную на «принципе чести», и республику, покоящуюся, по убеждению автора, на добродетели. Учение Монтескье отразилось в американской Конституции и в ряде документов первых этапов Французской революции. У него было много сторонников среди либеральных кругов Франции.
    Главным произведением Ш.Монтескьё стал его обширный труд «О духе законов» (1748). Идеалом Монтескье была конституционная монархия английского образца с парламентом из двух палат и разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он выступал за прочные гарантии частной собственности и личной свободы. Под свободой он понимал право «делать все, что не запрещено законом».
    Свое достойное место в эпохе Просвещения занимал сын женевского часовщика Жан Жак Руссо (1712—1778). В ранних сочинениях он осуждал распущенность, роскошь и излишества дворянской знати, призывал к простоте, уме­ренности, близости к природе. В трактате «О причинах и происхождении неравенства» (1754) Руссо доказывал, что источником всех общественных бедствий и неравенства является частная собственность. Но он не призывал к ее отмене. Руссо предлагал только ограничение ее размеров для устранения крайностей богатства и нищеты. Идеалом Руссо было общество из самостоятельных крестьян, ремесленников и торговцев, без роскоши богачей и бедствий неимущих. В чрезмерном богатстве одних и нищете других Руссо видел нарушение «естественных прав» человека, к которым он относил свободу, равенство, право на жизнь и счастье. Лучшую форму правления Руссо видел в демократической республике с непосредственным участием народа в управлении государством.
    Казнь короля и установление республики
    27 августа 1791 года в саксонском замке Пильниц прусский король Фридрих Вильгельм II и император Священной Римской империи Леопольд II (брат жены Людовика XVI Марии-Антуанетты) под давлением эмигрировавших из Франции аристократов подписали документ, декларировавший их готовность оказать поддержку королю Франции, в том числе военную. Жирондисты , сторонники республики, воспользовались этим, чтобы склонить Законодательное собрание к войне с Австрией, которая была объявлена 20 апреля 1792 года. Когда французские войска начали терпеть поражения, в этом обвинили королевскую семью.
    Свержение конституционной монархии

    10 августа 1792 года произошло восстание, в результате которого Людовик был свергнут и заключен под стражу по обвинению в предательстве национальных интересов. Законодательное собрание сложило свои полномочия: теперь, в отсутствие короля, нужно было писать новую конституцию. Для этих целей был собран новый законодательный орган — выбранный Национальный конвент, первым делом провозгласивший Францию республикой.
    В декабре начался суд, который признал короля виновным в злоумышлении против свободы нации и приговорил его к смертной казни.

    Марш, написанный Клодом Жозефом Руже де Лилем (военным инженером, по совместительству — поэтом и композитором) 25 апреля 1792 года. В 1795 году Марсельеза стала национальным гимном Франции, лишилась этого статуса при Наполеоне и, наконец, вернула его в 1879 году при Третьей республике. Ко второй половине XIX века стала международной песней левого сопротивления.
    Якобинская диктатура, Термидорианский переворот и установление Консульства

    Несмотря на казнь короля, Франция продолжала терпеть неудачи в войне. Внутри страны вспыхивали мятежи монархистов. В марте 1793 года Конвент создал Революционный трибунал, который должен был судить «предателей, заговорщиков и контрреволюционеров», а вслед за ним — Комитет общественного спасения, который должен был координировать внутреннюю и внешнюю политику страны.
    Изгнание жирондистов, якобинская диктатура

    Большое влияние в Комитете общественного спасения получили жирондисты. Многие из них не поддержали казнь короля и введение чрезвычайных мер, некоторые выражали возмущение тем, что Париж навязывает свою волю стране. Соперничавшие с ними монтаньяры 

    направили против жирондистов недовольных городских бедняков.
    31 мая 1793 года у Конвента собралась толпа, требовавшая исключить из него жирондистов, которых обвинили в предательстве. 2 июня жирондистов отдали под домашний арест, а 31 октября многие из них были гильотинированы по приговору Революционного трибунала.
    Изгнание жирондистов привело к гражданской войне. Притом что одновременно Франция вела войну со многими европейскими государствами, конституция, принятая в 1793 году, так и не вступила в силу: до наступления мира Конвент ввел «временный революционный порядок управления». Практически вся власть была теперь сконцентрирована в его руках; на места Конвент отправлял комиссаров, обладавших огромными полномочиями. Монтаньяры, имевшие теперь огромное преимущество в Конвенте, объявляли своих противников врагами народа и приговаривали к гильотинированию. Монтаньяры отменили все сеньориальные повинности и стали распродавать крестьянам земли эмигрантов. Кроме того, они ввели максимум, до которого могли подниматься цены на самые необходимые товары, в том числе на хлеб; для того чтобы избежать дефицита, им пришлось силой отнимать у крестьян зерно.
    К концу 1793 года большинство мятежей были подавлены, а ситуация на фронте переломлена — французская армия перешла к наступлению. Тем не менее количество жертв террора не уменьшалось. В сентябре 1793 года Конвент принял «Закон о подозрительных», предписывавший содержать под арестом всех людей, которые не обвинялись ни в каком преступлении, но могли его совершить. С июня 1794 года в Революционном трибунале были отменены допросы подсудимых и их право на адвокатов, а также обязательные допросы свидетелей; для людей, признанных трибуналом виновными, теперь предусматривалось только одно наказание — смертная казнь.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта