Главная страница
Навигация по странице:

  • 476

  • Становление феодального строя После падения Рима Европа состояла из «варварских королевств»

  • Возникновение городов В самом начале эпохи средневековья на всей территории европейских государств преобладало натуральное хозяйство.

  • Языческая Римская Империя отличалась очень низким моральным уровнем

  • 1054

  • Индия (VII – XVIII вв.).

  • Социально-экономическое развитие

  • Великим переселением народов в Европе

  • Япония (III – XIX вв.). 604 г.

  • Социально-экономический строй

  • Мекка

  • Средневековье как эпоха в истории стран Европы и Востока. вопрос 1. Начало периода Средних веков 476


    Скачать 26.08 Kb.
    НазваниеНачало периода Средних веков 476
    АнкорСредневековье как эпоха в истории стран Европы и Востока
    Дата19.09.2022
    Размер26.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопрос 1.docx
    ТипДокументы
    #684876

    Эпоха Средневековья является одним из самых загадочных и противоречивых периодов в истории человечества.  

    Начало периода Средних веков

    476 год нашей эры ознаменован падением Западной Римской Империи. Последний римский монарх Ромул Август вынужден был под давлением варваров отречься от престола. 476 год был годом конца истории древнего мира.

    Падение Рима повергло в шок и самих завоевателей-варваров, не говоря уже о простом населении. Начался всеобщий хаос, на смену которому пришло забвение. Множество открытий, культурных и технических достижений, сделанных учеными Римской Империи, было забыто. Вся Европа по своему развитию откатилась на несколько столетий назад.
    Становление феодального строя

    После падения Рима Европа состояла из «варварских королевств», которые управлялись властью монархов. Короли делали земельные пожалования дворянам, а также церковному руководству и монастырям. Это стало благоприятной почвой для развития синьориальной власти. Новоявленные сеньоры подчиняли себе и эксплуатировали население, которое проживало на подаренных им землях. Крестьяне, проживающие на земле феодала, не являлись его собственностью. Однако за пользование земельным наделом они были вынуждены нести определенные повинности или вносить высокую плату.

    В это время произошло расслоение самого дворянского общества на сеньоров и вассалов. На самой высокой ступени феодальной лестницы стоял король. Его вассалами были герцоги и графы, которые в свою очередь имели вассалами баронов. Самой низшей аристократической ступенью были рыцари, являющиеся дворянами, но не имеющие титулов.

    Само понятие рыцарь произошло от немецкого глагола «ездить» и буквально обозначало «всадник» или «наездник». Рыцарское сословие появилось у франков. Как правило, рыцари несли военную службу, но при этом были землевладельцами.
    Возникновение городов

    В самом начале эпохи средневековья на всей территории европейских государств преобладало натуральное хозяйство. Все необходимое для жизни производилось внутри феодальной вотчины.  Крестьяне производили для себя и своего сеньора продукты питания, ткани, посуду и прочие предметы необходимости. Однако не все товары можно было произвести самостоятельно.  Например, соль и изделия из металла приходилось покупать. Кроме этого Европу нередко посещали купцы с Востока, которые предлагали приобрести у них предметы роскоши. Таким образом, начала развиваться торговля.  Ремесленников в то время было мало, но в результате частых неурожаев немало представителей крестьянского населения сочли для себя за лучшее изучать ремесла. Это приносило больший доход, а также давало возможность не быть привязанным к земельному наделу, предоставленному феодалом, за который необходимо было платить немалую ренту.

    Ремесленники создавали свои поселения на землях, принадлежащих дворянам или монастырям. Они выбирали место для поселения рядом с торговыми путями или на берегах рек. Чтобы защититься от нападений и грабежей, ремесленники окружали свои поселения прочными стенами, а также просили защиты у сеньора. В обмен за проживание и обеспечение безопасности они должны были платить феодалу. Таким образом в период с ХI по ХVI век на территории средневековой Европы происходит развития городского строя как экономической и политической системы.
    Создание ремесленных цехов

    Государственная и церковная власть поощряли развитие городов, так как последние являлись источниками крупных денежных поступлений. Постепенно происходило расслоение городского общества, в котором выделился господствующий класс, впоследствии получивший название – буржуазия. Богатые горожане требовали для себя улучшенных условий для жизни и различных предметов роскоши. Спрос на все это можно было удовлетворить, подготовив профессиональных ремесленников. Те, кто в совершенстве владел каким-либо видом ремесла, брали себе учеников и подмастерьев.

    Среди ремесленников была жесткая конкуренция. Чтобы защититься от нее представителям данного сословия приходилось объединяться в цеха. Основной функцией цеха являлась монополизация ремесла, которым он занимался. Каждый цеховой мастер имел в своей собственности средства производства, которые использовал при работе в собственной мастерской. Сыновья мастера получали мастерскую и чин по наследству. Если же кто-то со стороны заинтересовался ремеслом и захотел стать членом цеха, то он должен был сначала поступить в ученики к какому-нибудь цеховому мастеру после этого стать подмастерьем и лишь затем мастером.

    Некоторые представители буржуазии, накопившие достаточно крупные капиталы занялись ростовщичеством – предоставлением денег в долг под проценты. Это стало началом возникновения банковской системы.
    Городской быт

    Что касается быта населения средневековой Европы, то это было одной из самых больших проблем данной эпохи. Как уже говорилось выше, все достижения цивилизаций древнего мира были забыты. Остались только обрывочные воспоминания, из которых представителями церкви были созданы целые философии порой крайне нелепые и приносящие большой вред.

    Примером может послужить, вопрос личной гигиены. В воспоминаниях средневековых церковников осталось то, что когда в Риме было легализовано христианство, то пришедшие к власти представители нового вероисповедания, немедленно закрыли все общественные бани. Не потрудившись изучить причины этого нововведения, представители духовенства сделали «логичный» вывод: раз их единомышленники закрыли бани, то мыться – грех.

    Однако причина была совсем в другом. Языческая Римская Империя отличалась очень низким моральным уровнем.  Культы, которые там практиковались, разрешали абсолютно все – от беспорядочной сексуальной жизни до противоестественных пороков. О супружеской верности в Древнем Риме не было и речи. И очень часто местами, где предавались разврату, становились бани (в Римской Империи их называли термы). Зачастую горожане посещали эти заведения не с целью навести чистоту, а для далеко не невинных развлечений. Учитывая благосостояние государства в то время, каждый мог помыться у себя дома. Именно в целях борьбы с безнравственностью христиане, пришедшие к власти, ликвидировали эти порочные точки. Однако, на основании подобных сведений, населению внушалось, что мыться не следует вообще. Дошло до того, что подобную процедуру возвели в ранг медицинской и производили один или два раза за всю жизнь. Среди медиков того времени существовало заблуждение, что мытье открывает поры и дает возможность проникать в организм человека различных болезней. Следствием подобных заблуждений являлась подверженность организма различным опасным заболеваниям. Годами немытое тело, вши становились причиной заболеваний дизентерией, тифом, чесоткой и т.п.

    Не лучшим образом дело обстояло санитарным состоянием городских улиц. Население не знало, что такое водопровод и канализация. Эти конструкции широко применялись Древнем Риме, но впоследствии были забыты, как и многое другое. Если в сельской местности возводились примитивные уборные с выгребными ямами, в городах для известных целей использовались ночные горшки, содержимое которых, равно как и помои, выливали из окон прямо на улицу. Никакой уборки не проводилось. Во время дождя потоки нечистот неслись по городу и сливались в ближайший водоем, из которого брали воду для питья и прочих хозяйственных нужд. Скученность и антисанитария приводили к возникновению распространению инфекционных болезней. Самыми страшными были эпидемии чумы и оспы, которые за короткое время опустошали целые города.

    Улицы средневекового города были очень тесными. Самым просторным местом была центральная площадь, на которой располагались торговые ряды и ратуша (здание, где собирались представители местной власти). На площади находился большой колокол, в который звонили, оповещая горожан, о каких-либо бедствиях (пожар, нападение врагов, начало эпидемии).
    Власть церкви

    Большинство государств средневековой Европы было были христианскими. Вероисповедание связывало между собой даже враждующие страны. Церковь требовала от населения одинаковых взглядов на мир и выполнения определенных правил поведения.

    В XI веке произошло обострение отношений между представителями христианской церкви Византии и Западной Европы. Основной причиной разногласий стала роль папы римского в церковной жизни. Духовенство Западной Европы признавало его владыкой всего христианского мира, с чем не были согласны представители византийского духовенства.

    В 1054 году христианская церковь раскололась на католическую и православную. Католическая церковь подчинялась папе римскому, а главой православной стал византийский патриарх.

    В средневековой Европе католическое духовенство стало главным сословием. Церковь существовала за счет церковных десятин, которые обязаны были оплатить все жители государства. Налоги духовенство не платило.

    С течением времени представители католической церкви стали стремиться к обогащению и окружать себя роскошью. Церковные должности продавались и покупались, богатства церкви достигли таких размеров, что стали вызывать зависть у феодалов. Поведение священников очень сильно отличалось от праведной жизни представителей первоапостольской церкви. Все это не могло уйти от внимания народа – церковь начала терять авторитет в его глазах. Последней каплей стал выпуск индульгенцией – документов гарантирующих спасение души после смерти. Чтобы получить такую бумагу, нужно было заплатить большие деньги и нередко люди продавали все для покупки себе места в раю. В результате стали появляться проповедники, разоблачающие церковные догматы и призывающие народ вернуться к жизни по Евангелию, как это делали первые христиане. Католическая церковь называла таких проповедников еретиками и жестоко их преследовала.

    Для борьбы с еретиками папа римский учредил специальный орган – инквизицию. Представители этой структуры занимались слежками и доносами с целью выявления еретически настроенных граждан. Тех, кто попадал в руки инквизиции, жестоко пытали и зачастую приговаривали к смерти. Основным видом казни было сожжение заживо на костре.

    Несмотря на все карательные меры со стороны инквизиции, количество недовольных увеличивалось. После введения индульгенций один из монахов по имени Мартин Лютер начал открытую борьбу против государственной религии. Деятельность Лютера ознаменовалась тем, что он прибил к двери одной из церквей пергамент, содержащий  95 тезисов с критикой учения католицизма. Народ, уставший от произвола церковников, с готовностью поддержал нового лидера. Так началось движение реформации, которое привело к возникновению нового христианского течения – протестантизма.

    Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития. Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

    Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (Византия, Сасанидский Иран), в других – он сопровождался социальными потрясениями (Китай). На исторической арене в этот период рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

    Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма. «Запаздывание» восточных обществ: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

    Индия (VII – XVIII вв.).Раджпутский период (VII-XII вв.). В IV-VI вв. н.э. на территории современной Индии сложилась мощная империя Гуптов. Эпоха Гуптов, воспринимая как золотой век Индии, сменилась в VII-XII вв. периодом феодальной раздробленности. Упадка культуры не произошло в силу развития портовой торговли. ВVI-VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий – Северная Индия, Бенгалия, Декан и Крайний юг. Канвой политических событий VIII-Х вв. стала борьба за Доаб (междуречье Джамны и Ганга). В Х в. ведущие державы страны пришли в упадок, разделились на независимые княжества.Социально-экономическое развитие Индии характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были индусские храмы и монастыри. С VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Индийская община оставалась независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем, хотя торговые операции с землей непременно контролировались общинной администрацией. Новые города возникали возле замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. На этапе феодальной раздробленности индуизм окончательно взял верх над буддизмом, победив его силой своей аморфности, что как нельзя лучше соответствовало политическому строю эпохи.

    Китай (III – XVII вв.).Эпоха раздробленности (III-VI вв.). Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства (Вэй-на севере, Шу-в центральной части и У-на юге), власть в которых по типу приближалась к военной диктатуре.В 581 г. на севере произошел государственный переворот: полководец Ян Цзянь отстранил от власти императора и переменил название государства Суй. В 589 г. он подчинил своей власти южное государство и впервые после 400-летнего периода раздробленности восстановил политическое единство страны. IV в. становится временем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим переселением народов в Европе. Пришедшие из центральных районов Азии племена сюнну, саньбийцев, цянов, цзе, ди оседали не только на северных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с коренным китайским населением. Период политической раздробленности сопровождался заметной натурализацией хозяйственной жизни, упадком городов и сокращением денежного обращения. Мерилом стоимости стали выступать зерно и шелк. Была введена надельная система землепользования (чжань тянь), которая сказалась на типе организации общества и способе управления им. Закрепление за каждым работником, отнесенным к сословию лично-свободных простолюдинов, прав на получение участка земли определенных размеров и установлении фиксированных налогов с него. Повышение роли аристократии. Знатность определялась принадлежностью к старым кланам. Родовитость закреплялась в списках знатных фамилий, первый общий реестр которых был составлен в III в. Еще одной отличительной чертой общественной жизни III-VI вв. было усиление личностных отношений. Принцип личного долга младшего перед старшим занял ведущее место среди моральных ценностей.

    Япония (III – XIX вв.). 604 г. создание принцем Сетоку-тайси «Законоположения из 17 статей». В них был сформулирован главный политический принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. Внешнеполитическими приоритетами были сношения со странами Корейского полуострова, доходившие иногда до вооруженных столкновений, и с Китаем, имевшие форму посольских миссий и цель заимствования любых подходящих новшеств. Социально-экономический строй III-VII вв. вступает в стадию разложения патриархальных отношений. Общинные пахотные земли, находившиеся в распоряжении сельских дворов, начинают постепенно подпадать под контроль сильных кланов, противоборствующих друг с другом за исходные ресурсы; землю и людей. Отличительная особенность Японии состояла в той значительной роли родоплеменной феодализирующейся знати и более явственной, чем где-либо еще на Дальнем Востоке, тенденции к приватизации земельных владений при относительной слабости власти центра. В 552 г. в Японию пришел буддизм, который повлиял на унификацию религиозных и морально-эстетических идей.

    Арабский халифат (V – XI вв. н.э.). На территории Аравийского полуострова уже во II тыс. до н.э. жили арабские племена, входившие в семитскую группу народов. Часть населения этого полуострова жила в городах, оазисах, занималась ремеслом и торговлей. Другая часть кочевала в пустынях и степях, занималась скотоводством. Через Аравийский полуостров проходили торговые караванные путимежду Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей. Пересечением этих путей был Мекканский оазис близ Красного моря. В этом оазисе жило арабское племя курейш, родоплеменная знать которого, используя географическое положение Мекки, получала доходы от транзита товаров через их территорию. Мекка стала религиозным центром Западной Аравии. Здесь был расположен древний доисламский храм Кааба.

    Мухаммед (ок. 570-632 или 633), ставший основателем новой для арабов религии – ислама. В основе этой религии лежат догматы иудаизма и христианства: вера в единого бога и его пророка, страшный суд, загробное воздаяние, безусловная покорность воле бога. В 630 г. он захватил Мекку, местная знать вынуждена подчиниться новой религии. (Ок. 650) после смерти Мухаммеда его проповеди и изречения были собраны в единую книгу Коран (114 сур, в которых изложены основные догматы ислама, предписания и запреты). Исламская религиозная литература - сунна. В ней приведены предания о Мухаммеде. Мусульмане, признавшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а признавшие лишь один Коран, – шиитами.

    Преемники Мухаммеда – халифы, начали серию завоевательных походов. Они завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию. Уже в 638 г. они захватили Иерусалим. До конца VII в. под властью арабов оказались страны Ближнего Востока, Персия, Кавказ, Египет и Тунис. В VIII в. были захвачены Средняя Азия, Афганистан, Западная Индия, Северо-Западная Африка. К середине IX в. арабами были захвачены Сицилия, Сардиния, южные районы Италии, остров Крит. На этом арабские завоевания прекратились, но велась многолетняя война с Византийской империей. Арабы дважды осаждали Константинополь. Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие. Через арабов Европа познакомилась с культурными достижениями восточных народов, в первую очередь с достижениями в области точных наук – математики, астрономии, географии и др.

    История Арабского халифата, насчитывающая всего шесть веков, была сложной, неоднозначной и в то же время оставивший значительный след в эволюции человеческого общества планеты.


    написать администратору сайта