Главная страница

Нации КЗ. эссе. Нации, так же как индивиды, могут жить двояко либо воруя, либо производя


Скачать 20.48 Kb.
НазваниеНации, так же как индивиды, могут жить двояко либо воруя, либо производя
АнкорНации КЗ
Дата06.11.2021
Размер20.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе .docx
ТипДокументы
#264434

Эссе

Нации, так же как индивиды, могут жить двояко: либо воруя, либо производя. А. Сен-Симон

Актуальность темы определяется двумя важнейшими аспектами, характерными для современного общественного развития. 

Во-первых, это беспрецедентная роль, которую играют понятия нация и национализм в современном обществе. 

Эти два понятия все более явно выступают системообразующим фактором общества в региональном, национальном и общемировом масштабах. 

Они являются определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой духовного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития общества и личности.

Нация - это сложный феномен. Она содержит различные элементы, соединенные печатью национального своеобразия. Она сложилась в ходе длительного культурного развития народа, как результат произведения культурных ценностей, как итог эстетического освоения им действительности. Концепция нации как воображаемого сообщества авторства британского политолога и социолога Бенедикта Андерсона давно стала одним из базовых оснований понимания и проблематизации любых вопросов, связанных с процессами образования и трансформаций современных наций, национальных государств, национальной идентичности. Андерсон определяет нацию как «воображённое политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное»

Смит подчеркивает, что нужно различать два значения понятия «нация». Первое связано с его использованием как категории анализа или в качестве идеального типа, второе – как чисто описательного термина по отношению к историческому типу человеческого сообщества. Первый вариант важен для существования общей концепции нации, так как понимание «нации» в качестве идеального типа может быть применимо ко всем историческим периодам. При этом нации должны рассматриваться безотносительно к национализму, но в связи с этнией.
Считаем, что «за» больше Так как, у Энтони Смит в своём произведении даёт понять что: Мир естественным образом разделен на нации, каждая из которых имеет свой особый характер и судьбу. Нация – это источник всей политической власти, и лояльность к ней превосходит все остальные виды лояльностей. 
Если люди хотят быть свободными и самореализоваться, они должны идентифицировать себя с нацией и осознавать свою принадлежность к ней. Его концепцию  нации  можно назвать историко-этноцентрической уже потому, что он убедительно показывает и исторический процесс  формирования  национальной общности, и ее преемственность с предыдущими формами этнической жизни. Свои идеи он изложил в широко известных и особенно часто цитируемых работах: «Теории  национализма». По его словам, он взялся за исследование национализма потому, что предмет был слабо изучен. Во второй половине XX столетия национализм приобрел особую актуальной в связи с модернизацией стран Азии и Африки и мощными движениями их народов под его знаменем. Он подчеркивает, что национализм имеет не только языковые и культурные корни, но особые социальные и политические условия  формирования .  Э  Смит  также, и это необходимо отметить особо, решительно отвергает абстракт­ные схемы, общие рассуждения о  нации , сводящие ее к «иллюзии», простому «воображению», феномену, лишенному реального содержания. Он не приемлет положения о том, что якобы  нации  являются искусственными сообществами, скрепленными по большей части надуманны­ми узами.Если  нация  «вымышленная» или «построенная» на основе «изобретения» традиций и легенд о ее возникновении, то почему, спрашивает он, это «изобретение» так часто и в столь различных культурных и общественных условиях умеет затронуть такие потаенные струны, вызывая при этом столь долгий отзвук? Энтони  Смит  не приемлет и тезиса о том, что  нации  суть феномены современности, рожденные процессами Модернизации. И этот «миф» придает драматизм рассказам о модернизации, давшей жизнь  нациям , которые на этой картине отражают первую ступень человеческой истории — радикального отрыва совре­менных индустриальных обществ от традиционных, аграрных. Он утверждает также и объективность, непреднамеренность процесса « формирования »  наций . На Западе, например, государства сплачивались вокруг доминировавших этнических групп и сообществ, в свою очередь, постепенно становились национальными .Разумеется, из этого нельзя сделать вывод, будто  нации  возникли в XV в. в Англии, Испании, Франции и т.д. С периода XVI—XVII веков процессы  формирования   наций  только начинаются, завершившись в Европе в XVIII—XIX вв. Вот почему так важно и необходимо, считает  Э .  Смит , изучать культурные модели досовременного общества, которые могут объяснить, отчего столь много людей тяготеют к  нации  как к первостепенному объекту своей привязанности и солидарности в современном мире. И он создал своеобразную концепцию этничности как первоосновы национальной жизни.

А, «ПРОТИВ» Кажется, она полностью раскрывает содержание, будучи полемически заострена против всех концепций нации и национализма, предполагающих некоторую объективную, независимую от социальных конструкций составляющую этих феноменов. Андерсон становится на конструктивистскую точку зрения. И может показаться, будто формула эта — действительно исчерпывающая, а дальше, собственно, «можно и не читать» — и так ясно, что национализм обязан своим возникновением не осознанию подлинно существующей между людьми общности, но конструкции, воображению, чему-то, скорее всего, не подлинному и ошибочному. Но мало того, подобное отнесение концепции Андерсона к конструктивизму способно также внушить мысль, будто для самой социологии здесь, в принципе, нет ничего нового, потому что, в конце концов, все сообщества, строго говоря, воображаемы. Они существуют лишь постольку, поскольку участвующие в них люди воспринимают себя именно в качестве членов таковых. Но что значит «воспринимать себя в качестве члена сообщества»? Почему именно сообщества, а не общества и не государства? Все эти вопросы напрашиваются здесь невольно, и пытаясь разобраться в них, по видимости столь невинных, мы понемногу начинаем осознавать масштаб концепции Андерсона и ее поистине фундаментальное значение.

В самом деле, что значит, скажем, для двух людей представить себя и друг друга членами одного и того же социального образования (малого взаимодействия, отношения, группы — не будем останавливаться на столь важных в принципе, но не уместных сейчас терминологических тонкостях)? Во всяком случае, мы не станем сразу же говорить о работе воображения. Потому что воображение предполагает все-таки некоторое усилие, выход за пределы очевидности. В случае простейшего социального взаимодействия такого усилия почти не требуется. Оно дано как нечто самоочевидное, само собой разумеющееся для тех, кто просто видит и слышит друг друга. Быть может, воображение вступает в свои права тогда, когда нам приходится с некоторым уже усилием воспринять как свое то, что рассредоточивается, удаляется от нас в пространстве и времени, что перестает непосредственно — говоря языком уже другой традиции — быть нашим жизненным миром?
Но почему обязательно воображение? Для нас в словах «общение», «община», «общество», «сообщество», «общественный» явственен один и тот же корень. Речь идет об «общем» в том или ином виде. В европейских языках, на которых создавалась социологическая терминология, это выглядит совершенно иначе. «Общество» здесь производят не от «общего», но от «общения», имеющего преимущественно характер (делового) партнерства, равноправного сотрудничества независимых индивидов, а не той глубокой, интимной, чуть ли не органической связи, о которой напоминает нам русское слово «община». «Сообщество» — другое дело. Это именно общность, основанная на общем, а не на общении. И «воображаемое сообщество» — это не представляемая возможность общения, но представляемое общее, нечто более интенсивное, чем любого рода «общество», нечто более глубоко укорененное, нежели исторически во многом случайные границы «нации-государства», какой бы смысл ни вкладывался в эти границы националистами или их противниками.
В заключении думаем что, Э.Смит В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, и, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Немного непонятной всё же показалась мне идея Андерсона о том, что собственно национализм зародился на американском континенте. Хоть автор и акцентировал этот свой вывод специально, его мысль в полной мере до меня, увы, не дошла.


написать администратору сайта