идеентичность страны. Асанали_итсория. Национальная идентичность и историческая память
Скачать 4.54 Kb.
|
Сделал работу: Хасанулы Асанали ЛЭ(С)-21-4 НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ Воспитание историей это воспитание ответственного гражданина. Сейчас распространено мнение, что воспитание гражданской идентичности берет на себя, так называемое, образование наследием, которое осуществляется через школьное историческое образование, многочисленные музейные экспозиции, памятные места и экскурсии, а также через общественную среду, включая семейное воспитание. Сегодня преподавание истории - одна из самых острых и обсуждаемых проблем среди ученых и представителей общественности. В обществе существует несколько вариантов обращения к истории. Один из них — научная историография, т.е. академическая версия прошлого, созданная профессионалами на основе документальных источников. Но есть и так называемая народная история, воплощенная в местах памяти, музейных экспозициях, календаре, топонимике, словаре. Есть история национального самосознания, формирования и эволюции идентичности народа или этнических групп в рамках одного государства. Наконец, сегодня, можно говорить о медийном варианте исторического видения, воплощенном в многочисленных исторических сериалах, блокбастерах, телевизионных шоу. Безусловно, создатель фильма на историческую тему может пренебречь фактической точностью и исторической последовательностью и даже позволить себе чистый вымысел, если того требует художественный замысел. Драматическая сторона телевизионных шоу представляет собой антипод академической трактовки одних и тех же проблем. Но все названные варианты истории имеют отношение к формированию национального самосознания. Школьная история есть одна из особых форм использования исторического знания. Ее отличительной чертой является выраженное политическое воздействие и правительственный контроль, и прежде всего через такие механизмы, как учебные планы, программы и система экзаменов. Школьная история является вариантом истории официальной. Учебные версии истории — не рыночный продукт. Им являются телевизионные исторические сериалы, которые могут иметь широкую популярность и воздействовать не меньше школьных версий. И все же школьные учебники остаются основным инструментом обучения истории. Почему в школьной истории национальная версия прошлого стоит на первом месте, понятно: свою историю нужно знать и передавать следующим поколениям. Отечественная история - существенный компонент национальной идентичности. Считается, что общество, которое не интересуется своим прошлым, рискует потерять свою идентичность. Известный историк Э.Хобсбаум рассуждал, - «Почему все режимы принуждают молодых людей изучать в школе историю? Не для того, чтобы понимать свое общество и происходящие в нем изменения, а для того, чтобы принять это общество как свое, гордиться им и стать хорошим гражданином …» В связи с этим, некоторые ученые считают школьную историю несколько мифологизированной. Как пишет один из них, национальное прошлое в качестве компонента идентичности «содержит зерна исторических фактов, вокруг которых вырастает клубок преувеличений, идеализации, аллегорий и искажений, а вместе они составляют разделяемый широкими кругами общественности исторический рассказ о героическом прошлом, который служит коллективной потребности в настоящем и в будущем». В настоящее время национальная идентичность уже не рассматривается как основанная только на прошлом страны и ее народа. Важные инструменты формирования национального самосознания — это религия, язык, символы и памятные места, праздничные дни, художественная культура и СМИ. Сегодня новая историческая культура характеризуется гораздо более широкой вовлеченностью массовой публики в исторические сюжеты - от истории рода и семьи до реконструкции древних эпох и героических событий. Современное историческое сознание стало менее строгим, более ярким, но не более ограниченным. |