итоговое сочинение. Документ Microsoft Word (2). Надежда
Скачать 23.5 Kb.
|
НАДЕЖДА – обращение человека в будущее, радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для него. С одной стороны надежда робкая, тихая, неуверенная, суеверная, серьезная, а с другой стороны — легкомысленная, ветреная и даже буйная и дремотная. Итак, надежда - это эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения. Надежда – это те силы, которые непосредственно изнутри строят нас, поддерживают жизнь («Надежда уходит последней»), они позволяют держаться и находить выходы из самых сложных ситуаций. ОТЧАЯНИЕ – потеря, отсутствие надежды, ощущение безысходности, отсутствия перспективы., состояние крайней безнадёжности, переживание жизненного краха. Включает гамму чувств: тоску, страх, ужас, гнев, ярость, ощущения бессмысленности существования, депрессию. Характеризует психическое самочувствие отдельных людей и социальных групп. Обычно указывает на серьёзный психологический кризис личности или её сложную жизненную ситуацию. Особенно часто состояния отчаяния возникает в периоды общественных потрясений, когда многие люди чувствуют, что повлиять на происходящее они не имеет никакой реальной возможности; Ложные надежды могут погубить человека. В пьесе М. Горького «На дне» ложь во благо обернулась трагедией: актер, разочаровавшийся в мечте об избавлении от пьянства, повесился. Дело в том, что странник Лука соврал ему о больнице, где бесплатно лечат алкоголиков. Актер вновь поверил в чудо и стал собираться в путь, но странник ушел из ночлежки, а все остальные сказали герою правду: таких мест нет. Персонаж не смог вынести крушения напрасных надежд и наложил на себя руки. Так, пустые обещания создают лишь вредоносные иллюзии, после которых у человека остается лишь разочарование. Надежда — это вера в лучшее, которая дает нам стимул жить и идти вперед. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Данко смог совершить подвиг, потому что надеялся на чудо. Он верил, что сможет вывести свой народ из леса и помочь ему устроиться на новой земле. Его сердце пылало этой верой, поэтому он смог осветить им путь к свободе. Но сами люди, ради которых он жертвовал собой, отчаялись и набросились на спасителя с упреками и злобой. Безверие едва не погубило их, ведь они были в шаге от цели! Выход был найден, но только благодаря надежде Данко на успех дела, и вопреки тем, кто дал волю отчаянию и унынию. Дж. Лондона «Любовь к жизни» В рассказе «Любовь к жизни» речь идет о двух золотоискателях, которые после долгих скитаний по чужой негостеприимной земле и обнаружения богатой жилы возвращаются к месту первой стоянки. Главный герой произведения вскоре остается один, бесчеловечно брошенный своим товарищем на произвол судьбы. Обессиленный, с вывихнутой ногой, в разорванной в клочья одежде и без единого патрона, он, тем не менее, не теряет воли к жизни и присутствия духа и продолжает упорно двигаться к намеченной цели. Весь путь превратился для героя в жестокую борьбу за жизнь. Много дней он питался лишь водянистыми лесными ягодами и кипятком, его колени «были содраны до живого мяса», ружье утеряно, золото же пришлось оставить. Лишения, одиночество превратили героя рассказа в существо, которое вряд ли «можно было назвать человеком». Он перестал что-либо чувствовать и волноваться, однако «сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперёд». И в результате упорство, жизнелюбие помогли человеку спастись, выйти к людям. Рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни» учит нас не терять надежду и не отчаиваться даже в самых сложных ситуациях и до последнего бороться за свою жизнь. Яркий пример мы можем найти на страницах «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого. Главный герой с малых лет хотел стать летчиком и, повзрослев, осуществил свою мечту. Но судьба обошлась с Алексеем очень жестоко. Во время войны его самолет подбили немцы и Мересьев лишился ног. Герой переживал, что невеста не примет калеку или выйдет за него замуж из жалости. Еще больнее было осознавать, что теперь он не сможет управлять самолетом. Из-за этого Алексей ушел в себя. Но однажды он узнал о человеке, который во время первой мировой войны научился управлять крылатой машиной без ступни. Так Мересьев обрел надежду, что сможет жить как раньше. Каждый день он делал упражнения, не смотря на страшную боль, а когда получил протезы, занялся танцами. Никто даже не догадывался какие страдания скрывались за улыбкой героя - вера в лучшее придавала ему сил. Вскоре на пути Алексея возникла еще одна преграда, его не хотели допускать безногого к полетам. Но Мересьев не отступил, он доказал военврачу первого ранга, что на многое способен, и Мировольский помог Алексею получить разрешение. Теперь герой не чувствовал себя беспомощным и не боялся открыться своей невесте и рассказать о случившемся. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Проблемы надежды и отчаяния в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» тесно связаны с взаимоотношениями Петра Гринева и Марии Мироновой. Герои знакомятся и спустя непродолжительное время между ними возникает любовь. И Петр, и Маша имеют надежду: герои мечтают о счастливой жизни друг с другом. Но родители Гринева не дают согласия на их брак. Маша Миронова и Петр Гринев могли бы отчаяться и совершить множество необдуманных поступков, однако они все еще надеются на то, что судьба позволит им быть вместе. Надежда помогает персонажам жить дальше и бороться с вставшими на пути проблемами. Когда Петр Гринев узнает о том, что Маша находится в плену Швабрина, его наполняет отчаяние, которое толкает героя на спасение своей возлюбленной. С этим же чувством отчаяния связан и поступок Маши Мироновой. Она отправляется в Петербург для того, чтобы помочь Петру избавиться от ареста, куда он попал из-за ложного обвинения. Девушка понимает, что если она хотя бы не попытается что-либо сделать, ее возлюбленный окажется далеко от нее, а возможно и будет казнен. Мария решается на отчаянный поступок, в ходе которого героиня разговаривает с самой императрицей. Это становится причиной освобождения Петра Гринева. Здесь отчаяние героини сливается с надеждой на то, что все будет хорошо. Поступок Миши Мироновой показывает, что надежда и отчаяние – это довольно близкие понятия, которые могут тесно переплетаться. Именно сочетание отчаяния и надежды позволило Маше Мироновой и Петру Гриневу быть вместе. Мечтам о счастливом совместном будущем суждено было сбыться. Проблема надежды и отчаяния связана и с другим персонажем повести «Капитанская дочка». Швабрин – предатель Родины, который перешел на сторону предводителя восстания Пугачева. Он сделал это в надежде на то, что получит огромную власть, что поможет ему показать свое превосходство над другими. Швабрин хотел получить любовь Марии Мироновой, но она отказала ему. Это привело героя в настоящее отчаяние, соединенное со злостью. Чтобы добиться желаемого, Швабрин поместил в плен Машу. Раскрывая надежды Петра Гринева, Маши Мироновой, Алексея Швабрина, А.С. Пушкин показывает, что отчаяние часто заставляет совершать определенные поступки. В каких-то случаях отчаяние помогает добиться добрых целей (Гринев и Миронова), в каких-то случаях оно способствует совершению злодеяний (Швабрин). Добро и зло — это две философские категории, которые извечно становятся предметом спора учёных, литераторов, обычных людей. Добро — это всё, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности. Зло — это то, что приносит окружающим вред, ведёт к разрушению личности. В нашем сознании добро и зло противоборствуют, а в сказках добро непременно побеждает зло. Но существует и другое понимание этих категорий: в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро. Думаю, можно согласиться с этим утверждением, потому что эти категории диалектически взаимосвязаны. Бывает так, что, желая добра, приносят зло. Или, наоборот, зло приносит добро. В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Тема добра и зла очень волновала М. А. Булгакова. В своем романе «Мастер и Маргарита» он трактовал эти понятия по-своему. Так, Воланд, воплощение зла и царь теней, совершал по-настоящему добрые поступки. Например, он помог Маргарите вернуть Мастера, несмотря на то, что она уже использовала свое желание, выручив Фриду. Также он дал им возможность жить в вечном покое и обрести, наконец, гармонию в совместной жизни. В отличие от представителей сил света, Воланд пытался найти для пары подходящее решение, не осуждая их столь же строго, как Левий Матвей. Вероятно, на создание его образа автора вдохновил персонаж Гёте, Мефистофель, который стремился к злу, но делал благо. Этот парадокс русский писатель показал на примере своих героев. Так он доказал, что понятия добра и зла субъективны, их сущность зависит от того, из чего исходит человек, оценивающий их. Добро определяется и выражается поступками. О том, что такое добро, говорит произведение М.А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, потеряв всю семью и вернувшись с войны опустошенным и отчаявшимся, увидел на улице сироту. Мальчик искал родителей и жил беспризорником на то, что дадут люди. Именно тогда герой понял, что есть те, кто пострадал сильнее его, и что он, Андрей, должен вернуть этому мальчику мирное небо над головой, украденное войной. Соколов представился Ване отцом и взял его к себе. Казалось бы, он потерял семью и кров, не имеет работы и перспектив, но все же этот мужественный человек берет судьбу ребенка в свои израненные руки, ведь доброта — это стиль жизни, а не красное словцо. Это качество определяется и выражается только поступками. Борьба добра со злом изображена Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Главный герой является очень добрым человеком. Этот факт убедительно доказывает его сон, где он, будучи маленьким мальчиком, до слез жалеет избитую лошадь. Его деяния тоже говорят об исключительности его характера: последние деньги он оставляет семье Мармеладовых, видя ее горе. Но есть в Родионе и темная сторона: он жаждет доказать себе, что имеет право вершить судьбы мира. Для этого Раскольников решается на убийство, зло одержало верх над ним. Однако постепенно герой приходит к мысли, что нужно раскаяться в грехе. На этот шаг его направила Соня Мармеладова, которая сумела укрепить протестующую совесть Родиона. Он сознался в содеянном зле, и уже на каторге началось его нравственное возрождение для добра, справедливости и любви. По-настоящему добрый человек всегда поможет в беде другому. В рассказе А. Платонова «Юшка» главный герой проявил настоящую доброту, вложив все свои силы и средства в помощь сироте. Он был смертельно болен и знал это, а потому Юшка довольствовался самым необходимым, но усердно работал, чтобы совершить действительно значимое дело — вырастить девочку и оплатить ей образование. Когда он уйдет из мира, она останется и будет также творить добро, помня о нем. Так и произошло: после смерти всеми призираемого Юшки в город приехали его воспитанница и стала известным врачом. Только тогда люди поняли ценность скромной и тайной доброты вдали от посторонних глаз. Как мы видим из этого примера, по-настоящему добрый человек всегда поможет в беде и даже пожертвует своими интересами, выручая более слабого человека. Даже добрые люди могут столкнуться с непониманием и злобой. Главная героиня рассказа А.И. Солженицина «Матренин двор» была настоящей праведницей: помогала всем задаром, не гневалась и не грубила людям, воспитала чужую дочку в любви и ласке. Без нее не обходилось ни одно мероприятие в колхозе, хотя никаких денег за участие она не просила. Даже пенсию ей приходилось выпрашивать, так как старушке и в голову не приходило в дни молодости обегать партийные собрания и доказывать то, что она трудилась. И все же даже такого отзывчивого человека невзлюбили деревенские жители. Красноречиво говорит об этом сцена похорон Матрены, когда люди делят ее ничтожное имущество, а не вспоминают о покойной. Всю жизнь она была одинокой и непонятой, даже несмотря на свою доброту, и после смерти о ней вспомнила только приемная дочка и жилец (он же рассказчик). Что понимается людьми под гордостью? Иногда это положительная черта, осознание человеком его собственного достоинства или радость за свои и чужие успехи, достижения. Но порой гордость бывает неоправданной, отражает неадекватную, завышенную самооценку человека. Он начинает ставить себя выше окружающих его людей, думает, что он лучше. Тогда гордость становится гордыней. В этом случае её противоположностью является смирение. Смирение – это осознание совершённых ошибок, искреннее раскаяние за них и готовность принять свою долю, какой бы тяжёлой она ни была. Тема гордости и смирения не раз поднималась в мировой литературе. Обратимся, к примеру, к роману Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой произведения, Родион Раскольников, задаётся вопросом: может ли человек позволить себе совершать безнравственные, антиморальные поступки ради великих дел? Он рассуждает о том, что многие великие люди шли к своей цели и не гнушались при этом даже убийством невинных людей. Однако, как замечает Раскольников, никто не помнит об их злодеяниях, а видят лишь величие этих людей. Он делает вывод, что ради благой цели можно совершать низкие поступки. Свою теорию Родион пробует на себе сам: он убивает старуху из якобы добрых побуждений. В этом момент неоправданная гордость застилает ему глаза, он думает, что лучше и выше многих других людей, «дрожащих тварей», а потому ему позволено всё. Однако со временем он с помощью Сони Мармеладовой понимает, насколько ужасный поступок совершил. Раскольников признаётся в преступлении и принимает своё наказание, отбывая на каторгу. Позже к нему приходит настоящее раскаяние за содеянное, он жалеет об убийстве невинного человека, а потому не сетует на судьбу, а смиренно принимает всё, что выпадает в дальнейшем на его долю. Раскольников понимает, что каким бы великим ни был человек, это не смоет его грехов. Он также понимает, что убийство женщины не сделало его великим, и признаёт, что был ослеплён собственной гордостью. На протяжении романа мы видим, как на смену непомерной гордости к Родиону приходит смирение. Таким образом, гордость может быть как хорошим качеством, так и плохим, когда она не оправдана. Излишне горделивый человек ставит себя выше всех, кто его окружает, и потому думает, будто ему всё позволено. Избавиться от такой гордыни помогает только смирение, когда человек становится способен признать свои ошибки, раскаяться и понести всю ответственность за то, что он совершил. Прощение и смирение важны в жизни людей. Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является образцом доброты и смирения. Ради того, чтобы накормить своих маленьких сводных братьев и сестер, она стала публичной женщиной. Героиня не могла иначе помочь голодным детям, поэтому отдала всю себя, при этом оставшись чистой. Соня никого не упрекала в своем положении, ее смирение поддерживало всю семью и давало пример другим людям. И именно оно помогло Родиону Раскольникову покаяться и очистить душу. Образ Сони показывает, как важны прощение и смирение в жизни людей. А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» называет свою героиню праведницей. И эти качества действительно присущи Матрене: смирение, доброта, самопожертвование. Она помогает всем вокруг, не требуя ничего взамен, живет для других. Героиня смиряется с приступами тяжелой болезни, потребительским отношением родственников. Даже погибает она, помогая другим. При этом уходит все также смиренно, никого не ругая и не укоряя. Ее тихая жизнь лишена громких подвигов, но подвиг каждодневного самопожертвования вызывает уважение. Смирение – черта праведников, на которых и держится весь мир. |