Рррри. Документ. Наития древних и современные открытия
Скачать 45.03 Kb.
|
Исследование предпочтений – замечательный диагностический метод, позволяющий грамотно и обоснованно выбирать действительно полезный, подлинно эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического состояния и самочувствия. Влияние это, вне зависимости от глубины нарушений, поступает непосредственно в мозг, проникает во все физиологические структуры, протекает прямо к органам через активные рецепторные зоны радужки глаза. Организм немедленно отзывается на целебный цветовой поток. Но для того, чтобы он был законен, приятен и полезен, его необходимо организовывать с данными цветотеста. Это и есть истинно психосоматический подход, позволяющий с помощью единой тестовой методики избрать единый фактор влияния, равно эффективный и в исправлении телесной жизнедеятельности, и в коррекции психических состояний. Психологическое воздействие цветов. Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека. 1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители: - красный: волевой, жизнеутверждающий; - кармин: повелевающий, требующий; - киноварь: подавляющий; - оранжевый: теплый, уютный; - желтый: контактирующий, лучезарный. 2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение: - фиолетовый: углубленный, тяжелый; - синий: подчеркивает дистанцию; - светло-синий: уводит в пространство, направляющий; - сине-зеленый: подчеркивает движение, изменчивость. 3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета: - розовый: нежный, производящий впечатление некоторой таинственности; - лиловый: замкнутый, изолированный; - пастельно-зеленый: ласковый, мягкий; - серовато-голубой: сдержанный. 4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов: - чисто зеленый: требовательный, освежающий; - оливковый: успокаивающий, смягчающий; - желто-зеленый: обновляющий, раскрепощающий; - пурпурный: изысканный, претенциозный. 5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный). К ним относят две группы смешанных цветов. 6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно: - охра: смягчает рост раздражения; - коричневый, землистый: стабилизирующий; - темно-коричневый: смягчающий возбудимость. 7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие. Полярные цветовые пары при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки: - желтый – ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания; - оранжевый – синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление; - красный – зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности; - пурпурный – цвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения; - фиолетовый – лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости. Неполярные цветовые пары. Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки: А) группа 1: - желтый – красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота; - золотой – красный: пышность, роскошь, теплота; - оранжевый – красный: резко кричащий. Б) группы 1 и 4: - желтый – пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность; - золотой – пурпурный: мощь, достоинство, праздничность; - красный – пурпурный: диссонанс, праздничность; - желтый – цвет зеленого липового листа: веселье, радость; - желтый – оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность); - желто-оранжевый – цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота); - оранжево-красный – зеленый: импульсивность. В) группы 1 и 2: - оранжевый – фиолетовый: опьянение, оглушение; - красный – синий: динамика отталкивания, волнение; - красный – ультрамариновый: резкая сила; - оранжевый – ультрамариновый: претенциозность, резкость. Г) группы 1-4: - синий – розовый: робость, застенчивость, разобщенность; - пастельно-зеленый – красный: неуверенность, мерцание; - пастельно-зеленый – синий: односторонность, пассивность, неясность; - пастельно-зеленый – розовый: слабость, нежность, радушие; - пастельно-зеленый – лиловый: диссонанс, сумерки; - желто-зеленый – красновато-серый: легкий диссонанс, связанность. Д) сопоставление с цветами группы 6: - бежевый – красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность); - бежевый – цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота; - коричневый – зеленый (оливковый): заземленность; - коричневый – ультрамариновый: укрепление, разрешение; - темно-коричневый – синий: бескомпромиссность; - темно-коричневый – охра: оцепенение, жесткость, заземленность. Е) сопоставление с цветами группы 5: зеленый – серый: родственность, пассивность; - синий – серый: нейтральность, холодность; - красный – черный: подавление жизненности, опасность; - оранжевый – черный: насилие; - желтый – черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания; - синий – черный: подчеркивание удаленности синего, ночь; - желтый – белый: прояснение, просветление; - красный – белый: ослабление яркости красного; - синий – белый: чистота, холодность; - зеленый – белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность; - розовый – белый: слабость, бледность. Иллюзии и ожидания. В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета – чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный – на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же. В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в «горький» цвет, прежде всего в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона с тем, чтобы помещение казалось более холодным. Цвет поверхности, создающий радость труда. Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стены – в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. В производственных помещениях надо применять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные тона. Светлый лимонно-желтый цвет на потолке будет действовать как слабо теплый тон; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции. Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий – тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему. В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота. В больничной палате также должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного. Цветовые комбинации, приглушающие страх, - это комбинации теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка. Относительно подбора красок для цветового оформления рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашенное в веселые цвета, повышает его настроение. Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напрягать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к снижению производительности труда. Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный. При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует особого подбора цветов в соответствии со спецификой данного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответствующей окраской. Таким образом, подход к цветовому оформлению танцевального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть различным. Характеристика и воздействие красного цвета. Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка – способ достижения). Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть – это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета – «пусть выживет сильнейший». Его положительные черты: лидерство, упорство, борьба за свои права, созидание, динамичность, настойчивость, первопроходство; отрицательные черты: физическое насилие, похоть, нетерпимость, жестокость, разрушение, упрямство. Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, то есть страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Таким образом, ему свойственна максимальность в чувствах. Красный цвет всегда практичен и не любит ходить вокруг да около (никогда не уговаривает – приходит и берет); горит желанием куда-то попасть. Он склонен к импульсивным поступкам, без предварительного обдумывания – так называемый «слон в посудной лавке». Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар. Красный цвет управляет сексуальными взаимоотношениями. Он толкает к половому сближению даже если нет истинного влечения. В положительном аспекте – страсть, в негативном – извращение. Красный ищет справедливости, но довольствуется только ее видимостью. Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен. К красному цвету примешивают немного желтого, чтобы получить оранжево-красный. В тесте Люшера используется не чисто красный цвет потому, что с помощью оранжево-красного цвета намечаемое воздействие может быть усилено. Канадский исследователь Х.Вольфарт показал своим студентам на несколько минут оранжево-красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и следовало ожидать. При рассматривании оранжево-красного цвета эти вегетативные функции повысились. Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается. У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, который угрожает их моральным устоям и воздержанному образу жизни, страх перед позывом выражается в отрицании красного цвета. Также и военнопленные, которые годами были вынуждены жить за колючей проволокой в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергают в тесте красный цвет. Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением. Наличие подобных связей можно было предполагать, но цветовой тест дал нам возможность точно наблюдать за психическими процессами и клиническим протеканием болезни. Человек, приближающийся из-за стресса к инфаркту, оказывает предпочтение красному цвету. В ресторане под воздействием красного цвета посетители торопливо едят и быстро уходят. Красный цвет на короткое время повышает, а затем снижает производительность труда. В медицине применяется при лечении гиперстензии (первого этапа неврастении), малокровия, бронхиальной астмы, пневмонии, простудных заболеваний, косоглазия, близорукости, меланхолии. Противопоказан при гипертонии, воспалительных процессах. Плохо воздействует на ярко-рыжих. Красные лучи болеутоляюще действуют на нервную систему. После трехчасового пребывания в красной комнате больной, страдающий молчаливым психозом, веселеет, начинает улыбаться, на следующий день требует завтрак, от которого он долго отказывался, и с жадностью съедает. Больные скарлатиной и оспой быстрее выздоравливают на красных простынях. Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, влияет на температуру тела (повышает). Делает мышцы эластичными, а суставы подвижными. Красное – это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами. Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а следовательно наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность: красный сигнал светофора, противопожарное оборудование. Красный цвет соответствует античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, а по времени – современности. Оттенки. Оранжевый: этот цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным и возбуждающим. Этот цвет связан со стремлением к достижению самоутверждения. Оранжевый всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Практически всегда имеет благотворное влияние, так как показывает радостные стороны жизни. Оранжевый стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови, влияет на кровяное давление, поддерживает сексуальность, активизирует работу желез внутренней секреции. Он регулирует обменные процессы, лечит мочеполовую систему, улучшает кровообращение и цвет кожи, благотворно действует на пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чувство эйфории, однако быстро утомляет. Он оказывает поддержку в случае утраты или горя, вносит утраченное равновесие. В первый момент при утрате человек отвергает этот цвет, так как не может понять того, что случилось, считая это несправедливым. Следует цвет вводить постепенно. Оранжевый с коричневым оттенком утяжеляет морскую болезнь, а стены такого цвета усыпляют и вызывают депрессию. Оранжевый как таковой дает способность что-то делать и считается одним из лучших цветов в психотерапии. Алый: сильно стимулирует чувственность, действует сильнее, чем красный. Проблемы, вызываемые этим цветом – склонность к принятию бесповоротных решений и фанатизм. Малиновый: этот цвет не борется с жизнью, а любит ее, не верит в результативность борьбы, а идет и берет желаемое. Как правило, имеет дело с индивидуальностью, но не с массами. Проблемы этого цвета – импульсивность и непредсказуемость. Огненный: отличается чрезвычайным усердием, устремляется вперед, независимо от поставленной цели. Отличается силой воли и пылкостью. Его проблема – он слишком пылок в своем усердии: оставляя за собой выжженную землю, сжигает и себя. Красно-коричневый: отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего впечатления. При повышенном предпочтении этого цвета констатируется переутомление и истощение. Главная проблема – недостаточная целеустремленность. Темно-бардовый: характеризуется силой воли, склонностью к глубоким размышлениям. Его проблема – способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях. Красно-фиолетовый: этот цвет улучшает самочувствие. В негативном аспекте – обезличенность и отсутствие индивидуальности. Розовый: означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Розовый успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. Но ему свойственна чрезмерная чувствительность. Бледно-розовый желательно использовать в спальне, комнате отдыха, под его воздействием легче вставать по утрам. Он вызывает уют и комфорт, но не затягивает. |