Наивная диалектика
Скачать 16.55 Kb.
|
Стихийная диалектика (также называют "Наивная диалектика") - это определенное направление философии, основанное на примитивных взглядах на мир. Философия Гегеля - это идеалистическая диалектика, представляющая собой совокупность логических законов и категорий. Материалистическая диалектика — метод научного познания, материалистическое понимание метода Гегеля. Метафи́зика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового "Негативная диалектика" - это работа Теодора Адорно, в которой он излагает свои идеи, а также изложенная в этой работе концепция Адорно. Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие. Детермини́зм — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Системность-направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов ЗАКОН – внутренняя, необходимая, устойчивая и существенная связь, обусловливающая упорядоченность бытия и его изменений. Противоре́чие — логическая ситуация одновременной истинности двух взаимоисключающих определений или высказываний (суждений) об одном и том же ОТРИЦАНИЕ — отрицающее действие, в частности действие человеческой свободы как способность отказать реальному миру и учредить идеальный мир. Самоорганиза́ция — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия Синерге́тика, или теория сложных систем — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. 1 ЗАДАНИЕ Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Основные исторические формы диалектики: 1. Наивная, или стихийная диалектика античности. Получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Он считал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое («Все течет, все изменяется»). Единый общий закон развития, по Гераклиту, - борьба противоположностей. В то же время он утверждал, что все «изменяясь, покоится», что привело его к выводу о единстве изменчивости и устойчивости мира, что обусловливает его целостность. Диалектику античности принято характеризовать как наивную, или стихийную, т.к. ее положения и выводы не являются научно обоснованными, а имеют созерцательный характер, опираются на непосредственные наблюдения за стихийными явлениями. 2. умозрительная диалектика Средних веков. В философии Августина Аврелия диалектика была основана на представлении о единстве двух противоположных миров – небесного, божественного (вечного и неизменного) и земного, природного (изменчивого и преходящего). в Средневековой схоластике (Ф.Аквинский) диалектика понималась как способ мышления, основанный на единстве двух противоположных способов познания – веры и разума, при котором средствами разума обосновываются идеи, принятые на веру. 3. Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях. Представлена в философии Н.Кузанского и Дж.Бруно. Развивая принцип пантеизма, Н.Кузанский утверждал единство Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление. Дж.Бруно утверждал существование единой Божественной субстанции, которая является источником множества разнообразных вещей и причиной единства противоположностей. 4. Идеалистическая диалектика Г.Гегеля (немецкая классическая философия). Г.Гегель выступил систематизатором диалектических взглядов, разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектический подход метафизическому, сформулировал основные принципы, категории и законы диалектики. Гегель объяснял диалектику с позиций объективного идеализма: развитие мира рассматривалось им как ступени саморазвития духовного начала – абсолютной идеи. 5. Материалистическая диалектика (марксизм). К.Маркс и Ф.Энгельс увидели в философии Г.Гегеля противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой и разработали материалистическую диалектику. Диалектика становится наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. 2 ЗАДАНИЕ Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей. 3 ЗАДАНИЕ Ключевые идеи диалектики и синергетики тесно связаны друг с другом и с натурфилософией. Онтологический динамизм, включающий в себя представления о текучей изменчивости и единстве противоположностей, имплицитно присущ как философии Древнего востока, так и античности. Диалектическая мысль античности, проблемы дискретного и континуального, устойчивого и изменчивого проявляются в рамках поиска единого первоначала – «архе» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), в принципе универсального становления – «борьбы» (Гераклит), в пифагореизме и в элеатской метафизике (Ксенофан, Парменид, Зенон). Диалектика в качестве учения о бытии и знания относительно сущего обнаруживается у Платона. У Платона принципом, обусловливающим внутреннюю динамику природы, является «мировая душа». У Аристотеля процесс становления – развития вещи фиксируется в понятиях «энтелехия» и «чтойность», а ключевая задача диалектики состоит в поиске первых начал. |