Главная страница

Накорякова Литературное редактирование. Накорякова К. М. Литературное редактирование. М. Издательство икар, 2004. 432 с


Скачать 1.98 Mb.
НазваниеНакорякова К. М. Литературное редактирование. М. Издательство икар, 2004. 432 с
АнкорНакорякова Литературное редактирование.doc
Дата22.04.2017
Размер1.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНакорякова Литературное редактирование.doc
ТипАнализ
#5059
страница19 из 25
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   25

Определение и объяснение понятий
Познакомьтесь с примерами трактовки понятия «новость», приведёнными в книге Я.С. Воскобойникова и В.П. Юрьева «Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы» (М.г 1993. С. 47–52). Проанализируйте приёмы раскрытия содержания понятий, укажите отступления от требований логики.

Что такое новости? – Каждый день и даже каждую секунду в мире происходит что-то важное или просто интересное – в политике и экономике, науке и технике, культуре или каких-то других, порой самых неожиданных сферах нашей жизни.

Новостная информация для массовой аудитории – это прежде всего сообщения об актуальных проблемах в разных странах и на международной арене, которые «делают историю» – в самом широком толковании этого понятия.

Новостная информация – это сообщения «отовсюду обо всём», в которых рассказывается о самых разных ситуациях из «прозы» повседневной жизни. Это пёстрая мозаика всевозможных местных событий и проблем, так или иначе заслуживающих внимания широкой аудитории.

Новостная информация – это довольно ёмкое понятие.

Новости сегодняшней жизни – это бесплатное приложение к вчерашним газетам.

Новости – что-то такое, о чём прежде не было известно, новые сведения или свежая информация.

Новости – сообщение о чём-то новом или о том, что произошло совсем недавно.

Новость – человек, факт, событие, проблема или ещё что-то такое, к чему стоит привлечь внимание.

Новости – публикации в средствах массовой информации о текущих событиях или проблемах или вообще о чём-то интересном или важном.

Новости – название или часть названия очень многих газет, журналов, бюллетеней информационных агентств или разных ведомств и учреждений.

Хорошая новость – не новость.

Нет новостей – это уже хорошая новость.

Новости – это проза повседневной жизни. Они пахнут пылью улиц и потом работяг. Это – продукт деятельности человека, они должны быть написаны таким языком, который полон жизни и привлекательности, пусть даже не всегда красивым. Это — часто не литература, но хорошо написанное сообщение, отражающее реальную жизнь.

Когда собака укусила человека – это не новость, а факт. Но вот когда человек укусит собаку – это уже новость.

В ежедневном потоке информации новостью нередко бывает такая ситуация: все газеты день за днём сообщали, что вот-вот должно произойти важное событие, но вдруг оказывается, что все ожидания напрасны, так как оно просто не состоится. Американцы в таких случаях любят говорить: главный сюрприз в том, что вообще не будет (или не было) сюрпризов. Вспомните такой хрестоматийный пример: «Слухи о моей кончине явно преувеличены» – то есть новостью может стать не только сама информация, но и её опровержение.

Охарактеризуйте приёмы раскрытия содержания терминов в статье, популяризирующей научные знания.

Все элементы, о которых мы говорили выше, поглощаются растением в сравнительно больших количествах. Они носят название макроэлементов (от слова макро, что значит большой). Кроме них, имеются и другие, которые растения поглощают в незначительных количествах. Эти элементы получили название микроэлементов (микро означает маленький).

* * *

В тексте: Местные клевера, распространённые в Московской области, представляют собой не сорт, а популяцию, которая, как известно, тем и отличается от сорта, что представляет собой соединение различных растений.

В сноске: Популяция – это соединение различных растений (или особей животного мира), более или менее однородных по своим биологическим свойствам, хозяйственным признакам и происходящих из одного района.

Установите вид определений, приёмы раскрытия содержания понятий в объяснениях, включённых в журналистский текст. Проверьте правильность определений. Внесите необходимую правку.

Пластиковая карта – популярное во всём мире электронное средство безналичного платежа. Сегодня с картой «Инкомбанк – Visa» в кармане вы можете спуститься утром в супермаркет и купить всё, что вам нужно к завтраку – действительно, «без рубля в кармане», но всё имея с собой.

* * *

Чиповая карта представляет собой компьютер: карта с микропроцессором и блоком памяти вместо обычной магнитной ленты. Карта содержит в себе несколько счетов: рублёвый, валютный, телефонный, для оплаты бензина, для покупок в магазинах, для коммунальных платежей.

* * *

Всё это привело к тому, что российские торговцы хлопком (трейдеры) более активно подключились к его поставкам в текстильные центры столицы.

* * *

Музыкально-поэтическая гостиная – это не собрание узкого круга посвящённых лиц и не великосветский салон. Участником вечеров может стать каждый.

* * *

...развивается рынок ограниченно конвертируемых (ОКБ) или «мягких» валют.

* * *

Текст к фото:

Перед вами «Кадиллак» 1938 года выпуска, на котором ездили Рузвельт и Трумэн. Сзади машины приделаны подножки для охраны, но обратите внимание – автомобиль открытый.

* * *

Я категорически против приватизации рынка. Рынок – это кусок земли, отведённый для того, чтобы любой гражданин Москвы, России и мира мог приехать и продать свой товар. Лишать его этой возможности – преступление.

* * *

«Криогенный» в переводе означает «производящий холод». Техника, которую выпускает НПО «Криогенмаш», позволяет в условиях сверх низких температур «разделять» воздух, которым мы дышим, и получать из него в газообразном или жидком виде азот, кислород, гелий, аргон... Имея дело с холодом, здесь решают горячие экономические проблемы.

* * *

Современные торговые весы – важный элемент при покупке товаров в любом продовольственном магазине. На этих весах можно взвесить товар от 40 г до 5 кг, при этом покупатель видит все параметры покупки: массу, цену за килограмм, стоимость, итоговую сумму. Но и это не предел. Сотрудники фирмы не останавливаются на достигнутом, разрабатывают но­вые модели.

* * *

Беспризорность или безнадзорность? Нашему слуху больше привычно слово «беспризорность» (кто не помнит отчаянных малолетних беспризорников из легендарной «Республики ШКИД»?). Но беспризорность – это уже крайняя степень безнадзорности. Если беспризорнику некуда и не к кому идти, то безнадзорный ребёнок – это любой ребёнок, находящийся в трудной жизненной ситуации.

* * *

Один из критериев экспертной оценки видеофрагментов – действия. Это всё, что угодно, например: возмущается чем-либо, спрашивает, просит чего-либо, уходит от ответа, запрещает, давит, нажимает, делает вид, что поддерживает, обманывает, соглашается.

* * *

Ложная этимология – именно так называется страсть объяснять непонятное через понятное.

* * *

Что касается термина, то есть работы на давальческом сырье, когда, как часто говорят, не вникая в суть проблемы, наши заводы превращаются просто в перерабатывающий цех для зарубежной компании, то тут на вещи надо смотреть трезво.

* * *

Есть такое понятие «продовольственная безопасность»: на сколько процентов страна может обеспечить себя своими продуктами. По мировым меркам считается, что продовольственная безопасность нарушается, когда импорт составляет более 20%.

* * *

Управление профессионального менеджмента является идеальным звеном между клиентом и отделами банка.

* * *

Славный ботик (тип лодки) царя Петра снова занял своё место в экспозиции Центрального военно-морского музея (С.-Петербург). Ботик возили в Нью-Йорк на фестиваль, и американцы совершенно бесплатно его реставрировали.

* * *

Как говорится, газон – это не роскошь, а средство отдыха. И отдыхать на нём надо так, чтобы потом не было мучительно больно за погубленную и задавленную сорняками растительность.

* * *

Самый лучший экспромт – это экспромт, разученный заранее.

* * *

Можно ли сказать, что в Таджикистане недоедание принимает характер эпидемии?

Рассмотрите, как термин «чёрные дыры» включён в текст журналистского материала, как раскрывается содержание этого понятия, как даётся его объяснение.

Эйнштейн был прав: во всём виноваты мыши

Из черных дыр

Мало кто не слышал о предсказанных теоретиками «чёрных дырах» – «мёртвых» звёздах, превратившихся в невидимые воронки в пространстве времени, в которые затягивается и навсегда исчезает всё, что попадает в их поле тяготения. Этот образ оказался настолько ярким, что даже вошёл в обойму политических штампов (к примеру, «Чечня – чёрная дыра российской эко­номики»).

До начала 70-х годов немногочисленные энтузиасты «чёрных дыр» главным образом занимались теорией этих объектов. Затем стали появляться сообщения о наблюдениях чего-то, что имело шанс оказаться «чёрной дырой». И только в последние два-три года положение драматически изменилось: с вводом в действие оптических, радио- и рентгеновских телескопов нового поколения астрономы и астрофизики начали обнаруживать объекты, которые ведут себя так, как вести себя могут только «чёрные дыры» – компактные массивные объекты, поле тяготения которых настолько велико, что из них не могут вырваться никакие физические тела, никакие частицы, никакие сигналы, ни даже просто свет. В такие объекты в конце своего «жизненного пути» должны превращаться звёзды с массой, более, чем в три раза превышающей массу Солнца: после выгорания термоядерного «горючего» такие звёзды оказываются «не в силах сопротивлять­ся» полю тяготения и коллапсируют в сверхплотные «шарики» диаметром порядка 10 км.

Откуда взялось само это странное словосочетание – «чёрная дыра»? Его предложил ученик великого Нильса Бора, американец Джон Уилер, известный не только как крупный теоретик, но и как мастер по части изобретения нешаблонных научных терминов.

В 1967 году, выступая в нью-йоркском Годдаровском институте космических исследований, он впервые назвал сколлапсировавшие звёзды «чёрными дырами» – «black holes».

Появись термин «черная дыра» лет на двадцать раньше, когда в СССР развернулась борьба с космополитизмом, его непременно объявили бы у нас российским изобретением, в 1936 году в первом номере журнала «Пионер» была напечатана детская повесть Аркадия Гайдара «Голубая чашка», героиня которой распевала следующий текст:

Ходят мыши, / ходят с хвостами.

Очень злые. / Лезут всюду,

Лезут на полку. / Трах-тарарах,

А кто виноват? / Ну никто не виноват.

Только мыши / из чёрных дыр.

Какими публицистическими приёмами воспользовался автор в процессе раскрытия содержания понятия?

Слово «попса» вошло в наш обиход сравнительно недавно, когда с рождением рынка мы стали свидетелями (и жертвами) лавинообразного падения на наши головы, глаза, уши безголосых и безвкусных мальчиков и девочек, шепчущих или визжащих в микрофон пустые зарифмованные словеса. С аудиокассет эти представители нового для нас искусства перешли на компакт-диски, на видеокассеты, потом на специальные телеканалы, потом – на общенациональные. Так уж повернулась за последние годы наша жизнь, мы сами, телевидение, что для последнего важ­нейшим из искусств стала попса.

Что мы, собственно, так привязались к этой попсе? Не нравится? Ну увидел в программе концерт Леонида Агутина – не включай. И все дела. Поиграй в свободу выбора. И мы играем, ис­кренне не понимая, что это действительно лишь игра. Мы хотим знать, что там творится на Балканах, но и тут главным событием дня оказывается концерт на югославской земле какого-то попсового ансамбля. Но попса – это не только Агутин, Орбакайте, «Блестящие» или «Дюна». В лингвистике есть такое понятие – синекдоха, – означающее название части вместо целого, меньшего вместо большего. Так вот «попса» в данном случае – типичный пример синекдохи. Попса – это не только плохие эстрадные певцы. Это популярная, поверхностная, облегчённая манера общаться со зрителем, слушателем, читателем и попытки в этой манере донести некий, иногда достаточно глубокий смысл. Это стиль. К примеру, «Спасая рядового Райана» Стивена Спилберга – квинтэссенция попсы в кино, другое дело, что исполненная безусловно высокопрофессионально. Или «Виртуозы Москвы» – талантливая попса от классической музыки, превращённой Владимиром Спиваковым в субъект эстрады. Что уж тогда говорить о телевидении, что, по определению, есть затея зрелищная.

Сформулируйте определение понятий «слух» и «сплетня» на основании журналистской публикации. Сопоставьте эти определения с определениями толковых словарей. Проследите, как в тексте строится объяснение понятий.

Слух – это искреннее искажение информации (человек что-то услышал, как-то по-своему (!) понял и передал дальше, не желая никого вводить в заблуждение). Сплетня же – сознательное и злостное придумывание или перевирание фактов. О красавице сплетничают завистницы: «Да у неё нос кривой и груди силиконовые». О политике могут запустить сплетню: «а он двоежёнец», доказывай потом, что это не так, часть-то людей уже поверила.

Как правило, под любыми слухами есть какая-то основа, что называется, «нет дыма без огня». Сплетни же могут возникать относительно событий, которых и в помине не было. Если «огонёк» всё же есть, он раздувается до размеров пожара. Сплетни – это всегда негатив и очернение, в то время как слухи могут быть и положительными. Как в том анекдоте: «Правда ли, что профессор выиграл «Запорожец»? «Да, только не выиграл, а проиграл, и не «Запорожец», а «Волгу», и не профессор, а его сын». Хотя правильно пел еще Высоцкий: «К хорошим слухам люди не привыкли, говорят, что это выдумки и ложь».

Можно понять интерес к слухам о каких-то изменениях в государстве, поскольку от событий, которых они касаются, все мы зависим. Но почему нас так волнует частная жизнь людей, будь то знаменитости или просто соседи? Зачем это надо? Ведь оттого, что мы узнаем какие-то подробности из личной жизни Пугачёвой или Михалкова, нам не станет ни теплее, ни холоднее, и никаких действий за этим не последует. Однако интерес существует, и психологи объясняют его одной из форм познания себя. Мы не всегда об этом задумываемся, но вопрос «Кто я такой?» сидит практически в каждом из нас. Человек как бы ищет своё место на большой шкале, где есть некрасивые и красавцы, умные и глупые, талантливые и бездарные. Нам интересно знать, что есть на самом низком и самом высоком уровнях этой шкалы, как ведут себя люди, что в их представлениях норма, а что нет, и где на этой шкале я. Мы просто хотим понять себя, сравнивая с другими, через других.

И всё-таки слухи возникают не от хорошей жизни, а от недостатка информации, нестабильности, и сами по себе могут приводить к ещё большей неразберихе. Но если слух приводит к серьёзным последствиям, надо, чтобы распространители его отвечали за это. Человек может быть осуждён, оштрафован, он должен знать, что слух может быть опасен в социальном пла­не, что в обществе это осуждается. Здесь, правда, палка о двух концах: ведь бабушки у подъезда, которых все считают главными производителями слухов и сплетен, – лишь малая толика тех, кто принимает участие в этом вселенском действе. Взять органы власти. В некоторых случаях, чтобы проверить отношение к чему-то в обществе (например, к денежной реформе), они сами могут давать информацию, которая в форме слухов неофициальным путём будет распространяться. А люди-то ведут себя в соответствии с психологическими законами, и они запросто могут побежать в банки и начать обмен денег. Я не сажал сорняк, но я вскапывал землю и поливал её, а потом удивляюсь, откуда трава, а ведь условия для её появления созданы. Так же и со слухами.

Вообще же, по мнению психологов, ненормально, если в обществе не появляются слухи. Ведь недостаток информации будет всегда, людей интересует такое огромное количество вещей, о котором рассказать всё просто невозможно, и, наконец, никогда мы не сможем понимать друг друга одинаково. А пока... «ходят сплетни, что не будет больше слухов, ходят слухи, будто сплетни запретят».

Сформулируйте определения следующих понятий:

Амнистия, помилование.

Митинг, шествие, демонстрация.

Подарок, взятка.

Террорист, сепаратист.

Сопоставьте определение понятий «духовность» и «нравственность» в различных справочных изданиях.

Ответьте на письмо читателя.

Обращаюсь с такими вопросами: «Откуда берутся эгоисты?» и «Что делать человеку, если он эгоист?» Неужели эгоистичным людям так и жить всю жизнь для себя, оберегая себя, заботясь о себе, или, иначе говоря, словами Гоголя, «срывать цветы удовольствия»? Но если человеку от этого стыдно, становится противно, то, может быть, это ещё не эгоизм? Ведь каждый должен думать о себе, а как же? Это вовсе не плохо. Ведь каждому хочется, например, иметь красивый голос, петь хочется и чтобы он, а не кто другой быстрее всех решал задачу. И хочется именно для себя. Конечно, бывает иногда и для другого, но реже. Что же, значит, все люди эгоисты? Нет, конечно. Но тогда как отличить эгоиста от нормального человека?

Введите в текст заметки определение понятия "перформанс". Отредактируйте текст.

Труд может быть перформансом. Особенно, если это труд художника. Джексон Поллок был знаменит тем, как он пишет, не меньше, чем тем, что он пишет. Юрий Павлов, фотограф из Кали­нинграда, превратил в перформанс сам процесс съёмки. Дело в том, что серия "Облитые головы" показывает гримасы людей в тот самый момент, когда вода льётся им на темечко. Самые разные эмоции – смех, удивление, даже ужас – отпечатаны в большом формате, который многократно усиливает ощущение, передающееся зрителям. В галерее Гельмана Юрий Павлов демонстрировал, как снималась серия, – и одновременно делал новую съёмку. Фотограф стоял за спиной модели, держа тросик от камеры в одной руке, а кружку – в другой: многие московские персонажи были политы и сняты Павловым. Все иные работы на выставке "Просто фотохудожники" выглядели так, будто их владельцы взяли камеру только вчера (максимум – позавчера), причём некоторые ещё не успели догадаться, для чего она нужна. Сделан такой отбор из фотографов 35 городов. Выставка в целом была настолько странна и настолько непредставительна, что её задача осталась не ясна. Единственное объяснение в том, что сделана она «до кучи», для количества. Увы, работа не может быть перформансом тогда, когда это – работа куратора...

Убедительно ли рассуждение автора? Какую роль играет в нём раскрытие содержания понятия «победа»? В чём автор отступает от требований логики?

...Итак, сражение за Одессу завершилось победой Советской Армии и Флота. Я подчёркиваю, в сражении за Одессу была одержана именно победа.

Что такое победа?

Как ни странно, определения слова «победа» нет в завершённой в 1980 году «Военной энциклопедии». Но вот в толковом словаре под редакцией профессора Д.Н. Ушакова, изданном в 1935–1940 годах, сказано: «Победа – боевой успех, поражение войск противника в бою, сражении».

Если исходить из этого определения, то боевой успех в сражении за Одессу был на стороне Приморской армии. Какую задачу ставили перед собой наступающие войска врага? Уничтожить армию, защищавшую Одессу, и овладеть городом. И, как видим, важнейшая часть её, определяющая успех сражения, – уничтожение или пленение противостоящего противника, не была выполнена! Приморская армия в полном составе, со знамёнами, оружием и техникой ушла, не принуждённая к тому противником. Овладение городом произошло не в результате боёв, не благодаря умелым действиям наступающих, а потому, что они обнаружили перед собой пустой город! Но если город пустой и не с кем в нём воевать, некого побеждать – какая же это победа?

Иная картина складывается при оценке действий советских войск. Армия сохранена, город оставлен по приказу старшего командования. Приказ этот блестяще выполнен – армия ушла без потерь. Как всё это назвать? Подходит ли к этим действиям определение словаря: «Победа – боевой успех, поражение войск противника»? На мой взгляд, именно это произошло в те дни под Одессой.

Подготовьте статью специалиста-биолога для публикации в газете, обратив внимание на расшифровку терминов. Проведите правку-обработку текста.

Жук страшнее ящура
Природные катаклизмы не проходят бесследно. В июне 1998-го по Москве и области пронёсся печально памятный ураган. Минуло три года, и теперь мы можем сполна ощутить последствия тех изменений, которые он внёс в природные системы Подмосковья. Речь идёт о развивающейся в настоящее время вспышке массового размножения жука-короеда под названием типограф (Ips typographus L). Специалисты говорят, что именно благодаря урагану этот вредитель получил в своё распоряжение великолепную кормовую базу в виде погибших деревьев. Теперь ситуация стала настолько критической, что, если не принять экстренных мер, «зелёные лёгкие» столичного региона будут изрядно подпорчены. Короед для Подмосковья такая же беда, как ящур для Европы. Даже страшнее.

Скрытный вредитель. Вообще-то короеды, как и прочие насекомые, – обязательный компонент лесной экосистемы. Они выполняют свою скромную задачу: перерабатывают так называемый естественный отпад – усохшие по тем или иным причинам деревья. Да ещё служат кормом нашим пернатым друзьям... Всё бы ничего, но раз в 20-30 лет короед-типограф («специализирующийся» исключительно на елях) становится причиной стихийного бедствия, которое может привести к экологической катастрофе. Такая картина и сложилась на данный момент.

После урагана 98-го года леса оказались ослаблены и короед моментально на это отреагировал. В 1999 году типограф заселял те ели, которые больше всего пострадали от ветра и не могли оказать вредителю должного сопротивления. В то лето, если вы помните, стояла засушливая погода – она способствовала размножению жука. В результате его численность увеличилась в несколько раз, и на следующий, 2000 год короед обрушился всей армадой уже на здоровые деревья. Наступающим летом стихийное бедствие продолжится, а заселение деревьев жуком начнётся в первой половине мая. Подсчитать размер популяции злобного насекомого практически нереально. Специалисты оперируют таким понятием, как общая площадь его очагов (имеется в виду площадь заселённых им лесов). В настоящий момент она составляет около 6 тыс. га. Также известно, что в одном, даже небольшом очаге зимует до 500 тыс. жуков. А на одном заселённом дереве их помещается до 20 тыс.

Ловушка не для дачника. Сейчас короед-типограф размножился во всех подмосковных лесничествах, но предпочитает он те угодья, где много старых елей и где лес подвержен неблагоприятному воздействию рекреационной нагрузки. О чём идет речь? Во-первых, это загрязнение окружающей среды. Во-вторых, проведение дорожных и строительных работ. То есть (наверное, всем это очевидно) – в ближайшем Подмосковье и в узеньком колечке лесопарковой зоны Москвы. Коттеджи и элитные посёлки растут вокруг столицы, как грибы после дождя. При этом каждый владелец участка желает, чтобы его дом стоял ближе к лесу, а ещё лучше – чтобы сосны и ели росли прямо во дворе. А ведь механическое вторжение в почву, неизбежное при строительстве её загрязнение или асфальтирование вызывают болезненную реакцию со стороны леса. Как любой живой организм, он сопротивляется и слабеет. А короеды только этого и ждут...

Необходим целый комплекс мероприятий по борьбе с бедствием. Первое, что надо сделать, – произвести санитарные рубки, чтобы лес окончательно не погиб. Ведь на многих лесных территориях Подмосковья запрещены рубки главного пользования, так как у нас леса первой группы – они не предназначены для заготовок древесины, а служат только экологическим целям. Поэтому в области много старых, ослабленных деревьев и насаждений ели... Другое необходимое мероприятие – вывешивание феромонных ловушек и их обслуживание.

Феромонная ловушка – это приспособление из прозрачного пластика. Жуки летят на привлекающий запах химического вещества, ударяются о перегородку и падают в стакан, который надо периодически опорожнять. Такие ловушки работники лесхозов вывешивают на деревьях – в среднем по пять штук на 1 га. И убедительно просят дачников и прочих «лесных визитеров»: не трогайте их! Понятно, что народ наш падок до халявы и норовит стащить то, что плохо лежит (в данном случае висит), дабы пристроить в подсобном хозяйстве. Но от феромонной ловушки алчному селянину пользы не будет: ни для чего, кроме как для уничтожения типографа, она не годится.

Кстати, для населения уже отпечатаны листовки – вскоре они появятся на заборах и стенах домов. Тем, кто принципиально не читает то, что пишут на заборах, мы вкратце перескажем содер­жание листовки. Помимо просьбы не уничтожать ловушки она содержит призыв бдительно следить за тем, чтобы этого не делали другие.

Отредактируйте текст. Уточните содержание понятия «черлидинг».

Черлидинг – это стиль жизни

Это незнакомое иностранное слово замечательно прижилось на российской почве. Вот уже три года существует программа групп поддержки спортивных команд, абсолютным чемпионом которой является команда «Ассоль». О ней наш рассказ.

Вначале несколько слов о самом виде спорта – черлидинге. В переводе с английского это значит что-то вроде «руководство подбадриванием», а проще говоря, группа поддержки. В США, родине черлидинга, этот спорт существует и процветает уже много десятков лет, а вот в России само слово «черлидинг» до недавнего времени было известно только в узких спортивных кругах. На самом деле это «всего лишь» синтез атлетики, акробатики, аэробики и спортивных танцев.

В команде в среднем 15–20 девушек, а выделяются они характерными помпонами в руках. Где их можно встретить? На самом деле, черлидеры не такой уж редкий вид. Они работают с коман­дами американского футбола, баскетбола, волейбола, мини-футбола и даже пейнт-бола.

Также с 1999 года в России ежегодно проходят соревнования групп поддержки. Неизменный участник соревнований – команда «Ассоль». В чём же секрет успеха команды? Почему именно они – лидеры российского черлидинга? Что ж, попробуем разобраться, а помогут нам в этом тренер команды Оксана Васильевна Гулько и помощник капитана Оксана Громова.

Команда «Ассоль» была сформирована в 1999 году из двух команд-участниц первых соревнований по черлидингу, которые заняли I и II места, а затем вошли в сборную. Теперь эта команда – лицо клуба «Ассоль».

Девочки из команды «Ассоль» отличаются хорошей физической подготовкой. Это подтверждает тот факт, что в своих номерах спортсменки не только садятся на шпагат или встают на «мостик». Они строят целые пирамиды, а для этого требуются и сильные руки, и гибкий позвоночник. Ну а самой яркой иллюстрацией уровня натренированности девочек является история, рассказанная их тренером, Оксаной Гулько.

Однажды на ОФП (общая физическая подготовка) к своим подругам заглянули их коллеги-мальчики, говорили они, как, впрочем, это всегда и бывает, что-то из серии «Ну вы, конечно, девчонки, можете стараться, заниматься спортом и всё такое, но вы же понимаете, что до нас вам ещё очень далеко...» И они стали соревноваться в гибкости и выносливости. Закончилась эта исто­рия также типично: когда девочки только слегка устали, мальчики ползком выбирались из зала со словами «Мы к вам больше не придем...»

Команда «Ассоль» высоко профессиональна. Она работает в разных стилях: фанк, латино, русский народный и так далее; при этом в год создаётся по 4–5 разных шоу-программ. А программа, Да будет вам известно, это не просто прыжки с помпонами. Это и акробатические, и танцевальные номера, и «кричалки». Их девочки сочиняют сами, под чутким руководством тренера.

Но были у команды «Ассоль» и трудности. Несколько лет назад, когда они только начинали, не было практически ничего. Приходилось «изобретать велосипед». Теперь, когда приходит множество специализированных журналов, видеокассет, представить себе это чрезвычайно сложно. Но эти попытки не прошли даром. Закалённая в сложностях, команда не только приобрела профессионализм, но и сплотилась.

И, наконец, самое важное. Ни великолепная физическая форма, ни совершенная техника, ни поездки за рубеж, ни даже огромные спонсорские деньги не могут сделать команду такой, какая она есть сейчас. Ведь в спорте главное – сплочённость и преданность общему делу; без этого даже подготовленная технически команда не сможет стать лучшей. Конечно, «души прекрасные порывы» не могут родиться в неуютном коллективе. А команда «Ассоль», напротив, – настоящая семья, дружная, сплочённая. К тренеру команды девчонки уже давно относятся как к подруге или старшей сестре. И здесь снова хочется рассказать об одном эпизоде, который наиболее полно характеризует команду. В прошлом году Оксана Васильевна получила серьёзную травму и провела 4 месяца в больнице. За это время, по её словам, всё могло развалиться. Но девочки не прекратили тренировки.

За, казалось бы, немудрёными танцевальными движениями и прыжками с помпонами скрывается долгая упорная работа, тренировки... ну и, конечно, незабываемые минуты, проведённые вместе! Что ж, в заключение хочется пожелать успехов девочкам из команды «Ассоль». А ещё, побольше бы таких интересных и сильных спортивных команд. Ведь пока этот замечательный вид спорта не очень известен не только в России, но и даже в Москве. Понятно, что создание команды требует времени и денег. Но у черлидинга есть будущее!
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   25


написать администратору сайта