Главная страница
Навигация по странице:

  • «НИЖЕГОРОДСКИЙ КОЛЛЕДЖ М АЛОГО БИЗНЕСА» Реферат по дисциплине Физическая культура

  • 1 Техническая подготовка

  • 2 Характеристика нападающего удара

  • 2.1 Прямой нападающий удар

  • 2.2 Ускоренный нападающий удар

  • 2.3 Медленные удары (обманы)

  • 2.4 Техника выполнения нападающего удара

  • волейбол. Нападающий удар в волейболе. Функция игрока в защите либеро


    Скачать 41.15 Kb.
    НазваниеНападающий удар в волейболе. Функция игрока в защите либеро
    Анкорволейбол
    Дата07.02.2022
    Размер41.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаnapadayuschiy_udar_v_voleybole_Funktsii_libero.docx
    ТипРеферат
    #354205

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «НИЖЕГОРОДСКИЙ КОЛЛЕДЖ М АЛОГО БИЗНЕСА»

    Реферат по дисциплине

    Физическая культура

    на тему: Нападающий удар в волейболе. Функция игрока в защите либеро

    Исполнитель: Борисова Ксения

    Руководитель: Коломарова Л.А.

    г. Нижний Новгород

    2022г

    Содержание

    Введение.........................................................................................................................................3

    1 Техническая подготовка.............................................................................................................4

    1.1 Начальное обучение.................................................................................................................8

    2 Характеристика нападающего удара.......................................................................................11

    2.1 Прямой нападающий удар.....................................................................................................11

    2.2 Ускоренный нападающий удар.............................................................................................12

    2.3 Медленные удары (обманы)..................................................................................................12

    2.4 Техника выполнения нападающего удара............................................................................19

    3 Функции либеро........................................................................................................................22

    Заключение...................................................................................................................................23

    Список литературы......................................................................................................................24

    Введение

    Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча. К тому же, эти приемы нужно выполнять всегда эффективно, несмотря ни на какие изменения условий игры.

    Современный волейбол предъявляет высокие требования к техническому мастерству спортсменов. Поэтому внимание к технической подготовке волейболистов приобретает большую значимость. Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу. Все предыдущие действия игроков должны быть направлены на подготовку его совершения. Высота съема мяча, скорость паса, постоянно изменяющиеся условия игры, вероятность возникновения ошибок на подготовительном этапе, противодействие противника требуют от нападающего хорошей физической подготовки, владения техникой и приложения морально-волевых качеств. нападающий удар волейбол мяч прыжок

    На обучение нападающему удару отводится достаточно продолжительное время, что связано с необходимостью привить игроку такие качества, которые бы позволили ему, не теряя возможности корректировать свое местоположение в пространстве относительно площадки, сетки, блокирующих игроков противоположной команды, суметь выпрыгнуть на совершение удара в том месте на сетке, где было бы наиболее удобное положение мяча для удара с минимально возможным противодействием соперника.

    1 Техническая подготовка

    Техническая подготовка это процесс обучения волейболиста технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение в совершенствование [1].

    Основными задачами технической подготовки являются:

    - расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.

    - овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).

    - улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и их устранения.

    - совершенствование техники за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов.

    - совершенствование техники игры в соревновательных условиях.

    Техническая подготовка - это многолетний процесс, который условно можно разделить на два этапа начальное обучение технике игры дальнейшее совершенствование.

    1.1 Начальное обучение

    Структура отдельных технических приемов кажется довольно простой, но ее эффективное применение в игре связано с определенными трудностями:

    - кратковременность касания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку; малая площадь соприкосновения с мячом усложняет достижение точности выполнения приема; - - три касания мяча требуют высокой точности исполнения и целенаправленности [2].

    Поэтому овладение рациональной техникой игры - главная задача технической подготовке волейболистов. Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочном процессе используются:

    а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому);

    б) целенаправленная физическая подготовка как основа для образования двигательных навыков;

    в) знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении технических приемов волейбола;

    г) знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствования техники игры и исправление этих ошибок;

    д) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений доступной для детей без искажения ее сущности.

    Обучение осуществляется посредством восприятия и переработки соответствующей информации для качественного изучения техники нужна точная информация.

    Этапы обучения. В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений: после предварительного перемещения, увеличение площади действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.

    При формировании двигательного навыка различают фазы, следующие в определенном порядке друг за другом и их надо рассматривать с физиологической, психологической и методической точек зрения.

    -я фаза - в ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального разучивания). Сначала упражнение выполняется неверно и лишь приблизительно похоже на конечный вариант. Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. Здесь отмечается генерализация возбуждения центральной нервной системы (ЦНС). Недостаточное совершенство координации в работе мышц приводит к скованности движений.

    Методическая задача и приемы обучения - овладеть основами техники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных движений и лишних мышечных напряжений).

    Обучение сконцентрировано по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения упражнения в течение одного занятия нецелесообразны, поскольку образование новых координаций быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного технического приема (например, нападающего удара) целесообразно по частям, а более простых - в целом. Используются словесные, акустические, зрительные способы передачи информации[3].

    -я фаза - формирование умения совершенного выполнения двигательного действия (этап углубленного разучивания).

    Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточнить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения. Методическая задача и приемы обучения - детальное изучение двигательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повторений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня снижает эффективности в обучении.

    Используются методы обучения, которые опираются на двигательное восприятие (словесный, наглядный, сопряженного воздействия, идеомоторный).

    -я фаза - стабилизация и автоматизация действия (этап закрепления дальнейшего совершенствования двигательного навыка). При выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движение устойчиво к сбивающим факторам и не поддается внешнему торможению.

    Методическая задача и приемы воздействия - дальнейшее совершенствование технических деталей двигательного действия, доводя его до автоматизма; достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижно), не поддающегося влиянию помех (шум, свет и др.). Совершенствование мастерства должно происходить в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена.

    Применяются словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократным повторением упражнений в стандартных и изменяющихся условиях при максимальном напряжении мышечных и волевых усилий. Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

    - терминологически правильно назвать прием.

    - показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре.

    - объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).

    - делаются попытки практического выполнения приема - исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

    - упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.

    - работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.

    - по мере усвоения двигательных действий, условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.).

    - выполнение технического приема (приемов) в условиях, приближенных к игре.

    Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятности успеха в овладении рациональной техникой.

    Типичными причинами ошибок при обучении технике игры волейбол являются:

    а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);

    б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;

    в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;

    г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;

    д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;

    е) спортсмен мало соревнуется, и поэтому нет стабилизации техники приемов.

    Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать основные методические приемы их исправления: ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений; создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно; избирательные упражнения в отдельных компонентах движения; сопоставление ошибочного и правильного выполнения приема (словесное объяснение, видеозапись, плакаты и др.).

    Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут происходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами. Определять причины ошибок следует совместно со спортсменом. Сначала исправляются основные ошибки, так как второстепенные нередко являются производным от основных.

    Ошибки, допускаемые при обучении технике игры, нередко являются результатом неправильных действий самого тренера (недооценка способности спортсмена активно воспринимать показ и объяснение; недоведение до сознания волейболиста ошибок при выполнении им упражнения, отсутствие индивидуального подхода и др.).

    По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты.

    2 Характеристика нападающего удара

    Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. Выделяют два способа: (прямой и боковой нападающий удар).

    2.1 Прямой нападающий удар

    При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное положение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок и замах. Разбег служит для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и его максимального использования для прыжка. Длина разбега - 2 - 4 метра (как правило, три шага). Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратиться меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения возрастает[4].

    Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий): ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разбивания. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой.

    Для координации движений звеньев тела в безопорном положении важно расположение стоп при отталкивании. Наиболее рационально немного повернуть их носками внутрь или расположить параллельно. При уменьшении длины разбега и переходе на двухшажный разбег выполняют второй и третий шаги, при одношажном только третий напрыгивающий шаг.

    Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки

    - по дуге сзади -вниз - вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой руки в тот момент, когда кисти вынесены над головой.

    Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ тела игрока находится сзади опоры, их при этом разгибают во всех суставах.

    Высота прыжка зависит от махового движения рук и величины сгибания ног в коленях в конце разбега. Однако этот угол не должен быть меньше 90°. С момента отрыва ног от опоры тело игрока приобретает движение вверх и несколько вперед - это фаза взлета. Для борьбы с так называемым горизонтальным сносом следует в момент отрыва ног от опоры верхнюю часть туловища отводить назад. Такое движение в известной мере перераспределяет массу тела вокруг ОЦТ тела и создает некоторый вращательный момент, направленный в противоположную горизонтальной составляющей силы сторону. Это способствует уменьшению длины траектории полета тела.

    Одновременно со взлетом правой рукой делают замах вверх - вниз. Таким образом, движение рук в подготовительной фазе состоит из махового тянущего усилия замаха, увеличивающего путь разгона ударной массы.

    Эти две части разделяет небольшая пауза при смене направлений движения. При замахе предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьирует в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, но в любом случае локоть должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают так называемое положение «лук» - прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, голень отводят назад. Левая рука принимает активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, в результате чего растягивается большая грудная мышца.

    Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения вперед и поднимания правого плеча. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локте и вытягивают вверх несколько вперед, этим обеспечивается достаточная высота удара по мячу. Кисть накладывают на мяч в расслабленном состоянии вверху - сбоку (угол наклона руки примерно 75°) хлестообразным движением. При этом плечо проводят дальше вперед, руку с мячом продвигают дальше вперед - вниз, кисть сгибают в лучезапястном суставе, мяч удерживают от выскальзывания дистальными фалангами пальцев и направляют вперед - вниз. Затем плечо выводят еще дальше вперед и вниз, оно выполняет роль опоры движущей вперед - вниз руки. Скорость движения руки увеличивается плавно, моменту удара она должна быть наибольшей.

    Эффективными при ударе могут быть: - опускание подбородка; оно позволяет использовать эффект шейно-тонических рефлексов, при которых в этом положении напрягаются группы мышц передней поверхности туловища игрока; - вдох во время удара, что способствует более быстрому его выполнению, так как ряд мышц отвлекается от функций дыхания.

    После выполнения удара игрок приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях.

    Разновидности нападающего удара определяются параметрами второй передачи и имеют некоторые особенности. При передачах, различающихся по длине (длинных, коротких, укороченных), характер движения во время выполнения нападающих ударов практически одинаков, однако, с увеличением времени полета мяча изменяется темпо-ритмическая структура разбега: увеличивается время выполнения первого и второго шагов разбега, улучшается согласование действий нападающего игрока с передачей. На практике передачи высокие и средние по высоте являются медленными, а низкие - ускоренными и скоростными.

    Для нападающего удара с низких скоростных (ускоренных) передач характерны:

    1) уменьшение длины разбега до одного-двух шагов;

    2) более быстрое отталкивание в результате меньшего сгибания ног в конце разбега;

    3) меньшая амплитуда замаха и меньшее сгибание руки в локте при отведении назад;

    4) меньшее сопровождающее движение руки после удара.

    При выполнении нападающего удара с отдаленной от стенки (более одного метра) передачи существуют некоторые особенности: место удара определяется вытянутой рукой; одновременно с ведением руки в ударном движении игрок сгибается в тазобедренных суставах; руки в ударном движении ведут в направлении верхнего края сетки.

    При выполнении нападающих ударов на точность используют прямые ускоренные удары (их часто называют кистевыми).

    2.2 Ускоренный нападающий удар

    Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре скоростного удара. В ударном движении руки выносят вверх несколько согнутые в локте. Соответственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается сопровождающее движение минимально. Нападающий удар с переводом рукой.

    В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуге вперед вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинирует, большой палец поднимается вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз вперед. Применяется для обведения блока соперника, а также для того, чтобы послать мяч в незащищенное место игровой площадки[5].

    2.3 Медленные удары (обманы)

    Иногда в игре необходимо направлять мяч близко к сетке, перебросить за блок или в зону, где отсутствует страховка. При обманах выше блока используют прямой медленный удар по ходу. Все подготовительные действия выполняются как в обычном нападающем ударе. В ударном движении руку перемещают, как в обычном нападающем ударе: на вертикаль выносят несколько согнутой в локте вперед, удар по мячу осуществляют разгибанием в локте, дистальными фалангами пальцев. При обманах мимо блока используют медленный нападающий удар с переводом руки вправо или влево.

    2.4 Техника выполнения нападающего удара

    Технику волейбола составляют специальные технические, которые волейболисты применяют в процессе игры. Приемы техники волейбола следующие: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары, блокирование. Каждый прием содержит несколько способов его выполнения. Мастерство волейболиста и определяется тем, насколько разнообразна и совершенна его техника.

    Перемещения - это способы передвижения игрока на площадке для выполнения технических приемов и тактических действий. Если игрок хорошо выполнит то или иное перемещение, то он будет находиться в удобном исходном положении. Такое исходное положение в волейболе называют стойками.

    Способы перемещений в волейболе различают такие: приставные шаги, двойной шаг, скачок, бег, прыжки, падения.

    Приставные шаги применяются для перемещения когда у игрока имеется достаточно времени. Двойной шаг применяется при перемещениях вперед и назад, когда требуется быстро выйти к мячу и приставными шагами игрок сделать это уже не успеет. Скачок - более быстрый способ перемещения, чем двойной и приставные шаги. Выполняется как двойной шаг, так и приставной.

    Скачок может также выполняться после бега и перемещения приставными шагами.

    Бег применяется в тех случаях, когда надо быстро преодолеть сравнительно большое расстояние, например, когда мяч выходит за пределы площадки.

    Прыжки применяются при выполнении главным образом нападающих ударов и блокирования.

    Подачей начинается игра в волейбол. Сильнейшие волейболисты используют подачу и как средство нападения. Технический прием подачи выглядит так: игрок располагается за лицевой линией, подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его на сторону противника.

    На выполнение подачи игроку дается 8 секунд.

    В подаче различают: исходное положение, подбрасывание мяча и замах, удар по мячу и движение после удара по мячу.

    Успех в выполнении подачи зависит от учения согласовывать свои движения по отношению к летящему так, чтобы удар по мячу был произведен в высшей точке что обеспечивает эффективность подачи (силу и точность). Удар по мячу при подаче производится ладонью руки или кистью руки с согнутыми пальцами. Подбрасывание мяча обычно производится одной рукой. По своему характеру подачи можно разделить на силовые, нацеленные и планирующие.

    Подачи на силу имеют целью затруднить прием мяча игрокам противника или вызвать ошибку при приеме мяча и принести команде очко. Нацеленные подачи ставят задачу направить мяч в уязвимые места площадки противника или на слабого игрока и этим затруднить действия команды противника. Планирующие подачи опасны тем, что мяч летит, невращаясь и изменяет траекторию полета в самых неожиданных направлениях. По способу выполнения подачи можно разделить на нижнюю прямую, верхнюю прямую, верхнюю боковую, в прыжке.

    Прием и передачи мяча. Когда игроки принимают мяч от противника, говорят о технике приема мяча. Когда мяч игроки направляют своему партнеру для нападающего удара, говорят о технике передачи мяча. Однако надо иметь в виду, что прием и передача - не два технических приема игры, принципиально отличающихся друг от друга. Например, как нападающий удар и блокирование. В основе своей это - единое действие игрока, суть которого - при помощи рук изменить первоначальное направление полета мяча на такое, какого требует игровая обстановка для достижения желаемого результата - выигрыша мяча.

    Если главная задача сводится к тому, чтобы не дать мячу упасть на площадку, принять его - речь идет о приеме мяча. Когда же мяч принят и главная задача сводится к тому, чтобы точно направить его для завершающего удара нападающему игроку, мы говорим о передаче мяча. Вот почему прием мяча относится к защитным действиям, передача (вторая передача) - к нападающим.

    Существуют различные способы приема и передачи мяча. Эти способы следующие: верхняя передача двумя руками вверх-вперед, над собой, вверх-назад, прием мяча снизу двумя руками; прием мяча сверху двумя руками с последующим падением; прием мяча снизу одной рукой с последующим падением. Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам.

    Основной способ нападающего удара - прямой нападающий удар «по ходу», когда направление полета мяча совпадет с направлением разбега игрока перед прыжком. Нападающий удар с переводом - разновидность прямого дара, это такой удар, когда направление полета мяча после дара не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком.

    Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимися правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих). Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам.

    Основной способ нападающего удара - прямой нападающий удар «по ходу», когда направление полета мяча совпадет с направлением разбега игрока перед прыжком. Нападающий удар с переводом - разновидность прямого дара, это такой удар, когда направление полета мяча после дара не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком.

    Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимися правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих).

    Блокирование - эффективное средство борьбы против нападающих ударов непосредственно над сеткой. Ориентируясь по направлению передачи, блокирующий выходит в зону предполагаемой атаки и наблюдает за действиями нападающего игрока. Момент начала прыжка при блокировании зависит от действий нападающего игрока. При ударах с высоких передач блокирующий прыгает немного позднее нападающего.

    В момент блока руки должны находиться как можно ближе к сетке, кисти рук располагаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы мяч не проскочил между ними. Пальцы при блокировании расставлены и слегка напряжены. В момент удара по мячу нападающего игрока блокирующий переносит руки через сетку, стремясь встретить удар на стороне противника. Успех в блокировании зависит от таких основных факторов; выбор места для блокирования, своевременный прыжок и постановка рук в момент удара (собственно блокирование).

    Блокирующий не должен все время смотреть на мяч. Определив направление второй передачи, надо посмотреть на нападающего с целью опрёделить направление разбега и возможное направление удара. Нападающие удары изучают в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу разбега, нападающий удар с переводом влево, затем вправо боковой нападающий удар, который тоже может быть с переводом.

    Перед изучением нападающих ударов должны быть освоены прыжки и верхние подачи. Прыжки для нападающих ударов изучают слитно. Обращают внимание на отталкивание и напрыгивание толчком левой ноги. Полезно выполнять напрыгивание через либо препятствие, например, через гимнастическую скамейку. Необходимо обратить внимание на «рессорность» при отталкивании: ноги должны работать как пружины, сгибаясь и разгибаясь без паузы. Этой цели способствуют различные прыжки: через скакалку, напрыгивание на предметы различной высоты, серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки) и различные эстафеты. Иногда перед отталкиванием делают удар ногами о пол. Это делать не рекомендуется, так как эффективного отталкивания не получается.

    Удар ногами о пол является следствием того, что игрок перед постановкой ног слишком согнул их в коленях и заменил упругое сгибание под действием веса преждевременным разгибанием. Далее изучают ударное движение. Здесь полезно повторить подводящие упражнения с метанием мяча одной и двумя руками, применяемые при обучении верхней прямой передаче. Особую ценность представляет следующее упражнение: игрок, сидя на полу, поднимает руку с мячом в положении замаха; приняв исходное положение замаха, игрок посылает вперед туловище, затем выведением вперед плеча как бы бросает вперед свою руку с мячом. Для рывка туловищем вперед характерно короткое отведение назад таза. У занимающихся должно оставаться ощущение, что сгибание стало следствием рывка. Чтобы «поймать» это ощущение, полезно многократно повторять такое упражнение: взять волейбольный мяч ладонями с боков, опустить вниз перед собой, немного согнуться вперед, а затем волнообразными движениями вытянуться вверх до положения опоры на носках и одновременно поднять руки с мячом вверх[6].

    Мяч должен остаться именно вверху (не заносить его за голову). Из этого положения за счет короткого рывка тазом нужно бросить мяч вперед. Это же упражнение выполняют с переводом мяча в одну руку, постепенно выводя ее в исходное положение для удара. Когда броски мяча соответствуют нападающему удару, упражнение можно выполнять в прыжке. Перед тем как бросить мяч в прыжке, надо сделать паузу, во время которой проверить правильность занятого перед броском исходного положения. Броски мяча в прыжке полезно давать на любой стадии обучения волейболистов. Они позволяют исправлять недостатки в прыжке, совершенствовать его и положение руки при ударе. В этом же упражнении проще овладеть навыком удара в различных фазах прыжка: в момент взлета в верхней точке прыжка и при опускании. Упражнения в бросках следует проводить в парах.

    Последовательность обучения нападающему удару. (Ю.Д.Железняк, статья «Нападающий удар в волейболе»).

    - развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении нападающего удара; прыгучести; дифференцировки пространственно-временных отношений (умения сочетать действия с учетом направления и скорости полета мяча, особенно в прыжке); силы мышц стопы, кистей рук, плечевых суставов, поясничной области; прыжковой ловкости. Укрепление костно-связочного аппарата.

    - овладение составными компонентами нападающего удара; вертикальным взлетом прим отталкивании двумя ногами; ритмом разбега в три шага; заключительным движением удара по мячу.

    - соединение составных частей удара в единое целое: прыжок с разбега, удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) - вначале с места, затем с разбега; нападающий удар по движущемуся мячу по заданной траектории; нападающий удар с передачи; «соединение» специальных физических качеств с отдельными компонентами навыками и навыка удара в целом.

    - совершенное овладение способами нападающих ударов правой и левой рукой (при ведущей роли ведущей руки). Умение полностью реализовать высокий уровень развития специальных физических качеств через совершенную технику.

    - умение целесообразно использовать способы нападающих ударов с учетом игровой обстановки. Указанная последовательность обучения достигается путем умелого применения специальных подготовительных и подводящих упражнений, а также упражнений по технике и тактике. В конечном счете, объединению всех компонентов способствуют специальные задания, которые ставятся перед учащимися в игре Обучение способам нападающих ударов производится в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу из зоны № 4, 2 и 3, нападающий удар с переводом вправо из зон № 4, 2 и 3; прямой удар по ходу слабейшей рукой из зон № 2, 4 и 3; нападающий удар с переводом влево из зон № 3, 4 и 2. Последовательность указана с учетом, что у занимающихся сильная рука - правая. Для левшей, соответственно, все меняется «зеркально».

    Рекомендуемый комплекс упражнений по ОФП и СФП. Подготовительные упражнения

    1. Отталкивания ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.

    2. Передвижение на руках в упоре лежа вправо, влево, ноги на месте. Передвижение на руках, ноги держит партнер.

    3. Броски набивного мяча весом 1 кг кистями - одной (правой, левой) и двумя руками из положения руки вверх.

    4. Стоя лицом, боком и спиной к гимнастической стене, упражнения с резиновым спортинвентарем для плечевого пояса.

    5. Жим штанги лежа.

    6. Броски набивного мяча весом 1 - 2 кг из-за головы двумя руками, одной рукой над головой («крюком»).

    7. Приседание и быстрое выпрямление ног со взмахом рук вверх, то же с набивным мячом (двумя) в руках; то же с прыжком вверх.

    8. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед.

    9. Спрыгивание (высота 40 - 80 см.) с последующим прыжком вверх.

    10. Специальные эстафеты с выполнением прыжков и других заданий.

    Подводящие упражнения

    1. Прыжок вверх толчком двух ног. Обязателен вертикальный взлет. То же с поворотом на 90, 180 и 360.

    2. Прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два, три шага. В последнем шаге впереди правая нога, левая к ней приставляется.

    3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения нападающего удара.

    4. Подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко) и удар по мячу над головой стоя на месте и в прыжке.

    5. Нападающий удар через сетку по подброшенному мячу.

    Нападающий удар с передачи.

    Упражнения по технике

    1. Нападающий удар по ходу из зоны №4 с высокой передачи из зоны №3. в зону №3 мяч направляется из зоны №4,6,5.

    2. Нападающий удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3 в зону 2 мяч направляется из зон 2, 6, 1.

    3. Нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передач.

    4. Нападающий удар из зон 4, 3, и 2 с высоких и удаленных от сетки передач.

    5. Нападающий удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.

    6. Чередование нападающих ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3; прямой по ходу, с переводом вправо, на точность, рукой.

    7. То же из зон 2 и 3, но нападающие удары выполняются со средних и низких передач.

    8. Чередование нападающих ударов различными способами с различных по высоте передач. 9. Нападающий удар при противодействии блока. Смысл упражнений в том, что блоком закрыто какое-либо направление, и надо ударом послать мяч в другом направлении («открытом»). При этом все действия заранее обусловлены. Например, блоком закрыта линия - удар по ходу или с переводом влево. И так во всех зонах и во всех направлениях. Вначале блок ставят заранее, затем он «появляется» в последний момент.

    10. Имитация нападающего удара и обман.

    3 Функции либеро

    Либеро (на итальянском «свободный») — позиция игрока в волейболе, выполняющего исключительно оборонительные функции. Впервые с либеро начали играть в 1998 году, наделив такого волейболиста некоторыми ограничениями, а также заставив носить футболку другого цвета, чем партнёры по команде.

    Идея создания либеро заключалось в том, чтобы позволить командам как можно дольше удерживать своего лучшего защитника на площадке. В современном волейболе ценится рост, но в оборонительных действиях такие гиганты выглядят неуклюже, в то время игроки невысокого роста могут быстро слаживаться, нырять, то есть доставать трудные мячи[7].

    Какие функции в волейболе выполняет либеро?

    Либеро в большинстве случаев играет на позиции 6-го номера и отвечает за приём мяча. Такой игрок сконцентрирован только на обороне и в отличие от других членов команды, можно сказать, работает по всей площади поля в том числе и свободной зоне. Главная задача либеро заключается в том, чтобы хорошо принять первый мяч, а связующий дальше мог вывести нападающего на удар. Также в некоторых случаях, когда пасующий по каким-то причинам не может дать пас, либеро берёт на себя данную функцию. Правда здесь есть некоторые нюансы.

    Если либеро даёт передачу с передней зоны, то ему можно это сделать только снизу. В то время с задней зоны (своей основной рабочей зоны) может отдавать передачу, как сверху так и снизу.

    Если вы так и не поняли кто такой либеро в волейболе, то объясняем просто — это защитник, который делает больше всего приёмов мячей в команде.

    Смотрите как правильно выполняется приём передача мяча в волейболе

    В обороне либеро должен доставать каждый мяч, чтобы в конечном итоге команда имела шанс вывести диагонального на нападающий удар. Поскольку у либеро нет обязанностей по атаке, он должен быть сосредоточен на каждом мяче, который может поднять.

    А может ли либеро выполнять подачу и нападающий удар? Такому игроку правила запрещают подавать, а что касается атаки, то пробивать можно только с задней зоны, не заступая за 3-х метровую линию, при этом мяч не должен быть выше верхнего края сетки.

    Вот отличительные характеристики либеро от остальных игроков:

    - носит футболку другого цвета

    - играет только на заднем ряду.

    - может заменить только волейболистов заднего ряда.

    - количество замен либеро не ограничено.

    - не имеет права ставить блок и выполнять подачу.

    - ему запрещено атаковать мяч, находящийся выше верхнего края сетки.

    - запрещено с передней зоны отдавать верхнюю передачу.

    Большой плюс либеро в команде — это то, что такой игрок может быть заменён в матче неограниченное количество раз. Официальными правилами волейбола установлено: в каждой партии стороне разрешено выполнить максимум 6 замен. Замены — важный тактический ход в игре, ведь они позволяют уходить с поля уставшим волейболистам или тем, у кого не пошла игра. Либеро может выходить и возвращаться на площадку неограниченное количество раз: он может заменить любого игрока, стоящего на заднем ряду (позиции 1,5,6). Также правила запрещают иметь одновременно на площадке двух либеро, хотя в заявке их может быть 2

    Каким должен быть либеро в волейболе: лучшие качества

    В то время как связующий является ключевым звеном в создании атак команды, либеро является своеобразным капитаном и лидером атакующих действий.

    Всем известно, что подача очень важный технический элемент в игре и поскольку либеро играет в заднем ряду, он должен лучше всех совершать приём. В современном волейболе после силовых подач мяч летит с космической скоростью и либеро должен принять его любой ценой, даже если для этого придётся сгруппироваться и упасть.

    Также волейболист данного амплуа должен просчитывать действия противника: за считанные секунды расположиться на площадке так, чтобы была возможность сыграть в мяч. Не каждому дано так мастерски просчитывать возможные ходы соперника, хотя среди профессионалов таких полно, вот несколько примеров лучших либеро в волейболе: Алексей Вербов, Женя Гребенников, Теодор Салпаров.

    По сложности либеро самая тяжелая позиция на поле после связующего. Чтобы стать одним из лучших защитников в волейболе нужно большое желание, терпение и трудолюбие. Данная позиция не самая лучшая из-за характера роли такого игрока. Не все хотят быть либеро и пахать, как папа Карло. Волейболисты на этом амплуа тратят в каждой игре кучу сил и имеют совсем мало времени на отдых, в основном переводя дух, когда сменяются на выполнении подачи.

    Либеро играет большую роль в команде, он должен обладать навыками для игры на любой позиции, читать игру и страховать блокирующих. Но лучше всего такой волейболист должен уметь принимать мяч, чтобы тот не отскакивал куда попало, а направлялся точно в руки связующему. Учитывая тот факт, что либеро освобождены от атакующих действий, они должны быть просто монстрами обороны, ведь на тренировках можно тратить больше времени на оборонительные навыки, а таких техническим элементам, как блок, нападающий удар и подача, можно практически не уделять внимание.

    Заключение

    Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.

    Список литературы

    1 https://infourok.ru/referat-na-temu-rol-libero-v-sovremennom-voleybole-512827.html

    2 https://otherreferats.allbest.ru/sport/00553410_0.html

    3 https://football-match24.com/napadayushhij-udar-v-volejbole-texnika-vypolneniya-oshibki-sovety.html

    4 https://tvou-voleyball.ru/obuchenie/napadayushchij-udar-v-volejbole/

    5 https://volleybolist.ru/attacks-in-volleyball.html

    6 http://www.dinamo-vgu.ru/sport/napadajushhij-udar-v-volejbole/

    7 https://pedsovet.org/article/voleybol-napadayuschiy-udar



    написать администратору сайта