Главная страница
Навигация по странице:

  • Направление феминизма Основные авторы Основные работы Основные идеи

  • Феминизм. Feminizm_tablitsa - копия. Направление феминизма


    Скачать 15.08 Kb.
    НазваниеНаправление феминизма
    АнкорФеминизм
    Дата04.03.2020
    Размер15.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFeminizm_tablitsa - копия.docx
    ТипДокументы
    #110831


    Политическая теория феминизма.

    Сравнительная таблица.

    РГПУ им. А. И. Герцена ФИСН, Политология Изотова Ксения


    Направление феминизма

    Основные авторы

    Основные работы

    Основные идеи

    Либеральный феминизм

    Мэри Уоллстонкрафт, Бетти Фридан, Дж. Стюарт Милль, Гарриет Тейлор, Э. Стэнтон, Дж. Батлер, Глория Стайнем; Ребекка Уокер

    «О подчинении женщин»,

    «В защиту прав женщины»,

    «Декларации позиций и резолюций», «Загадка женственности»,

    «Подчиненность

    женщины», «Мольба за женщину» и пр.

    Либеральный феминизм исходит из признания равенства мужчин и женщин, требует правового и политического равенства прав и возможностей получать образование, оплачиваемую работу, участвовать в политической жизни (важно учитывать временной контекст). Данное направление ставит вопрос об иерархичности позиций мужчин и женщин, несправедливости распределения ресурсов, зависимости от мужа и его статуса и погруженности в частную жизнь, предписываемых социальной ролью жены-домохозяйки. Ориентация на производство нового,

    «объективного» знания о женщинах. Однако анализ либерального феминизма главным образом











    сосредотачивается на правах в общественной сфере, не затрагивая отношения власти, которые

    воспроизводятся в приватной сфере.

    Радикальный феминизм

    Суламифь Файерстоун, Кейт Миллет,

    Мэрилин Френч, Андреа Дворкин, Катарина Маккиннон, Мэри Дейли, Энн Коедт, Сьюзен Гриффин

    «Диалектика пола», «Пол и политика», «Вне власти»,

    Теоретическая и политическая критика универсального мужского господства и угнетенного положения женщин. Ключевым понятием считается патриархат – система социальных структур и практик мужского господства, которая приводит к подчиненному положению, эксплуатации и угнетению женщин. Патриархат воспроизводит себя в разных формах на разных этапах общественного развития. Вместе с тем, именно женщины рассматриваются как исторически первая угнетаемая группа.

    Основание женского угнетения нужно искать не только в капиталистической системе, но и в сфере частной жизни – семье и интимных отношениях.

    Задачи: ликвидация гендерных ролей, коренное изменение общественного устройства.

    Марксистский феминизм и социалистический феминизм

    Айрис Янг, Сельма Джеймс, Анжела Дэвис, Мариароза делла Коста, Рая

    Дунаевская, Александра

    «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Розовые

    воротнички», «Гендер на

    Марксистский феминизм: Направление выявляет исторически сложившиеся механизмы угнетения

    женщин, связанные с институтами





    Коллонтай, Роза Люксембург

    Ульрика Майнхоф, Клара Цеткин

    Барбара Эренрайх, Луиза Капп, Анна Гейм, Синтия Кокберн, Кэрол О’Доннел, Эдвард Беллами

    работе», «Механизмы доминирования», «Основа сделки», «Оглядываясь назад»

    частной собственности. Классовое неравенство – основная и первичная форма социальных иерархий в обществе. Условие гендерного равенства – разрушение капиталистического устройства и классовой эксплуатации. Освобождение женщин требует их включения в общественное производство и является частью классовой борьбы пролетариата.

    Важнейший механизм мужского господства – в том числе и контроль женской сексуальности.

    В социалистическом направлении угнетение женщин рассматривается в социально-экономическом контексте, в связи с их неравным положением в системе общественного производства, на рабочем месте и в быту. Выдвигается концепция двойного угнетения женщин структурами патриархата и капитализма.

    Социалистический феминизм, в отличие от марксистского, рассматривает классовое и гендерное неравенства как автономные системы

    угнетения и предполагает борьбу с каждой из них.


    Психоаналитический феминизм

    Дж. Митчелл, Нэнси Ходоров, Кэрол Гиллиган, Дороти Диннерстайн

    «Женщины: самая долгая революция», «Женское сословие»,

    «Воспроизводство материнства»,

    «Психоанализ и феминизм»,

    «Сирена и Минотавр»

    Критикуется и развивается теория бессознательного, которая связывает субъективность и сексуальность. Главный фокус – анализ патриархатных структур бессознательного и их пересмотр.

    Пересматривается фрейдистская трактовка эдипова комплекса, выставляя на передний план фигуру не отца, но матери, с которой ребенок вступает в первичную привязанность. В дальнейшем, под влиянием школы Лакана, акцент был сделан на изучение коллективного

    бессознательного и лингвистические механизмы.

    Экофеминизм

    Вандана Шива, Франсуаза Дюбон, Мария Миес, Вал Пламвуд, Глориа Оренстейн, Марти Киил, Инестра Кинг

    «Феминизм или смерть», статья «Что такое экофеминизм?»,

    «Патриархат и накопление в мировом масштабе»,

    «Женщины: последняя колония», «Феминизм и экология"

    Связывает эксплуатацию и господство над женщинами с таким же отношением к окружающей среде; экофеминизм настаивает на том, что существует связь между женщинами и природой, которая исходит из их общей истории угнетения патриархальным Западным

    обществом.

    Вуманизм

    Анджела Дэвис, Элис Уокер, Кимберли Крэншоу

    «О роли негритянских женщин в борьбе с рабством», «Женщины, раса и класс», эссе «Обозначая границы: интерсекциональность,

    политика идентичности и

    Сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины. «Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм,

    классовое угнетение и расизм








    насилие в отношении женщин небелого цвета кожи»

    неразрывно связаны между собой. Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые

    предубеждения.

    Анархомефинизм

    Эмма Голдман, Вольтарин де Клейр, Люси Парсонс

    «Брак и любовь», «Торговля женщинами», «Анархизм»,

    «Сексуальное рабство»

    Главной проблемой общества является то, что анархофеминистки видят патриархат как одно из проявлений иерархии и считают борьбу против него важнейшим компонентом классовой борьбы и борьбы анархистов против государства и капитализма. Анархофеминистки резко критикуют традиционные концепции семьи, образования и половых ролей. Брак, по их мнению, подавляет индивидуальный рост и является экономическим соглашением между мужчиной и женщиной, в котором женщина всегда проигрывает.

    По мнению анархо-феминисток, чтобы создать альтернативную систему, при которой женщина сама может контролировать свою жизнь, важно непосредственное действие - индивидуальное и в малых группах, которое опирается на











    революционный потенциал женщин.

    Сепаратистский феминизм

    Шарлотта Банч, К. Сарачайлд, К. Ханиш, Валери Соланас

    «Рост самосознания: радикальное оружие»,

    «Личное — это политическое», «Манифест ОПУМ»

    Феминистский сепаратизм — направление радикального феминизма, а также стратегии и практики, целью которых является освобождение женщин от мужчин как класса угнетателей, институтов и видов деятельности, в которых они доминируют — с одной стороны, и достижения женщинами власти (над личной и общественной сферой) — с другой.

    Утверждается, что мужчины не способны сделать положительный вклад в феминистское движение и что даже мужчины доброй воли

    копируют динамику патриархата.

    Постколониальный феминизм

    Чандра Талпад Моханти, Арундати Рой, Бучи Эмечета, Франц Фанон, Джамайка Кинкейд, Гаятри Чакраворти Спивак

    «Женщины Третьего Мира», «Под западным взглядом»

    В фокусе – критика западного феминизма, игнорирующий уникальный опыт женщин из стран третьего мира, которые испытывают угнетение двойного толка – со стороны патриархата и империалистского порядка.

    Направление концентрируется вокруг идеи о том, что расизм, колониализм и долгосрочные последствия колониализма (экономические, политические и культурные) в постколониальной











    обстановке тесно связаны с уникальными гендерными реалиями не-белых и не-западных женщин. Постколониальные феминистки критикуют западных феминисток за их длительную универсализацию проблем женщин и за то, что те часто неправильно понимают, как представлять интересы женщин всего

    мира.







    написать администратору сайта