Главная страница
Навигация по странице:

  • Направление

  • Вступление. Госуда́рственный Музей Эрмита́ж

  • Цель моей работы

  • Задачи

  • Предмет исследования

  • Выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в собрании Эрмитажа»


  • Ливрейного платья Русского двора конца XIX – начала XX века.

  • Заключение.

  • IV . Литература.

  • Эрмитаж. Исследовательская работа При Дворе российских императоров. Направление исследования по гуманитарному направлению При Дворе российских императоров Костюм xviiiначала xx века в собрании Эрмитажа


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеНаправление исследования по гуманитарному направлению При Дворе российских императоров Костюм xviiiначала xx века в собрании Эрмитажа
    АнкорЭрмитаж
    Дата09.06.2022
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсследовательская работа При Дворе российских императоров.docx
    ТипДокументы
    #582384


    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Мокрушанская средняя общеобразовательная школа»

    Беловского района Курской области
    Направление: исследования по гуманитарному направлению

    При Дворе российских императоров

    Костюм XVIII-начала XX века

    в собрании Эрмитажа

    Выполнила: Супрунова Диана

    обучающаяся 7 класса

    Руководитель:

    Скалозубова Светлана Ивановна

    учитель физики и математики

    Муниципальное казенное

    общеобразовательное

    учреждение «Мокрушанская средняя

    общеобразовательная школа»

    Беловского района Курской области

    Телефон 847149 (3-52-83)

    mokrushanskayashkola@rambler.ru



    1. Вступление.


    Госуда́рственный Музей Эрмита́ж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры. В 2014 году Государственный Музей Эрмитаж отмечает свое 250-летие. Он является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей, он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.

    В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

    17 мая 2014 года в самых больших парадных залах Зимнего дворца открылась масштабная выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в  собрании Эрмитажа»  – срез жизни высших слоев общества, где нашли отражение многие государственные, исторические и культурные события Европы, где наиболее ярко проявились характеры и своеобразие отдельных личностей, где сочетались западноевропейские и восточные влияния, и при этом всегда сохранялся национальный колорит.

    Как отметил на церемонии открытия директор музея Михаил Пиотровский, эти выставки можно назвать одним из главных событий, посвященных 250-летию Эрмитажа.

    Цель моей работы: Исследовать различные виды, элементы костюмов членов царской семьи, придворных и служителей высочайшего двора XVIII – начала XX веков
    Задачи:

    1.Выявить особенности костюмов членов царской семьи, придворных и служителей высочайшего двора XVIII – начала XX веков

    2.Дать характеристику одежде, обуви, костюмам членов царской семьи, придворных и служителей высочайшего двора.

    3.Изучить историю одежды и аксессуаров, принадлежавших членам императорской фамилии и представителям российской аристократии.
    Предмет исследования: костюмы членов царской семьи, придворных и служителей высочайшего двора XVIII – начала XX веков

    Актуальность темы:  В этом году я с родителями посетила Эрмитаж. Великолепие его коллекций произвело на меня неизгладимое впечатление, но особенно мне запомнилась выставка костюма царской семьи и придворных служителей. В своей работе я постаралась создать яркую презентацию, цель которой заинтересовать тех, кто не был в Эрмитаже, побудить в них желание посетить музей.


    1. Выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в  собрании Эрмитажа» 


    Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали и продолжают привлекать тысячи людей разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе.


    1. Выставка костюмов российских императоров XVIII – начала XX века

    В Государственном Эрмитаже открылась выставка "При дворе российских императоров", которая представляет зрителям обширную коллекцию придворного костюма XVIII - начала XX в.в. из собрания музея.
    В музее и так очень силен имперский дух, а парадные залы - идеальная декорация для мелодраматического исторического театра. И здесь кураторы не прогадали - на первый план выдвинуты костюмы, а посуда и мебель дополняют их точечно и очень аккуратно. В Гербовом зале нас встречают три костюма Петра I, чуть дальше - мундирные платья Екатерины II, платья Марии Федоровны и Александры Федоровны и целая галерея костюмов приближенных и слуг. Экспозицию можно разделить на костюмы служителей трона и приближенных и, конечно, самих императоров и императриц.

    К двум векам придворной жизни сегодня можно относиться сколь угодно скептически, ведь смена послеобеденного платье на визитное, визитного - на вечернее и так далее кажется абсурдным излишеством. Но именно эти "излишества" и дают понимание придворной иерархии. Сегодня мы далеко не всегда можем сказать по одежде мужчины, какой у него "класс" в гипотетической табели о рангах. А на эрмитажной экспозиции, кажется, все костюмы остались на занимаемых должностях, невзирая на то, что их владельцев давно нет на свете.

    Так как при дворе действовал строгий этикет, модные тенденции искали выхода в деталях как и вкусовые изощрения хозяев костюмов. Если парадный мундир под "моду" особенно не подогнать, то почти все женские, особенно великокняжеские платья и платья приближенных, имеют выраженную индивидуальность. Фиолетовое и черное у княжон Юсуповых, закрытые и строгие платья Марии Федоровны побуждают узнать больше об их хозяйках.

    Настоящая выставка воссоздает образ Русского императорского двора через произведения искусства и предметы быта. Живопись, графика, мебель, дворцовое серебро, иконы и предметы религиозного культа, ордена, церемониальное оружие, документы помогают почувствовать ритм главной императорской резиденции, где проходила как личная жизнь российских монархов, так и официальные торжества, приемы, парады и балы. Посвященные государственным и церковным праздникам, важным событиям в жизни императорской семьи, эти церемонии символизировали величие Российской империи и поддерживали ее международный престиж.

    Впечатление блеска и пышности российского Двора, так часто поражавшего современников, во многом достигалось благодаря богатым и изысканным нарядам монархов и придворных. Вот почему основой экспозиции являются одежда и аксессуары, принадлежавшие членам императорской фамилии и представителям российской аристократии.

    Данные костюмы сосредоточили в себе интернациональные и национальные элементы, отразив, как в зеркале, ориентацию вкусов русского общества то на Германию, то на Францию или Англию. На выставке представлены костюмы церемониальные и повседневные, комплекты для визитов и для верховой езды, костюмы детские и маскарадные, утренние и прогулочные, платья вечерние и бальные. Мундиры различных родов войск демонстрируют особую моду – военную. Каждый монарх по своему усмотрению вводил в военную форму изменения, касающиеся кроя и элементов декора, так что российских императоров можно смело называть «военными модельерами».

      На выставке представлены 250 костюмов – парадной и повседневной одежды, мундиры военных и чиновников, платье для охоты и выездов, карнавалов. Все эти вещи носились императорами, членами их семей, и ближайшим окружением - слугами и доверенными людьми.

      Своеобразие этих костюмов отражает особенности личностей, их носивших. Слияние западноевропейского и восточного влияния, при обязательном акценте на национальный колорит.

    Российский императорский двор всегда славился своим богатством. Блистательные наряды монархов поражали даже европейцев. Так, великолепным вкусом обладала супруга Александра Третьего – Мария Федоровна. На выставке – платье еще юной императрицы.



    Платье визитное, принадлежало

    императрице Марии Федоровне
    1886-1887

      Главная тема выставки – официальный, парадный костюм, чья роскошь и пышность поражали современников. В первую очередь, именно наряды императорской семьи задавали тон моде придворных.





    Платье бальное императрицы Александры Федоровны 
    Австрия, Вена
    1900–1901

    Платья выполнены так искусно, что невозможно обнаружить швы, застежки, места, где прикреплена отделка. Знаменитый российский модельер Вячеслав Зайцев, посетивший выставку, был поражен кружевами, отделкой, сохранностью тончайших тканей

    Очень красивая часть выставки посвящена именно парадному придворному платью, есть несколько костюмов со знаменитого бала 1903 года.





    Церемониальные платья отличают длинные богато расшитые шлейфы. Парадные мундиры кавалеров ничуть не уступают в богатстве отделки.
    Костюм позволяет увидеть скрытую жизнь императорской семьи в нескольких поколениях. Детская одежда будущих императоров, их сестер, великих княгинь, представлена вместе с одеждой их кормилиц.



    Это прекрасное бальное платье расшито

    множеством шифоновых розочек – полностью

    все платье и его роскошный шлейф.



    А это золотой костюм няни царских детей.

     Реставраторы Эрмитажа восстановили все тонкости белошвейного шитья, в частности, используя знаменитый «петровский шов», и способны вручную реставрировать костюмы, которые стали историей.

        Выставка также дает уникальную возможность проследить историю русского парадного костюма на протяжении двух столетий.

    1. Ливрейного платья Русского двора конца XIX – начала XX века.

    Выставка «Высочайшего двора служители», рассказывающая о ливрейном костюме конца XIX – начала XX века, разместилась в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца. В экспозиции впервые собрано около 250 предметов костюма и аксессуаров из уникального эрмитажного комплекса ливрейного платья Русского двора конца XIX – начала XX века.



    Штат служителей при Русском дворе имел ярко выраженную тенденцию к росту в XVIII – 1-й половине XIX в. И только, начиная с царствования Александра II, число служителей неуклонно сокращалось, что было связано как с общим реформаторским курсом правительства и финансовыми возможностями казны, так и с техническим прогрессом. 

    Начиная с 16-летнего возраста, поступить на службу при Дворе мог, в принципе, каждый подданный Российской империи христианского вероисповедания, чья благонадежность была удостоверена дворцовой полицией. Традиционно абсолютное большинство придворных служителей были мужчины.

    Все придворнослужители были обязаны носить форменное платье. Термин «ливрея» происходит от французского livreé и переводится как «выдаваемая государством и дворянством одежда для свиты». Придворная ливрея в европейском значении появилась в России при Петре I, окончательно сложилась в правление Екатерины II. Уже после ее смерти, в 1796 году были подтверждены основные цвета ливреи (зеленый, красный, золотой) и установлено описание одежды для основных придворных служителей. Полномасштабная реформа военных, гражданских мундиров и ливрейного костюма была проведена при императоре Александре II. Тщательно разработанная ливрейная одежда была утверждена в 1857 году и не претерпела существенных изменений вплоть до 1917 года. 



    Для служителей было предусмотрено несколько видов формы: повседневная, воскресная, парадная, траурная, выходная (то есть уличная одежда, для выхода за пределы резиденции), вояжная и рабочая.



    Красавцы военные



    Для костюмов служителей в Зимнем дворце была выделена отдельная кладовая, в ней хранилось больше 20 тысяч предметов одежды. После революции ее разграбили. Но все равно сегодня в Эрмитаже – одна из самых богатых коллекций придворного костюма.

    1. Заключение.

    В моей исследовательской работе была совершена попытка охватить лишь малые аспекты темы, «Выставка костюмов российских императоров XVIII – начала XX»

    Работа лишь обозначила вехи и штрихи в богатом и многозначном мире музея. Однако даже это позволяет нам с полным правом сделать вывод о том, что наряду с крупнейшими музеями мира, Эрмитаж в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих коллекций представляет собой явление общечеловеческой значимости.

    Эрмитаж – это не музей, вернее, это не просто музей. Это сама история, сама красота и само величие Искусства в его все историческом и вселенском масштабе. «Музей – это не механическая сумма инвентарных номеров, это нечто вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения.» На вопрос, сколько времени понадобится для ознакомления с коллекциями музея, можно ответить так: — на это понадобится вся жизнь, потому что каждая новая встреча даже с уже знакомым памятником всегда открывает в нем нечто новое, незнакомое. Таково свойство настоящего, истинного искусства.
    IV. Литература.

    1.   Алпатов М. Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре. Этюды по всеобщей истории искусств, М, 1979.

    2.   Воронихина Л.Н. Государственный Эрмитаж, Л, 1983

    3.   Шапиро Ю. Эрмитаж. По выставкам и залам, Л, 1983

    4.   Шапиро Ю. По Эрмитажу без экскурсовода., Л, 1970

    5.   Молдавский Д. Мы идем по Эрмитажу, Л, 1970.

    6.   Суслов А. Эрмитаж, Л, 1927

    V. Интернет ресурсы

    http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57275/episode_id/985152/

    http://cyberleninka.ru/article/n/livreynyy-kostyum-v-sobranii-ermitazha-iz-opyta-atributsionnoy-raboty-hranitelya-kollektsii

    http://tvkultura.ru/article/show/article_id/111922

    http://cyberleninka.ru/article/n/livreynyy-kostyum-v-sobranii-ermitazha-iz-opyta-atributsionnoy-raboty-hranitelya-kollektsii


    написать администратору сайта