Направление модернизма
| Основная идея
| Художественные приемы
| Представители
|
Импрессионизм
| Запечатлеть мгновение жизни
Стремление передать средствами искусства мимолетные впечатления
| «Грубость» и «примитивность»
Отсутствие перспективы Неправильные светотени
Вкус к пленэру
Богатство красок, Психологические нюансы
Подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира
| Эдуард Мане (1832 – 1883)
Огюст Ренуар (1841—1919)
Эдгар Дег (1834—1917)
|
Постимпессионизм
| Воплощению длительных состояний жизни, материальных и духовных констант
| Активное взаимодействие отдельных направлений и индивидуальных творческих систем
Преодоление традиционной художественной системы «подражание природе»
Цвет, линии, формы – выразители идивидуальности художника, его чувств и мыслей
Тщательный подбор цветовых соотношений
Подчеркивание контуров предметов резкими линиями
Портрет как натюрморт или пейзаж (человек как предмет)
Предметы натюрмортов приближаются к геометрическим фигурам, а склоны холмов и скаты крыш пейзажей – к ровным плоскостям
| Винсент ван Гог (1853 – 1890)
Поль Сезанн (1839 – 1906)
Поль Гоген (1848 – 1903)
|
Фовизм
| Выражение тех чувств, которые вызывает предмет, чем предмета самого по себе
| Обширные пространства света
Четкость линии
Чистый цвет
Примитивный кич (смешение стилей и жанров в народном искусстве)
Техника искажает формы предмета для наибольшей выразительности и чувственности
| Анри Матисс (1869 – 1954)
Андре Дерен (1880 – 1954)
Морис де Вламинк (1876 – 1958)
Альбер Марке (1875 – 1947)
|
Экспрессионизм
| Преображение мира силой человеческого духа
Нахождение общего для всех в сфере духовной и общественной жизни
Художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника
| Двоякое восприятие мира: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя.
Искажение реальных пропорций
Эксперименты в области цвета
Отказ от иллюзорного пространства
Стремление к плоскостной трактовке предметов
Резкие и красочные диссонансы
Тяготение к мистике и пессимизм, апокалиптическому драматизму
Публицистические драмы, «драмы крика»
Поэзия напоминает памфлеты и воззвания
| Живописцы:
Отто Дикс (1891 – 1969)
Эрнест Людвиг Кирхнер (1880 – 1938)
Эрих Хекель (1883 – 1970)
Отто Мюллер (1874 – 1930)
Георг Гросс (1893 – 1959)
X. Нольде (Ханс Эмиль Хансен) (1867 – 1956)
Франц Mapк (1880 – 1916)
Драматург:
Георг Кайзер (1878 – 1945)
Поэты:
Франц Верфель (1890 – 1945)
Иоганнес Роберт Бехер (1891 – 1958)
|
Кубизм
| Стремление художника разложить изображаемый трехмерный объект на простые элементы и собрать его холсте в двухмерном изображении
| Одновременное изображение одного и того же лица как в профиль, так и анфас
Изображение одного и того же пейзажа с нескольких точек зрения
Образы живописи становятся ближе к попыткам научного понимания природы и человека, чем к простому художественному восприятию
Искусство технократической эпохи нового мышления: используется язык техники
Новые грани человеческого образа
Отсутствие цветовой палитры; использование коричневых, серых, черных цветов
Геометризация формы
Цвет и сюжет – второстепенны; Главное – рисунок, статическая конструкция и композиция
| Пабло Пикассо (1881 – 1973)
Жорж Брак (1882 – 1963)
Фернан Леже (1881 – 1955)
Хуан Грис (1887 – 1927)
Марсель Дюшан (1887 – 1968)
|
Сюрреализм
| Изображение сферы бессознательного
Источник искусства – подсознание человека
| Переплетение реальности с нереальностью
Пристрастие ко всему причудливому, иррациональному
Парадоксальное сочетание форм
Прием «сопоставления несопоставимого»
Парадоксы, ирония, гротеск
Выдвигание на первый план случайных психических ассоциаций, провокация сознания зрителя
| Сальвадор Дали (1904 – 1989)
Пабло Пикассо (элементы) (1881 – 1973)
Макс Эрнест (1891 – 1976)
Рене Магритт (1898 – 1967)
|
Абстракционизм
| Изображение реального мира в его наиболее естественной и живой форме, в подвижности и изменчивости, передача своих мимолетных впечатлений
| Создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм
Полное отхождение от традиционных принципов
Отрицание реализма, оставаясь в рамках искусства
Многообразие геометрических форм
Беспредметное искусство
Крайняя формализация композиций
| Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944)
Пит Мондриан (1872 – 1944)
Казимир Малевич (1879 – 1935)
|
Поп-арт
| Создание произведения искусства, а не артефакта – композиции, которая должна вызывать определенные ассоциации, переживания, возникающие помимо художественного впечатления.
| Использование реальных предметов, рекламы, фотографий, любых других изображений, вырванных из естественной им среды
Создание из вышеперечисленного произвольных комбинаций, с взаимосвязью, или же без всякой взаимосвязи
Возникновение в результате артефакта (искусственно скомпонованная композиция, конструкция), а не произведения искусства
Новые технические приемы: фотопечать, использование диапроектора,
Фотошелкография, повторение, СМИ
| Роберт Эрнест Милтон Раушенберг (1925 – 2008)
Рой Лихтенштейн (1923 – 1997)
Джаспер Джонс (1930 – …)
Том Вессельман (1931 – 2004)
Джеймс Розенквист (1993 – 2017)
Энди Уорхол (1928 – 1987)
|
Супрематизм
| Отказ от изображения оболочек предметов в пользу простейших форм
Освобождению искусства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения
| Основа - комбинация из простейших геометрических элементов
Ассиметричные цветовые плоскости
Использование насыщенных чистых цветов
Простота и ясность
| Казимир Малевич (1879 – 1935)
Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941)
Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944)
Любовь Сергеевна Попова (1889 – 1924)
Ольга Владимировна Розанова (1886 – 1918)
Пит Мондриан (1872 – 1944)
|