Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные проблемы, понятия Сущность главных идей

  • Философия. Направление, школа Основные представители, годы жизни


    Скачать 33.45 Kb.
    НазваниеНаправление, школа Основные представители, годы жизни
    Дата12.10.2021
    Размер33.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #246402



    Направление, школа

    Основные представители, годы жизни

    Основные труды

    (если сохранились)

    Основные проблемы, понятия

    Сущность главных идей



    Милетская школа

    К милетской школе относят трех философов:

    1. Фалеса Милетского (основатель) (ок. 637/624 - 547/558 гг. до н. э.);

    2. Анаксимандра (ок. 610-после 546 гг. до н. э.);

    3. Анаксимена (ок. 585-525 гг. до н. э.).

    1. «О природе»;

    2. «О началах»;

    3. «О солнцестоянии»;

    4. «О равноденствиии»;

    5. «Морская астрология» или «Астрономия».




    1. Онтология, вопрос о субстанции, первоначале всего.

    2. В центре внимания природа, а не человек. Вопрос о первоначале всего сущего.

    3. Вопрос о первоначале. Принцип параллелизма микрокосма и макрокосма.

    Первый философ и основатель школы Фалес началом всего считал воду. Он представлял себе вещество живым и одушевленным - воззрение, которое встречается и у его последователей и которое метко названо «гилозоизмом».

    За первооснову сущего Анаксимандр принял неопределенную и беспредельную субстанцию-апейрон, то есть бесконечную массу вещества, из которой возникли все вещи и в которую они возвращаются после своей гибели.

    Анаксимен полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.


    Эфесская школа

    Гераклит, (520 - 460 гг. до н.э.)

    «О природе». Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.

    Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке. Вопрос о первоначале. Вопрос о душе.

    1. Все сущее постоянно изменяется, так что «на входящих в те же самые реки притекают один раз - одни, другой раз - другие воды». Все переходит из одного в другое: ночь переходит в день, жизнь переходит в смерть, болезнь переходит в здоровье и наоборот. Поэтому вещи всегда несут противоположности. Все находится в гармонии друг с другом, как находятся в гармонии лук и лира (имеется в виду гармония сил и покоя). То, что происходит в мире, происходит не случайно. Миром управляет некий Логос. Люди не видят и не слышат Логоса: «“Этот вот логос сущий вечно люди не понимают и прежде чем выслушать его, и выслушав однажды, ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этим вот логосом, они подобны незнающим его…».

    2. Первоначалом мира является огонь. Мир не вечен и через каждые 10 800 лет сгорает. Из огня возникает следующий мир на основании обычных превращений: огонь превращается в воздух, воздух - воду, вода - в землю. Таким образом, космос в целом вечен, его не создал никто из богов, и никто из людей.





    Пифагорейская школа

    Пифагор, (ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.)

    Фрагменты высказываний у различных античных авторов и последующих философов.

    Ему приписывают авторство следующих книг:

    1. «О воспитании»;

    2. «О государстве»;

    3. «О душе»;

    4. «О мире»;

    5. «О природе» и др.  

    1. Учение о числе как о начале мира.

    2. Учение о душе.

    3. Учение об образе жизни. Дуалистическая концепция души и материи.

    1. Число – начало всего сущего. Материя как изменяющаяся и неистинная, не может привести нас к познанию истины. Поэтому нужен некий посредник между материей и богом. И таким посредником является число, ибо оно есть то, что, с одной стороны, можно четко представить, что можно сосчитать, а с другой стороны, оно непреходяще, в отличие от чувственного мира.

    2. Метемпсихоз – перселение душ. Люди об этом не знают, ибо не помнят свои предыдущие воплощения. Душа, следовательно, считалась бессмертной, и задачей человека было уподобить себя богу. Чтобы уподобить себя Богу, нужно вести соответствующий образ жизни.

    3. Жизнь человека должна быть упорядоченной, спланированной. День должен быть заполнен полезными делами. Прежде, чем лечь спать, нужно себя спросить: «Что я сделал за сегодняшний день, что я не сделал и что мне предстоит сделать завтра». Главное же для пифагорейцев — это стремиться к истине, ибо только это, указывал Пифагор, приближает людей к богу.  





    Элейская школа

    Парменид, (2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.)

    «О природе» (состоит из двух частей: «Путь истины» и «Путь мнения»)

    1. Вопросы бытия, мышления.

    2. Рационалистический, логический методы в философии.

    В «Пути истины» выделяются два положения Парменида. Первое: «То, что есть — есть, то, чего нет, - нет». Второе положение гласит: «Мыслить - то же, что быть». Все, что вы будете мыслить, будете мыслить только на основе существующего. Логические аргументы относятся не просто к области разума, но и к области бытия, и то, что мы с вами исследуем при помощи разума, непосредственно относится к бытию. Существует только бытие, то оно неделимо. Движение частей бытия возможно только тогда, когда между частями бытия существует некое небытие. Поэтому движения в мире также нет. То, что нам кажется существующей множественность вещей, и то, что мы верим в движение этих частей, - это лишь нам кажется.  




    Школа атомистов

    Демокрит, (ок. 460 – 370 гг. до н.э.)




    Большой и малый мирострой, «Об уме», «О природе», «О чувствах».

    Вопросы бытия. Материалистический подход к пониманию мира, учение об атомах. Учение о познании. Критика чувственных методов познания. проблемы этики, в особенности вопросы о справедливости, честности, достоинстве человека.

    Чувства не всегда дают правильное и достоверное знание. Бытие целокупно, оно не делится на части. Небытие существует. поскольку движение и множественность вещей существуют, то, следовательно, существует небытие. Небытие – это то, что разделяет бытие друг с другом. Будучи таким же целокупным, неделимым, бездрожным, бытие все-таки не имеет всеобъемлющий характер. Бытие для Демокрита - это атом (atomos, досл. - нерезанный, неделимый). Бытие делимо, но не до бесконечности. Оно делимо до некоторых неделимых далее частиц, которые так и называются - атомы. Существуют лишь атомы и пустота, все остальное - в мнении. Атомы двигаются вечно. Они не были когда-то созданы и никогда не исчезнут, потому что бытие вечно и не переходит в небытие.  



    Школа софистов

    1. Протагор, (480 – 410 гг. до н.э.)

    2. Горгий, (483 – 375 гг. до н.э.)

    1. «Наука спора»;

    2. «О первоначальном порядке вещей»;

    3. «О государстве»;

    4. «О добродетелях»;

    5. «О сущем»;

    6. «О несуществующем, или о природе».

    «Человек есть мера всех вещей». Практические навыки риторики, ведения спора. Искусство убеждения, а не поиска истины. Материалистический подход.

    Проблемы политики, этики, государства, права, языкознания, познания.

    Бытие постоянно изменяется. Изменчивость является главным свойством материального мира. Постоянно изменяется не только материальный мир, не только объект познания, но и субъект, т.е. изменяется абсолютно все. Каждая вещь хранит в себе противоположности. Исходя из этого Протагор доказывает, что все истинно. Он говорит, что это вытекает из того, что поскольку вещи изменяются, переходят в свою противоположность и хранят противоположности в себе, следует, что об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения - и оба суждения будут истинными. Поэтому истины как таковой, объективной истины, не существует.  

    Каждый человек имеет свою особую истину. «вообще ничто не существует», в том числе и сама природа. Бытие не существует, и даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, и даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям.



    Афинская школа. Академия Платона
    Афинская школа.

    Лицей Аристотеля

    1. Платон, (427 – 347 гг. до н.э.)

    2. Аристотель, (384 – 322 гг. до н.э.)

    1. «Апология Сократа», 25 достоверно идентифицированных диалогов, не диалогические «Законы», и 13 авторских писем.

    2. «История животных», «Описание государственных устройств», «Политика», «Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «О душе», «Поэтика» и «Риторика» и др.

    1. Онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Идеал государства.

    2. Внерелигиозные знания, научное знание в целом, а также: искусство, политика Основные принципы онтологии, гносеологии. Метафизика в противоположность диалектике. Критика концепции идей Платона. Преимущество частной собственности в концепции государства.

    1. Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это - мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир возникающих и смертных погибаюших вещей, мир временных явлений (а потому он и «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космической Разум (Ум-Демиург). Идеи, в отличие от чувственных вещей, бестелесны и умопостигаемы. Если чувственные вещи бренны, преходящи, то идеи постоянны (в этом смысле вечны) и обладают более истинным существованием. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. В идеальном государстве управлять должны философы.

    2. Общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное -вторичное»; обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм». Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Человек есть политическое животное. Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство. Монархия, аристократия и полития (республика) - это «правильные» формы правления - и тирания, олигархия и демократия - «неправильные».






    Кинизм

    С киническим направлением традиционно связывают деятельность: Антисфена (450-360 до н.э.), Диогена Синопского (412 г. до н.э. – 323 г. н.э.).



    1. «Аякс»;

    2. «Одиссей»;

    3. «О добродетели»;

    4. «О добре».




    Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинным благом.

    Возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний ци­вилизации и культуры. Философия — не теория, а образ жизни. Киник обладает духовной свободой и не зависит от мнений и норм общества. Он намеренно живет вне общества - «без общи­ны, без дома, без отечества», он не ищет удовольствий и горд своей «собачьей жизнью», показывая пример другим.



    Эпикуреизм

    Эпикур, ( 341 – 271 гг. до н.э.)







    1. «О природе»;

    2. «Об атомах и пустоте»;

    3. «Об образе жизни».

    Интерес к человеку. Этические проблемы. Познание. Мир полностью материален, нет ничего сверхъестественного.




    Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными. Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.


    Стоицизм

    Сенека,( ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.)










    1. «Нравственные письма к Луцилию»;

    2. «О милосердии»;

    3. «О благодеяниях»;

    4. «О блаженной жизни»;

    5. «О скоротечности жизни».

    Этика. Материалистическая ориентация. Гносеология, риторика, силлогистика, симеотика. Сенсуализм. Теория вселенского государства и гражданина мира.

    Философия состоит из логики, физики и этики,все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.  






    написать администратору сайта