Главная страница

Народы Средней Азии в эпоху возрождения ixxii вв. Расцвет науки и культуры. План


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеНароды Средней Азии в эпоху возрождения ixxii вв. Расцвет науки и культуры. План
Дата07.01.2022
Размер0.59 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файла001a37cf-2f6c61ef.pptx
ТипДокументы
#325331

Народы Средней Азии в эпоху возрождения IX-XII вв. Расцвет науки и культуры.

План:

  • Исторические предпосылки культурного расцвета в Средней Азии в IX-XII вв.
  • Расцвет науки в IX-XII веках. Деятельность выдающихся ученых.
  • Ислам в жизни народов Средней Азии в IX-XII вв.
  • Строительство и архитектура.

Исторические предпосылки культурного расцвета в Средней Азии в IX-XII вв.

  • Арабское нашествие нанесло региону большой урон, разрушило сложившуюся здесь на протяжении столетий материальную и духовную культуру. Однако, это не привело к гибели цивилизации народов края. Постепенно восстанавливались оросительные системы, земледелие, ремесла. Жизнь входила в свое русло. В конечном счете, арабское завоевание вызвало определенные позитивные изменения в судьбах народов Средней Азии. Войдя в состав халифата, Средняя Азия теснейшим образом связалась с Передней Азией, с ее хозяйственной и торговой жизнью.
  • В период правления Саманидов наблюдался экономический и культурный подъем в Хорасане и Мавераннахре, а Мерв, Самарканд, Бухара и Ургенч приобрели славу культурнейших центров того времени.
  • Укрепление централизованного управления при Саманидах способствовало тому, что страну прекратили грабить и разорять соседние правители и кочевники, развивавшаяся торговля способствовала культурному обмену со многими европейскими и восточными странами.
  • Большой подъем в этот период переживала наука, она развивалась в тесном взаимодействии с ближневосточной. Многие среднеазиатские ученые ездили учиться в Багдад и другие крупные научные центры.
  • Арабское завоевание и последующая исламизация населения способствовали внедрению арабского языка, который стал применяться не только в мусульманском богословии, в официальном чиновничьем мире, но и в среде персидской, хорезмийской и согдийской аристократии.
  • Видные деятели науки и культуры Средней Азии в совершенстве владели арабским языком. Большинство их сочинений было написано на арабском, хотя немало произведений ими создавалось на персидско-таджикском и староузбекском языках.
  • Знаменитый медик, астроном, математик, философ Ибн Сино создал «Книгу арабского языка». В творчестве хорезмийца Махмуда Замахшари центральное место занимали вопросы арабской грамматики, этимологии слов. Абдураззак Самарканди написал комментарии к книге по грамматике арабского языка. Местные языки в своей письменности стали употреблять арабский алфавит.
  • При Саманидах развивались и местные языки – тюркский, персидско-таджикский, которые не выходили из употребления среди простых людей. Особенного расцвета достигла придворная поэзия, созданная на таджикском языке, которая, в основном, выросла из народной литературной традиции и фольклора.
  • Среди замечательных поэтов, писавших на таджикском языке, были Рудаки и Дакики, поэзия которых основывалась на знании народных предании, фольклора. Рудаки принято называть отцом таджикской поэзии. Дакики является основателем составления «Шах-намэ» (Книги царей), где должна была найти отражение история Ирана и Средней Азии до арабского завоевания. Дакики умер рано, не завершив задуманного, закончил «Шах-намэ» великий Фирдоуси в начале Х-го века, в царствование Махмуда Газневи.
  • Таким Образом, характерной чертой политики саманидских правителей явилось покровительство поэзии, литературе, науке. У многих знатных людей были крупные библиотеки, которыми пользовались ученые.

Расцвет науки в IX-XII веках. Деятельность выдающихся ученых.

  • Значительных успехов в IX-XII вв. достигла наука, особенно область точных наук. Новые власти халифата (династия Аббасидов) стали покровительствовать просвещению, развитию знаний. Новая столица государства – Багдад становится не только политическим, но и научным центром. Халиф Харун ар-Рашид (786-809), его сын аль-Маъмун (813-833) приглашают в Багдад ученых из различных стран, в частности, из Индии, Средней Азии, Ирана, Ирака, Сирий. За короткий срок здесь собралось более 300 пытливых исследователей различных отраслей науки. Они совместно с учеными-арабами проводили огромную полезную работу.
  • В столице халифата был создан «Байт аль-хикма» («Дом мудрости»). По существе, это заведение выполняло функции Академии наук. Руководителем этой научной Академии был назначен сначала Яхья ибн Абу Мансур. После смерти Яхье в 829 году руководителем стал Мухаммад аль-Хорезми, который оставался на этом посту до конца своей жизни. В библиотеке дома насчитывалось свыше 400 тысяч томов рукописей, написанных на индийском, греческом, китайском, арабском, персидском языках.
  • Работали переводчики с греческого, индийского, пехлеви языков. При академии работали две обсерватории (в Багдаде и Дамаске). Здесь велись серьезные научные исследования, совершались важные открытия в области точных наук. Надо отметить, сто многие ученые, работавшие в Академии, были выходцами из Центральной Азии это: ал-Хорезми, ал-Фергани, Абул Вафа Бузжани, Исхак Ибади, Абу Жаъфар Хурасани, Абул Фатих Исфахани и другие.
  • Начиная с 1004 года в городе Гургандже (Ургенч) полностью сформировалось научное учреждение, которое получило название «Дор ул-хикма ва маъориф» (по некоторым источникам: «Мажлиси уламо» - «Собрание мудрых»). Большая заслуга в создании Хорезмской Академии принадлежит Хорезмшаху Маъмуну II, который собирает вокруг себя выдающихся ученых из различных областей. Подобно Академии «Байт ул-хикма» в Багдаде, здесь проводились научные исследования во многих областях науки, накопились ценные источники, выполнялись переводческие работы, изучались труды арабских, индийских, греческих мыслителей. Руководителем Хорезмской Академии был Абу Райхон Беруни. Среди наиболее известных ученых Академии можно назвать: Абу Али ибн Сина, Абу Сахл Масихи, ал-Ходженди, Абу Мансур ибн Ирока, Абу Хайр Хаммора, ибн-Мискавейха и др.
  • Слава об ученых при дворце Хорезмшаха Маъмуна II распространилась по всему свету. К сожалению Академия функционировала недолго. В 1017 году Махмуд Газневи нападает на Хорезм, в результате Хорезмская Академия Маъмуна прекращает свою деятельность, а ученые разъезжаются в разные стороны.
  • В годы независимости, на основе Указа первого Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова от 11 ноября 1997 года в Хиве была возрождена Хорезмская Академия Маъмуна. И.А.Каримов отмети, что Академия Маъмуна станет уникальным исследовательским центром, а также подчеркнул необходимость формирования и развития в нем научных школ для решения региональных проблем.
  • Резолюция 32 сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 2003г. и распоряжение Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 ноября 2004г. о Праздновании 1000-летия Академии Маъмуна в Хорезма дали толчок к мировым исследованиям известной средневековой учебной академии и увеличило общественное понятие о научном и культурном наследии Узбекистана.

Возвращаясь к средневековым ученым, остановимся на наиболее выдающихся из них, внесших вклад в мировую науку:

  • Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (783-850 гг.) получив первичное образование у себя на родине, стал настойчиво изучать различные науки, особенно такие, которые имели прикладное значение. В поисках новых знаний и литературы, Хорезми оказался в Багдаде. Здесь он заведовал работами в обсерватории академии Маъмуна, создавал уникальные труды по точным наукам. Из более чем двадцати его произведений до нас дошли только десять. Ал-Хорезми по праву считают основоположником алгебры. Название этого раздела математики взято из его труда «Китаб ал-джабр ва мукабала» («Книга восстановления и противопоставлений»). В XII веке этот труд Хорезми в Испании был переведен на латинский язык. Само имя ал-Хорезми сохранилось в математике в виде термина «алгоритм» (определенный метод решения задачи). Труды Хорезми «Астрономичекие таблицы», «Трактат о солнечных часах» и др., переведенные на латинский язык, оказали плодотворное влияние на развитие средневековой научной мысли в странах Востока и Запада. Многообразные научные интересы ал-Хорезми касались математики, теоретической и практической астрономии, географии и истории. Не все труды, написанные ал-Хорезми сохранились. Некоторые из них упомянутые средневековыми писателями, впоследствии были утеряны. Например географический трактат ал-Хорезми «Книга картины Земли» является первым известным трудом по географии на арабском языке. Он оказал сильное влияние на дальнейшее развитие этой науки в странах Востока.
Другим великим ученым-энциклопедистом был Абул Аббас Ахмад ибн Касир аль-Фергани, (797-865 гг.) известный в мире науки, прежде всего как крупный астроном, математик и географ. Родился он в Ферганской долине, в семье земледельца, учился в Мерве, жил в Хорезме, работал в Багдаде и Дамаске. В обсерватории Дамаска Фергани организовал научные экспедиции, в частности, по определению долготы одной степени земного меридиана в пустыне Синжар на севере Сирии. Проведенные ал-Фергани измерения дуги меридиана помогли определить размер земного шара и внести существенное уточнение в карту мира, основанную на учении Плотемея. Широкую известность ал-Фергани принесла его «Книге о небесных движениях и свод науки о звездах». Уже в XII веке в Европе она дважды переводилась с арабского языка на латынь, а в следующем столетии – и на другие европейские языки. В этих переводах имя ученого было несколько искажено и стало даваться в виде «Альфраганус». Одним из интереснейших трудов ал-Фергани является «Названия известных на земле стран и городов, а также их климатические особенности». Большинство произведений ал-Фергани не переведено на современные языки, это, видимо, еще предстоит сделать. Но рукописи его трудов бережно хранятся в библиотеках крупных городов многих стран, в частности, Берлина, Лондона, Мешхеда, Парижа, Тегерана, Каира, Патны, Рампура и др. В период независимости в 1998 году на родине ал-Хорезми был широко отмечен его 1200-летний юбилей. Отдавая дань уважения великому мыслителю средневековья в Фергане ему сооружен памятник.
  • Другим великим ученым-энциклопедистом был Абул Аббас Ахмад ибн Касир аль-Фергани, (797-865 гг.) известный в мире науки, прежде всего как крупный астроном, математик и географ. Родился он в Ферганской долине, в семье земледельца, учился в Мерве, жил в Хорезме, работал в Багдаде и Дамаске. В обсерватории Дамаска Фергани организовал научные экспедиции, в частности, по определению долготы одной степени земного меридиана в пустыне Синжар на севере Сирии. Проведенные ал-Фергани измерения дуги меридиана помогли определить размер земного шара и внести существенное уточнение в карту мира, основанную на учении Плотемея. Широкую известность ал-Фергани принесла его «Книге о небесных движениях и свод науки о звездах». Уже в XII веке в Европе она дважды переводилась с арабского языка на латынь, а в следующем столетии – и на другие европейские языки. В этих переводах имя ученого было несколько искажено и стало даваться в виде «Альфраганус». Одним из интереснейших трудов ал-Фергани является «Названия известных на земле стран и городов, а также их климатические особенности». Большинство произведений ал-Фергани не переведено на современные языки, это, видимо, еще предстоит сделать. Но рукописи его трудов бережно хранятся в библиотеках крупных городов многих стран, в частности, Берлина, Лондона, Мешхеда, Парижа, Тегерана, Каира, Патны, Рампура и др. В период независимости в 1998 году на родине ал-Хорезми был широко отмечен его 1200-летний юбилей. Отдавая дань уважения великому мыслителю средневековья в Фергане ему сооружен памятник.
Огромный вклад в развитие общественных наук внес Абу Наср аль-Фароби (873-950 гг.). Родился Абу Наср на берегу Сырдарьи в местности Фароб. Там получил и начальное образование. Затем совершенствовался в Шаше, Самарканде, Бухаре и ряде городов Ирана. Многие годы он живет в Багдаде – политическом и культурном центре Халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и благодаря эрудиции и величию характера довольно быстро занимает среди них первенствующее положение. С юных лет Ал-Фароби прилежно изучал языки, и как свидетельствуют современники хорошо знал несколько десятков языков, в том числе, классические – греческий и латынь. Фароби внимательно изучил и написал обстоятельные комментарии к произведениям Аристотеля «Метафизика», «Этика», «Риторика», «Софистика» и др., за что получил звание «Муалиммус сани» (второй учитель). Одной из важных его заслуг перед историей науки является «сохранение и воссоздание им философского наследия древности». Ал-Фароби писал философские стихи, был хорошим музыковедом. Ему принадлежат многотомный «Большой трактат о музыке», «Слово о музыке», а также «Книга о классификации ритмов». Последние годы своей жизни он проводит в Халебе и Дамаске, пользуясь высоким уважением ведущей политической фигуры в Северной Сирии – Хамданида Сайф ад-Дауля. Скончался ал-Фароби в декабре 950 г. В возрасте 80 лет. Такие великие умы Востока, как ибн Сино, Беруни, О.Хайям, Джами и многие другие, считали его своим учителем и наставником. Современные исследователи отмечают, что труды ал-Фароби сыграли большую роль в процессе европейского Возрождения.
  • Огромный вклад в развитие общественных наук внес Абу Наср аль-Фароби (873-950 гг.). Родился Абу Наср на берегу Сырдарьи в местности Фароб. Там получил и начальное образование. Затем совершенствовался в Шаше, Самарканде, Бухаре и ряде городов Ирана. Многие годы он живет в Багдаде – политическом и культурном центре Халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и благодаря эрудиции и величию характера довольно быстро занимает среди них первенствующее положение. С юных лет Ал-Фароби прилежно изучал языки, и как свидетельствуют современники хорошо знал несколько десятков языков, в том числе, классические – греческий и латынь. Фароби внимательно изучил и написал обстоятельные комментарии к произведениям Аристотеля «Метафизика», «Этика», «Риторика», «Софистика» и др., за что получил звание «Муалиммус сани» (второй учитель). Одной из важных его заслуг перед историей науки является «сохранение и воссоздание им философского наследия древности». Ал-Фароби писал философские стихи, был хорошим музыковедом. Ему принадлежат многотомный «Большой трактат о музыке», «Слово о музыке», а также «Книга о классификации ритмов». Последние годы своей жизни он проводит в Халебе и Дамаске, пользуясь высоким уважением ведущей политической фигуры в Северной Сирии – Хамданида Сайф ад-Дауля. Скончался ал-Фароби в декабре 950 г. В возрасте 80 лет. Такие великие умы Востока, как ибн Сино, Беруни, О.Хайям, Джами и многие другие, считали его своим учителем и наставником. Современные исследователи отмечают, что труды ал-Фароби сыграли большую роль в процессе европейского Возрождения.
  • «»
Абу Али ибн Сина (980-1037 гг.), или как его называли европейцы, Авиценна, во всем мире признан выдающимся медиком, и его имя ставят рядом с именем Гиппократа. Ибн Сина родился в селении Афшана близ Бухары. Затем семья переезжает в Бухару. До шестнадцатилетнего возраста он усиленно изучал математику, физику, законоведение, логику, астрономию, философию, географию и многое др. Медициной Ибн Сина также заинтересовался очень рано. В этой области знаний он достиг выдающихся результатов. К 17 годам он уже сложившийся ученый и врач. Общее число научных трудов Ибн Сина превышает 450, но из них дошло до нас лишь около 160. в основных произведениях «Канон фит-тиб» (Канон врачебной науки), из 5 томов, «Китаб аш-шифо» (Книга исцеления), из 8 томов, написанных на арабском языке, «Даниш-намэ» (Книга знания) написанной на фарси, изложены научные и философские взгляды ученого. В 998 году Ибн Сина уезжает в Хорезм, сотрудничает там с Беруни и с Абу Сахл Масихи в Академии Маъмуна. С захватом Хорезма Махмудом Газневи вынужден был покинуть Хорезм, в дальнейшем в поисках условий для научной работы скитается по городам Хорасана, Ирана, Азербайджана и в 1037 г. Умирает в Хамадане. Его похоронили в Хамадане возле городской стены, но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахан и погребен в мавзолее Ала-ал-Даула. Ибн-Сина оставил после себя богатое наследие из научных трудов по философии и медицине. Важнейшее сочинение Ибн-Сино, получившее широкую известность во всем мире – «Канон врачебной науки», состоящий из 5 книг, неоднократно переводился на большинство европейских языков. До второй половины 17 века этот труд был основным руководством, по которому велось преподавание медицины. Сотни лет врачи всех стран учились по «Канону», равнялись на него, пользовались им как неисчерпаемым источником знаний.
  • Абу Али ибн Сина (980-1037 гг.), или как его называли европейцы, Авиценна, во всем мире признан выдающимся медиком, и его имя ставят рядом с именем Гиппократа. Ибн Сина родился в селении Афшана близ Бухары. Затем семья переезжает в Бухару. До шестнадцатилетнего возраста он усиленно изучал математику, физику, законоведение, логику, астрономию, философию, географию и многое др. Медициной Ибн Сина также заинтересовался очень рано. В этой области знаний он достиг выдающихся результатов. К 17 годам он уже сложившийся ученый и врач. Общее число научных трудов Ибн Сина превышает 450, но из них дошло до нас лишь около 160. в основных произведениях «Канон фит-тиб» (Канон врачебной науки), из 5 томов, «Китаб аш-шифо» (Книга исцеления), из 8 томов, написанных на арабском языке, «Даниш-намэ» (Книга знания) написанной на фарси, изложены научные и философские взгляды ученого. В 998 году Ибн Сина уезжает в Хорезм, сотрудничает там с Беруни и с Абу Сахл Масихи в Академии Маъмуна. С захватом Хорезма Махмудом Газневи вынужден был покинуть Хорезм, в дальнейшем в поисках условий для научной работы скитается по городам Хорасана, Ирана, Азербайджана и в 1037 г. Умирает в Хамадане. Его похоронили в Хамадане возле городской стены, но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахан и погребен в мавзолее Ала-ал-Даула. Ибн-Сина оставил после себя богатое наследие из научных трудов по философии и медицине. Важнейшее сочинение Ибн-Сино, получившее широкую известность во всем мире – «Канон врачебной науки», состоящий из 5 книг, неоднократно переводился на большинство европейских языков. До второй половины 17 века этот труд был основным руководством, по которому велось преподавание медицины. Сотни лет врачи всех стран учились по «Канону», равнялись на него, пользовались им как неисчерпаемым источником знаний.
Выдающийся ученый энциклопедист Абу Райхан Беруни (973-1048 гг.) родился в предместье древней столицы Хорезма Кята (ныне г. Беруни). Беруни уже в возрасте 16-17 лет измерил с точностью до полуградуса. В возрасте 21 года он с большой точностью определил величину склонения эклиптики к экватору. 22-летний Беруни первым в Средней Азии создает глобус. За 450 лет до открытия Колумбом Америки, Беруни подсказал существование этого континента. Перу гениального энциклопедиста принадлежат более 160 работ, относящихся к самым разнообразным областям знания: астрономии, математике, минералогии, географии, истории, лингвистике и другим. В трактате «Хронология» или «Памятники минувших поколений» Беруни дает полное описание всех эр, праздников и календарей греков, римлян, персов, согдийцев, хорезмийцев, иудеев и многих других народов. Его труд «Канон Масъуда» представлял энциклопедию астрономических знаний, тракта «Минералогия» давал описание многих минералов, методы их определения и сведения о месторождениях полезных ископаемых. В книге «История Индии» он дает детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы. Будучи ученым-естествоиспытателем Беруни сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, Беруни предложил общие принципы составления календарей. Владея арабским, греческим, персидским, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Средневековая Европа знала ал-Беруни под именем Албороне.
  • Выдающийся ученый энциклопедист Абу Райхан Беруни (973-1048 гг.) родился в предместье древней столицы Хорезма Кята (ныне г. Беруни). Беруни уже в возрасте 16-17 лет измерил с точностью до полуградуса. В возрасте 21 года он с большой точностью определил величину склонения эклиптики к экватору. 22-летний Беруни первым в Средней Азии создает глобус. За 450 лет до открытия Колумбом Америки, Беруни подсказал существование этого континента. Перу гениального энциклопедиста принадлежат более 160 работ, относящихся к самым разнообразным областям знания: астрономии, математике, минералогии, географии, истории, лингвистике и другим. В трактате «Хронология» или «Памятники минувших поколений» Беруни дает полное описание всех эр, праздников и календарей греков, римлян, персов, согдийцев, хорезмийцев, иудеев и многих других народов. Его труд «Канон Масъуда» представлял энциклопедию астрономических знаний, тракта «Минералогия» давал описание многих минералов, методы их определения и сведения о месторождениях полезных ископаемых. В книге «История Индии» он дает детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы. Будучи ученым-естествоиспытателем Беруни сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, Беруни предложил общие принципы составления календарей. Владея арабским, греческим, персидским, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Средневековая Европа знала ал-Беруни под именем Албороне.
  • В рассматриваемый исторический период жили и плодотворно работали многие известные литераторы, лингвисты. Среди них можно выдклить Махмуда Кашгари, который написал капитальный труд «Дивани лугати ат-тюрк» - «Собрание тюркских наречий». В нем даны толкования свыше 7500 тюркских слов и выражений. Книга свидетельствуют о глубоком знании автором истории, этнографии, географии, литературы и языков многих народов Востока.
  • Другим известным мыслителем того времени был Юсуф Хос Ход-жиб. Главное его произведение «Знание, ориентированное на счастье», написано в стихотворной форме на староузбекском языке, состоит почти из 6 с половиной тысяч бейтов (двустиший). Произведение носит дидактический характер, специалисты оценивают его как философскую, социальную и нравственную энциклопедии. Исламской духовности.
  • В этот период ряд ученых составляют историю Средней Азии. Среди них известные летописцы Мухаммед ибн Жарир ат-Тараби (839-923 гг.), Абубакр ибн Жаъфар ан-Наршахи (899-959 гг.) родом из кишлака Наршах – ныне Вебкентский район Бухарской области. Наиболее известной книгой Наршахи является «История Бухары», написанная в 943-944 годы на арабском языке. До сих пор, к сожалению, не обнаружен первичный арабский текст этого уникального произведения. Другой историк Абу Наср Ахмад, родом из Ферганы, в 1128 г. Переводит труд Наршахи с арабского на фарси и дополняет «Истории Бухары» событиями последующих тысячелетий. В «Истории Бухары» излагаются события, относящиеся к VII-XII векам. Труд Наршахи переведен на многие языки мира: английский, французский, русский и др.

Ислам в жизни народов Средней Азии в IX-XII вв.

  • В IX-XII веках в Средней Азии ислам получил широкое распространение, постепенно проникая в плоть и кровь народов Средней Азии. Среди духовенства края появились крупные теологи, проповедники ислама.
  • IX век в истории мусульманства считается периодом создания сборников хадисов (переданий о поступках и изречениях пророка Мухаммеда). В мире ислама в том столетии все хадисы были подвергнуты критическому анализу, из них выделены подлинные, заслуживающие доверие, и исключены сомнительные. Систематизацией хадисов занимались мухаддисы (составители). Это были наиболее подготовленные и авторитетные тоелоги. Необходимо отметить, что многие из них были выходцами из Средней Азии. Особо выделим имама ал-Бухари и Мухаммада ат-Термизи.
Ал-Бухари (810-870 гг.) Имам аль-Бухари родился в Бухаре, рано лишился отца и его воспитанием занимался дед – имам –хатыб одной из мечетей города. С малых лет он проявлял глубокий интерес к исламу. Выучил арабский, а в 16 лет вместе с матерью посетил священные места – Мекку и Медину, учился богословию в Дамаске, Каире, Басре, Багдаде. Везде он изучал, отбирал, систематизировал хадисы, вел квалифицированные дискуссии по их достоверности. Ал-Бухари обладал феноменальной памятью, многие хадисы она знал наизусть. Современники говорили о нем, что ему достаточно прочесть книгу только один раз, как он запоминал ее наизусть. Имам Аль-Бухари в поисках хадисов путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока. Он собрал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях. В течение пяти лет был преподавателем медресе по хадисам в г. Нишапури. Главный труд его жизни «Аль-Жомиъ-ас-сахих» (Сборник достоверных хадисов) – это сборник, включающий 7275 хадисов, составленный им в течение 16 лет. После написания книги прошло около 12 веков, но в мусульманском мире труд имама ал-Бухпри считается важнейшим после Корана источником. К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как: «Аль-асма ва-ль-куна», «Ат-тарих аль-Кабир», «Ас-сунан филь-фких» и многие др. Имаму Аль-Бухари принадлежит ведущая роль в разработке и применении принципов, дающих возможность классифицировать хадисы с учетом того, к какому источнику они относятся. Он также в числе первых разработал типологию разделения хадисов на приемлемые и отвергаемые, и причины по которым они отвергаются.
  • Ал-Бухари (810-870 гг.) Имам аль-Бухари родился в Бухаре, рано лишился отца и его воспитанием занимался дед – имам –хатыб одной из мечетей города. С малых лет он проявлял глубокий интерес к исламу. Выучил арабский, а в 16 лет вместе с матерью посетил священные места – Мекку и Медину, учился богословию в Дамаске, Каире, Басре, Багдаде. Везде он изучал, отбирал, систематизировал хадисы, вел квалифицированные дискуссии по их достоверности. Ал-Бухари обладал феноменальной памятью, многие хадисы она знал наизусть. Современники говорили о нем, что ему достаточно прочесть книгу только один раз, как он запоминал ее наизусть. Имам Аль-Бухари в поисках хадисов путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока. Он собрал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях. В течение пяти лет был преподавателем медресе по хадисам в г. Нишапури. Главный труд его жизни «Аль-Жомиъ-ас-сахих» (Сборник достоверных хадисов) – это сборник, включающий 7275 хадисов, составленный им в течение 16 лет. После написания книги прошло около 12 веков, но в мусульманском мире труд имама ал-Бухпри считается важнейшим после Корана источником. К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как: «Аль-асма ва-ль-куна», «Ат-тарих аль-Кабир», «Ас-сунан филь-фких» и многие др. Имаму Аль-Бухари принадлежит ведущая роль в разработке и применении принципов, дающих возможность классифицировать хадисы с учетом того, к какому источнику они относятся. Он также в числе первых разработал типологию разделения хадисов на приемлемые и отвергаемые, и причины по которым они отвергаются.
  • В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанг, близ Самарканда. Умер он в 870 году. В 16 веке над его могилой, расположенной в 12 км от Самарканда был возведен небольшой мавзолей , рядом было постоена мечеть. В годы независимости в 1998 году было широко отмечено 1225- летие Имама аль-Бухари, на месте древнего мавзолея был возведен мемориальный комплекс.
  • Составителем-собирателем другой книги хадисов был Абу исо Мухаммад ат-Термези (824-892 гг.) Первоначальное образование он получил в Термезе. Затем пополнял свои знания во многих городах Востока. Побывал в Багдаде, Басре, в возрасте 28 лет совершил хаджа в Мекку. После хаджа он возвратился в Термез, где работал как преподаватель и ученый.
  • Согласно шейху Абдулфаттох Бакаре, Ат-термези написал более 400 научных и религиозных работ, только 57 из них доступные сегодня. Составленная им книга хадисов – «Сборник ат-Термези» в мире ислама считается одной из авторитетных. Ат-термези написал также ряд толкований к хадисам, в числе которых труд «Основные достоинства пророка».
  • В возрасте 27-30 лет Ат-Термези серьезно занялся суфизмом. Им написано около 80 работ и книг по суфизму. Его главный вклад в развитие суфизма работа «Хатм ал-авлийа»
  • В период независимости мемориал Хакима ат-Термези в Термезе стал местом поклонения мусульман. Мемориальный комплекс складывался на протяжении столетий вокруг захоронения шейха-суфия.
  • Творения обоих мухаддисов – Фл-Бухари и ат-Термези –бесценный источник для тех, кто изучает ислам и сегодня. Внутри ислама, так же как и в других верованиях, появились различные течения, религиозно-мистические и рационалистические движения. Самым распространенным из них был суфизм. Он возник в конце VIII века в Ираке и первыми суфистами были багдадцы ас-Сари, ас-Сакати и Хасан Тонухи . Суть этого учения заключалась в утверждении того, что все в природе – творение Божества, все пропитано Его духом. Человек – последнее, наиболее совершенное творение Всевышнего, и потому он должен стремиться к слиянию Души с Истиной ( в Истина - Бог).
  • В Средней Азии суфизм получил распространение во второй половине XI и в начале XII веков. Основателем этого течения был мыслитель Юсуф Хамадони. В Мерве и Бухаре он построил несколько школ и медресе, где пропагандировал свои взгляды. Другое течение было связано с именем его ученика Ходжи Абдулхалика Гиждувони. Их учение призывало к честному труду, созиданию, овладению различными ремеслами, указывало, что именно такое желание – требование Всевышнего. В свое время оно сыграло прогрессивную роль в развитии общественной мысли, литературы, искусства.
  • Одно из течений суфизма в регионе было представлено школой Ахмада Яссави (1041-1166 гг). и его последователей. Ахмад Яссави родился недалеко от Ташкента, в Сайраме, рано осиротел, воспитывался у деда. В 23 года он приехал в Бухару, где в медресе изучал суфизм в школе Хамадони. Затем он вел пропаганду нового учения среди своих многочисленных учеников. Прожил он долгую жизнь – по одним источникам 125 лет, по другим – 133 года. Ахмад Яссави писал стихи, в которых возвеличивал Всевышнего. Наиболее популярным его произведением является «Хикматлар» («Премудрости жизни»), которое играло и продолжает играть важную роль в нравственном воспитании людей. Учение «Яссавия» создало целую школу своеобразного аскетизма, которая была источником духовности на протяжении многих столетий. Изучение и распространение духовных ценностей ислама также было центральным во всей деятельности Нажмиддина Кубро (1145-1221 гг.), родившегося в Хиве. В поисках духовных знаний он отправляется в Египет, где овладевает основами суфизма у видных ученых. Проживал в Табризе и других городах. Вернувшись в Хорезм, он создает свою школу, получившую название «Кубровия». Это учение основывалось на хадисах и законах шариата и в свое время получило широкое распространение в Хорасане, Маверанахре, Индии, ряде других стран Востока. Трагические события, последовавшие в результате нашествия Чингизхана, привели к гибели Кубро. 76-летий Кубро возглавил борьбу против захватчиков и погиб при осаде Ургенча.
  • В поисках духовных знаний он отправляется в Египет, где овладевает основами суфизма у видных ученых. Проживал в Табризе и других городах. Вернувшись в Хорезм, он создает свою школу, получившую название «Кубровия». Это учение основывалось на хадисах и законах шариата и в свое время получило широкое распространение в Хорасане, Маверанахре, Индии, ряде других стран Востока. Трагические события, последовавшие в результате нашествия Чингизхана, привели к гибели Кубро. 76-летий Кубро возглавил борьбу против захватчиков и погиб при осаде Ургенча. Произведения Нажмиддина Кубро переводились на арабский, персидский, тюркский и другие языки. Его ученики распространяли учение «Кубровия» во многих странах мусульманского мира. Его идеи и сегодня признаются в ряде стран Востока.
  • Другим крупным представителем суфизма был Бахоуддин Накшбанд (1318-1389 гг.). Настоящее его имя Мухаммед ибн Бурханиддин ал-Бухари, родился он в Бухаре, в семье ремесленника. В основе его учения лежит добровольное стремление жить просто скромно, без излишеств, при этом неизменно занимаясь физическим трудом. Воззрения Накшбанда были более оптимистичными, чем у ряда других суфистов, он советовал пользоваться благами реального бытия и призывал к труду, познанию. Ученик «Накшбандия» в те столетия получило широкое распространение не только в Мавераннахре, Афганистане, Индии, но и других странах Среднего и Ближнего Востока. Это учение высоко оценивали Джами, Навои, Бобур и другие выдающиеся личности.
  • Многие достойные люди в те века справедливо были уверены в том, что ислам, укрепляя веру людей, очищая и возвышая их, придает им силы в преодолении жизненных испытаний, различных проблем и невзгод.

Строительство и архитектура

  • Значительного расцвета при Саманидах достигли архитектура и изобразительное искусство. Большую роль в строительстве сыграло появление построек из обоженного кирпича. Произошли перемены и в их конструкции. Среди монументальной архитектуры все большее значение приобретали здания центрического типа – куб, перекрытый куполом. Лучшим образцом такой архитектуры являются мавзолей над могилой Исмаила Самани в Бухаре; шире стали использоваться декоративные элементы до исламского времени, то есть традиции согдийской архитектуры.
  • В X-XII вв. широкое распространение получило строительство минаретов, придававших городу величественность и красоту. Так, в 1127 году был построен архитектурный ансамбль Пойи Калон в Бухаре, который включал в себя мечеть Калон вместе с одноименным минаретом и другие сооружения. Минарет Калон – один из самых высоких в Центральной Азии (его диаметр 9 метров, а высота 46,5 метра), совершенен как с инженерной, так и с эстетической точки зрения.
  • Шедеврами архитектуры того времени являются также Вабкентский и Джар-Курканский минареты, мавзолей Араб-ата около Бухары, мечеть в Хазаре, бухарские мечети Намазгох и Магоки-Аттари. Эти памятники свидетельствуют о расцвете архитектуры X-XII веков.

Пойи Калон

В те столетия были заложены также основы комплекса Ичан-кала в Хиве, архитектурные ансамбли в Самарканде и других культурных центрах. Наряду с градостроительством в регионе развивались ремесла, горное дело, расширялась торговля, поливное земледелие. Уже тогда были известны плотины и каналы Шахруд, Кармина, Пойканд, Барш, Ищтихан и другие, обеспечивавшие питьевой и поливной водой. Подобные каналы также строились в Хорезме, Кашкадарье, Фергане, Ташкентском оазисе. В X веке у предгорья Нурата была сооружена плотина Хонбанди, в результате чего образовалось водохранилище емкостью в 1,5 миллиона кубометров воды. Сделанная математическая раскладка на прочность свидетельствует, что учитывалось не только давление воды, но и возможные землетрясения. Таким образом, все это было взаимосвязано с данными науки, ее развитием.
  • В те столетия были заложены также основы комплекса Ичан-кала в Хиве, архитектурные ансамбли в Самарканде и других культурных центрах. Наряду с градостроительством в регионе развивались ремесла, горное дело, расширялась торговля, поливное земледелие. Уже тогда были известны плотины и каналы Шахруд, Кармина, Пойканд, Барш, Ищтихан и другие, обеспечивавшие питьевой и поливной водой. Подобные каналы также строились в Хорезме, Кашкадарье, Фергане, Ташкентском оазисе. В X веке у предгорья Нурата была сооружена плотина Хонбанди, в результате чего образовалось водохранилище емкостью в 1,5 миллиона кубометров воды. Сделанная математическая раскладка на прочность свидетельствует, что учитывалось не только давление воды, но и возможные землетрясения. Таким образом, все это было взаимосвязано с данными науки, ее развитием.
  • Научное исследование великих мыслителей Средней Азии X-XII веков выдержало все испытания столетий и влилось в общечеловеческую цивилизацию могучим потоком, а сами они заняли почетное место в ряду гениальных ученых всех времен и народов.


написать администратору сайта