Главная страница

Наша бабушка. Наша бабушкаМызаева Кортон анна Самтаровна родилась 1915 году, в день Ильи Пророказначит, 2 августа. Прожила интересную, честную, трудовую жизнь


Скачать 14.39 Kb.
НазваниеНаша бабушкаМызаева Кортон анна Самтаровна родилась 1915 году, в день Ильи Пророказначит, 2 августа. Прожила интересную, честную, трудовую жизнь
АнкорНаша бабушка
Дата19.06.2022
Размер14.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНаша бабушка.docx
ТипДокументы
#603899

Наша бабушка-Мызаева Кортон- Анна Самтаровна родилась 1915 году , в день Ильи Пророка-значит , 2 августа. Прожила интересную, честную, трудовую жизнь .Вырастила пятерых детей, прожила до 95 лет, а в общем семья бабушки были все долгожителями. Ее бабушка Олончи дожила до 105 лет, мама нашей бабушки Одын прожила 88 лет. Что интересно бабушка Олончи была родом из Ионыша (ныне это территория Алтайского края, примерно в двадцати километрах от села Коргон.В старину эти земли входили в состав Ойротской автономной области).

Бабушка Кортон была из состоятельной семьи , ее отец в какой-то степени был шаманом, ездил по урочищам шаманил, но и не только, он знал толк в травах, в животных лечебных жирах, в смолах и т.п.Мне все это рассказывала моя бабушка. Но когда началась революция, всем шаманам было запрещении шаманить(бабушка рассказывала ,что отец ее от того , что не мог шаманить заболел и умер).

Славную жизнь прожила бабушка Кортон. В довоенные годы в с.Усть-Мута была церковь, где крестили всех родившихся детей сел Верх- Мута и Усть-Мута, после крещения бабушке дали христианское имя Анна .Открыли церковноприходскую школу в 1924 году, где местный поп обучал детей азам грамматики и математики, русскому языку. Родители не запрещали детям учиться, а потом уже в период Коммуны начали работать ликбезы(ликвидация без грамотности) уже для взрослых .Началось строительство новой жизни. В Верх-Мута был богатым колхозом:с левой стороны речки Моты был промартель , там выращивали куриц, гусей, кроликов, свиней, а с правой стороны реки была животноводческая ферма. Бабушка Анна была бригадиром в одной из отрасли животноводческой фермы. В те времена село было большое, было много приезжих семей : русские, казахи, немцы. Жили очень дружно. Приезжие русские семьи привезли с собой много семян овощей (благо земля Верх-Муты благодатная) .На огородах росли: брюквы, турнепс, морковь, картошка, свекла. В первые времена местные жители не умели садить огород, а дети-алтайцы частенько совершали набеги на огороды приезжих, но со временем и алтайцы научились садить огород. Бабушка рассказывала, что Верх-Мутинцы в довоенные, да и в военные годы не голодали,в отличие от других алтайских сел имели огороды, хозяйство .В военные годы дети не видели мам месяцами - все работали день и ночь. Детьми занимались бабушки.

Особо хочу сказать о песнях, было трудно, работы непочатый край, но люди пели рано утром, уезжая на работу, пели поздно, возвращаясь с работы, возможно, они поддерживали себя , друг друга этим песнями. Чапкан олон корболу,

Чактан арткан jыргалду.

После войны бабушка вышла замуж за фронтовика Борина Якова Модоровича – бывшего десантника, получившего боевое ранение на фронте, участника Сталинградского сражения .Прожили долго, вырастили, воспитали троих детей. Возможно, по следам деда двое внуков окончили Барнаульскую высшую летную школу боевых летчиков, но об этом другой разговор. Вкратце описала путь своей бабушки, у которой была самая вкусная выпечка, самая вкусная жареная картошка. Это речь о Мызаевой Анне Самтаровне. Единственный брат Мызаев Михаил Самтарович пропал без вести в 1942 году, в период отступления наших войск. Бабушка долго хранила его портрет.

Л.В.Артушева-внучка.


написать администратору сайта