Главная страница
Навигация по странице:

  • Казахстанские центры по изучению творческого наследия Абая;

  • Образ Абая в изобразительном искусстве

  • Абай и Семей

  • 2020 г. – год Абая в республике Казахстан.

  • адам бол семинар 15. Наследие Абая и мировая культура


    Скачать 47.56 Kb.
    НазваниеНаследие Абая и мировая культура
    Дата24.03.2022
    Размер47.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаадам бол семинар 15.docx
    ТипДокументы
    #413081

    1. Наследие Абая и мировая культура;

    Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться. Чем дальше вглубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги. В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, О. Сегизбаева, Б. Габдуллина, С. Зимнова, А. Маргулана, С. Муканова, М. Сиьченко, Н. Смирновой и др. Менее изучено его просветительско-педагогическое наследие. Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества. Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, — это родители. Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми. Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противопоставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов. Абай нашел своё призвание в том, чтобы познакомить свой народ с достижениями западной культуры. Он выступал как переводчик и популяризатор западной литературы. Среди его переводов: стихи Лермонтова, басни Крылова, поэма Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гёте и Байрона. Абай выступил как реформатор системы стихосложения, создав новые стихотворные размеры. Также он придумывал и новые формы: шести- и восьмистишия. Поэт был неравнодушен к проблемам современного ему казахского общества. Его глубоко задевали социальное зло и невежество. Абай написал около 170 стихотворений, несколько поэм. Главные произведения : Масгут , Времена года, Көзімнің қарасы, Ескендир , Очи черные, Густой туман, Қара сөз. Самым знаменитым его произведением стала поэма «Қара сөз», что в дословном переводе означает «Черное слово». Поэма делится на 45 частей, представляющих собой назидания, притчи. В этих притчах Абай затрагивает проблемы истории, педагогики, морали и права. Изучая стихи и песни, философские воззрения, слова и мысли Абая , мы видим , что они находят отклик в сердцах людей своею человечностью, любовью, глубиной. Великий Абай не застал зарю независимости, но его потомки строят сегодня свое суверенное государство.

    Произведения Абая вдохновляют молодое поколение казахов на служение своему народу, поддерживают в нем стремление к просвещению, знаниям, к развитию наций через культуру. Они всегда актуальны. Жизнь Абая, «…который боролся с тысячами один», - пример непреклонного поиска правды и справедливости для потомков.

    Многие мысли Абая о нравственном воспитании молодежи не утратили актуальности и в наши дни: нравственно пенные качества закаляются и закрепляются в процессе преодоления трудностей; к вопросам нравственного воспитания нельзя подходить с корыстных или узко эгоистических позиций: они социально обусловлены; подлинная красота человека — в его трудолюбии; лень порождает упрямство, лживость, трусость и др.

    Абай, утверждая, что «поэзия – властитель языка…», сам был повелителем поэзии, «сыном не только отца, своего народа, но и всего человечества».

    Труд Абая переведён на многие языки мира, среди которых русский, китайский французский и др. В память об Абае учреждена Государственая премия Казахстана в области литературы. В честь Абая названы город, административные центры, улицы, театры, библиотеки и другие объекты на территории республики. Именем Абая названы Казахский государственный академический театр оперы и балета, Казахский национальный педагогический университет в городе Алматы, центральные проспекты городов Казахстана, пик в отроге хребта Иле Алатау. На площади Абая в городе Алматы установлен памятник великому поэту(1960 год) . В 2010 г. в Астане памятник Абаю разместился напротив Старой площади по проспекту, названному в его же честь. В день рождения поэта ежегодно на этой площади проводятся поэтические слушания, посвященные великому Абаю. Наследие АБая будет передаваться на все поколения...

    1. Казахстанские центры по изучению творческого наследия Абая;

    Полное название Музея Абая в городе Семее звучит так: Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай-Борили». В его залах собрана вся имеющаяся на сегодняшний день информация о великом поэте и мыслителе. Через экспозиции музея можно проследить весь жизненный путь Абая, узнать подробнее о его биографии, жизни творчестве и людях которые его окружали. Музей уже давно стал визитной карточкой города и туристы, которые приезжают сюда в первую очередь посещают этот историко-культурный комплекс. Портал El.kz расскажет подробнее об экспозициях музея и интересных фактах из жизни Абая.

    История музея

    Музей был основан в 1940 году, его открытие было приурочено к 95-летию со дня рождения Абая Кунанбаева. С момента своего открытия музей не раз менял месторасположение. Первая экспозиция появилась в доме Бекбая Баисова, здесь музей располагался до 1944 года. В этом же году экспонаты были перевезены в дом Анияра Молдабаева, воспитанника Абая и активного деятеля партии Алаш, здесь экспозиции находились на протяжении 23 лет. В 60-е музей размещался в бывшем доме купца Романа Ершова.

    Статус Государственного историко-культурного заповедника-музея был получен в 1990 году. В него вошли не только здания находящиеся в городе Семей, но те которые находились в поселке Борили и урочище Жидебай, именно музей Мухтара Ауэзова, дом-музей Абая, мечеть Кокбая Жанатаева, музей Асета Найманбаева, Шакира Абенова, а также заповедная зона общей площадью 6,4 тысячи гектаров.

    Городская часть музея состоит из дома купца Ершова, медресе, мечети Ахмета-Ризы (перенесённой сюда из Борили), здание администрации и музей «Алаш-арыстары – Мухтар Ауэзов». Кстати, в медресе Ахмета-Ризы Абай обучался на протяжении четырёх лет в период с 1855-59 годы.

    Экспозиции музея

    Комплекс в городе Семей включает в себя 13 тематических залов рассказывающих о творчестве, философии, жизни, становлении поэта, и его последователях.

    «Эпоха Абая»

    Зал под названием «Эпоха Абая» открывает экспозицию, посетив его можно узнать какое было административное управление в период жизни Абая. А также узнать родословную поэта. Известно, что его дед Ускенбай и прадед Иргизбай были биями, то есть очень влиятельными людьми в степи. По архивным документам, находящимся в музее, видно, что отец Абая, Кунанбай Ускенбаев также был бием и волостным управителем. В 1849 году его избрали старшим султаном Каркаралинского округа. В 1849 году на средства Кунанбая была построена мечеть в городе Каркаралинск. Отец Абая был очень верующим человеком и будучи уже в преклонном возрасте совершил хадж. Более того в Мекке на его деньги был построен дом для гостей, куда могли прийти его земляки. Ссыльный польский этнограф Адольф Янушкевич, в своем дневнике и письмах из путешествия в казахскую степь, характеризует Кунанбая Ускенбаева как одаренного, образованного и очень уважаемого в народе человека, в гостях у которого часто были известные поэты и музыканты. Кстати истории и песни этих людей любил слушать Абай, который всегда тянулcя к новым знаниям. Свое первое образование мальчик получил в родном ауле, у муллы Габитхана. А в десятилетнем возрасте он продолжил обучение уже в Семее, сперва в медресе Габдулжаппара, а после в духовной семинарии Ахмета Ризы. Из экспозиции можно узнать о еще одном интересном факте из юности Абая: на протяжении трех месяцев он посещал и русскую церковно-приходскую школу.

    Воссоздают эпоху времен Абая предметы быта, это различные музыкальные инструменты сыбызгы, кобыз, а также жезл баксы, жившего в ауле Абая. Дополняет экспозицию домашняя утварь, например торсык (кожаный сосуд для кумыса), куты (деревянная фляжка так же предназначенная для кумыса), еттабак (блюдо для мяса), полотенце жены Абая Еркежан, украшенное вышивкой и другое. Боевые орудия того времени находятся в отдельной витрине экспозиции. Художественные произведения также создают атмосферу того периода. Например, главное место в экспозиции занимает гобелен «Степные мотивы» под авторством художника-реставратора Шамиля Кожаханова. Символический образ поэта запечатлен в виде белого тулпара.

    В 1868 году царским правительством было издано «Временное положение по управлению степными областями Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств. Новая система административного управления разрушила сложившие веками территориальные, родовые разделения, взяв в свои руки военную и гражданскую власть. Карта Казахстана в экспозиции, ксерокопии документов, знаки судебного бия, денежные знаки как раз наглядно демонстрируют те территориальные преобразования в общественном укладе казахов, которые произошли в степи после этой реформы.

    Также в экспозиции представлены материалы о Кояндинской или Ботовской ярмарке, основанной купцом Варнавой Ботовым в 1848 году. Ее ежегодный товарооборот доходил до двух-трех миллионов. Однако она была известна не только своей масштабной торговлей, но и разнообразной культурной жизнью, являясь своеобразным культурным центром. Сюда съезжались лучшие акыны, певцы, борцы, силачи и артисты. На Кояндинскую ярмарку часто приезжал Абай, чтобы послушать поэтов-импровизаторов.

    Жизнь Абая тесно связана с Семеем. Приезжая в город он гостил у своих земляков. Одним из которых был Анияр Молдабаев. Абай помог Анияру устроиться в русскую школу, после окончания, которой он работал в банке Семея. К тому же Абай и его сыновья помогли своему воспитаннику приобрести дом, где у поэта была своя комната. В экспозиции представлен интерьер той комнаты, с письменным столом, шкафом, стулом и зеркалом.

    В Семее у Абая была очень насыщенная общественная и творческая жизнь. Он познакомился с известными ссыльными демократами, яркими представителями русской интеллигенции Евгением Михаэлисом, Нифонтом Долгополовым, Северином Гроссом и другими. Благодаря общению с этими людьми Абай углубился в изучение русского языка и литературы, а в последующем и европейской литературы. В то время при ссыльных был создан так называемый статистический комитет. И по просьбе Михаэлиса, Абая избрали одним членом этого комитета. В поселяющем при комитете создали библиотеку и музей, которые часто посещал поэт. В 1885 году Абай передал для музея десятки экспонатов, часть из которых сегодня представлена в музее города Семея.

    В 1866 году после смерти старшего брата Кудайбайберды, Абай был назначен волостным управителем Кучук-Тобыктинской волости, а в 1875 году он стал управителем Коныр-Кокше-Тобыктинской волости. Через год против поэта было возбуждено судебное дело, которое затянулось на восемь лет. В экспозиции представлены материалы этого дела, и статистические сведения по данной волости. В архивных документах зала можно увидеть и письмо Абая Кунанбаева адресованное Сенату, написанное им в 1900 году, а также характеристику его общественной деятельности, данную генерал-майором Галкиным тремя годами позже.

    Истоки творчества Абая

    С детства Абай интересовался народным эпосом, внимательно изучал и запоминал сказки и легенды казахского народа. Постичь всю красоту народной поэзии ему помогали айтысы, а также эпосы, среди которых «Ер таргын», «Кобланды батыр», «Камбар батыр», «Козы Корпеш - Баян Сулу» и другие. Кунанбаев имел глубокие познания древнетюркской литературы, интересовался творчеством легендарных степных жырау таких как Бухар, Шартанбай и других. Бесценным творческим родником для Абая были труды классиков востока Низами Гянджеви, Хакима Фирдоуси, Алишера Навои. В годы обучения в медресе поэт зачитывался оригинальными произведениями этих авторов. В своих поэтических строках «шакирда» Абай как бы обращается к великим предшественникам востока за помощью.

    Абай Кунанбаев совмещал в себе стремление постичь знания и философию Востока и Запада. Поэтому произведения русских и европейских авторов были ему очень интересны. В изучении русского языка поту помогал его младший брат Халиолла, который обучался в городе Омске и хорошо владел русским. Из русских классиков Абай читал Пушкина, Толстого, Лермонтова, интересовался взглядами Чернышевского, Белинского и других. Из европейских писателей он предпочитал Байрона, Шиллера, Гете, Дельвига. В экспозиции можно ознакомиться с книгами, которые читал поэт.

    Творчество Абая

    Поэзия для Абая была больше чем просто творчество. Огромное значение он придавал искусству слова. В стихотворении «Поэзия – властитель языка», он определяет поэзию как высокое искусство, а следовательно поэт должен быть мастером языка. В экспозиции зала «Творчество Абая» можно ознакомиться с лирическими произведениями поэта. Поэзия должна служить народу говорил Абая, и менять общество в лучшую сторону. Именно поэтому народ является главной темой в произведениях поэта-философа. В его стихах можно проследить чаяния народа, разобраться в ценностях людей живших во времена Абая. Творения поэта можно считать литературной публицистикой, ведь в них часто встречалась критика в адрес биев, волостных управителей и других богачей. При этом автор дает очень яркие и точные образы характеров реально существовавших персонажей. Ярким примером этой работы стало стихотворение «Наконец волостным я стал», где четко раскрывается характер условного управителя.

    Большую часть в творчестве Куннабаева занимают стихи посвященные природе, временам года. Именно эти произведения дали начало так называемой пейзажной лирике в казахской литературе. Философская лирика поэта пронизана размышлениями о добре и зле, жизни смерти, человеке и его поступках. Все это говорит о таланте поэта ка философа-гуманиста.

    В ранние годы своего творчества поэтические строки Абая были пронизаны темой любви и взросления. Используя традиционные восточные литературно-выразительные приемы, поэт воспевал красоту луноликой казахской красавицы. С 1889-1891 годы из-под его пера вышел отдельный цикл любовной лирики. Его лирические произведения были оформлены в «Восьмистишья» - исповедь Абая, размышление философа, о жизни и произошедших событиях. Лирика поэта тесно связана на со словами назидания.

    «Слова назидания» были написаны в период с 1890 по 1898 годы. Это мысли философа о разных аспектах жизни человека. Это новый многогранный жанр для казахской литературы, который включает в себя помимо философских раздумий, публицистику, и воспитательные элементы. С этими произведениями Абая также можно ознакомиться в музее. Кроме того в этом зале можно увидеть много произведений Абая. Одни из самых ценных стихи, опубликованные в газете «Дала уалаяты» и редкая рукопись Абая «Несколько слов о происхождении казахов», а также его произведения, изданные уже после смерти поэта на 15 мировых языках.

    Переводы и музыкальное наследие Абая

    Переводческой деятельностью Абай начал заниматься с 1882 года за это время он перевел около пятидесяти произведений разных авторов. За литературным опытом он обратился к русским классикам а именно к роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Абай размышлял над тем если бы герои Пушкина находились в других временных и национальных реалиях, как бы это повлияло на их поступки и как изменилась бы их судьба. В результате этой работы были созданы переводы из романа: «Характер Онегина», «Письмо Татьяны к Онегину» и другие произведения.

    Абай творчески и очень тщательно работал над воссозданием образа Онегина, анализировав все детали его характера. Он не упустил ни лирические отступления самого Пушкина, ни замечания и оценки критиков. Как результат был создан восьмой отрывок из романа «Предсмертной исповеди Онегина».

    Особым профессионализмом и творческим подходом отличались и переводы произведений Лермонтова. Абай видел общее в своей философии и философии русского писателя, своего рода некое духовное родство, поэтому переводил его с особой любовью. Благодаря переводам Кунанбева, казахский читатель познакомился не только с творчеством великих русских авторов, но и европейских. Ведь поэт активно занимался переводами произведений Гете, Байрона, Шиллера и других. В одном из разделов зала музея теме созвучия Абая и Гете посвящена отдельная экспозиция. Здесь представлены предметы, подаренные музеем Гете в городе Ильменау (Германия). Это – камень с изображением папоротника из коллекции Гете, литография охотничьего домика немецкого писателя и мыслителя. Также в зале представлены музыкальные произведения Кунанбаева и записи музыковедов Затаевича, Жубанова и других.

    «Поэмы Абая»

    По мотивам восточной литературы Абаем написаны три инновационные поэмы. Это всем известное произведение «Искандер» об Александре Македонском, «Масгут» и незаконченная поэма «Сказание об Азиме». Все они имеют совершенно новую форму для казахской поэзии. В поэме «Искандер» автор не расписывает подробной биографии Искандера, поэт говорит о характере завоевателя, его алчности, человеке, жаждущем покорения всего мира. В поэме Абай показывает всю бессмысленность завоевания ради богатства и развенчивает жадность Искандера устами древнегреческого философа Аристотеля. Также в экспозиции представлены сочинения восточных поэтов, Фирдоуси, Низами, Навои, также написанных на тему Александрий, и сама поэма «Искандер». Поэма Абая «Сказание об Азиме» напоминает жанр волшебной сказки, сюжет которой частично взят из сказки «Тысяча и одна ночь». В этом произведении Абай Кунанбаев развивает идею борьбы честности с подлостью и обманом, темы которые он не раз затрагивал в своих других произведениях. В поэме «Масгуд» Абай критически переосмысливает тему о Халифе и его мудром визире. Поэма перекликается с «Восточной легендой» Ивана Тургенева. Однако Тургенев дает лишь литературную обработку восточной легенды, то Абай, через судьбу героя показывает личное отношение к жизни.

    Зал «Лето»

    Отдельный зал экспозиции музея посвящен стихотворению Абая Кунанбаева под названием «Лето» («Жаз»). Это произведение было написано поэтом от впечатления после перекочевки его родного аула на новые пастбищные угодья. В стихотворении Абай живым языком с использованием ярких образов передает состояние природы и периода жизни его народа. Кстати стихотворение увидел свет лишь в 1889 году в приложении к газете «Акмолинские областные ведомости». А в 1914 году стихотворение было переведено на русский язык общественным деятелем, участником движения Алаш-Орды, ученым-агрономом Сатылганом Сабатаевым.

    Представленная в экспозиции большая живописная панорама является своего рода иллюстрацией стихотворения, отображая жизнь аула на кочевье. Здесь можно увидеть людей, мужчин и женщин в радостном настроении. На фоне панорамы установлена юрта со всеми убранствами, а на витринах расположены предметы быта, этнографии, ювелирные украшения, и одежда той эпохи.

    Вокруг Абая всегда собиралась активная молодежь, тянувшаяся к творчеству и знаниям. Поэт и сам не раз говорил, что у каждого мастера должны быть свои последователи, если же их нет, то все его труды напрасны. В этом зале можно познакомиться с представителями Абаевской литературной школы. Писатель Мухатр Ауэзов главными учениками Кунанбаева называл двух его сыновей Магавью и Акылбая, а также Кокбая Жанатайулы – близкого друга Абая, под именем которого он публиковал свои первые стихи и Шакарима Кудайбердыулы - племянника. Это были молодые поэты самые верные последователи Абая. Зал открывается произведениями Шакарима, поэта, философа, писателя, историка, переводчика, публициста и композитора. Отец Шакарима Кудайберды - старший брат Абая. Шакарим – многожанровый автор, он работал в таких жанрах как рассказы, поэмы, философские трактаты, романы и переводы. Одна из известных его творческих работ поэма «Калкаман - Мамыр». Одним из самых известных исторических его трудов является «Родословная тюрков, киргизов и ханских династий». Шакарим также как и Абай изучал философию западных авторов, разрабатывая собственную концепцию благочестия. Также он переводил н казахский язык русских и европейских писателей. Тело Шакарима захоронено в урочище Жедибай.

    Также среди последователей Абая был и Турагул Кунанбаев его сын, поэт, переводчик, Аубакир Акылбаев, композитор, певец и поэт. Аубакир, сын Акылбая, внук и ученик Абая, Арип Танирбергенов поэт, переводчик, Асет Найманбаев - поэт, переводчик, композитор, певец и Уаис Шндыбаев и другие. Сегодня в экспозиции музея представлена фотография семьи Абая, снятая в 1903 году. На снимке: Абай, его сыновья Турагул и Магавья, внуки Аубакир и Пакизат, жена Еркежан и сноха Камалия, жена Аубакира. Также в зале размещены рукописи, произведения поэтов абаевского окружения.

    Образ Абая в изобразительном искусстве

    Образу Абая Кунанбаева в изобразительном искусстве в музее отведен отдельный зал. Здесь представлены произведения живописи, графики, скульптуры разных лет. Одним из первых среди профессиональных художников к теме Абая обратился Николай Крутильников. Закончив Казанское художественное училище в 1916 году, он приехал в Семей и устроился художником в местный театр. Крутильников принимал активное участие в жизни Семипалатинского подотдела Русского Географического общества, где познакомился с Мухтаром Ауэзовым. Видимо, это знакомство и побудило его обратиться к теме Абая. Экспонируемая работа «Абай пишет стихи» написана Крутильниковым в 1924 году. В 1934 году был объявлен конкурс на создание портрета Абая и иллюстраций к его произведениям. Одним из участников конкурса был Абилхан Кастеев. В 1947, 1968 годах он совершил поездки на родину Абая, после чего создал живописные акварельные пейзажи: «Лето в горах Чингистау», «Сопка Караул», «Баканас и Байкошкар» и другие. Сегодня музей в городе Семее располагает 12 работами художника. Тема Абая получила дальнейшее развитие в творчестве Е.Сидоркина, заслуженного деятеля искусств Казахстана. Им созданы иллюстрации к «Казахскому эпосу», «Сказкам», а так же к роману Ауэзова «Путь Абая». Также музей располагает серией графических работ художника И.Исабаева, созданных в 1967- 1970 годах по мотивам произведений Абая. В связи со 100-летием со дня смерти Абая, в 2004 году музей организовал конкурс среди художников, победители которого преподнесли в дар музею свои работы. Тема Абая, исторических мест, связанных с его творчеством и жизнью вдохновила на создание картин и скульптур не только художников, но и представителей других профессий.

    Абай и Семей

    Жизнь Абая Кунанбаева всегда была тесно связана с Семеем. Этот город с богатой историей в период жизни поэта был крупным культурным и торговым центром, ведь здесь проходили караванные пути из Китая, Сибири и Средней Азии. Один из разделов экспозиции музея посвящен быту казахов-горожан. В интерьере домов казахов живущих в городе ХIХ, начале ХIХ веков использовались не только традиционные предметы быта кочевников, но и классическая изысканная мебель. В зале можно увидеть гнутую венскую мебель, также выполненный в изящном стиле диван друга Абая ссыльного краеведа Николая Коншина, переданный в музей его дочерью. Привлекает внимание посетителей большой буфет, трельяж-горка с выпуклыми стеклянными дверцами. Также в интерьере представлена посуда того времени, это столовые и чайные сервизы, изделия из фарфора, стекла, изготовленные на знаменитой Кузнецовской фабрике. Облик старого города раскрывают работы художников М.Беляева, Н.Егорова. Музей Абая в Семее - место, которое хранит в себе вековую историю жизни и творчества великого поэта, рассказывает о быте в те далекие времена. Поэтому приехав в Семей, вам обязательно следует посетить этот храм истории и прикоснуться достоянию нашей культуры.

    1. 2020 г. – год Абая в республике Казахстан.

    2020 год в Казахстане — это 175 годовщина со дня рождения великого

    казахского деятеля, философа, поэта, композитора, основоположника

    казахской письменной литературы — Абая. Произведения духовного

    наставника всего казахского народа являются настольной книгой каждого

    казахстанца. Его труды учат мудрости, справедливости, терпению и

    правильному восприятию окружающего мира.

    Творческое наследие Абая относительно невелико: 170 стихотворений,

    многие из которых он сам же переложил на музыку, 56 переводов, несколько

    поэм да томик прозаических «Слов назидания». Но в нем обрели свое

    воплощение все грани казахской души — ее тонкий лиризм, сомнения и

    отчаянные искания, горький сарказм и всепобеждающая вера в созидательный

    потенциал своего народа.

    В рамках празднования юбилея в Республике Казахстан запланировано

    около 560 мероприятий. Среди них: разработка авторской региональной

    программы и учебно-методического комплекса по курсу «Абайтану» для школ

    и колледжей области; областной IT-хакатон среди учащихся школ и студентов

    колледжей и вузов по популяризации произведений Абая; открытие областной

    специализированной школы-гимназии им.Абая для одаренных детей с

    углубленным изучением казахского языка и литературы на базе средней

    школы №46 Усть-Каменогорска. Запланировано также открытие

    общеобразовательной средней школы на 300 мест в селе Караул Абайского

    района. 24 мероприятия запланированы в международном формате — в

    Великобритании, России, Турции, Польше и Китае. Так, достигнута

    договоренность с Кембриджским университетом о проведении

    археологической выставки «Золото Великой степи». Одним из разделов

    выставки станет литературно-художественная экспозиция «Великие сыны

    Великой степи», где будет представлен редчайший фонд произведений Абая.

    Восточно-Казахстанский государственный технический университет

    им.Д.Серикбаева (ВКГТУ) вносит свою лепту в популяризацию наследия Абая

    Кунанбаева. Начало юбилейного года было положено организацией выставки

    в вузах-партнерах Алтайского края — Алтайском государственном

    университете и Алтайском государственном техническом университете

    им.И.И.Ползунова в рамках сотрудничества Ассоциации азиатских

    университетов и Совета ректоров вузов Большого Алтая. Взяв на вооружение

    гуманистические принципы Абая Кунанбаева, ВКГТУ имени Д.Серикбаева,

    инициировал разработку модели социальных компетенций молодежи ВКО;

    проект «Академия «Адам бол» является инновационным и ориентирован на

    перестройку подходов к качеству компетенций студента-выпускника,

    необходимых для успешной адаптации и интеграции молодежи в современном

    социуме. Разработан учебный курс «Абай и XXI век» для студентов вуза, в

    содержание которого входит изучение исторической эпохи Абая, его поэзии,

    лирики и философии. Запланировано проведение в вузе круглого стола с

    участием известного абаеведа Гарифоллы Есима и народного артиста РК,

    профессора Шахмардана Абилова. В учебном процессе вуза начнет работу

    специализированный мультимедийный центр имени Абая Кунанбаева.

    В начале 2000-х гг. в ВКГТУ им.Д.Серикбаева активно работал

    Международный клуб Абая. Е.И.Григорьев 1

    долгие годы изучал наследие

    Абая, называл его «Прометеем Великой степи». В течении года запланировано

    издание трудов Е.И.Григорьева: «Адам бол», «Абай и движение Алаш»,

    «Прометей Великой степи», «Прошу: прислушайтесь к словам моим. Научнопопулярные очерки общественно-политических и философских взглядов

    Абая».

    Согласно Плану мероприятий по празднованию 175-летия великого поэта,

    гуманиста, мыслителя Абая Кунанбаева и в рамках действующего Договора о

    сотрудничестве исторических кафедр ВКГТУ и АлтГТУ им.И.И.Ползунова,

    21 февраля 2020г. в Алтайском государственном техническом университете

    им.И.И.Ползунова (Барнаул, Россия) состоялось открытие выставки,

    посвященной юбилею Абая Кунанбаева [1].

    Реализация пунктов договора о сотрудничестве стала возможна при

    поддержке руководства ВКГТУ и кафедры «Истории Казахстана и социальнополитических дисциплин». Идею проведения мероприятия поддержало

    руководство АлтГТУ и кафедра истории Отечества. Исторические кафедры

    технических вузов совместно проводят мероприятия различного формата —

    онлайн-конференции, летние школы, а также публикуют результаты своих

    исследований в сетевом издании Совета ректоров Большого Алтая «Наука и

    образование Большого Алтая», сборниках материалов научных конференций.

    Материалы выставки были размещены в Центре культуры АлтГТУ,

    созданного в 1993г. и являющегося площадкой для экспонирования

    материалов, связанных с историей культуры края, города, АлтГТУ и

    сохранения славных творческих традиций предшествующих поколений.

    Выставку открыла директор Центра культуры АлтГТУ Евгения

    Цепенникова, представившая авторскую презентацию об Абае Кунанбаеве.

    Участники открытия выставки получили возможность познакомиться с

    творчеством художественного коллектива «Нур Алтай» города Барнаула

    (танец «Жарайма», музыкальная композиция «Ерке салкым»). Мероприятие

    продолжилось вступительным словом заведующей кафедрой истории

    Отечества АлтГТУ Ирины Никулиной и приветственными словами проректора

    по научной и международной деятельности АлтГТУ Андрея Свистулы.

    В своем выступлении Канша Калиева1

    отметила особенность выставки:

    «Мы представляем наследие Великого Абая в книжной форме. Несмотря на

    широкое распространение новейших технологий и средств массовой

    информации, книга всегда будет занимать важное место в жизни человека. Она

    с детства воспитывает в человеке лучшие качества, призывает к добру,

    прививает высокие нравственные начала».

    Алтайская общественная организация национально-культурной

    автономии казахов от ВКГТУ им.Д.Серикбаева передала в дар научной

    библиотеке АлтГТУ им.И.И.Ползунова, Алтайской краевой научной

    библиотеке им.В.Я.Шишкова, Центру казахского языка и культуры

    Алтайского государственного педагогического университета книги «Слова

    назидания» Абая, труды многолетнего руководителя Международного клуба

    Абая (ВКГТУ) Е.И.Григорьева — «Адам бол», «Абай и движение Алаш»,

    «Прометей Великой степи», «Прошу: прислушайтесь к словам моим. Научнопопулярные очерки общественно-политических и философских взглядов

    Абая», а также издания о Казахстанском Алтае и материалы о ВКГТУ.

    Гостям выставки был презентован фильм, подготовленный ВКГТУ, о

    жизненном и творческом пути мыслителя. В свою очередь студенты

    факультета информационных технологий АлтГТУ Торгайбеков Алихан и

    Жумакун Айбол продекламировали стихи Абая.

    И.Н.Никулина2

    рассказала о творческом взаимовлиянии и дружбе Абая

    Кунанбаева с известным ученым, общественным деятелем, политическим

    ссыльным Евгением Петровичем Михаэлисом, проживавшим в УстьКаменогорске и Семипалатинске.

    Михаэлис родился в Петербурге, обучался на естественном отделении

    физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Он

    принимал участие в студенческих волнениях 60-х гг., за что был арестован и

    выслан под надзор полиции сначала в Петрозаводск, затем в г.Тару

    Тобольской губернии. В 1869г. Михаэлис был переведён из Тары в

    Семипалатинск, а в 1882г. — в Усть-Каменогорск. Всю свою жизнь он

    посвятил науке, исследованиям по Алтаю и Сибири. Он занимался

    геологическим изучением Алтая, первым обнаружил мощное развитие

    ледников. Михаэлис известен как изобретатель алтайского улья вместе с

    другим ссыльным — Александром Фёдоровым, получившим широкое

    признание в стране (Таврической губернии). Михаэлис являлся гласным

    городской думы Усть-Каменогорска. Как вспоминала дочь Михаэлиса

    Людмила Хотимская: «Отец был лучшим другом и учителем Абая». Их первая

    встреча произошла в Семипалатинской библиотеке, когда Абай просил дать

    ему одно из произведений Льва Толстого. Об этом узнал Михаэлис, т.к. книга

    находилась у него. Он подошел к Абаю и передал ему книгу. С тех пор они

    стали друзьями. Первоначально местом их встреч была библиотека, уже тогда

    имевшая богатое собрание русской классической и западноевропейской

    литературы. Она была подлинным очагом культуры Семипалатинска. Это

    отмечал, например, Дж.Кеннан, известный американский журналист и

    путешественник, посетивший Семипалатинск в 1885г.

    Встреча с Михаэлисом расширила кругозор Абая, поскольку Евгений

    Петрович, заметивший живой ум и большую любознательность Абая, стал

    непосредственно руководить его чтением. В биографии Абая Какитай

    Кунанбаев отмечал, что Абай так отзывался о Михаэлисе: «Человек, который

    познакомил меня с произведениями известных русских писателей — Пушкина,

    Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова, Достоевского, Белинского,

    Добролюбова, Писарева, — был Михаэлис, он открыл мне глаза на мир».

    Через Михаэлиса Абай познакомился с ссыльным Северином Гроссом,

    собиравшим материалы для изучения юридических обычаев киргизов,

    политическими ссыльными Николаем Долгополовым, Александром

    Леонтьевым, также оказавшими влияние на Абая.

    Ежегодно Абай гостил в Семипалатинске с декабря по март, проводя все

    вечера в беседах с Михаэлисом. Это дало свои результаты. Поэтический

    талант Абая проявился в целом ряде поэтических произведений, сделавших

    имя Абая весьма популярным. Михаэлис неоднократно выезжал в степь и

    гостил у Абая, а Абай у Михаэлиса в Усть-Каменогорске [2].

    По воспоминаниям Хотимской, «отец рассказывал об Абае, как о своём

    талантливом друге». Михаэлис ввёл Абая в мир новых идей и новых людей. В

    свою очередь дружба с Абаем помогала Михаэлису и другим ссыльным лучше

    узнать казахский народ, его культуру.

    В заключение своего выступления И.Н.Никулина подчеркнула, что

    дружба Михаэлиса и Абая замечательна тем, что это была дружба

    представителей русского и казахского народов.

    С поздравлениями и словами о многогранности личности и таланте Абая

    выступили также представители Алтайского государственного

    Сетевое издание Совета ректоров вузов Большого Алтая

    Наука и образование Большого Алтая»

    19 ВЫПУСК 1'2020

    педагогического университета и Алтайской краевой универсальной научной

    библиотеки им.В.Я.Шишкова — заместитель директора М.Н.Потупчик;

    представитель Алтайской краевой общественной организации национальнокультурной автономии казахов М.Бекмуратов; академик Российской академии

    художеств, д-р филос.наук, профессор АлтГТУ М.Ю.Шишин.

    Участники выставки познакомились с книгами Абая из книжного фонда

    научной библиотеки ВКГТУ, буклетами с цитатами об Абае и афоризмами из

    «Слов назидания» и информацией о достижениях флагмана технического

    образования на востоке Казахстана — ВКГТУ.

    От имени ректора ВКГТУ Ж.Шаймарданова благодарственными

    письмами за активное участие в развитии казахстанско-российского

    сотрудничества в сфере высшего образования и науки были отмечены

    российские коллеги, студенты АлтГТУ и руководитель общественной

    организации.

    За время работы выставки (более месяца) студенты, преподаватели и

    другие сотрудники АлтГТУ им.И.И.Ползунова имели возможность

    ознакомиться с наследием великого Абая.

    Дружба представителей русского и казахского народов сохранена и

    пронесена через века, находя свое выражение сегодня в различных формах

    сотрудничества, прежде всего, — научного. Примером этого является

    плодотворное взаимодействие кафедры «История Отечества» АлтГТУ

    им.И.И.Ползунова (Барнаул) и кафедры «Истории Казахстана и социальнополитических дисциплин» ВКГТУ им.Д.Серикбаева (Усть-Каменогорск).

    Преподавателями кафедр проводятся совместные научные конференции,

    осуществляются научные исследования России и Казахстана. Российские

    исследователи публикуют результаты научных изысканий по различным

    аспектам истории Казахстана, как в России [3], так и за рубежом [4]. Ученые

    Казахстана представляют свои материалы в сборниках научных статей,

    издаваемых в России [5]. Это сотрудничество имеет перспективы дальнейшего

    плодотворного развития.

    О великом сыне казахского народа известный писатель Чингиз Айтматов

    отметил: «Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной

    культуры своего народа, Абай есть, несомненно, национальное достижение

    мирового порядка».

    Абай в своих произведениях ярко отразил могучую духовную силу

    народа, его самые благородные качества. Поднимаемые Абаем темы

    актуальны и сегодня, потому что центром его размышлений всегда был

    человек.

    Богатое творчество Абая воспевает высокие идеалы гуманизма. В нем

    заложены актуальные сегодня идеи и мысли, призванные стать ориентиром

    для духовного возрождения современнного молодого поколения.


    написать администратору сайта