_Богачкина Н.А., Социальная педагогика. Шпаргалка. Наталия Александровна Богачкина Социальная педагогика. Шпаргалка
Скачать 0.59 Mb.
|
Дискуссии о социальной педагогике в 1920-е гг.После Октябрьского переворота 1917 г. в стране стала создаваться новая система образования. Суть воспитательно-образовательного процесса сводилась к формированию социалистической личности. По словам В. И. Ленина , учительство становится «главной армией социалистического просвещения». Проблемы содержания образования, выработка принципов и функций, формирование образовательной системы – вот основные вопросы, которые стали предметом жарких дискуссий в 1920-е гг. Один из основных дискуссионных вопросов – проблема отношения школы и социальной среды, организованного и стихийного воспитания, которое было бы нацелено на получение положительного результата. Ученые М. В. Крупенина и В. Н. Шульгин выступали против только обучающей школы. Они полагали, что необходимо объединить воспитательные функции школы и социальной среды, так как «…без контакта с окружающей школу средой разрешить задачи воспитания школа не в состоянии». В. Н. Шульгин (1894–1965) развивал идеи педагогики социального воспитания. Он активно пропагандировал необходимость внедрения школы в среду, таким образом влияя на нее и изменяя ее. Педагог выделял в педагогике три основные задачи : 1) изучение ближайшей окружающей ребенка среды; 2) обучение и воспитание человека, способного эту среду изменять, главным образом посредством трудовой деятельности; 3) школа – это центр преобразования окружающей среды, т. е. она должна способствовать ликвидации неграмотности населения, помощи родителям в воспитании детей и т. п. В. Н. Шульгин предложил использовать метод проектов , включающий политический, производственный, культурный и бытовой проекты. Например, производственный проект предполагал проведение электричества в школу, разведение сои и иное; культурный – организацию чтения газет в общежитии рабочих. Рассматривая проекты В. Н. Шульгина, следует отметить, что они часто приводили к снижению образовательного уровня детей. М. В . Крупенина (1882–1950) считала, что школа должна стать источником новых форм учебно-воспитательного процесса, где главным является труд. В 1919 г. она организовала в Тучкове под Москвой детский дом для беспризорных ребят, на основе деятельности которого ею были сделаны теоретические разработки социального воспитания. Согласно М. В. Крупениной воспитание – это не только влияние среды одного человека на другого, но и стихийное влияние среды на личность. Ее стремление сблизить теорию и практику воспитательного процесса было оценено как идеология «антиленинской теории отмирания школы», что привело к ее аресту и ссылке. Социальная педагогика как часть социальной философииСоциальная философия – это наука о проблемах общества и человека, проблемах отношений человека и общества. Человек в обществе и социальной среде, социальная защита, социальная справедливость – это основные понятия социальной философии (Василькова Ю. В., Василькова Т. А.) . Социальная философия выполняет функцию теоретического обоснования общественных процессов. Главной проблемой социальной философии является проблема взаимоотношений человека и общества, формы их взаимозависимостей, развития личности в коллективе. Для социальной педагогики личность выступает объектом воспитания. Процесс личностного становления осуществляется в ходе социализации. Социализация происходит в течение всей жизни человека. На нее оказывают влияние все социальные институты общества и нормы общественного поведения человека. В свою очередь человек также влияет на общество. Для социальной философии и педагогики важным является изучение процесса формирования личности, особенностей взаимодействия личности и семьи, личности и государства, личности и этноса. Современная социальная философия, учитывая изменения, происходящие в обществе, по-новому осмысливает значение современной семьи, место молодежи в социуме, проблемы школы и образования, национальные, экономические отношения и т. д. При этом выявляются значительные несоответствия между социальными, экономическими, культурными и образовательными проблемами. В этих ситуациях между социальной философией и педагогикой прослеживается тесная связь. Выявляя проблемы взаимоотношений между человеком и обществом, социальная философия решает их посредством социальной педагогики. Например, рассматривая глобальную философскую проблему – человек и природа, социальная педагогика решает задачу оказания помощи больным детям, которые страдают от экологических нарушений. Социальная философия по отношению к социальной педагогике является методологией , призванной помочь социальному педагогу и социальному работнику в ориентации в сложных социальных проблемах современного общества [Павленок П. О. , 1996]. Социальная философия рассматривает различные проблемы различных слоев общества; социальная педагогика регулирует положение человека в обществе с учетом новых экономических условий. Основная цель современной социальной педагогики – это оказание своевременной помощи ребенку, попавшему в кризисную ситуацию. Все вышесказанное свидетельствует о том, что и социальная философия, и социальная педагогика не могут существовать вне связи с другими науками – психологией, физиологией, анатомией, медициной, экономикой, логикой. |