Главная страница
Навигация по странице:

  • Портретизация героев романа Дж.Харрис «Шоколад» Курсовая работапо дисциплине «Теоретический курс английского языка»Выполнил(а) студент(ка)

  • Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент (ученая степень, звание) Щелок Татьяна Ивановна (Ф.И.О.)Оценка

  • Содержание Введение

  • 1.1

  • 1.3

  • 1.5

  • 2.1

  • Заключение

  • Глава 1 Портретизация как жанр художественной коммуникации

  • Определение понятия портетизация

  • Особенности портретного описания

  • 1.3 Детализированный портрет как вид литературного портрета

  • 1.4 Психологический портрет как вид литературного портрета

  • Литературный портрет как отдельный жанр в литературе

  • Портретизация героев романа Дж.Харрис «Шоколад». Курсовая Дж. Харрис. Теоретический курс английского языка


    Скачать 75.46 Kb.
    НазваниеТеоретический курс английского языка
    АнкорПортретизация героев романа Дж.Харрис «Шоколад»
    Дата27.03.2021
    Размер75.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая Дж. Харрис.docx
    ТипКурсовая
    #188653
    страница1 из 2
      1   2

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический

    университет имени В.М. Шукшина»

    (АГГПУ им. В.М. Шукшина)


    Институт гуманитарного образования

    Кафедра иностранных языков

    Портретизация героев романа Дж.Харрис «Шоколад»
    Курсовая работа

    по дисциплине «Теоретический курс английского языка»

    Выполнил(а) студент(ка)

    Группа __Я-АН171_____

    _____Жигалова________

    (фамилия)

    _____Екатерина________

    (имя)

    _____Витальевна_______

    (отчество)

    Научный руководитель

    кандидат филологических наук, доцент

    (ученая степень, звание)

    Щелок Татьяна Ивановна

    (Ф.И.О.)
    Оценка _______________

    «___» __________ 20___ г.

    ______________________

    (подпись)

    Бийск – 2021

    Содержание

    Введение……………………...…………………………………………………..3.

    Глава 1 «Портретизация как жанр художественной коммуникации» …..........6.

    1.1 «Определение понятия портетизация»………………………….…………..6.

    1.2 «Особенности портретного описания»……………………….……..………7.

    1.3 «Детализированный портрет как вид литературного портрета»…….……9.

    1.4 «Психологический портрет как вид литературного портрета» …………..9.

    1.5 «Литературный портрет как отдельный жанр в литературе»…................10.

    Глава 2 «Средства портретизации героев романа «Chocolate»………………13.

    2.1 «Портрет Вианн Роше»……………………………………….……………14.

    2.2 «Портрет Франсиса Рейно»………………………………………………...19.

    Заключение………………………...…………………………………..……….23.

    Список литературы…………………..………………………………….…….25.

    ВВЕДЕНИЕ


    Тема курсовой работы - портретизация героев романа "Шоколад" Дж.Харрис.

    Любое произведение художественной литературы является в какой-то мере отражением восприятия автором мира, который его окружает. Литературное произведение – это способ выражения мыслей на тему важных, по мнению автора, вопросов, которые имеет значение поднять и обсудить, будь то насущные проблемы взаимоотношений человека с другим человеком, или же с обществом, наукой, культурой, и т.д.

    Автор литературного произведения – своего рода художник. А в основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но важно обратить внимание, что каждый человек - это и личность, это и характер, и индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи, и еще многое другое. Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой, и ещё со множеством удивительных вещей. Поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется содержание образа человека, который хочет передать нам художник, тем ближе станет вам он сам и его взгляд на человека, а, соответственно ближе станет и сам автор.

    О модели жанра литературного портрета и его структуре писала Базылова Б.К. в своих научных трудах, также о жанровых особенностях литературного портрета написана не одна работа. Публикации её работ можно найти в Международном журнале экспериментального образования №2, 2015г.
    В книгах В.И. Конькова, доктора философских наук, рассматриваются особенности понимания и поэтики портрета в литературе, а также в работах Грачёвой А.М, Мисонжникова Б.Я, Дмитриева А.П. можно найти достаточно материала по данной тематике.

    Роман Дж.Харрис «Шоколад» подходит для исследования литературных портретов главных героев сюжета. Он построен на противопоставлении жизненных позиций двух людей – Вианн Роше, женщине, впервые приехавшей в городок Ланскне-су-Танн, и священника католической церкви Франсиса Рейно. Книга представлена сопоставлением личных дневников главных героев, которые они ведут на протяжении всей истории. По предоставленной информации таким образом можно отчётливо проследить отношение героев к происходящему в романе, их мысли, чувства, воспоминания, восприятие и отношение к этому миру, что, в свою очередь помогает более чуткому пониманию портрета литературного героя.

    Со стороны Вианн видимая любовь к жизни и к людям со всеми их недостатками, где положительные качества человека ставятся выше их отрицательных, стремление всегда прийти на помощь, кому она требуется, не зависимо от социального статуса человека и его положения в обществе. Со стороны Рейно - стойкое неприятие людей, особенно тех, которые выбиваются из общепринятых рамок: носят яркую одежду, не ходят в церковь (особенно), открыто отстаивают свою позицию, ведут кочевой образ жизни. Главное для священника - внешнее благополучие, и собственное величие в глазах прихожан. Вместо любви к ближнему он проповедует ненависть к инакомыслящим. 
    Сама Джоанн Харрис на своём личном писательском веб-сайте делится, что написала она этот роман, когда её дочери Аннушке было 3, и одной из главных героинь, Анук, стала как раз она, в месте с её воображаемым другом-кроликом Пантуфлем. С самых первых строк автор пишет, что посвящает данную историю своей прабабушке Андре Сорен (1892-1968), которая, как сообщает Джоанн, стала также прообразом для Арманды Вуазен и Вианн Роше. Она оказала сильное влияние на писателя, будучи влиятельной матриархальной фигурой и живым, эксцентричным, щедрым человеком

    Несмотря на то, что писательница достаточно популярна и занимает прочное место на литературном Олимпе, творчество Джоанн Харрис по каким-то причинам остается практически не изученным. Зарубежные исследования ограничиваются небольшими публикациями рецензионного и обзорного характера. Наиболее часто статьи и рецензии о книгах публикуются в таких газетах, как «Нью-Йорк Таймс», «Гардиан», «Индепендент», «Дейли мейл». Совсем небольшое количество статей, опубликованных в России. Касаются они лишь отдельных и узких аспектов творчества автора. Между тем, стоит заметить, что у Джоанн имеются награды, среди которых есть международные, за значительный вклад литературу, а также ей присвоена знаменитая премия Эдгара Аллана По. Её любят и уважают, как автора, по всему миру, а её персонажи отличаются яркостью, непохожестью и глубиной своих образов.

    Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости более тщательного ознакомлении с работами Дж.Харрис, исследовании литературных образов её произведений для дальнейшего их использования в педагогической практике.

    Объектом нашей работы являются особенности портретных характеристик в романе Джоанн Харрис "Шоколад".

    Предмет работы — портретизация героев романа Дж. Харрис "Шоколад".

    Целью нашей работы стал анализ художественного своеобразия романа Джоанн Харрис "Шоколад" с точки зрения портретизации героев.

    Достижение поставленной цели потребовало решения ряда частных задач:
    1) ознакомление с понятиями «портрет» и «портретизация»;
    2) раскрытие роли портрета в литературе как жанра художественной коммуникации;
    3) выявление художественных приемов и способов, использованных Джоанн Харрис при создании литературных портретов персонажей;
    4) определение особенностей портретных характеристик в системе образов романа Дж.Харрис "Шоколад».

    Новизна нашей работы заключается в расширении общего поля знаний по теме исследования и выявлении индивидуальных особенностей портретизации героев романа Дж. Харрис "Шоколад».

    Методологической базой курсового исследования послужили работы таких известных отечественных литературоведов как Поляков М., Баранов В., Бочаров А., Барахов В., и другие.

    Практическая ценность данной работы заключается в том, что полученные данные о средствах и способах описания внешности персонажей, реализуемых в тексте романа «Шоколад», способствуют более глубокому пониманию и интерпретации текста и могут, таким образом, использоваться в практике преподавания английского языка, особенно на старших курсах языкового вуза, на занятиях по домашнему чтению и анализу текста, а также при чтении английской литературы.


    Глава 1

    Портретизация как жанр художественной коммуникации

    Если говорить в общих чертах, литературный портрет – это описание внешности героя произведения. Конечно, речь идёт не только о внешнем облике, но также о его манере держаться, говорить, двигаться . Это касается внешнего вида и особенностей поведения. Писатель, в свою очередь, создает портрет героя для того, чтобы в голове читателя заработал его личный, так называемый, кинематограф, который поможет ему мысленно представить героя. Автора интересует не только внешность персонажа, так как через внешность он описывает и внутренние особенности героя: личностные качества, его черты характера, понимание мира и отношение к нему может быть отражено в описании одной лишь внешности героя.

    Литературный портрет является методом художественной характеристики, инструментом, с помощью которого автор создает образ персонажа, и это помогает читателю постигнуть, понять авторский замысел, оценить его отношение к происходящему.

    Портрет героя, описывая внешность, изображая фигуру, лицо, одежду, движения, жесты и манеры, помогает автору:

    1. Раскрыть характер персонажа.

    2. Изобразить его внутренний мир (переживания, помыслы, мечты и т.д.)

    3. Выразить идейное отношение к герою (как автор относится к герою, как его оценивает – одобряет или нет).[10]

      1. Определение понятия портетизация


    По мнению советского лингвиста, доктора филологических наук, Ожегова Сергея Ивановича, ПОРТРЕТ в данном значении трактуется как художественное изображение, образ литературного героя.[14]

    Опираясь на труды Хализева Валентина Евгеньевича, также доктора филологических наук и советского, российского литературоведа, ПОРТРЕТ ПЕРСОНАЖА — это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика). Портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека».

    Литературный портрет в произведении существует не сам по себе, а органично вписан в художественный текст. Очень часто, портрет персонажа дается сразу после появления героя в тексте. Но бывает и так, что только по ходу сюжета возможно увидеть прорисовку портрета того или иного героя, где автор даёт читателю время и возможность самому определить, что перед ним за персонаж.
    Портрет помогает читателю увидеть героя, наблюдать за сюжетом, делает повествование выразительным, зримым.
    То есть задача литературного портрета (каким бы он ни был: подробным или кратким) – создать цельный 
    художественный образ, без которого немыслим художественный текст. Создать его помогает деталь – выразительная подробность, благодаря которой текст приобретает особую изобразительность.

    Портретируемый выступает и как элемент вещного мира, и как чувственно

    воспринимаемый объект. В этом случае описываются черты

    внешнего облика, одежда, жесты, мимика, движения и т. п.: "An elderly small-featured man, wearing a felt hat rather than the round beret more common to the region, picks up the sad brown dog from between my legs with a look of polite apology. I see his thin graceful fingers moving in the dog's fur; the dog whines; the master's expression becomes complex with love, concern, guilt."[1]


      1. Особенности портретного описания


    В основе художественного произведения любого жанра лежит интерес к человеку: раскрытие потайных уголков натуры, его чувств, духовности, поступков - было и остается качественной основой познания человека посредством искусства и художественной литературы в частности. Как известно, подобная задача реализуется литературой через художественные образы, соответствующие свои закономерности. В частности, для создания и раскрытия образов художниками используются такие методы, как анализ, синтез, сравнение, сиcтематизация, обобщение и формы, а также средства, службы создания индивидуальности отдельного литературного персонажа. К таким средствам можно отнести и художественные портреты героев, обусловленные описанием их особенности - речь, привычки, внешность, одежда и другие качества. В этой связи можно привести мнение Л.Н. Толстого относительно художественного портрета героев: «Описание портрета героя не должно занимать десятки страниц. Если на первой странице автором намеренно описывается, скажем, рост или внешность отдельного персонажа, то читатель после нескольких эпизодов не сможет вспомнить особые черты внешности того героя. Поэтому портреты героев должны описываться непринужденно, в органической связи с сюжетом».[20]
    Естественная последовательность описаний портретов, как отмечено выше, должна развиваться с сюжетной линией произведения.

    Портрет литературного персонажа, представляющий собой один из способов создания его образа, может быть рассмотрен как отдельная проблема, исследование которой способствует более точному толкованию художественного произведения, раскрытию его идейного содержания.
    Как свидетельствуют работы, посвященные исследованию портретного описания, портрет литературного персонажа включает изображение наружности персонажа, черт лица, фигуры, поз, мимики, жестов, походки, голоса, одежды, возраста и некоторых других характеристик, в частности, фоновых. Описание портрета сосуществует с другими элементами литературного текста, в следствие чего мы можем наблюдать соединение таких речевых форм, как описание и повествование. Мимика героя, его движения и жесты выполняют важную роль, и они встречаются довольно часто, поэтому при рассмотрении статического портрета необходимо иногда обращаться к динамическому портрету. Принципы создания портрета, семантическая насыщенность компонентов и полнота описания находятся в прямой зависимости от места конкретного персонажа в произведении, а также определяются особенностями индивидуального стиля автора, его словесно-художественной установкой в данном произведении и жанровой принадлежностью текста.

    На основе филологического анализа языковой ткани словесно-художественных описаний внешности персонажей можно выявить тот потенциал, который способствует раскрытию характера литературного героя и замысла произведения в целом, а также выявить, в какой степени выбор того или иного слова, динамического взаимодействия слов в словосочетании, возникающие при этом различные коннотации, смысловые сдвиги в словах способствуют созданию художественных образов, отражению идей, взглядов писателя.

    Портрет литературного героя является одним из способов раскрытия его характера. В этой связи закономерным представляется тот факт, что объектом и предметом исследования становятся языковые средства, используемые в ходе формирования такого описательного контекста художественной прозы, как описание внешности персонажа.

    1.3 Детализированный портрет как вид литературного портрета


    Авторы литературных произведений дают подробное описание внешнего вида героя: роста, волос, лица, глаз, а также некоторых характерных индивидуальных признаков, рассчитанных на зрительное восприятие. Детализированный портрет в большинстве своём затрагивает всё, что можно было бы сказать о внешности героя, вплоть до деталей его одежды, движений, жестов, мимики.

    Подобный портрет дается автором, как правило, при первом представлении персонажа и сопровождается авторским комментарием, а в процессе развития сюжета на него накладываются осложнения.

    Если говорить о примерах из русской классической литературы, такой тип портретизации особенно часто встречается в романах И. С. Тургенева. Читатель сразу и в деталях получает представление о любимых героях писателя.
    1.4 Психологический портрет как вид литературного портрета


    Одним из самых распространённых и сложных видов портрета в литературе является психологический портрет героя.

    Психологический портрет — особым образом построенное описание внешности героя, которое отражает его внутреннее состояние (мысли, чувства, переживания) в определённый момент развития действия или же смену таких состояний.

    Существуют две разновидности психологического портрета:
    1) в портретном описании может быть подчеркнуто соответствие внешности героя его внутреннему миру;
    2) внешность героя и его внутренний мир соотносятся по принципу контраста.


    Первая разновидность психологического портрета широко используется всеми писателями. Его основа — убеждение в том, что внешность человека — зеркало его души, особенно если это человек открытый, искренний, не умеющий или не желающий притворяться. Даже в замкнутом, скрытном человеке внимательный наблюдатель может различить тайное, за внешностью-«маской» рассмотреть истинное «лицо». Классический пример такого портрета в русской литературе — психологический портрет Печорина в повести «Максим Максимыч» («Герой нашего времени»).

    Портрет позволяет писателю обнаружить несоответствие внешнего облика героя его подлинным душевным качествам. Чаще всего под напускным равнодушием и спокойствием человека скрываются сильные страсти и волнения. Видимая бедность эмоций маскирует внутреннюю энергию, способность к глубоким переживаниям. Иногда это противоречие не сразу открывается читателю.

      1. Литературный портрет как отдельный жанр в литературе




    В настоящее время большинство исследователей полагает, что портрет в литературном режиме является составной частью образа персонажа. По мнению М. Андрониковой, создание такого образа в литературе связано с художественным изображением, художественным претворением реальной личности, «портрет предполагает раскрытие личности, психологии модели… свойств, сущности, души человека».

    Ряд исследователей Л.Гинзбург, В.Барахов, Д.Жуков, по сложившейся в истории литературы традиции, жанр литературного портрета относят к разновидности мемуарной литературы. Проведение четкой границы между писательскими мемуарами и мемуарной литературой в широком смысле этого слова очень важно, так как литературный портрет в творчестве писателей представляет собой особую форму художественного воплощения авторского самосознания. В большинстве случаев - это способ «подведения итогов »творческого пути художника, художественное явление, созданное по своим законам отражения действительности, сравнимым, но не отождествляемым, с законами создания работы писателя.

    Литературоведы В.Баранов и А.Бочаров жанровую специфику литературного портрета рассматривают в соотнесении его с жанрами литературно-художественной критики, что достаточно естественно, в особенности, если учесть, что литературный портрет как отдельный жанр зародился в XVIII веке во французской литературной критике.

    Так, исследователь портретного жанра В.С. Барахов выделил четыре его разновидности:
    1) литературный портрет как жанр мемуарно-автобиографической литературы;
    2) литературный портрет как документально-биографическое повествование о давно умершем историческое деятеле, основанное на использовании документов;
    3) литературный портрет как жанр критики (творческий портрет);
    4) литературный портрет как жанр научно- монографического исследования о творчестве деятеля литературы или искусства. [7]

    Такой широкий подход к жанру литературного портрета кажется неправомерным, т. к. не учитывает принципиальных различий разных типов художественно-документальных форм и не принимает во внимание весь опыт западноевропейской и русской литературы. Например, вторую разновидность следует рассматривать как самостоятельный жанр художественной (или беллетризованной) биографии. Третья разновидность принадлежит к группе литературно-критических жанров, а четвертая относится к научным жанрам и не имеет эстетического значения.

    Портрет обладает специфической внутренней структурой. Самая общая отличи- тельная черта жанра - бессюжетность, которая прямо связано с особенностями архитектоники: портрету свойственна свободная («Мозаичная», «монтажная») композиция, основанная на чередовании сценок, зарисовок, диалогов и авторских разъяснений, обобщений и отступлений.

    Классическими образцами жанра литературного портрета в истории русской литературы можно считать произведением П.Вяземского «Фонвизин» и И.Аксакова «Ф.И.Тютчев».

    Ярко выраженный публицистический характер литературного портрета объясняется прежде всего в русской литературе он изначально был ориентирован не на литературные образцы, а «на широкие читательские круги», формированию и изменению общественного самосознания, которые были подчинены его содержание и структура.

    Синтетический характер жанра, проявляющийся в соединении элементов беллетристики и научного исследования, еще один важный признак литературного портрета, присущ для всех его жанровых разновидностей. Они дают «картину нравственной, политической, экономической, социальной жизни на определенном этапе исторического развития», и различаются форму материала, которая может быть «публицистической, беллетристической, лирической» [10]

    Эти, в целом справедливые замечания, подтверждаемые историей жанра, тем менее не дают основания четкую грань между литературным портретом как жанром критики и беллетризованной формы очеркового повествования. А между тем эти границы очень важны. Существенным отличием публицистического жанра, посвященного очерку творчества, и литературного портрета является предметом изображения, а также целевая установка, которой руководствуется автор при создании произведения.

    Предметом изображения в очерке творчества является художественный метод писателя, который обусловливает выполнение цели анализа процесса творчества и хронологического типа структуры повествования о нём. В литературном портрете предметом изображения выступает личность человека, концепция его характера на основе переработки впечатления автора.

    Известный литературовед М.Поляков жанровую специфику литературного портрета определяет в «конструкции» статьи и её «описательной стилистике». Конструктивным центром жанра является «образ автора-повествователя, сознание которого формируется под давлением исследованных и изображенных фактов. [15]

    Жанр литературного портрета обладает, таким образом, присущим мемуарной литературе, как способностью связывать прошлое и настоящее, представляя образ времени в его конкретном воплощении в облике портретируемого. По сравнению с «воспоминаниями» разного рода, жанр литературного портрета имеет локальную структуру, содержание и границы достижения устойчивого характера конфликта (ориентированность повествования на общественное мнение и спор с ним), особенности сюжетного построения и системы речевого воплощения повествования.

    В литературном портрете происходит соединение биографического и автобиографического начала, что становится основанием для воплощения нового типа времени. Авторское сознание становится таким же объектом изображения, как и внутренний мир портретируемого.

    В качестве вывода к главе можно сказать следующее:
    Жанр литературного портрета героя художественного произведения представляет собой описание внешности и характера человека. Это одно из средств создания художественного образа. Автор раскрывает характер своих героев и через изображение их внешности: фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Так автор может выразить своё отношение к этим персонажам. Приём этот может быть довольно сложен, ведь мы можем видеть героя глазами автора и его собственными глазами. Жесты и манеры героя могут быть описаны от лица автора или от лица других персонажей, которые воспринимают его по-своему.

      1   2


    написать администратору сайта