Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

  • Черепанов И.В.

  • Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО. Натурфилософия ф. В. Й. Шеллинга как единственно возможное изучение природы


    Скачать 11.77 Kb.
    НазваниеНатурфилософия ф. В. Й. Шеллинга как единственно возможное изучение природы
    АнкорДорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО
    Дата09.01.2023
    Размер11.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаelibrary_22669949_81854379.docx
    ТипДокументы
    #877514

    СЕКЦИЯ «ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ»

    НАТУРФИЛОСОФИЯ Ф. В. Й. ШЕЛЛИНГА

    КАК ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ

    Кленин П.В.

    студент 4 курса факультета философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Россия, г. Санкт-Петербург

    Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - выдающийся представитель немецкой классической философской традиции ещё в 19 веке смог ограничить круг проблем и об­ласть поиска их решения в естественнонаучных дисциплинах, или как их, обобщая, назы­вал он сам - в натурфилософии. Натурфилософия - является существенной составляющей частью всех знаний, то есть, не ответив на вопросы к природе - невозможно завершение системы знания вообще.

    Ключевые слова: натурфилософия, природа, философия, теоретическая физика, эм­пирическая физика.

    Всякое знание, которым обладает человек - совпадение субъективного и объективного, иначе говоря, совпадение представлений о предметах с са­мими предметами. Совокупность всего исключительно субъективного - ин­теллигенция, мыслительные процессы, а всего объективного - природа. [1, c. 232] Так становится понятно, что в системе знания интеллигенция - пред­ставляющее, а природа представляемое и выделять из них доминанту или главенствующую часть нет смысла, так как обе эти части знания неотъемле­мы и одинаково необходимы. И, тем не менее, для начала познания необхо­дима некоторая предпосылка, исходя из которой, объясняется все ей проти­волежащее. Иначе говоря, нужно определить изначальное основание: объяс­няется субъективное через объективное или объективное через субъективное. Эти вопросы являются основаниями для двух направлений в философии, ко­торые в совокупности есть наиболее полное знание. Поскольку эти направле­ния движутся к одной цели - к познанию, но их посылки разные, чтобы от­талкиваться от предельных оснований. Так трансцендентальная философия, объясняющая объективное через субъективное, занимается вопросами соот­ветствия представлений и представляемого и причинами этого соответствия в субъекте. Натурфилософия же, объясняющая субъективное через объектив­ное, отвечает на вопросы природы как данной для познания, в чём причина, закономерность и связь всех её проявлений, которые фиксирует человек.

    Главным отличием натурфилософии от трансцендентальной филосо­фии Шеллинг считает то, что трансцендентальная философия полагает при­роду только продуктом - завершённым объектом, в то время как натурфило­софия полагает природу как продукт и продуктивность одновременно - объ­ект, обладающий субъективными качествами. В каждый момент природа представляет собой завершённый продукт, имеет форму, которую мы можем фиксировать, но этот продукт не статичен и посредством продуктивности он видоизменяется в следующий продукт и так до бесконечности, потому что абсолютный переход продуктивности в продукт означал бы абсолютный по­кой, а абсолютный переход продукта в продуктивность означал бы отсут­ствие всякой материи и любых конечных форм. Объяснение же реального через идеальное чаще всего упирается в телеологию и фантазии, искажая этим науку о природе [2, c. 184]. И здесь Шеллинг выводит первую максиму натурфилософии - объяснять природу только силами природы.

    Эта реалистичная (в противоположность идеалистичной) наука имеет сходства с физикой, но физикой умозрительной, теоретической, а не эмпири­ческой. Тем не менее, умозрительной физикой её можно назвать тоже только с некоторыми оговорками: первая проблема науки физики - что есть движе­ние, не может быть решена механическим путём исходя из сил природы, так как каждое движение, таким образом, вытекает из предыдущего движения - получается «дурная бесконечность». Но, Шеллинг предлагает другой метод - представление динамической системы, где движение возникает не только из движения, но и из состояния покоя, в котором движение таится и только да­лее развивается в механистическое движение. Различие же эмпирической и умозрительной физики заключается в том, что умозрительная изучает изна­чальные причины всякого движения в природе, только динамические явле­ния. Эмпирическая никогда не достигает первоисточника движения в приро­де - занимается вторичными движениями. Так - умозрительная физика об­ращает внимание на внутренние движущие силы в природе, на её продуктив­ность, а эмпирическая - на внешние, объективные, на продукт природы.

    Следовательно, сама натурфилософия обращена не столько на явления природы, сколько на причины этих явлений. Но поскольку увидеть внутрен­ние причины действий природы невозможно, то исследователю требуется со­единяющее звено природного и субъективного - эксперимент. Исследователь в эксперименте вынуждает природу действовать в каких-то определённых условиях. А предпосылка любого эксперимента - гипотеза, иначе говоря, во­прос природе, в котором уже в скрытой форме содержится суждение, которое природе нужно подтвердить или опровергнуть. То есть объект для умозри­тельной физики априорен и становится объектом исследования только благо­даря субъекту, который ставит перед природой суждение в вопросительной форме. Эмпирическая физика обращена на ровно противоположное - на яв­ления природы, но отношение к ним у неё несознательное. Она опирается ис­ключительно на созерцание, то есть, на собирание фактов о природе, между которыми нет внутренней связи.

    Таким образом, желающий знать природу, а не созерцать её только лишь и копить эти сведения должен, по крайней мере, сознательно относить­ся к своей исследовательской деятельности и к её предмету, который отнюдь не ограничивается внешними проявлениями природы. Сознательно не озна­чает, что он должен исходить из позиций сознания, но не без него, иначе объектом исследования всегда будет являться нечто абстрактное и неполное или в противном случае что-то исключительно очевидное и не дополняемое. Поэтому результат исследования, как и его предмет, не сможет соответство­вать критериям объективности.

    Список литературы

    1. Шеллинг Ф.В.Й. - Система трансцендентального идеализма. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1987. Т.1.

    2. Шеллинг Ф.В.Й. - Введение к наброску системы натурфилософии, или о поня­тии умозрительной физики и о внутренней организации системы этой науки. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1987. Т.1.

    СТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТОРОЕНИЯ ДИАЛОГА

    И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

    Черепанова Н.В.

    доцент кафедры «Философия» НАЧОУ ВПО СГА, кандидат философских наук, доцент, Россия, г. Москва

    Черепанов И.В.

    преподаватель кафедры «Философия» НАЧОУ ВПО СГА,

    Россия, г. Москва

    В статье рассматриваются структурные принципы построения диалога: речевые акты как коммуникативные единицы диалога.

    Ключевые слова: диалог, межъязыковой диалог, локутивный акт, иллокутивный акт, перлокутивный акт, диалогическое единство, пять категорий речевых актов по Остину, пять базисных типов речевых актов

    В условиях прогресса, особенно в современном мире, роль диалога неуклонно растет. Прежде всего, это проявляется в тех возможностях, которые дает человеку новый этап НТР, этап компьютеризации, который породил виртуальность не только как способ функционирования машины, но и как феномен мышления, с его уникальной спецификой и уже складывающимися языком, нормами, ценностями и традициями, то есть - новой, особой культурой виртуального мира.

    Наконец, речь может и должна идти о тех возможностях, которые предзадаёт умение вести диалог на языках, не являющихся для него родными, тех которые он изучил. Межъязыковой диалог - основа современной межкультурной коммуникации.







    написать администратору сайта