Наука непогрешима, но ученые часто ошибаются.
Анатоль Франс
Научная картина мира в социально-гуманитарных науках
«Анализ сущности философского знания в разные исторические эпохи и содержания таких его функций, как обобщающая, синтезирующая и интегрирующая, приводит к выводу, что одной из важнейших задач философии является постижение онтологического отношения человека к миру, формирование целостного представления о нем, в совокупности всех его элементов и проявлений» [3]. Такое представление в современной культуре обозначается понятием «картина мира».
Научная картина мира начала формироваться с появлением первых достоверных знаний об отдельных сторонах и свойствах Вселенной еще в странах Древнего Востока и Греции. Она интенсивно складывалась в XVI-XVII вв., когда на смену геоцентризму пришел гелиоцентризм и возникла классическая механика.
В настоящее время под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира. Она возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.
Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение. Научная картина мира является особым типом знания, теоретической моделью исследуемой реальности. Научные картины мира выполняют три основные функции: 1) систематизируют научные знания, объединяют их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ; 3) обеспечивают объективацию научных знаний.
Гуманитарные науки — психология, социология, экономика, культурология и другие — вносят свой вклад в научную картину мира, исследуя человека, его сознание, мысли и его место в мире, сущность общественных событий, явлений, их индивидуализации или общность. Знания, полученные в исследовательских программах этих наук, могут дополнить или изменить взгляды естественных наук. Например, из наук гуманитарного цикла, нанесших сильный удар по механической картине мира, можно выделить психологию. Уже 3. Фрейд (1856-1939), открывший сферу бессознательного, сделал первый шаг на пути к осознанию недостаточности механической картины мира в качестве ориентира в исследовании психики.
Человек обладает знанием об окружающей Вселенной, о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела: естественно-научное и гуманитарное знание. Различие между естественным и гуманитарным знанием основано на разделении субъекта (человека) и объекта исследования (природы). При этом преимущественно изучается объект.
Таким образом, центром гуманитарной сферы познания является сам субъект познания. То есть то, что изучают естественные науки, есть материально. Предмет изучения гуманитарных дисциплин, напротив, носит скорее идеальный, духовный характер. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно-научного, является нестабильность и быстрая изменчивость объектов изучения. На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук характерны точные суждения. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии.
Научная картина мира как ценностно-мировоззренческая форма знания существует в науках главным образом неявно — в текстах, подтекстах, в несистематизированных высказываниях ученых о предпосылках теории. Научная картина мира только еще становится предметом философско-методологических исследований, за ней часто не признается право быть самостоятельной единицей знания. Содержательный логико-гносеологический анализ обнаруживает, что все три термина, входящие в понятие научной картины миры — «мир», «картина», «научная», — весьма многозначны. В самом деле, понятие «мир» по сути, есть развивающееся понятие, фиксирующее эволюцию научных и философских представлений о природе, обществе и познании в зависимости от конкретно-исторических способов и форм научной деятельности и социальной практики в целом.
В современном знании все чаще вместо термина «картина» употребляются иные термины: «модель», «интегральный образ», «онтологическая схема» и т.д. Это говорит о том, что изменяются сами способы синтезирования, интеграции научных знаний, т.е. осуществляется переход от научной картины мира как образа, наглядной картины к научной картине мира как особой логической форме научного знания.
Сегодня научная картина мира понимается как компонент оснований научного поиска, как картина исследуемой реальности, которая позволяет выявить и интерпретировать предмет науки, ее факты и теоретические схемы, новые исследовательские задачи и способы их решения. Именно через научную картину мира происходит передача фундаментальных идей и принципов из одной науки в другую.
В научной картине мира следует различать общенаучную и частнонаучные картины мира, а также социальную и естественно-научную картины. В общенаучной картине мира обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. В социальной и естественнонаучной картинах обобщаются знания социально-гуманитарных и естественных наук. Среди частнонаучных картин мира называют физическую, химическую, космологическую, космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и тому подобные картины мира.
Частнонаучные картины мира функционируют в конкретных областях знания. Например, в развитии физики известны три исторических типа научной картины мира: механическая, электродинамическая и квантово-релятивистская. Заметим, что построение последней еще не завершено. Общая картина мира возникает в результате синтеза философии и обобщений различных наук. Синтез специальных картин мира в общенаучную картину мира происходит на основе философских идей и принципов и в тесной связи с эмпирическим слоем знаний. Ядром научной картины мира являются элементы философско-мировоззренческого характера. Долгое время роль такой общей картины мира выполняла натурфилософия. Научная картина мира цементирует научное сообщество, обеспечивая единое пространство понимания изучаемых процессов.
Все больше осознается значимость понятия «научная картина мира» для методологии гуманитарных наук, что особенно проявилось в исследовании проблемы «Язык и научная картина мира». Так, введение понятия «научная картина мира» в антропологическую лингвистику позволяет выявить различные виды влияния человека на язык различных картин мира — религиозно-мифологическую, философскую, научную, художественную. Изучение и сопоставление различных видений языка в разных картинах мира позволяет увидеть новые пути познания его природы. Особая проблема — различие и взаимодействие концептуальной (более богатой, основанной на различных типах мышления) и языковой картин мира.
| |